Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в день памяти влкмц. Екатерины

Дорогие братия и сестры. Сегодня наряду с воскресным днём -день памяти удивительной святой древней Церкви — святой великомученицы Екатерины. Эта великомученица всегда была почитаема и окружена особенной любовью верующего народа. Она особенно почитаема в восточных древних Церквях, в Греции, на Кипре и особенно любима она также и в России. Множество храмов, воздвигаемых в её честь, во славу Божию есть и у нас в Петербурге: и Екатерининский собор, который находится на Васильевском острове; и Екатерининский собор, который восстановлен сейчас в Царском Селе; и в нашем районе есть храм великомученицы Екатерины в поселке Мурино. Также написано множество чтимых, окружённых особой любовью верующих, икон этой святой. Её почитание также выражается в том, что очень много женщин во все времена и в наши дни носят имя этой великой святой своей покровительницы. Древняя Церковь славна житиями таких великих святых, как Екатерина и святая великомученица Варвара. Их очень много, и многие моменты роднят и объединяют эти жития.

Сегодня речь пойдёт о великомученице Екатерине. Она пострадала за Христа уже в начале IV века. Уже, казалось бы, вот-вот, скоро появится эдикт императора Константина Великого, гонения на христиан прекратятся, и их жизни ничто не будет угрожать. Но как, может быть, последняя жертва Богу от земной воинствующей Церкви отдаёт свою жизнь святая великомученица Екатерина Богу как свидетельство особенной верности и любви Ему.

Она была дочерью правителя Александрии в Египте и в силу этого отличалась необыкновенным богатством. Это вещи естественные. Дочь президента, дочь губернатора, дочь главы района и так далее — все они далеко не из нищего сословия, тем более в древней Церкви. Помимо богатства, которым окружил её отец, она отличалась знатностью рода. То есть, это богатство не было каким-то пришлым, искусственным, а передавалось из поколения в поколение в этом роду, и сохранялись эти славные традиции, которыми был знаменит её род. Это не просто почёт и уважение, а это особая жизнь с особым этикетом, с особым кругом общения, с особой культурой. Подобной культурой отличалось наше русское дворянство, полностью уничтоженное советской властью, для которых иная культура, более высокая в жизни человеческой, была абсолютно неприемлема, потому что обнажала собственную несостоятельность и никчемность.

Что же такое — знатность рода? Дорогие братия и сестры, сейчас, вроде бы, исходные данные всех людей одинаковы, и все равны перед законом, перед конституцией. Но, тем не менее, очень важно, из какой семьи происходит человек. Раньше даже жениха или невесту своему ребёнку выбирали, глядя на родителей, по пословице, наверное: «яблочко от яблони недалеко падает». И каковы родители, если всё в семье благополучно и царит взаимопонимание и любовь, то, значит, такого ребёнка можно брать из той семьи и быть спокойным, что всё будет благополучно, и брак новый сложится.

Знатность рода. Те традиции, которые собираются из поколения в поколение, очень важны, они фиксируются на генном уровне и влияют на формирование ребёнка, который рождается в такой семье, которая отличается какими-то особыми традициями, особенными дарованиями. И, конечно, если родители талантливы, зарекомендовали себя, отличились в области какого-то человеческого знания, творчества, искусства и так далее, то есть надежда, что эти таланты предаются и детям. Манера держать себя и культура общения передаются от родителей к детям из поколения в поколение. И из этих качеств, как из драгоценных крупиц и складывается такое понятие,- как знатность рода.

Екатерина, вспоминаемая нами сегодня, обладала всеми такими качествами, богатством, знатностью рода. Следующее качество, которое отличало её: она была необыкновенно красива. Сейчас красота — это риск и опасность для жизни. И по улицам ходить опасно после шести часов вечера, и можно попасть на какой-нибудь конкурс красоты. Даже в нашем убогом Всеволожске организован конкурс «королева красоты» в Южном микрорайоне для привлечения посетителей в новый ресторан. Понимаете, каким духом тщеславия это сразу окутывает участников конкурса? «А вдруг и мне рискнуть, со слоем штукатурки-макияжа, после парикмахерской, а вдруг и меня туда пропустят, и что-нибудь в жизни тогда поменяется?» Всё это соединено с грехом. Очень опасно родителям подталкивать своих детей на участие в таких конкурсах, в таких мероприятиях. Они заканчиваются все одинаково: блудом и разбитыми, несложившимися семьями.

А Екатерина блистала необыкновенной красотой.

Однажды в древней Церкви был такой интересный эпизод. Нонн, епископ Иллиопольский, прибывший в Антиохию на церковный собор, беседовал с пресвитером и епископами, подвластными ему, возле храма святого Юлиана. В это время мимо храма проходит женщина ослепительной красоты. И все, кто был рядом с епископом, невольно обернулись и посмотрели на эту женщину, лишь Нонн сидел невозмутимым. Спустя некоторое время епископы другие молодые священники спрашивали его: «что же ты, старец, можешь сказать об этой женщине?» А он говорит: «Я поражён красотой и убранством этой женщины, она многому может нас научить. Она поставила своей целью нравиться людям, выглядеть красивее других женщин, и она своего достигла. А мы? Мы, имеющие Отца Небесного, который желает видеть во всей красе души наши, мы, кому обещано блаженство видеть Бессмертного, на которого не дерзают взирать и Ангелы, стараемся ли мы ради того, чтобы достойно предстать перед Ним, украсить наши души хоть наполовину с таким усердием, с каким эта женщина украшает свое тело?» Как говорит церковное предание, вскоре после этой встречи епископ Нонн крестил эту женщину, она стала христианкой и окончила свою земную жизнь в своей келии на Елеонской горе возле Иерусалима. Церковь её прославляет как преподобную Пелагию Палестинскую.

Четвертым отличием Екатерины, кроме перечисленных характеристик, вожделенных для нас: богатство, знатность рода, красота, было то, что она обладала высочайшим образованием и интеллектом. Она знала в совершенстве всю греческую философию, все писания мудрецов, её современников, живших ранее. О её мудрости ходили настоящие легенды. И придя в совершенный возраст, её родители особенно думали о том, чтобы определить её жизнь — выдать замуж, как думают это и современные родители, имея дочь или сына в таком совершенном возрасте. И, конечно, под стать себе ищут спутницу или спутника для своего ребёнка. Екатерина тоже соглашалась на эти думы и заботы родителей, только говорила, что выйдет замуж только за того, кто обладает такой же знатностью рода, таким же богатством, таким же умом и такой же красотой. Родители пришли в тупик от этих запросов своей дочери. Они говорили о том, что, может быть, более богатого-то можно поискать, если чуть-чуть взять повыше, из царской семьи, но с красотой уже проблемы. Со знатностью рода, может быть, можно найти, но чтобы с таким умом и с таким образованием найти жениха в Египте и в Римской империи совершенно нереально.

Однажды один благочестивый старец, пресвитер встретился Екатерине и сказал, что у него есть такой жених, который превосходит её и знатностью рода, и богатством. Ему принадлежит вся Вселенная, и ум Его непостижим. Он имел в виду Христа, бессмертного жениха каждой человеческой души. Увидев, что Екатерина восприимчива к слову благовестия, он вручил ей икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Матери этого Небесного Великого Жениха, Который не только сравниться может, а превосходит её в неизмеримое число раз по всем совершенствам, которыми наградил её Бог. Может быть, Екатерину это сначала как-то заинтриговало, но потом душа её просвещённая, осеняемая благодатью Божией, стала восприимчива к вере, и она пламенно молилась Божией Матери перед этой иконой, чтобы Мать, родившая этого бессмертного, прекрасного Жениха, удостоила её увидеть Его и сочетаться с

Ним браком. В одном из видений Екатерине явились Божия Матерь и Христос, Который отворачивал от неё Свой взор. Пречистая Богоматерь говорила Христу: «посмотри на эту девицу, какая она прекрасная, какая умная», но Он отворачивал от неё взор, потому что она не была ещё просвещена светом веры Христовой и не приняла таинство святого Крещения. А затем, когда она крестилась от этого благочестивого пресвитера и стала христианкой, она видит новое таинственно видение: Христос даёт ей перстень, снимая его со Своей руки, обручает её и делает как бы Своей невестой. В память этого таинственного обручения Екатерины со Христом паломникам на Синае в древнем монастыре великомученицы Екатерины всем дарят такие миниатюрные, маленькие колечки после того, как приложатся паломники к её святым мощам. В память этого обручения, которое должно состояться в жизни каждого человека, это реальная, неразрывная связь, которая должна сопровождаться необыкновенной ответной любовью человека ко Христу.

Святая великомученица Екатерина отвергла все эти необыкновенные дарования, которыми наградил её Бог. Она всё посчитала за ничто, предпочитая верность Христу всем этим великим дарам, которыми наградил её Бог. Может быть, её жизнь в этом смысле можно сравнить с поступком блаженной Ксении Петербургской, когда, оказавшись в великой скорби после потери мужа, она разум отвергла, привела его как бы в послушание Христу. Разум — это высшая характеристика бессмертного человеческого духа, который больше всего отличает нас от мира бессловесных тварей, животных. Разум, от Бога данный нам. И блаженная Ксения отвергла этот разум, посчитала, что лучше казаться безумной в глазах людей, только бы спасти душу мужа в вечности. Такой подвиг безумия она приняла ради спасения безвременно скончавшегося своего супруга.

И святая великомученица Екатерина все эти блага и привилегии отвергла, когда римский император Максимилиан требовал от неё всего-навсего отречения от Христа, которое могло выразиться в слове или в принесении жертвы. А жертва могла быть самая минимальная, как у нас: помощники в кадило ладан кладут батюшке в алтаре, так и ей нужно было на жертвенник в языческом храме кинуть ладан. Это означало благоговение и преклонение перед идолами. Но Екатерина отказалась от всяких компромиссов, от лицемерия, от сделки со своей совестью и понимала, что за этим последуют мучения. На её иконе всегда изображаются орудия страданий: колесо с острыми зубьями, другие предметы страшных пыток, которые она претерпела.

Великомученица Екатерина прославляется в особом сонме святых — не просто мучеников, а великомучеников. Их немного, может быть, чуть более десятка имён великомучеников: женских и мужских, которые отмечены Церковью благодаря тому, что они либо претерпели особые страдания, либо, как в случае с Екатериной, в большей степени имели значение не сами величайшие страдания, а то, что их поступок имел огромное воздействие на окружающих. Все язычники приходили в изумление при виде этих страданий, когда дочь правителя отказалась принести жертву и, отвергнув знатность рода, богатство, которым могла выкупить себе жизнь, всё посчитала за ничто, лишь бы со Христом жить и с Ним умереть.

Сегодня празднуется также память императрицы Августы, супруги императора Максимилиана, его славного, любимого полководца Порфирия и память двухсот воинов, которые участвовали в страданиях, мучениях Екатерины и, вдохновившись её примером, стали сами христианами. Вот так мужественно страдала Екатерина, что сразу в этот же день двести воинов, военачальник и супруга императора, взирая на стойкость Екатерины, исповедовали веру христианскую и доказали эту верность, омыв свои души и тела мученической кровью.

Святая великомученица Екатерина призывает нас к очень большой ответственности. Она говорит ясно и доступно о том, что христиане должны быть самыми прекрасными людьми. Отложим сразу в сторону богатство, знатность рода — Октябрьская революция всех нас лишила этих привилегий и отличий. Будем воспринимать лишь красоту, духовную красоту душ, лишённых греха, непричастных греху. И принесём эту внутреннюю красоту Христу.

А в плане стремления к образованию — дай Бог, чтобы, пока мы живы, мы всегда чему-нибудь учились, потому что остановка в этом — это деградация. Она ведёт к таким страшным

последствиям, когда человек опускается, теряя самоконтроль, теряя самообразование в своей жизни. Поэтому будем стремиться и детям нашим, и внукам дать хорошее образование.

Наши великие святители Григорий Богослов, Василий Великий и другие, которые обессмертили свои имена и привнесли в Церковь колоссальный научный, богословский вклад, учились в языческих школах в Афинах, в Египте, в Александрии, в других городах, где были центры учёности. И дай Бог, чтобы и современные христиане не были такими опрощёнными, такими простенькими — чуть-чуть ПТУ и всё, и не больше. Чтобы мы стремились к знанию и высоко несли имя христианина в своей жизни.

Святая великомученица Екатерина, наконец, утверждает нас в верности Христу. Она говорит, что всегда мы должны быть христианами. Сейчас для нас с вами даже сложно представить, что возможны времена гонений за веру: за то, что ты ходишь в церковь; за то, что ты молишься дома; за то, что ты носишь крест на груди. Уже нам и представить сложно, что те советские богоборческие времена уже прошли. Ведь расстрелы и преследования верующих окончились в послевоенное время, наверное. До эпохи Хрущева они ещё были, когда людей и в тюрьмы сажали, и с работы увольняли, и вызывали, смеясь и издеваясь, на политсобрания, и в школах детей верующих травили. И слава Богу, что сейчас Господь нам даровал жить в период санкций, в период свободы, когда немножко экономически тучи сгущаются, но дух должен возвышаться, потому что, когда чуть тяжелее становится жить, вера должна усиливаться, потому что так устроен человек: когда тяжелее, тогда и к Богу легче обращаться, естественнее в силу, может быть, несовершенства человеческой природы. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока болезни к тебе не подберутся, прочие искушения, то человек всё откладывает на потом.

А святая великомученица Екатерина учит нас верности Христу всегда: не только в домашней молитве, в стенах дома, где нас никто не видит; не только в храме, а везде — на работе, в обществе, на транспорте, в магазине, в банке, на почте — везде мы должны не забывать, что мы христиане и вести себя так, как предписывает Христос. Не знаете, как? Представьте, как бы поступил на вашем месте Христос, если бы Он стоял в очереди вместо вас на почте, в сбербанке, в транспорте, как бы Он на вашем месте ответил, посмотрел, что бы Он сделал, и вам совесть подскажет, как надо исполнять заповеди Божии и как жить в окружающем нас обществе и мире, вне стен храма.

И дай Бог, чтобы нам помощницей в этом, живым и ярким примером была святая великомученица Екатерина, память которой мы сегодня празднуем.

Аминь.

7 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня наряду с воскресным днём -день памяти удивительной святой древней Церкви — святой великомученицы Екатерины. Эта великомученица всегда была почитаема и окружена особенной любовью верующего народа. Она особенно почитаема в восточных древних Церквях, в Греции, на Кипре и особенно любима она также и в России. Множество храмов, воздвигаемых в её честь, во славу Божию есть и у нас в Петербурге: и Екатерининский собор, который находится на Васильевском острове; и Екатерининский собор, который восстановлен сейчас в Царском Селе; и в нашем районе есть храм великомученицы Екатерины в поселке Мурино. Также написано множество чтимых, окружённых особой любовью верующих, икон этой святой. Её почитание также выражается в том, что очень много женщин во все времена и в наши дни носят имя этой великой святой своей покровительницы. Древняя Церковь славна житиями таких великих святых, как Екатерина и святая великомученица Варвара. Их очень много, и многие моменты роднят и объединяют эти жития.

Сегодня речь пойдёт о великомученице Екатерине. Она пострадала за Христа уже в начале IV века. Уже, казалось бы, вот-вот, скоро появится эдикт императора Константина Великого, гонения на христиан прекратятся, и их жизни ничто не будет угрожать. Но как, может быть, последняя жертва Богу от земной воинствующей Церкви отдаёт свою жизнь святая великомученица Екатерина Богу как свидетельство особенной верности и любви Ему.

Она была дочерью правителя Александрии в Египте и в силу этого отличалась необыкновенным богатством. Это вещи естественные. Дочь президента, дочь губернатора, дочь главы района и так далее — все они далеко не из нищего сословия, тем более в древней Церкви. Помимо богатства, которым окружил её отец, она отличалась знатностью рода. То есть, это богатство не было каким-то пришлым, искусственным, а передавалось из поколения в поколение в этом роду, и сохранялись эти славные традиции, которыми был знаменит её род. Это не просто почёт и уважение, а это особая жизнь с особым этикетом, с особым кругом общения, с особой культурой. Подобной культурой отличалось наше русское дворянство, полностью уничтоженное советской властью, для которых иная культура, более высокая в жизни человеческой, была абсолютно неприемлема, потому что обнажала собственную несостоятельность и никчемность.

Что же такое — знатность рода? Дорогие братия и сестры, сейчас, вроде бы, исходные данные всех людей одинаковы, и все равны перед законом, перед конституцией. Но, тем не менее, очень важно, из какой семьи происходит человек. Раньше даже жениха или невесту своему ребёнку выбирали, глядя на родителей, по пословице, наверное: «яблочко от яблони недалеко падает». И каковы родители, если всё в семье благополучно и царит взаимопонимание и любовь, то, значит, такого ребёнка можно брать из той семьи и быть спокойным, что всё будет благополучно, и брак новый сложится.

Знатность рода. Те традиции, которые собираются из поколения в поколение, очень важны, они фиксируются на генном уровне и влияют на формирование ребёнка, который рождается в такой семье, которая отличается какими-то особыми традициями, особенными дарованиями. И, конечно, если родители талантливы, зарекомендовали себя, отличились в области какого-то человеческого знания, творчества, искусства и так далее, то есть надежда, что эти таланты предаются и детям. Манера держать себя и культура общения передаются от родителей к детям из поколения в поколение. И из этих качеств, как из драгоценных крупиц и складывается такое понятие,- как знатность рода.

Екатерина, вспоминаемая нами сегодня, обладала всеми такими качествами, богатством, знатностью рода. Следующее качество, которое отличало её: она была необыкновенно красива. Сейчас красота — это риск и опасность для жизни. И по улицам ходить опасно после шести часов вечера, и можно попасть на какой-нибудь конкурс красоты. Даже в нашем убогом Всеволожске организован конкурс «королева красоты» в Южном микрорайоне для привлечения посетителей в новый ресторан. Понимаете, каким духом тщеславия это сразу окутывает участников конкурса? «А вдруг и мне рискнуть, со слоем штукатурки-макияжа, после парикмахерской, а вдруг и меня туда пропустят, и что-нибудь в жизни тогда поменяется?» Всё это соединено с грехом. Очень опасно родителям подталкивать своих детей на участие в таких конкурсах, в таких мероприятиях. Они заканчиваются все одинаково: блудом и разбитыми, несложившимися семьями.

А Екатерина блистала необыкновенной красотой.

Однажды в древней Церкви был такой интересный эпизод. Нонн, епископ Иллиопольский, прибывший в Антиохию на церковный собор, беседовал с пресвитером и епископами, подвластными ему, возле храма святого Юлиана. В это время мимо храма проходит женщина ослепительной красоты. И все, кто был рядом с епископом, невольно обернулись и посмотрели на эту женщину, лишь Нонн сидел невозмутимым. Спустя некоторое время епископы другие молодые священники спрашивали его: «что же ты, старец, можешь сказать об этой женщине?» А он говорит: «Я поражён красотой и убранством этой женщины, она многому может нас научить. Она поставила своей целью нравиться людям, выглядеть красивее других женщин, и она своего достигла. А мы? Мы, имеющие Отца Небесного, который желает видеть во всей красе души наши, мы, кому обещано блаженство видеть Бессмертного, на которого не дерзают взирать и Ангелы, стараемся ли мы ради того, чтобы достойно предстать перед Ним, украсить наши души хоть наполовину с таким усердием, с каким эта женщина украшает свое тело?» Как говорит церковное предание, вскоре после этой встречи епископ Нонн крестил эту женщину, она стала христианкой и окончила свою земную жизнь в своей келии на Елеонской горе возле Иерусалима. Церковь её прославляет как преподобную Пелагию Палестинскую.

Четвертым отличием Екатерины, кроме перечисленных характеристик, вожделенных для нас: богатство, знатность рода, красота, было то, что она обладала высочайшим образованием и интеллектом. Она знала в совершенстве всю греческую философию, все писания мудрецов, её современников, живших ранее. О её мудрости ходили настоящие легенды. И придя в совершенный возраст, её родители особенно думали о том, чтобы определить её жизнь — выдать замуж, как думают это и современные родители, имея дочь или сына в таком совершенном возрасте. И, конечно, под стать себе ищут спутницу или спутника для своего ребёнка. Екатерина тоже соглашалась на эти думы и заботы родителей, только говорила, что выйдет замуж только за того, кто обладает такой же знатностью рода, таким же богатством, таким же умом и такой же красотой. Родители пришли в тупик от этих запросов своей дочери. Они говорили о том, что, может быть, более богатого-то можно поискать, если чуть-чуть взять повыше, из царской семьи, но с красотой уже проблемы. Со знатностью рода, может быть, можно найти, но чтобы с таким умом и с таким образованием найти жениха в Египте и в Римской империи совершенно нереально.

Однажды один благочестивый старец, пресвитер встретился Екатерине и сказал, что у него есть такой жених, который превосходит её и знатностью рода, и богатством. Ему принадлежит вся Вселенная, и ум Его непостижим. Он имел в виду Христа, бессмертного жениха каждой человеческой души. Увидев, что Екатерина восприимчива к слову благовестия, он вручил ей икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Матери этого Небесного Великого Жениха, Который не только сравниться может, а превосходит её в неизмеримое число раз по всем совершенствам, которыми наградил её Бог. Может быть, Екатерину это сначала как-то заинтриговало, но потом душа её просвещённая, осеняемая благодатью Божией, стала восприимчива к вере, и она пламенно молилась Божией Матери перед этой иконой, чтобы Мать, родившая этого бессмертного, прекрасного Жениха, удостоила её увидеть Его и сочетаться с

Ним браком. В одном из видений Екатерине явились Божия Матерь и Христос, Который отворачивал от неё Свой взор. Пречистая Богоматерь говорила Христу: «посмотри на эту девицу, какая она прекрасная, какая умная», но Он отворачивал от неё взор, потому что она не была ещё просвещена светом веры Христовой и не приняла таинство святого Крещения. А затем, когда она крестилась от этого благочестивого пресвитера и стала христианкой, она видит новое таинственно видение: Христос даёт ей перстень, снимая его со Своей руки, обручает её и делает как бы Своей невестой. В память этого таинственного обручения Екатерины со Христом паломникам на Синае в древнем монастыре великомученицы Екатерины всем дарят такие миниатюрные, маленькие колечки после того, как приложатся паломники к её святым мощам. В память этого обручения, которое должно состояться в жизни каждого человека, это реальная, неразрывная связь, которая должна сопровождаться необыкновенной ответной любовью человека ко Христу.

Святая великомученица Екатерина отвергла все эти необыкновенные дарования, которыми наградил её Бог. Она всё посчитала за ничто, предпочитая верность Христу всем этим великим дарам, которыми наградил её Бог. Может быть, её жизнь в этом смысле можно сравнить с поступком блаженной Ксении Петербургской, когда, оказавшись в великой скорби после потери мужа, она разум отвергла, привела его как бы в послушание Христу. Разум — это высшая характеристика бессмертного человеческого духа, который больше всего отличает нас от мира бессловесных тварей, животных. Разум, от Бога данный нам. И блаженная Ксения отвергла этот разум, посчитала, что лучше казаться безумной в глазах людей, только бы спасти душу мужа в вечности. Такой подвиг безумия она приняла ради спасения безвременно скончавшегося своего супруга.

И святая великомученица Екатерина все эти блага и привилегии отвергла, когда римский император Максимилиан требовал от неё всего-навсего отречения от Христа, которое могло выразиться в слове или в принесении жертвы. А жертва могла быть самая минимальная, как у нас: помощники в кадило ладан кладут батюшке в алтаре, так и ей нужно было на жертвенник в языческом храме кинуть ладан. Это означало благоговение и преклонение перед идолами. Но Екатерина отказалась от всяких компромиссов, от лицемерия, от сделки со своей совестью и понимала, что за этим последуют мучения. На её иконе всегда изображаются орудия страданий: колесо с острыми зубьями, другие предметы страшных пыток, которые она претерпела.

Великомученица Екатерина прославляется в особом сонме святых — не просто мучеников, а великомучеников. Их немного, может быть, чуть более десятка имён великомучеников: женских и мужских, которые отмечены Церковью благодаря тому, что они либо претерпели особые страдания, либо, как в случае с Екатериной, в большей степени имели значение не сами величайшие страдания, а то, что их поступок имел огромное воздействие на окружающих. Все язычники приходили в изумление при виде этих страданий, когда дочь правителя отказалась принести жертву и, отвергнув знатность рода, богатство, которым могла выкупить себе жизнь, всё посчитала за ничто, лишь бы со Христом жить и с Ним умереть.

Сегодня празднуется также память императрицы Августы, супруги императора Максимилиана, его славного, любимого полководца Порфирия и память двухсот воинов, которые участвовали в страданиях, мучениях Екатерины и, вдохновившись её примером, стали сами христианами. Вот так мужественно страдала Екатерина, что сразу в этот же день двести воинов, военачальник и супруга императора, взирая на стойкость Екатерины, исповедовали веру христианскую и доказали эту верность, омыв свои души и тела мученической кровью.

Святая великомученица Екатерина призывает нас к очень большой ответственности. Она говорит ясно и доступно о том, что христиане должны быть самыми прекрасными людьми. Отложим сразу в сторону богатство, знатность рода — Октябрьская революция всех нас лишила этих привилегий и отличий. Будем воспринимать лишь красоту, духовную красоту душ, лишённых греха, непричастных греху. И принесём эту внутреннюю красоту Христу.

А в плане стремления к образованию — дай Бог, чтобы, пока мы живы, мы всегда чему-нибудь учились, потому что остановка в этом — это деградация. Она ведёт к таким страшным

последствиям, когда человек опускается, теряя самоконтроль, теряя самообразование в своей жизни. Поэтому будем стремиться и детям нашим, и внукам дать хорошее образование.

Наши великие святители Григорий Богослов, Василий Великий и другие, которые обессмертили свои имена и привнесли в Церковь колоссальный научный, богословский вклад, учились в языческих школах в Афинах, в Египте, в Александрии, в других городах, где были центры учёности. И дай Бог, чтобы и современные христиане не были такими опрощёнными, такими простенькими — чуть-чуть ПТУ и всё, и не больше. Чтобы мы стремились к знанию и высоко несли имя христианина в своей жизни.

Святая великомученица Екатерина, наконец, утверждает нас в верности Христу. Она говорит, что всегда мы должны быть христианами. Сейчас для нас с вами даже сложно представить, что возможны времена гонений за веру: за то, что ты ходишь в церковь; за то, что ты молишься дома; за то, что ты носишь крест на груди. Уже нам и представить сложно, что те советские богоборческие времена уже прошли. Ведь расстрелы и преследования верующих окончились в послевоенное время, наверное. До эпохи Хрущева они ещё были, когда людей и в тюрьмы сажали, и с работы увольняли, и вызывали, смеясь и издеваясь, на политсобрания, и в школах детей верующих травили. И слава Богу, что сейчас Господь нам даровал жить в период санкций, в период свободы, когда немножко экономически тучи сгущаются, но дух должен возвышаться, потому что, когда чуть тяжелее становится жить, вера должна усиливаться, потому что так устроен человек: когда тяжелее, тогда и к Богу легче обращаться, естественнее в силу, может быть, несовершенства человеческой природы. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока болезни к тебе не подберутся, прочие искушения, то человек всё откладывает на потом.

А святая великомученица Екатерина учит нас верности Христу всегда: не только в домашней молитве, в стенах дома, где нас никто не видит; не только в храме, а везде — на работе, в обществе, на транспорте, в магазине, в банке, на почте — везде мы должны не забывать, что мы христиане и вести себя так, как предписывает Христос. Не знаете, как? Представьте, как бы поступил на вашем месте Христос, если бы Он стоял в очереди вместо вас на почте, в сбербанке, в транспорте, как бы Он на вашем месте ответил, посмотрел, что бы Он сделал, и вам совесть подскажет, как надо исполнять заповеди Божии и как жить в окружающем нас обществе и мире, вне стен храма.

И дай Бог, чтобы нам помощницей в этом, живым и ярким примером была святая великомученица Екатерина, память которой мы сегодня празднуем.

Аминь.

07.12.2014
Предыдущая проповедь

30 ноября 2014

Притча о безумном богаче
Следующая проповедь

7 декабря 2014

Памяти великомученицы Екатерины

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00