Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который жил в XIV веке. Он родился в семье сенатора, его отец был приближенным к императору и входил в Государственный совет. На собраниях он непрестанно творил Иисусову молитву. Когда хотели у него спросить какого-то совета, его нужно было подтолкнуть, чтобы он вник в суть дела, а благочестивый император тогда говорил: «Оставьте его, он говорит с более высоким собеседником». В такой семье рос Григорий. В одночасье он всё оставляет, даже отказывается от светской карьеры, открывающейся перед ним, уходит на гору Афон, постригается в монахи и всю свою жизнь с этого момента посвящает Богу.
Находясь на Святой горе, в уделе Богоматери и совершая свое монашеское делание, он лицезрел высочайшие примеры святости, когда подвижники монахи созерцали Божественный свет, тот свет, которым сияло лицо Спасителя во время Его Преображения на горе Фавор. В это время возникает целый богословский спор о природе этого Фаворского света. Одни говорили, что этот свет тварный, подобный солнечному свету, другие — что этот свет имеет нетварную Божественную природу.
В Священном Писании Ветхого Завета есть удивительный пример, когда пророк Моисей беседовал с Богом на горе Синай в теснейшим приближении к Нему. Когда он спускался с горы лицо Моисея настолько сияло светом, что люди не могли на него смотреть, и они просили прикрыть его лицо, чтобы этот свет не ослеплял их.
Однажды Николай Александрович Мотовилов стал свидетелем особой молитвы преподобного Серафима Саровского, которая преобразила святого так, что он исполнился этого Божественного света, и необыкновенное тепло согревало их обоих. Удивленный очевидец испытывал преподобного Серафима Саровского: «Ну, как же так, как монахи могут сиять светом, как это может быть?»
В книге «Отец Арсений», где рассказывается о соловецких узниках, есть сюжет о том, как священник Арсений рассказывает свою удивительную историю. Он был посажен зимой в ледяной карцер, в котором никто никогда не выживал, и должен был сидеть там трое суток еще с одним заключенным. Отец Арсений начал горячо молиться, и во время этой молитвы они потеряли счет времени. Необыкновенное тепло и благодать Божия коснулась через отца Арсения и этого заключенного, и когда спустя трое суток открыли этот карцер и предполагали забрать окоченевшие от холода тела, то оттуда валил пар, было тепло, светло и радостно. И вот это чудо ошеломило тогда всех заключенных и надзирателей, которые были свидетелями необыкновенной молитва отца Арсения.
Многие из вас слышали о необыкновенном благодатном устроении лиц святых угодников Божиих или подвижников благочестия. А кто имел счастье общаться с отцом Николаем с острова Залита, с отцом Иоанном из Псково-Печерского монастыря, могут свидетельствовать, насколько одухотворенные были их лица, насколько они светились радостью, светились благодатью.
Святитель Григорий Палама говорил, что этот свет, которым сиял Христос на Фаворе — это нетварный Божественный свет. Он называл это явление Божественными нетварными энергиями, приобщаясь к которым, человек приближается к познанию Бога. Этим учением свт. Григорий оправдал подвиг афонских монахов, которых его оппоненты упрекали в прелести.
Для нас с вами этот путь, ведущий к соединению с Богом, открыт через пост и молитву. Молитва обращает наш ум к Богу, поэтому Иисусова молитва называется ещё умной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Эту молитву мы должны стараться совершать непрестанно среди всех земных дел и забот, в любом состоянии, чтобы мы почаще «хватались» за эту молитву, произносили ее без конца. Идя путём молитвы и поста, человек способен к преображению своего естества и соединению с Богом. И благодать Божия, к который мы можем быть причастны, является сердцевиной духовной жизни. Старец последнего времени, который выжил после расстрела в 1919 году в Крыпецком монастыре под Псковом, схииеромонах Сампсон (Сиверс) молился Богу такими словами: «Господи! Дай мне благодать твою», непрестанно прося у Бога этой Божественной благодати.
Дорогие братья и сестры, крупицы этой благодати знакомы нам через христианскую жизнь, через покаяние, через причащение Святых Христовых Таин, и мы одновременно знаем, насколько хрупка эта благодать, насколько она ранима, как легко ее потерять неосторожным словом, принятием помыслов, каких-то греховных мыслей, через грубые слова, через осуждение.
Учение святителя Григория Паламы говорит нам, что Бог трансцендентный, недоступный, непостижимый, Которого никто не видел никогда и видеть не может, становится близким нам, доступным через свои Божественные нетварные энергии, через свою Божественную благодать. Бог будет рядом с нами, если мы этого захотим и устремимся к Нему. Благодать Божия привносит в нашу жизнь великую радость и утешение, что мы нужны Богу, что Он любит нас, и это пребывание с Богом приносит подлинное счастье каждому верующему во Христа. Дай Бог, чтобы мы с вами были причастными этой Божественной благодати, стремились к ней и старались сохранить ее, отказавшись от греха в нашей с вами жизни.
Аминь!
28 марта 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который жил в XIV веке. Он родился в семье сенатора, его отец был приближенным к императору и входил в Государственный совет. На собраниях он непрестанно творил Иисусову молитву. Когда хотели у него спросить какого-то совета, его нужно было подтолкнуть, чтобы он вник в суть дела, а благочестивый император тогда говорил: «Оставьте его, он говорит с более высоким собеседником». В такой семье рос Григорий. В одночасье он всё оставляет, даже отказывается от светской карьеры, открывающейся перед ним, уходит на гору Афон, постригается в монахи и всю свою жизнь с этого момента посвящает Богу.
Находясь на Святой горе, в уделе Богоматери и совершая свое монашеское делание, он лицезрел высочайшие примеры святости, когда подвижники монахи созерцали Божественный свет, тот свет, которым сияло лицо Спасителя во время Его Преображения на горе Фавор. В это время возникает целый богословский спор о природе этого Фаворского света. Одни говорили, что этот свет тварный, подобный солнечному свету, другие — что этот свет имеет нетварную Божественную природу.
В Священном Писании Ветхого Завета есть удивительный пример, когда пророк Моисей беседовал с Богом на горе Синай в теснейшим приближении к Нему. Когда он спускался с горы лицо Моисея настолько сияло светом, что люди не могли на него смотреть, и они просили прикрыть его лицо, чтобы этот свет не ослеплял их.
Однажды Николай Александрович Мотовилов стал свидетелем особой молитвы преподобного Серафима Саровского, которая преобразила святого так, что он исполнился этого Божественного света, и необыкновенное тепло согревало их обоих. Удивленный очевидец испытывал преподобного Серафима Саровского: «Ну, как же так, как монахи могут сиять светом, как это может быть?»
В книге «Отец Арсений», где рассказывается о соловецких узниках, есть сюжет о том, как священник Арсений рассказывает свою удивительную историю. Он был посажен зимой в ледяной карцер, в котором никто никогда не выживал, и должен был сидеть там трое суток еще с одним заключенным. Отец Арсений начал горячо молиться, и во время этой молитвы они потеряли счет времени. Необыкновенное тепло и благодать Божия коснулась через отца Арсения и этого заключенного, и когда спустя трое суток открыли этот карцер и предполагали забрать окоченевшие от холода тела, то оттуда валил пар, было тепло, светло и радостно. И вот это чудо ошеломило тогда всех заключенных и надзирателей, которые были свидетелями необыкновенной молитва отца Арсения.
Многие из вас слышали о необыкновенном благодатном устроении лиц святых угодников Божиих или подвижников благочестия. А кто имел счастье общаться с отцом Николаем с острова Залита, с отцом Иоанном из Псково-Печерского монастыря, могут свидетельствовать, насколько одухотворенные были их лица, насколько они светились радостью, светились благодатью.
Святитель Григорий Палама говорил, что этот свет, которым сиял Христос на Фаворе — это нетварный Божественный свет. Он называл это явление Божественными нетварными энергиями, приобщаясь к которым, человек приближается к познанию Бога. Этим учением свт. Григорий оправдал подвиг афонских монахов, которых его оппоненты упрекали в прелести.
Для нас с вами этот путь, ведущий к соединению с Богом, открыт через пост и молитву. Молитва обращает наш ум к Богу, поэтому Иисусова молитва называется ещё умной молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Эту молитву мы должны стараться совершать непрестанно среди всех земных дел и забот, в любом состоянии, чтобы мы почаще «хватались» за эту молитву, произносили ее без конца. Идя путём молитвы и поста, человек способен к преображению своего естества и соединению с Богом. И благодать Божия, к который мы можем быть причастны, является сердцевиной духовной жизни. Старец последнего времени, который выжил после расстрела в 1919 году в Крыпецком монастыре под Псковом, схииеромонах Сампсон (Сиверс) молился Богу такими словами: «Господи! Дай мне благодать твою», непрестанно прося у Бога этой Божественной благодати.
Дорогие братья и сестры, крупицы этой благодати знакомы нам через христианскую жизнь, через покаяние, через причащение Святых Христовых Таин, и мы одновременно знаем, насколько хрупка эта благодать, насколько она ранима, как легко ее потерять неосторожным словом, принятием помыслов, каких-то греховных мыслей, через грубые слова, через осуждение.
Учение святителя Григория Паламы говорит нам, что Бог трансцендентный, недоступный, непостижимый, Которого никто не видел никогда и видеть не может, становится близким нам, доступным через свои Божественные нетварные энергии, через свою Божественную благодать. Бог будет рядом с нами, если мы этого захотим и устремимся к Нему. Благодать Божия привносит в нашу жизнь великую радость и утешение, что мы нужны Богу, что Он любит нас, и это пребывание с Богом приносит подлинное счастье каждому верующему во Христа. Дай Бог, чтобы мы с вами были причастными этой Божественной благодати, стремились к ней и старались сохранить ее, отказавшись от греха в нашей с вами жизни.
Аминь!
28.03.2021
Предыдущая проповедь
21 марта 2021
Следующая проповедь
7 апреля 2021
Все проповеди за 2021 год