Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в день Антипасхи о вере святых

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, после победоносного воскресения своего Господь наш Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам и апостолам. Евангелие содержит повествование об одиннадцати таких явлениях Воскресшего, которые мы читаем на вечернем богослужении. Кроме этого в Православной Церкви есть Священное Предание, которое дополняет Писание. Одно из них свидетельствует, что самое первое явление Иисуса Христа было Его Пречистой Преблагословенной Деве Марии, которая особенно нуждалась в этом свидетельстве Его Воскресения, что Её Возлюбленный Сын, Которому Она так безмолвно сострадала при Его распятии, воскрес из мертвых. И этим Христос принёс радость Пречистой Деве Марии и всем апостолам. Через это укрепились в вере и стали благовестниками Воскресения по всему миру.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам об одном из таких явлений в первый Воскресения в Иерусалиме. Среди апостолов в момент явления промыслительным образом не было апостола Фомы. Затем, когда апостолы, встретив Фому, сказали, что их Учитель жив, Фома не поверил этим словам и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Через восемь дней, снова Господь является им в Сионской горнице. Явившись сквозь закрытые двери (таким удивительным свойством обладало Его тело после воскресения), Он, обращаясь к Фоме, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:29).

Господь – Сердцеведец. Он знает все слова наши, все мысли наши и, являясь среди своих учеников, Он обращается непоссредственно к апостолу Фоме. Это важно знать и понимать, потому что очень часто вера наша колеблется, мы думаем, что Небо безмолвно, и мы сомневаемся в том, что Бог слышит наши молитвы. И в этом факте обращения к Фоме мы преисполняемся надеждой, что Он слышит любые движения нашего сердца, обращённые к Нему с мольбой, благодарением и славословием.

Апостол Фома, опытным образом убедившись в воскресении Христа, воскликнул, преисполнившись глубокой верой: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28). И приняв это исповедание Фомы, Господь и нам свидетельствует, что Он воскрес с телом своим, которое можно осязать. Фома руками трогал Его воскресшее тело, видел раны от гвоздей на руках и ногах.

Затем Господь говорит: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). С одной стороны, это утверждение направлено к нам, ведь мы не являемся современниками Христа, мы не были свидетелями, какими были апостолы, но тем не менее мы можем быть такими же свидетелями всех событий земной жизни Господа, в том числе и Его воскресения.

Сегодня Антипасха, а это продолжение пасхальной радости, так как в иудейской традиции восьмой день праздника был кульминационным в прославлении того или иного события истории. В песнопениях мы слышим такие слова: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су». То есть, мы уже увидели воскресение Христа. В прошедшем времени говорится о нас, когда в тот момент нас точно не было в Иерусалиме. А воскресение Христа вообще никто не видел. Церковь не ошибается и вслед за прп. Иоанном Дамаскиным говорит о нас, что мы видели воскресение Христово. О чём эти слова? О том, что, если крепка наша вера, то Господь присутствует среди нас. Он всегда присутствует. Преподобный Серафим Саровский во время одного из богослужений увидел Христа, который под сводами храма стоял и благословлял всех молящихся. Мы с вами, молясь в Пасхальную ночь чувствовали непременно, что Христос среди нас и есть, и будет. Поэтому эта вера делает нас свидетелями всех Его славных дел и явлений воскресшего Господа, мы вместе со всей Церковью, апостолами, жёнами-мироносицами говорим: «Воскресение Христово видевши» и поэтому — «поклонимся Святому Господу Иисусу».

Сегодня Церковь обращает внимание на особое значение веры в нашей жизни. Вера, с одной стороны, это – дар Божий, который Господь желает дать каждому. Господь даёт всем этот дар, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (см. 1 Тим. 2:4). Но всякий дар, полученный нами, надо сохранять и беречь, надо очень аккуратно им пользоваться, чтобы не разрушить, не потерять. Любой материальный подарок требует внимания и ухода, бережного отношения, тем более сакральный дар веры.

В Священном Писании есть такие слова: «Вера — от слышания» (Рим. 10:17), то есть от научения, от проповеди слова Божия, от чтения его, от укрепления в евангельском благовестии, от пребывания в молитве. Какой сильной была вера святых, которые с ликов икон взирают на нас. Эта вера двигала горами в буквальном смысле этого слова, эта вера исцеляла больных, воскрешала мертвых, эта вера проникала в будущее и видела судьбы мира. Дай Бог, чтобы эта вера крепкая, несокрушимая была и в нас, чтобы мы стремились ее сохранить, как огонь, который требует нашего внимания к поддержанию горения и не сгорания.

Будем молиться, как апостолы, которые обладали слабой верой и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5). Дай Бог, чтобы эта вера была деятельная, не та вера, о которой говорят околоцерковные люди: «Вера у нас в сердце, нам не нужна Церковь, не нужны посредники, мы сами напрямую с Богом общаемся». Это миф, это иллюзия, это прикрытие собственной лени и нежелание иметь веру.

Апостол Иаков говорит, что вера может быть демонической, ведь «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Как могут бесы веровать? Да очень просто, они не просто веруют, они об этом знают опытным путём. И в этом падшем состоянии они знают, что Бог есть и трепещут от Его Божественной силы и всемогущества. Но эта вера не меняет их, она ни к чему их не приводит. Вера, перешедшая в знание, она уводит их от Бога и погружает их в такое богоборческое состояние.

Очень важно, дорогие братья и сестры, следить за  своим внутренним миром, чтобы вера, которая в нас есть, меняла нас, преображала нашу жизнь, тогда она будет настоящая, живая, действенная, которая соединяет нас с Богом. Вера – это очень ёмкое глубинное понятие, которое состоит из многих факторов, но есть один, без которого вера не будет полной, будет нереальной. Вера не как уверенность в существование Бога, в этом нет ничего уникального и ничего сверхъестественного, а вера как доверие Богу, как вручение Ему всей своей жизни. Это вера, что всё, что происходит с тобой, всё – от Бога тебе ниспосылается и Бог никогда не забывает о тебе. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (см. Мф. 6:33).

Дай Бог, чтобы мы имели эту веру святых. Праотец Авраам, который называется отцом всех верующих, услышав обетование Божие, оставляет насиженное место, обустроенное в Уре Халдейском и, услышав зов Божий, идёт сам не зная куда, преисполнившись доверия Богу. Он даже готов был принести в жертву своего единственного сына. Действие абсолютно абсурдное, нечеловеческое, жестокое с нашей точки зрения: как это можно, убить собственного сына? Но ему повелел это Бог, и он не раздумывал, не рассуждал о том, что это такое, зачем это нужно, он готов был это сделать. Занёс нож над сыном своим и в этот момент предельного доверия Богу, Бог остановил его послушную руку и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12).

Дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы и наша жизнь была преисполнена хоть малого доверия Богу, будем назидаться богослужебными словами, которые мы слышим: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».

Аминь.

9 мая 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, после победоносного воскресения своего Господь наш Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам и апостолам. Евангелие содержит повествование об одиннадцати таких явлениях Воскресшего, которые мы читаем на вечернем богослужении. Кроме этого в Православной Церкви есть Священное Предание, которое дополняет Писание. Одно из них свидетельствует, что самое первое явление Иисуса Христа было Его Пречистой Преблагословенной Деве Марии, которая особенно нуждалась в этом свидетельстве Его Воскресения, что Её Возлюбленный Сын, Которому Она так безмолвно сострадала при Его распятии, воскрес из мертвых. И этим Христос принёс радость Пречистой Деве Марии и всем апостолам. Через это укрепились в вере и стали благовестниками Воскресения по всему миру.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам об одном из таких явлений в первый Воскресения в Иерусалиме. Среди апостолов в момент явления промыслительным образом не было апостола Фомы. Затем, когда апостолы, встретив Фому, сказали, что их Учитель жив, Фома не поверил этим словам и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Через восемь дней, снова Господь является им в Сионской горнице. Явившись сквозь закрытые двери (таким удивительным свойством обладало Его тело после воскресения), Он, обращаясь к Фоме, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:29).

Господь – Сердцеведец. Он знает все слова наши, все мысли наши и, являясь среди своих учеников, Он обращается непоссредственно к апостолу Фоме. Это важно знать и понимать, потому что очень часто вера наша колеблется, мы думаем, что Небо безмолвно, и мы сомневаемся в том, что Бог слышит наши молитвы. И в этом факте обращения к Фоме мы преисполняемся надеждой, что Он слышит любые движения нашего сердца, обращённые к Нему с мольбой, благодарением и славословием.

Апостол Фома, опытным образом убедившись в воскресении Христа, воскликнул, преисполнившись глубокой верой: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28). И приняв это исповедание Фомы, Господь и нам свидетельствует, что Он воскрес с телом своим, которое можно осязать. Фома руками трогал Его воскресшее тело, видел раны от гвоздей на руках и ногах.

Затем Господь говорит: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). С одной стороны, это утверждение направлено к нам, ведь мы не являемся современниками Христа, мы не были свидетелями, какими были апостолы, но тем не менее мы можем быть такими же свидетелями всех событий земной жизни Господа, в том числе и Его воскресения.

Сегодня Антипасха, а это продолжение пасхальной радости, так как в иудейской традиции восьмой день праздника был кульминационным в прославлении того или иного события истории. В песнопениях мы слышим такие слова: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су». То есть, мы уже увидели воскресение Христа. В прошедшем времени говорится о нас, когда в тот момент нас точно не было в Иерусалиме. А воскресение Христа вообще никто не видел. Церковь не ошибается и вслед за прп. Иоанном Дамаскиным говорит о нас, что мы видели воскресение Христово. О чём эти слова? О том, что, если крепка наша вера, то Господь присутствует среди нас. Он всегда присутствует. Преподобный Серафим Саровский во время одного из богослужений увидел Христа, который под сводами храма стоял и благословлял всех молящихся. Мы с вами, молясь в Пасхальную ночь чувствовали непременно, что Христос среди нас и есть, и будет. Поэтому эта вера делает нас свидетелями всех Его славных дел и явлений воскресшего Господа, мы вместе со всей Церковью, апостолами, жёнами-мироносицами говорим: «Воскресение Христово видевши» и поэтому — «поклонимся Святому Господу Иисусу».

Сегодня Церковь обращает внимание на особое значение веры в нашей жизни. Вера, с одной стороны, это – дар Божий, который Господь желает дать каждому. Господь даёт всем этот дар, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (см. 1 Тим. 2:4). Но всякий дар, полученный нами, надо сохранять и беречь, надо очень аккуратно им пользоваться, чтобы не разрушить, не потерять. Любой материальный подарок требует внимания и ухода, бережного отношения, тем более сакральный дар веры.

В Священном Писании есть такие слова: «Вера — от слышания» (Рим. 10:17), то есть от научения, от проповеди слова Божия, от чтения его, от укрепления в евангельском благовестии, от пребывания в молитве. Какой сильной была вера святых, которые с ликов икон взирают на нас. Эта вера двигала горами в буквальном смысле этого слова, эта вера исцеляла больных, воскрешала мертвых, эта вера проникала в будущее и видела судьбы мира. Дай Бог, чтобы эта вера крепкая, несокрушимая была и в нас, чтобы мы стремились ее сохранить, как огонь, который требует нашего внимания к поддержанию горения и не сгорания.

Будем молиться, как апостолы, которые обладали слабой верой и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5). Дай Бог, чтобы эта вера была деятельная, не та вера, о которой говорят околоцерковные люди: «Вера у нас в сердце, нам не нужна Церковь, не нужны посредники, мы сами напрямую с Богом общаемся». Это миф, это иллюзия, это прикрытие собственной лени и нежелание иметь веру.

Апостол Иаков говорит, что вера может быть демонической, ведь «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Как могут бесы веровать? Да очень просто, они не просто веруют, они об этом знают опытным путём. И в этом падшем состоянии они знают, что Бог есть и трепещут от Его Божественной силы и всемогущества. Но эта вера не меняет их, она ни к чему их не приводит. Вера, перешедшая в знание, она уводит их от Бога и погружает их в такое богоборческое состояние.

Очень важно, дорогие братья и сестры, следить за  своим внутренним миром, чтобы вера, которая в нас есть, меняла нас, преображала нашу жизнь, тогда она будет настоящая, живая, действенная, которая соединяет нас с Богом. Вера – это очень ёмкое глубинное понятие, которое состоит из многих факторов, но есть один, без которого вера не будет полной, будет нереальной. Вера не как уверенность в существование Бога, в этом нет ничего уникального и ничего сверхъестественного, а вера как доверие Богу, как вручение Ему всей своей жизни. Это вера, что всё, что происходит с тобой, всё – от Бога тебе ниспосылается и Бог никогда не забывает о тебе. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (см. Мф. 6:33).

Дай Бог, чтобы мы имели эту веру святых. Праотец Авраам, который называется отцом всех верующих, услышав обетование Божие, оставляет насиженное место, обустроенное в Уре Халдейском и, услышав зов Божий, идёт сам не зная куда, преисполнившись доверия Богу. Он даже готов был принести в жертву своего единственного сына. Действие абсолютно абсурдное, нечеловеческое, жестокое с нашей точки зрения: как это можно, убить собственного сына? Но ему повелел это Бог, и он не раздумывал, не рассуждал о том, что это такое, зачем это нужно, он готов был это сделать. Занёс нож над сыном своим и в этот момент предельного доверия Богу, Бог остановил его послушную руку и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12).

Дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы и наша жизнь была преисполнена хоть малого доверия Богу, будем назидаться богослужебными словами, которые мы слышим: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».

Аминь.

09.05.2021
Предыдущая проповедь

2 мая 2021

Христос Воскресе!!!
Следующая проповедь

16 мая 2021

Слово о женах-мироносицах.

Все проповеди за 2021 год

декабрь 2021

ноябрь 2021

октябрь 2021

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00