Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня великий и радостный праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Заканчивается церковный год, который начинает свое времяисчисление с сентября месяца и очень важно отметить, что весь год церковный у нас проходит под Покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Ведь первый двунадесятый праздник, который мы будем встречать — это праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчивается церковный год как раз Успением Пресвятой Богородицы. Начинается рождением, а заканчивается успением. Примечательны, трогательны и бесконечно дороги для сердца верующего человека все мельчайшие подробности, которые связаны с окончанием жизни Богоматери. Вы знаете, дорогие братья и сестры, что Церковь не называет Ее переход в вечность смертью, Церковь боится этого слова, избегает его в наименовании этого праздника. Успение — это сон, в котором нет ничего грустного, ничего скорбного. Наоборот, способность человека ко сну является признаком здоровья человеческого организма.
Когда Господь Иисус Христос вознесся на небо, и апостолы, приняв Святого Духа, разошлись с благовестием по всему миру, Дева Мария, конечно, как мать грустила о разлуке со Своим Сыном. Она радовалась о воскресении Христа, радовалась тому, что безумная злоба и ненависть распинавших Его оказалась побежденной Его силой божества и Его божественным победоносным Триумфом, но уже после вознесения на небо Богоматери сиротливо было на земле. Она вместе с апостолами тоже получила жребий, который выпал ей на апостольское служение, этот жребий указывал Ей благовестие Евангелия в Грузии, но затем Богоматерь получила откровение о том, что позднее эта страна будет просвещена светом веры Христовой и в лице равноапостольной Нины, которая в IV века благовестила о христианстве в Грузии. Еще при земной жизни Богородица была на Афоне, на обратном пути она посетила Кипр, где был уже был епископом Лазарь, друг ее Сына. Предание нам говорит о том, что Богоматерь своими руками соткала и вышила ему архиерейский омофор, точно также, как когда-то она соткала своему Сыну хитон, который при распятии воины не дерзнули разорвать и разделить эту ткань на части, а, видев насколько он искусно и бережно соткан, решили метнуть жребий о том, чтобы он достался кому-то из них целиком.
Богоматерь в большей степени была в Иерусалиме неотлучна, находилась она в основном под попечением апостола Иоанна Богослова, который в Иерусалиме имел свой дом, в котором она жила вместе с ним. И Богоматерь, и Иоанн Богослов исполняли завет Христа, который Он изрёк на кресте, оканчивая Свою земную жизнь и претерпевая крестные страдания ради нашего спасения: «Жено! Се сын твой! Се мати твоя» (Ин. 19:26-27) и далее сказано, что «поят ю ученик во своя си», то есть он забрал ее в свой дом, и она жила на его попечении.
Апостолы, возвращаясь со своих мессионерских путешествий, всегда спешили в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь. Предание Церкви сообщает нам описание этих встреч. Видел ее при жизни Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, блаженный Иерофей, другие мужи апостольские и, конечно же, сами апостолы. Но Богоматерь чувствовала себя на земле осиротевшей и молилась о возможности скорого отшествия на небо к Своему возлюбленному Сыну. Она с благоговением и любовью посещала все места, которые были связаны с жизнью Ее Сына: это гора Елеон, Гифсемания, где был уже похоронен Иосиф Обручник и праведные родители ее Иоаким и Анна, где и она завещала, чтобы ее похоронили. Богородица особенно любила ходить на Голгофу, видела гроб Господень и там молилась Своему Сыну.
Однажды ей явился архангел Гавриил с масличной зеленой ветвью в руках и сообщил ей о том, что через три дня она будет взята на небо и окончится ее земная жизнь. Услышав это благовестие, которое было радостным для нее, потому что соединяло ее с любимым Сыном и Богом, она пожелала, чтобы все апостолы снова пришли в Иерусалим, чтобы она простилась с ними. Исполняя это сердечное Ее желание, апостолы чудом Божиим ангелами были перенесены на облаках из разных стран, где они благовестили Евангелие, и были собраны в Иерусалиме. Они недоумевали, что произошло, зачем они здесь оказались и как они чудесным образом были перенесены по воздуху. И тогда Иоанн Богослов рассказал им о том благовестии, которое получила Дева Мария и о том, что скоро окончится ее земная жизнь. К моменту окончания ее жизни явился Сам Господь к смертному одру Своей Матери и взял ее душу, отделившуюся от тела в Свои пречистые руки. Это явление Бога Сына всегда изображается на иконе Успения Пресвятой Богородицы, Христос стоит как бы за погребальным, смертным одром и держит на руках словно маленького ребенка душу Богоматери, чтобы перенести ее на небо, дабы она избежала воздействия и устрашения злых демонов, которые являются всякому умирающему человеку, проходящему мытарства.
Трогателен этот момент. Это явление Сына ко гробу Богоматери напоминает нам событие начала земной жизни Господа в Вифлиеме, когда Матерь носила Младенца Христа на руках, когда она кормила Его своим молоком, когда согревала Его и уберегала от опасностей, когда она в поспешности ночью с Иосифом покидала Вифлием и совершала бегство в Египет. Теперь всё это воздаёт Своей Матери ее Сын, являясь ей видимым образом.
Только апостола Фомы не было среди других апостолов промыслительным образом. Через три дня он пришёл в Иерусалим, и он не знал о кончине Богоматери. Когда апостолы рассказали ему, он пожелал пойти к гробнице в Гефсиманию. По просьбе Фомы апостолы открыли гроб, и он оказался пустым. Это было неожиданно, это вызвало недоумение, и тогда сама Пречистая Богородица явилась им и сказала: «С вами есть во все дни до скончания века». Господь воскресил ее вместе с телом! Это было необыкновенное чудо прежде воскресения мёртвых. Мы знаем, что только два праведника Ветхого Завета избежали смерти — Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Больше никто не избежал смерти, и лишь Пречистая Владычица наша Богородица, преставившись, душу Свою отдав в руки Сына, была воскрешена вместе с телом. И этот пустой гроб, который видели апостолы, и нам напоминает о том будущем воскресении всех мёртвых, когда все гробы окажутся пустыми, потому что Господь воскресит всех умерших и их души соединятся с телами.
Мы, прежде всего, обращаем внимание на эти радостные слова Богоматери: «С вами есть во все дни до скончания века». Многие святые видели исполнение этих слов буквально. Андрей Христа ради юродивый, который видел райские обители при жизни, из любознательности спрашивал: «А где Богоматерь?», — и ангелы ему отвечали, что Ее нет на небе, ей некогда там быть, она на земле среди плачущих и скорбящих, она утешает, ободряет, помогает, она с теми, кто несет тяжелый жизненных крест. И Богоматерь всегда с нами, поэтому мы, христиане, счастливы от того, что в нашей жизни нет сирот, независимо от того живы ли родители, испытываешь ли ты на себе любовь близких и родных. Никто из нас не может быть одиноким, потому что мы имеем небесную Матерь, которая бесконечно близка нам, она всегда рядом с нами.
Дай Бог, чтобы праздник ее Успения подвигал нас к любви к Богоматери. Чтобы мы проявляли усердие, чтобы без конца славили ее в тех необыкновенных молитвах, которые составили святые отцы Церкви. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы прославляя Богоматерь, мы были достойны Ее материнского попечения своей христианской благодетельной жизнью!
Аминь.
28 августа 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня великий и радостный праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Заканчивается церковный год, который начинает свое времяисчисление с сентября месяца и очень важно отметить, что весь год церковный у нас проходит под Покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Ведь первый двунадесятый праздник, который мы будем встречать — это праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчивается церковный год как раз Успением Пресвятой Богородицы. Начинается рождением, а заканчивается успением. Примечательны, трогательны и бесконечно дороги для сердца верующего человека все мельчайшие подробности, которые связаны с окончанием жизни Богоматери. Вы знаете, дорогие братья и сестры, что Церковь не называет Ее переход в вечность смертью, Церковь боится этого слова, избегает его в наименовании этого праздника. Успение — это сон, в котором нет ничего грустного, ничего скорбного. Наоборот, способность человека ко сну является признаком здоровья человеческого организма.
Когда Господь Иисус Христос вознесся на небо, и апостолы, приняв Святого Духа, разошлись с благовестием по всему миру, Дева Мария, конечно, как мать грустила о разлуке со Своим Сыном. Она радовалась о воскресении Христа, радовалась тому, что безумная злоба и ненависть распинавших Его оказалась побежденной Его силой божества и Его божественным победоносным Триумфом, но уже после вознесения на небо Богоматери сиротливо было на земле. Она вместе с апостолами тоже получила жребий, который выпал ей на апостольское служение, этот жребий указывал Ей благовестие Евангелия в Грузии, но затем Богоматерь получила откровение о том, что позднее эта страна будет просвещена светом веры Христовой и в лице равноапостольной Нины, которая в IV века благовестила о христианстве в Грузии. Еще при земной жизни Богородица была на Афоне, на обратном пути она посетила Кипр, где был уже был епископом Лазарь, друг ее Сына. Предание нам говорит о том, что Богоматерь своими руками соткала и вышила ему архиерейский омофор, точно также, как когда-то она соткала своему Сыну хитон, который при распятии воины не дерзнули разорвать и разделить эту ткань на части, а, видев насколько он искусно и бережно соткан, решили метнуть жребий о том, чтобы он достался кому-то из них целиком.
Богоматерь в большей степени была в Иерусалиме неотлучна, находилась она в основном под попечением апостола Иоанна Богослова, который в Иерусалиме имел свой дом, в котором она жила вместе с ним. И Богоматерь, и Иоанн Богослов исполняли завет Христа, который Он изрёк на кресте, оканчивая Свою земную жизнь и претерпевая крестные страдания ради нашего спасения: «Жено! Се сын твой! Се мати твоя» (Ин. 19:26-27) и далее сказано, что «поят ю ученик во своя си», то есть он забрал ее в свой дом, и она жила на его попечении.
Апостолы, возвращаясь со своих мессионерских путешествий, всегда спешили в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь. Предание Церкви сообщает нам описание этих встреч. Видел ее при жизни Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, блаженный Иерофей, другие мужи апостольские и, конечно же, сами апостолы. Но Богоматерь чувствовала себя на земле осиротевшей и молилась о возможности скорого отшествия на небо к Своему возлюбленному Сыну. Она с благоговением и любовью посещала все места, которые были связаны с жизнью Ее Сына: это гора Елеон, Гифсемания, где был уже похоронен Иосиф Обручник и праведные родители ее Иоаким и Анна, где и она завещала, чтобы ее похоронили. Богородица особенно любила ходить на Голгофу, видела гроб Господень и там молилась Своему Сыну.
Однажды ей явился архангел Гавриил с масличной зеленой ветвью в руках и сообщил ей о том, что через три дня она будет взята на небо и окончится ее земная жизнь. Услышав это благовестие, которое было радостным для нее, потому что соединяло ее с любимым Сыном и Богом, она пожелала, чтобы все апостолы снова пришли в Иерусалим, чтобы она простилась с ними. Исполняя это сердечное Ее желание, апостолы чудом Божиим ангелами были перенесены на облаках из разных стран, где они благовестили Евангелие, и были собраны в Иерусалиме. Они недоумевали, что произошло, зачем они здесь оказались и как они чудесным образом были перенесены по воздуху. И тогда Иоанн Богослов рассказал им о том благовестии, которое получила Дева Мария и о том, что скоро окончится ее земная жизнь. К моменту окончания ее жизни явился Сам Господь к смертному одру Своей Матери и взял ее душу, отделившуюся от тела в Свои пречистые руки. Это явление Бога Сына всегда изображается на иконе Успения Пресвятой Богородицы, Христос стоит как бы за погребальным, смертным одром и держит на руках словно маленького ребенка душу Богоматери, чтобы перенести ее на небо, дабы она избежала воздействия и устрашения злых демонов, которые являются всякому умирающему человеку, проходящему мытарства.
Трогателен этот момент. Это явление Сына ко гробу Богоматери напоминает нам событие начала земной жизни Господа в Вифлиеме, когда Матерь носила Младенца Христа на руках, когда она кормила Его своим молоком, когда согревала Его и уберегала от опасностей, когда она в поспешности ночью с Иосифом покидала Вифлием и совершала бегство в Египет. Теперь всё это воздаёт Своей Матери ее Сын, являясь ей видимым образом.
Только апостола Фомы не было среди других апостолов промыслительным образом. Через три дня он пришёл в Иерусалим, и он не знал о кончине Богоматери. Когда апостолы рассказали ему, он пожелал пойти к гробнице в Гефсиманию. По просьбе Фомы апостолы открыли гроб, и он оказался пустым. Это было неожиданно, это вызвало недоумение, и тогда сама Пречистая Богородица явилась им и сказала: «С вами есть во все дни до скончания века». Господь воскресил ее вместе с телом! Это было необыкновенное чудо прежде воскресения мёртвых. Мы знаем, что только два праведника Ветхого Завета избежали смерти — Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Больше никто не избежал смерти, и лишь Пречистая Владычица наша Богородица, преставившись, душу Свою отдав в руки Сына, была воскрешена вместе с телом. И этот пустой гроб, который видели апостолы, и нам напоминает о том будущем воскресении всех мёртвых, когда все гробы окажутся пустыми, потому что Господь воскресит всех умерших и их души соединятся с телами.
Мы, прежде всего, обращаем внимание на эти радостные слова Богоматери: «С вами есть во все дни до скончания века». Многие святые видели исполнение этих слов буквально. Андрей Христа ради юродивый, который видел райские обители при жизни, из любознательности спрашивал: «А где Богоматерь?», — и ангелы ему отвечали, что Ее нет на небе, ей некогда там быть, она на земле среди плачущих и скорбящих, она утешает, ободряет, помогает, она с теми, кто несет тяжелый жизненных крест. И Богоматерь всегда с нами, поэтому мы, христиане, счастливы от того, что в нашей жизни нет сирот, независимо от того живы ли родители, испытываешь ли ты на себе любовь близких и родных. Никто из нас не может быть одиноким, потому что мы имеем небесную Матерь, которая бесконечно близка нам, она всегда рядом с нами.
Дай Бог, чтобы праздник ее Успения подвигал нас к любви к Богоматери. Чтобы мы проявляли усердие, чтобы без конца славили ее в тех необыкновенных молитвах, которые составили святые отцы Церкви. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы прославляя Богоматерь, мы были достойны Ее материнского попечения своей христианской благодетельной жизнью!
Аминь.
28.08.2021
Предыдущая проповедь
19 июня 2021
Следующая проповедь
19 сентября 2021
Все проповеди за 2021 год