Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. В 5-ю Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Это удивительная святая, жизнь которой многому нас учит. Преподобная Мария в 12 лет покинула родительский дом. Житие её не сообщает о том, как это было, но, несомненно, это был бунт против родительской власти и родительского попечения. Житие её говорит, что, уйдя из дома, она туда уже никогда не возвращалась, с 12 лет начинается её разгульная, греховная жизнь.
Как это во многом знакомо нам, родителям, когда наши дети, достигая переходного возраста, говорят нам: «Папа, мама, вы устарели, ничего не понимаете, жизнь сейчас идёт по-другому, надо брать всё от жизни и чтобы нам за это ничего не было», и прочее. В той или иной степени это знакомо каждому родителю, конечно, может, не в таких вопиющих формах, когда дети бросают родительский дом, хотя и это иногда встречается. Особенно легко улизнуть от власти родителей, поступив в институт, переехав из пригорода в столицу, там бабушка или съемная квартира и всё — жизнь покатилась по наклонной плоскости.
Но если такого не происходит в счастливых семьях, то, по крайней мере, бывают такие тенденции, выступления, склонности, симпатии к пятой колонне против президента и действующей власти. Молодые люди, очарованные безумными идеями Ходорковского, Навального и прочих одиозных личностей, начинают говорить о жажде революции, смене власти и установлении «подлинной» демократии в России. Такое тоже часто встречается, дорогие братия и сестры.
Наверное, родители Марии Египетской были христианами; наверное, они молились за свою дочь, и эти молитвы были услышаны Богом, но не сразу. На семнадцать лет Мария Египетская окунулась в бездну разврата и всяческого порока, причём этот блуд был нехарактерным: это не было бизнесом, она денег не брала за свои услуги. У неё было такое представление, что блудная страсть — это самая яркая, самая жгучая, самая захватывающая всё естество человека. И смысл жизни состоит в том, чтобы максимально удовлетворить эту плотскую похоть и страсть. Семнадцать лет без перерыва, без выходных, в бездне греха.
А далее происходит обращение преподобной Марии Египетской. И когда мы осмысливаем этот известный момент из её жития, то удивляемся, как Господь премудро управляет миром и жизнью каждого из нас, как Он улавливает души человеческие и обращает их к Себе совершенно неожиданным образом. Преподобная Мария увидела однажды в Александрии, как народ пришёл в оживление, и все устремились на пристань, все почему-то садятся на один и тот же пароход, который вот-вот уйдёт в открытое море. Она спрашивает: «Куда же народ хочет плыть»? Христиане отвечают ей, что пароход идёт в Иерусалим, потому что скоро праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, и благочестивые христиане-египтяне едут туда, чтобы поклониться Святому древу Креста Господня. Преподобная Мария понимает, что это благоприятный шанс, путешествие будет длительным, и там можно вполне тоже предаться излюбленной страсти с «благочестивыми» паломниками.
Когда проповедники вспоминают этот момент из её жизни, многие из них недоумевают, как же корабль этот не потонул в море, погружаемый в бездну греха и порока со многими пассажирами, которых увлекала в бесовские, блудные сети Мария. Но в этом, видимо, проявилось необыкновенное долготерпение Божие.
Приплыв на Святую Землю, она идёт вместе с паломниками в храм, который был уже выстроен усердием императрицы Елены на Голгофе, на месте страдания и воскресения нашего Господа. Но происходит чудо, и она не может войти в храм. Поначалу она думает, что происходит что-то такое обычное, может быть, толпа мешает, народ её оттесняет, выбрасывает из храма. Она обращает внимание, что те, которые были сзади и рядом с ней, заходят все спокойно, беспрепятственно. Она снова порывается войти в храм, но Господь не допускает её. И тогда она начинает понимать, что причина не во множестве народа, а в её грешной и беззаконной жизни.
Мы сразу можем провести параллель, соотнеся этот момент с нашей с вами жизнью. Ведь мы с вами имеем и возможность, и счастье, и радость приходить беспрепятственно в храм. Но как мы мало ценим эту возможность, приходим не пойми как, и к середине, и к концу Литургии, когда выспались и поели, как придётся, а часто и вообще игнорируя храм Божий многие и многие недели, месяцы, а иногда и годы. И всякий раз, когда возвращается тот или иной грешник, Господь не закрывает Своих дверей от опомнившихся людей, которые всё-таки вспомнили, что они всё же христиане и которые привели себе на память неисчислимые благодеяния Божии.
Преподобная Мария, не имея возможности войти в храм, увидела в притворе икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, обратилась к этой иконе, как к живой Богоматери. Если она узнала Богоматерь и знала, что Она родила Сына Христа, это звучало в её молитве, значит, Мария получила христианское воспитание, но затем всё перечеркнула и погрузилась в омут греха. И вот в этой пламенной молитве к Богоматери она обещала исправить свою жизнь и просила Божию Матерь, чтобы та стала споручни-цей ей, то есть гарантом своего покаяния перед Её Сыном возлюбленным и Господом. И, сказав эти слова, преисполненные покаяния, преисполненная решимости изменить свою жизнь, она беспрепятственно входит в храм Божий, вместе с паломниками поклоняется Животворящему Кресту Господню и сподобляется причастия Святых Тела и Крови Христовых.
Здесь ничего удивительного нет, в древней Церкви таинство покаяния, исповеди и причастия были разделены друг от друга. Если бы она попала на исповедь в Иерусалиме к нашим священникам или к греческим, то причащение, наверное, стало бы невозможным, как и её пребывание в храме, потому что священник, услышав такую исповедь, готов бы был провалиться сквозь пол церковный от того, что могла рассказать Мария Египетская. Но, преисполненная глубокого покаяния, с верой, она приступает ко причастию Святых Христовых Тайн. Это второй момент Божественного промышления о ней, как и о каждом из нас, когда через причащение Святых Христовых Тайн укрепилась в ней решимость изменить свою жизнь и оставить этот мир. Она услышала от Богоматери таинственные слова: «Перейди Иордан, и там ты найдёшь покой».
Далее, дорогие братия и сестры, начинается её аскетическая жизнь, преисполненная покаяния и высочайших подвигов, немыслимых для человека. Она в пустыню взяла только три хлеба, больше ничего не было у неё. Кто был с нами в паломнической поездке в Иордании в пустыне Иудейской, тот представляет себе, что там ничего нельзя было найти поесть: там голые пески, раскалённое солнце и больше нет ничего. И вот она этими тремя хлебами по крошкам питалась в течение семнадцати лет. За эти годы тело её высохло и стало неспособным ни к каким грехам и порокам. Но мысли страшные, греховные, блудные, мерзкие приходили к ней и мучили её в течение этих семнадцати лет.
И вот так получилось, что семнадцать лет она предавалась греху, и семнадцать лет её искушал дьявол мыслями блудными, от которых она не могла найти успокоения. Она говорила старцу Зосиме, что ложилась тогда на раскалённый песок, не вставала с него многие часы, пока этот пламень плотской похоти не ослабевал или не отпускал её по пламенной её молитве. И лишь с течением многих лет подвига страсти эти, которые гнездились в её естестве, в мыслях её, которыми провоцировал и искушал её дьявол, оставили преподобную Марию.
Вот, дорогие братия и сёстры, такие были последствия греха. Нам это неведомо и непонятно. Многие из нас повинны в тяжких грехах. Но складывается такое впечатление, что пришёл, исповедался, рассказал и всё — больше ничего не будет, никаких последствий, грех изглажен и прощён. С догматической точки зрения, это, несомненно, так. Но ведь последствие греха, воспоминание о нём, эти образы, с которым был связан грех, мучают нас. Дьявол будоражит душу человеческую, и те или иные воспоминания мы вновь и вновь пересматриваем в своём разуме и иногда, страшно сказать, пересматриваем без всякого сожаления. Вот иногда человек кается в блудных грехах, незаконных связях в молодости и спрашиваешь у него: «Если бы сейчас ты заново прожил эту жизнь, так же бы ты совершил эти грехи»? Очень часто, как священник, я слышу такие слова: «Да, батюшка, всё равно бы я поступил так же». Вот что происходит.
Далее, мы видим удивительное значение Таинства причащения в жизни человека. В начале покаяния необходимо было Марии причаститься Святых Христовых Тайн, и в конце жизни она сподобилась этого причащения; сподобилась, когда она была уже равноангельской чистоты и святости; когда при молитве она поднималась над землёй; тогда, когда она, перекрестив Иордан, переходила по нему, как по суше; тогда, когда она знала мысли Зосимы, когда он беседовал с ней. А он подумал, увидев, что поднимается она над землёй: «Наверное, это дух, какое-то видение бесовское». Она прочитала эти его мысли и говорит: «Зосима! Я грешная женщина». Она знала тогда, что творится в его монастыре, Мария передала после первой встречи, чтобы он сказал игумену, наместнику монастыря, чтобы тот более усердно заботился и имел попечение о братии. Второй визит Зосимы произошёл через два года, она знала о том, что Зосима через год не сможет прийти к ней, потому что ровно через год во время Великого поста на первой неделе, когда вся братия уходит в пустыню для подвигов, Зосима будет болен. За год всё промыслом Божиим было определено о Зосиме, что заболеет через год, Мария знала это. И вот в состоянии такой святости она нуждалась в причащении Святых Христовых Тайн. И встреча их с Зосимой произошла ради того, чтобы он в следующий приход свой принёс Святые Тайны и Кровь Христовы.
Дорогие братия и сестры, какое великое значение Таинства Евхаристии и для грешников, и для праведных, и почти святых. Интересно также, почему Зосима пошёл в пустыню. Ему пришёл бесовский помысл, что он уже преуспел в христианской жизни, и вряд ли кто-то есть лучше его, совершеннее. Это был тщеславный помысл. И тогда уходит он в пустыню и встречается по промыслу Божиему с Преподобной Марией Египетской.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эта удивительная жизнь преподобной Марии Египетской многому нас научила; чтобы мы боялись греха, потому что он в помыслах многие годы не будет оставлять нас, наше сознание, и тем самым уводить нас от чистоты и святости, уводить от Бога; чтобы мы брали пример с неё с такой же решительностью следовать за Христом. Наверное, преподобной Марии Египетской очень сложно было это сделать. Если семнадцать лет она боролась со своими страстями, то наверняка дьявол искушал её, когда нечего было есть и пить, будоражил её мысли воспоминаниями о тех прекрасных днях в достатке и изобилии в Египте, когда всё у неё было, когда она во множестве пила вино. Дьявол провоцировал, несомненно, чтобы она бросила всё и ушла к знакомой и привычной жизни.
Дай Бог и нам хоть малую крупицу этой решимости противостояния греху, в принуждении себя к добродетельной жизни, к посещению храмов, к чтению Священного Писания, к молитве. Дай Бог, чтобы хоть какая-то крупица добродетели была нами заимствована с примера преподобной матери нашей Марии Египетской.
Аминь!
10 апреля 2022
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. В 5-ю Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Это удивительная святая, жизнь которой многому нас учит. Преподобная Мария в 12 лет покинула родительский дом. Житие её не сообщает о том, как это было, но, несомненно, это был бунт против родительской власти и родительского попечения. Житие её говорит, что, уйдя из дома, она туда уже никогда не возвращалась, с 12 лет начинается её разгульная, греховная жизнь.
Как это во многом знакомо нам, родителям, когда наши дети, достигая переходного возраста, говорят нам: «Папа, мама, вы устарели, ничего не понимаете, жизнь сейчас идёт по-другому, надо брать всё от жизни и чтобы нам за это ничего не было», и прочее. В той или иной степени это знакомо каждому родителю, конечно, может, не в таких вопиющих формах, когда дети бросают родительский дом, хотя и это иногда встречается. Особенно легко улизнуть от власти родителей, поступив в институт, переехав из пригорода в столицу, там бабушка или съемная квартира и всё — жизнь покатилась по наклонной плоскости.
Но если такого не происходит в счастливых семьях, то, по крайней мере, бывают такие тенденции, выступления, склонности, симпатии к пятой колонне против президента и действующей власти. Молодые люди, очарованные безумными идеями Ходорковского, Навального и прочих одиозных личностей, начинают говорить о жажде революции, смене власти и установлении «подлинной» демократии в России. Такое тоже часто встречается, дорогие братия и сестры.
Наверное, родители Марии Египетской были христианами; наверное, они молились за свою дочь, и эти молитвы были услышаны Богом, но не сразу. На семнадцать лет Мария Египетская окунулась в бездну разврата и всяческого порока, причём этот блуд был нехарактерным: это не было бизнесом, она денег не брала за свои услуги. У неё было такое представление, что блудная страсть — это самая яркая, самая жгучая, самая захватывающая всё естество человека. И смысл жизни состоит в том, чтобы максимально удовлетворить эту плотскую похоть и страсть. Семнадцать лет без перерыва, без выходных, в бездне греха.
А далее происходит обращение преподобной Марии Египетской. И когда мы осмысливаем этот известный момент из её жития, то удивляемся, как Господь премудро управляет миром и жизнью каждого из нас, как Он улавливает души человеческие и обращает их к Себе совершенно неожиданным образом. Преподобная Мария увидела однажды в Александрии, как народ пришёл в оживление, и все устремились на пристань, все почему-то садятся на один и тот же пароход, который вот-вот уйдёт в открытое море. Она спрашивает: «Куда же народ хочет плыть»? Христиане отвечают ей, что пароход идёт в Иерусалим, потому что скоро праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, и благочестивые христиане-египтяне едут туда, чтобы поклониться Святому древу Креста Господня. Преподобная Мария понимает, что это благоприятный шанс, путешествие будет длительным, и там можно вполне тоже предаться излюбленной страсти с «благочестивыми» паломниками.
Когда проповедники вспоминают этот момент из её жизни, многие из них недоумевают, как же корабль этот не потонул в море, погружаемый в бездну греха и порока со многими пассажирами, которых увлекала в бесовские, блудные сети Мария. Но в этом, видимо, проявилось необыкновенное долготерпение Божие.
Приплыв на Святую Землю, она идёт вместе с паломниками в храм, который был уже выстроен усердием императрицы Елены на Голгофе, на месте страдания и воскресения нашего Господа. Но происходит чудо, и она не может войти в храм. Поначалу она думает, что происходит что-то такое обычное, может быть, толпа мешает, народ её оттесняет, выбрасывает из храма. Она обращает внимание, что те, которые были сзади и рядом с ней, заходят все спокойно, беспрепятственно. Она снова порывается войти в храм, но Господь не допускает её. И тогда она начинает понимать, что причина не во множестве народа, а в её грешной и беззаконной жизни.
Мы сразу можем провести параллель, соотнеся этот момент с нашей с вами жизнью. Ведь мы с вами имеем и возможность, и счастье, и радость приходить беспрепятственно в храм. Но как мы мало ценим эту возможность, приходим не пойми как, и к середине, и к концу Литургии, когда выспались и поели, как придётся, а часто и вообще игнорируя храм Божий многие и многие недели, месяцы, а иногда и годы. И всякий раз, когда возвращается тот или иной грешник, Господь не закрывает Своих дверей от опомнившихся людей, которые всё-таки вспомнили, что они всё же христиане и которые привели себе на память неисчислимые благодеяния Божии.
Преподобная Мария, не имея возможности войти в храм, увидела в притворе икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, обратилась к этой иконе, как к живой Богоматери. Если она узнала Богоматерь и знала, что Она родила Сына Христа, это звучало в её молитве, значит, Мария получила христианское воспитание, но затем всё перечеркнула и погрузилась в омут греха. И вот в этой пламенной молитве к Богоматери она обещала исправить свою жизнь и просила Божию Матерь, чтобы та стала споручни-цей ей, то есть гарантом своего покаяния перед Её Сыном возлюбленным и Господом. И, сказав эти слова, преисполненные покаяния, преисполненная решимости изменить свою жизнь, она беспрепятственно входит в храм Божий, вместе с паломниками поклоняется Животворящему Кресту Господню и сподобляется причастия Святых Тела и Крови Христовых.
Здесь ничего удивительного нет, в древней Церкви таинство покаяния, исповеди и причастия были разделены друг от друга. Если бы она попала на исповедь в Иерусалиме к нашим священникам или к греческим, то причащение, наверное, стало бы невозможным, как и её пребывание в храме, потому что священник, услышав такую исповедь, готов бы был провалиться сквозь пол церковный от того, что могла рассказать Мария Египетская. Но, преисполненная глубокого покаяния, с верой, она приступает ко причастию Святых Христовых Тайн. Это второй момент Божественного промышления о ней, как и о каждом из нас, когда через причащение Святых Христовых Тайн укрепилась в ней решимость изменить свою жизнь и оставить этот мир. Она услышала от Богоматери таинственные слова: «Перейди Иордан, и там ты найдёшь покой».
Далее, дорогие братия и сестры, начинается её аскетическая жизнь, преисполненная покаяния и высочайших подвигов, немыслимых для человека. Она в пустыню взяла только три хлеба, больше ничего не было у неё. Кто был с нами в паломнической поездке в Иордании в пустыне Иудейской, тот представляет себе, что там ничего нельзя было найти поесть: там голые пески, раскалённое солнце и больше нет ничего. И вот она этими тремя хлебами по крошкам питалась в течение семнадцати лет. За эти годы тело её высохло и стало неспособным ни к каким грехам и порокам. Но мысли страшные, греховные, блудные, мерзкие приходили к ней и мучили её в течение этих семнадцати лет.
И вот так получилось, что семнадцать лет она предавалась греху, и семнадцать лет её искушал дьявол мыслями блудными, от которых она не могла найти успокоения. Она говорила старцу Зосиме, что ложилась тогда на раскалённый песок, не вставала с него многие часы, пока этот пламень плотской похоти не ослабевал или не отпускал её по пламенной её молитве. И лишь с течением многих лет подвига страсти эти, которые гнездились в её естестве, в мыслях её, которыми провоцировал и искушал её дьявол, оставили преподобную Марию.
Вот, дорогие братия и сёстры, такие были последствия греха. Нам это неведомо и непонятно. Многие из нас повинны в тяжких грехах. Но складывается такое впечатление, что пришёл, исповедался, рассказал и всё — больше ничего не будет, никаких последствий, грех изглажен и прощён. С догматической точки зрения, это, несомненно, так. Но ведь последствие греха, воспоминание о нём, эти образы, с которым был связан грех, мучают нас. Дьявол будоражит душу человеческую, и те или иные воспоминания мы вновь и вновь пересматриваем в своём разуме и иногда, страшно сказать, пересматриваем без всякого сожаления. Вот иногда человек кается в блудных грехах, незаконных связях в молодости и спрашиваешь у него: «Если бы сейчас ты заново прожил эту жизнь, так же бы ты совершил эти грехи»? Очень часто, как священник, я слышу такие слова: «Да, батюшка, всё равно бы я поступил так же». Вот что происходит.
Далее, мы видим удивительное значение Таинства причащения в жизни человека. В начале покаяния необходимо было Марии причаститься Святых Христовых Тайн, и в конце жизни она сподобилась этого причащения; сподобилась, когда она была уже равноангельской чистоты и святости; когда при молитве она поднималась над землёй; тогда, когда она, перекрестив Иордан, переходила по нему, как по суше; тогда, когда она знала мысли Зосимы, когда он беседовал с ней. А он подумал, увидев, что поднимается она над землёй: «Наверное, это дух, какое-то видение бесовское». Она прочитала эти его мысли и говорит: «Зосима! Я грешная женщина». Она знала тогда, что творится в его монастыре, Мария передала после первой встречи, чтобы он сказал игумену, наместнику монастыря, чтобы тот более усердно заботился и имел попечение о братии. Второй визит Зосимы произошёл через два года, она знала о том, что Зосима через год не сможет прийти к ней, потому что ровно через год во время Великого поста на первой неделе, когда вся братия уходит в пустыню для подвигов, Зосима будет болен. За год всё промыслом Божиим было определено о Зосиме, что заболеет через год, Мария знала это. И вот в состоянии такой святости она нуждалась в причащении Святых Христовых Тайн. И встреча их с Зосимой произошла ради того, чтобы он в следующий приход свой принёс Святые Тайны и Кровь Христовы.
Дорогие братия и сестры, какое великое значение Таинства Евхаристии и для грешников, и для праведных, и почти святых. Интересно также, почему Зосима пошёл в пустыню. Ему пришёл бесовский помысл, что он уже преуспел в христианской жизни, и вряд ли кто-то есть лучше его, совершеннее. Это был тщеславный помысл. И тогда уходит он в пустыню и встречается по промыслу Божиему с Преподобной Марией Египетской.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эта удивительная жизнь преподобной Марии Египетской многому нас научила; чтобы мы боялись греха, потому что он в помыслах многие годы не будет оставлять нас, наше сознание, и тем самым уводить нас от чистоты и святости, уводить от Бога; чтобы мы брали пример с неё с такой же решительностью следовать за Христом. Наверное, преподобной Марии Египетской очень сложно было это сделать. Если семнадцать лет она боролась со своими страстями, то наверняка дьявол искушал её, когда нечего было есть и пить, будоражил её мысли воспоминаниями о тех прекрасных днях в достатке и изобилии в Египте, когда всё у неё было, когда она во множестве пила вино. Дьявол провоцировал, несомненно, чтобы она бросила всё и ушла к знакомой и привычной жизни.
Дай Бог и нам хоть малую крупицу этой решимости противостояния греху, в принуждении себя к добродетельной жизни, к посещению храмов, к чтению Священного Писания, к молитве. Дай Бог, чтобы хоть какая-то крупица добродетели была нами заимствована с примера преподобной матери нашей Марии Египетской.
Аминь!
10.04.2022
Предыдущая проповедь
7 апреля 2022
Следующая проповедь
17 апреля 2022
Все проповеди за 2022 год