Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня один из самых радостных праздников Православной Церкви — праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы сегодня с вами вспоминаем окончание земной жизни Богоматери, ее смерть, и Церковь называет эту смерть «успением», что значит «сном», сравнивая смерть Богоматери с этим физиологическим явлением, во время которого человек восстанавливает свои силы, и жизнь продолжается.
Почему мы сравниваем со сном кончину Богородицы? Дело в том, что Пречистая и Преблагословенная Дева Мария с момента крестной смерти своего Сына, когда Она стояла у Креста и сострадала Ему, сраспинаясь, тогда она потеряла наверно всякий интерес к земной жизни, всецело обращая ее к своему возлюбленному Сыну. Когда-то праведный Симеон Богоприимец сказал ей о судьбе, которая ждёт Младенца Иисуса, он обратился и к Его Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35), — и эти слова исполнились в момент, когда она стояла у креста рядом со Своим распятым Сыном. По преданию Церкви, Воскресший Христос первой явился своей Матери, чтобы порадовать, поддержать Ее, скорбящую о распятии и смерти Его.
Когда Христос в 40-й день вознесся на небо, Богородица постоянно устремляла свой взор к небесам. Она скучала в разлуке с Сыном, молилась и мечтала о том, чтобы поскорее быть рядом на небе с Тем, Кому она посвятила всю свою жизнь и Матерью Которого она удостоилась быть за свою необыкновенную чистоту, кротость, смирение и прочие добродетели.
И вот, за три дня до кончины, явился ей архангел Гавриил, который благовестил ей ранее о том, что она родит Сына и сподобится стать Матерью Сына Божия. Архангел явился с масличной ветвью и сказал, что скоро она будет с Сыном. Господь Сам явился ей в Иерусалиме в сионской горнице, где она возлежала на смертном одре. Она молила Его, чтобы Он избавил ее от прохождения воздушных мытарств и от видения страшных злых демонов. Когда душа ее покинула тело, Господь сам взял Ее душу на Свои руки и вознес в вечные селения и небесные обители. Это событие изображено на иконе праздника, когда Христос стоит за смертным одром Богоматери и держит, словно маленького ребенка, душу Богоматери. Это событие очень трепетное, очень глубокое. Этим Христос воздал Ей благодарность за то, что когда-то она носила Его на своих материнских руках, взращивала и воспитывала.
До этого момента произошло еще одно чудо. Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов и проститься с ними, а ведь она разделяла с ними апостольский жребий служения и проповеди Евангелия по всему миру. Предание Церкви указывает, что Богоматерь тоже путешествовала с проповедью, Ее пречистые стопы касались Святой горы Афон, который стал уделом Богоматери. Она посещала на острове Кипре праведного Лазаря епископа Китийского, друга Божия и подарила ему омофор. Она часто пребывала в доме святого апостола евангелиста Иоанна Богослова в Эфесе. Из этого мы видим, что Богоматерь точно так же, как апостолы несла Слово Божие людям, которые жаждали его услышать и обратиться к истинной вере. И поэтому, исполняя и эту волю, Господь совершил чудо. Апостолы на облаках из разных мест были во мгновение перенесены к ее одру в Иерусалим, кроме апостола Фомы. Лишь спустя три дня он достиг Иерусалима и очень сокрушался от того, что опоздал и не был свидетелем кончины Богоматери. Тогда апостолы, утешая Фому, повели его в Гефсиманию, где было погребено пречистое тело Богоматери и открыли гроб, чтобы Фома приложился к телу Девы Марии, но гроб оказался пустым. Тут же явилась Богоматерь и сказала апостолам: «Я с вами во вся дни до скончания века», — и оставила им пояс со своей одежды. Так, апостолы в этом посмертном явлении Богоматери удостоверились в чуде, которое совершил Господь, воскресив ее тело и взяв с Собой на небо.
Таким образом, через это чудо Богоматерь сподобилась быть рядом со Своим Сыном. И это превозмогает грусть, которая появляется от осознания окончания её земной жизни, от того, что апостолы перестали Ее видеть телесными очами. Но Богоматерь, явившись им, сказала, что рядом с Сыном она намного больше может сделать для них, для утверждения Церкви Христовой и для каждого человека, который с верой будет обращаться к Богоматери.
«Я с вами во вся дни до скончания века», — эти слова утверждают нашу веру в материнское заступничество Богоматери, поэтому этот праздник назывался издревле «Богородичной Пасхой». Будем горячо и сердечно молиться Пресвятой Владычице Богородице, чтобы она даровала нам свою милость, чтоб она ходатайствовала за нас и молилась перед Сыном Своим и Господом.
Нам нужно всегда помнить, что все мы когда-то завершим наш земной путь. Наша задача состоит в том, чтобы быть готовыми к этому переходу, чтобы наша смерть не стала такой ужасной, пугающей и страшной. Смерть страшна лишь в призме наших грехов, потому что за все свои поступки мы будем отвечать перед Богом. И чтобы наша смерть была подобна смерти Богоматери, подобна сну, мы должны жить так, чтобы быть готовыми в любой момент предстать перед Богом, чтобы мы жили в готовности к этой встрече. Так умирали праведники, так умирали те люди, которые с Богом прожили свою жизнь. В их кончине не было никакого ужаса, никакого горя, никакой трагедии, а только чистая духовная радость для них самих и для тех, кто был свидетелем их праведной кончины.
Молитвами Богоматери нашей Господь подвигнет и нас к этой готовности, к переходу вечность, и дай Бог, чтобы этот переход соединил нас с Богом.
Аминь.
28 августа 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня один из самых радостных праздников Православной Церкви — праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы сегодня с вами вспоминаем окончание земной жизни Богоматери, ее смерть, и Церковь называет эту смерть «успением», что значит «сном», сравнивая смерть Богоматери с этим физиологическим явлением, во время которого человек восстанавливает свои силы, и жизнь продолжается.
Почему мы сравниваем со сном кончину Богородицы? Дело в том, что Пречистая и Преблагословенная Дева Мария с момента крестной смерти своего Сына, когда Она стояла у Креста и сострадала Ему, сраспинаясь, тогда она потеряла наверно всякий интерес к земной жизни, всецело обращая ее к своему возлюбленному Сыну. Когда-то праведный Симеон Богоприимец сказал ей о судьбе, которая ждёт Младенца Иисуса, он обратился и к Его Матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35), — и эти слова исполнились в момент, когда она стояла у креста рядом со Своим распятым Сыном. По преданию Церкви, Воскресший Христос первой явился своей Матери, чтобы порадовать, поддержать Ее, скорбящую о распятии и смерти Его.
Когда Христос в 40-й день вознесся на небо, Богородица постоянно устремляла свой взор к небесам. Она скучала в разлуке с Сыном, молилась и мечтала о том, чтобы поскорее быть рядом на небе с Тем, Кому она посвятила всю свою жизнь и Матерью Которого она удостоилась быть за свою необыкновенную чистоту, кротость, смирение и прочие добродетели.
И вот, за три дня до кончины, явился ей архангел Гавриил, который благовестил ей ранее о том, что она родит Сына и сподобится стать Матерью Сына Божия. Архангел явился с масличной ветвью и сказал, что скоро она будет с Сыном. Господь Сам явился ей в Иерусалиме в сионской горнице, где она возлежала на смертном одре. Она молила Его, чтобы Он избавил ее от прохождения воздушных мытарств и от видения страшных злых демонов. Когда душа ее покинула тело, Господь сам взял Ее душу на Свои руки и вознес в вечные селения и небесные обители. Это событие изображено на иконе праздника, когда Христос стоит за смертным одром Богоматери и держит, словно маленького ребенка, душу Богоматери. Это событие очень трепетное, очень глубокое. Этим Христос воздал Ей благодарность за то, что когда-то она носила Его на своих материнских руках, взращивала и воспитывала.
До этого момента произошло еще одно чудо. Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов и проститься с ними, а ведь она разделяла с ними апостольский жребий служения и проповеди Евангелия по всему миру. Предание Церкви указывает, что Богоматерь тоже путешествовала с проповедью, Ее пречистые стопы касались Святой горы Афон, который стал уделом Богоматери. Она посещала на острове Кипре праведного Лазаря епископа Китийского, друга Божия и подарила ему омофор. Она часто пребывала в доме святого апостола евангелиста Иоанна Богослова в Эфесе. Из этого мы видим, что Богоматерь точно так же, как апостолы несла Слово Божие людям, которые жаждали его услышать и обратиться к истинной вере. И поэтому, исполняя и эту волю, Господь совершил чудо. Апостолы на облаках из разных мест были во мгновение перенесены к ее одру в Иерусалим, кроме апостола Фомы. Лишь спустя три дня он достиг Иерусалима и очень сокрушался от того, что опоздал и не был свидетелем кончины Богоматери. Тогда апостолы, утешая Фому, повели его в Гефсиманию, где было погребено пречистое тело Богоматери и открыли гроб, чтобы Фома приложился к телу Девы Марии, но гроб оказался пустым. Тут же явилась Богоматерь и сказала апостолам: «Я с вами во вся дни до скончания века», — и оставила им пояс со своей одежды. Так, апостолы в этом посмертном явлении Богоматери удостоверились в чуде, которое совершил Господь, воскресив ее тело и взяв с Собой на небо.
Таким образом, через это чудо Богоматерь сподобилась быть рядом со Своим Сыном. И это превозмогает грусть, которая появляется от осознания окончания её земной жизни, от того, что апостолы перестали Ее видеть телесными очами. Но Богоматерь, явившись им, сказала, что рядом с Сыном она намного больше может сделать для них, для утверждения Церкви Христовой и для каждого человека, который с верой будет обращаться к Богоматери.
«Я с вами во вся дни до скончания века», — эти слова утверждают нашу веру в материнское заступничество Богоматери, поэтому этот праздник назывался издревле «Богородичной Пасхой». Будем горячо и сердечно молиться Пресвятой Владычице Богородице, чтобы она даровала нам свою милость, чтоб она ходатайствовала за нас и молилась перед Сыном Своим и Господом.
Нам нужно всегда помнить, что все мы когда-то завершим наш земной путь. Наша задача состоит в том, чтобы быть готовыми к этому переходу, чтобы наша смерть не стала такой ужасной, пугающей и страшной. Смерть страшна лишь в призме наших грехов, потому что за все свои поступки мы будем отвечать перед Богом. И чтобы наша смерть была подобна смерти Богоматери, подобна сну, мы должны жить так, чтобы быть готовыми в любой момент предстать перед Богом, чтобы мы жили в готовности к этой встрече. Так умирали праведники, так умирали те люди, которые с Богом прожили свою жизнь. В их кончине не было никакого ужаса, никакого горя, никакой трагедии, а только чистая духовная радость для них самих и для тех, кто был свидетелем их праведной кончины.
Молитвами Богоматери нашей Господь подвигнет и нас к этой готовности, к переходу вечность, и дай Бог, чтобы этот переход соединил нас с Богом.
Аминь.
28.08.2018
Предыдущая проповедь
26 августа 2018
Следующая проповедь
2 сентября 2018
Все проповеди за 2018 год