Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим», — эти слова из проповеди в день Рождества Христова святителя Григория Богослова. Они содержат несопоставимые по смыслу сочетания слов, за которыми скрывается непостижимая для человеческого ума тайна.
Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «…Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16). Как Бог, непостижимый Творец, Промыслитель всего мира, высший Абсолют, как Он мог воплотиться, родиться как обычный, беспомощный, нуждающийся в материнской заботе и попечении человек? Начинается Его многотрудная земная жизнь. Когда приходят волхвы к Вифлеемской пещере, они приносят Ему необыкновенные дары: золото и ладан, как царю и Богу, а смирну, как смертному человеку. В этом мы видим особое прообразовательное значение в том, что Младенцу уже приносят вещество, которым бальзамировали умерших людей для сохранения от тления. Ребенку Иисусу в первые дни Его жизни напоминают о смерти. И действительно, Он рождается на смерть, чтобы претерпеть на Кресте мучительные страшные страдания ради спасения всего рода человеческого. В первой части Божественной Литургии, на проскомидии Агнец Божий, изымаемый из просфоры, поставляется на дискос, олицетворяющий Вифлеемские ясли и пещеру, где Он родился, и далее следует тема о Его крестных страданиях, о прободении копием Его Пречистых ребер.
Как многоскорбна была земная жизнь Иисуса Христа. Как только Он родился, Его уже преследует кровожадный Ирод. Святое семейство бежит в Египет, чтобы спасти жизнь Младенца. Вся Его жизнь находится в руках Девы Марии. Эта бесценная жизнь Младенца ожидает человеческой любви. До взросления Иисус находится в послушании своих родителей, Он осваивает профессию плотника, зарабатывает этим Себе на хлеб. Вся жизнь Его была преисполнена скорбей, страданий, притеснений, издевательств. Он узнал на Своем примере, что такое предательство самых близких друзей, Он познал физическую боль во время страданий на Кресте, Он ощутил на Себе богооставленность и глубину одиночества.
Господь приходит в этот мир, как непорочный Агнец, приходит, чтобы «заклатися и датися в снедь верным». Он рождается в Вифлееме («доме хлеба»), и в этом Церковь видит указание на то, что и Он будет этим Пречистым Небесным Хлебом, сошедшим с Небес, вкушая который, мы получаем залог вечности.
Сегодня Господь приходит в этот мир, желая соединить собой весь род человеческий. И от каждого из нас требуется эта ответная любовь. Что мы можем Богу дать такого, чего у Него нет? Бог ожидает от нас лишь благодарного любящего сердца, которое обращено к Нему. Так в Священном Писании говорится: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Дай Бог, чтобы наши сердца были преисполнены жаждой богоощения, чтобы мы стремились к этому общению с Господом: в молитве, в благочестивой жизни, в храмовом богослужении и в Причащении Святых Христовых Тайн, чтобы мы не боялись приходить в храмы Божии, потому, что центром нашей христианской жизни была, есть и будет только Святая Евхаристия. Дай Бог, чтобы через эти Таинства, не постижимые для нашего ума точно так же, как не постижимо для разума Боговоплощение, мы с вами приобщались Божественной жизни, дарующей нам соединение с Богом и открывающей вечную жизнь.
Аминь.
7 января 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим», — эти слова из проповеди в день Рождества Христова святителя Григория Богослова. Они содержат несопоставимые по смыслу сочетания слов, за которыми скрывается непостижимая для человеческого ума тайна.
Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «…Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16). Как Бог, непостижимый Творец, Промыслитель всего мира, высший Абсолют, как Он мог воплотиться, родиться как обычный, беспомощный, нуждающийся в материнской заботе и попечении человек? Начинается Его многотрудная земная жизнь. Когда приходят волхвы к Вифлеемской пещере, они приносят Ему необыкновенные дары: золото и ладан, как царю и Богу, а смирну, как смертному человеку. В этом мы видим особое прообразовательное значение в том, что Младенцу уже приносят вещество, которым бальзамировали умерших людей для сохранения от тления. Ребенку Иисусу в первые дни Его жизни напоминают о смерти. И действительно, Он рождается на смерть, чтобы претерпеть на Кресте мучительные страшные страдания ради спасения всего рода человеческого. В первой части Божественной Литургии, на проскомидии Агнец Божий, изымаемый из просфоры, поставляется на дискос, олицетворяющий Вифлеемские ясли и пещеру, где Он родился, и далее следует тема о Его крестных страданиях, о прободении копием Его Пречистых ребер.
Как многоскорбна была земная жизнь Иисуса Христа. Как только Он родился, Его уже преследует кровожадный Ирод. Святое семейство бежит в Египет, чтобы спасти жизнь Младенца. Вся Его жизнь находится в руках Девы Марии. Эта бесценная жизнь Младенца ожидает человеческой любви. До взросления Иисус находится в послушании своих родителей, Он осваивает профессию плотника, зарабатывает этим Себе на хлеб. Вся жизнь Его была преисполнена скорбей, страданий, притеснений, издевательств. Он узнал на Своем примере, что такое предательство самых близких друзей, Он познал физическую боль во время страданий на Кресте, Он ощутил на Себе богооставленность и глубину одиночества.
Господь приходит в этот мир, как непорочный Агнец, приходит, чтобы «заклатися и датися в снедь верным». Он рождается в Вифлееме («доме хлеба»), и в этом Церковь видит указание на то, что и Он будет этим Пречистым Небесным Хлебом, сошедшим с Небес, вкушая который, мы получаем залог вечности.
Сегодня Господь приходит в этот мир, желая соединить собой весь род человеческий. И от каждого из нас требуется эта ответная любовь. Что мы можем Богу дать такого, чего у Него нет? Бог ожидает от нас лишь благодарного любящего сердца, которое обращено к Нему. Так в Священном Писании говорится: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Дай Бог, чтобы наши сердца были преисполнены жаждой богоощения, чтобы мы стремились к этому общению с Господом: в молитве, в благочестивой жизни, в храмовом богослужении и в Причащении Святых Христовых Тайн, чтобы мы не боялись приходить в храмы Божии, потому, что центром нашей христианской жизни была, есть и будет только Святая Евхаристия. Дай Бог, чтобы через эти Таинства, не постижимые для нашего ума точно так же, как не постижимо для разума Боговоплощение, мы с вами приобщались Божественной жизни, дарующей нам соединение с Богом и открывающей вечную жизнь.
Аминь.
07.01.2021
Предыдущая проповедь
6 января 2021
Следующая проповедь
31 января 2021
Все проповеди за 2021 год