Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня особое внимание мы обращаем к Честному и Животворящему Кресту Господню, который выносится для поклонения на середину храма. Сегодняшнее воскресенье, как и вся предстоящая Крестопоклонная седмица призывает всех нас к поклонению Животворящему Кресту для того, чтобы мы, взирая на крест Христов, черпали в нём великую силу необходимую нам в жизни для несения наших жизненных крестов.
Ветхий завет преисполнен был множеством прообразований и символов Креста Господня. Эти символы усматривались не только в земной жизни ветхозаветного Израиля, истории еврейского народа, но и в горнем мире на небесах. Так, например, пророк Исаия, которого называют ветхозаветным евангелистом, потому что он предзрел страдания Господа. Он видел престол Божий, который окружали Серафимы, взывающие: «Cвят свят свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы твоея». У каждого из Серафимов было по шесть крыльев, двумя они закрывали лица свои, двумя ноги, а двумя летали. Таким образом, они изображали собою животворящий Крест.
Во время шествия Израиля к Земле Обетованной, когда народ должен был отразить языческое племя амаликитян, погрязших в страшных грехах, Господь предназначил их к всеобщему истреблению, чтобы не было продолжения их смертоносного действия. И вот израильтяне вступили в войну с амаликитянами, а пророк Моисей взошёл на гору, с которой видно было поле сражения, и поднимал руки свои к небу, молясь о победе Израиля. Он заметил, что когда он поднимал руки, израильтяне побеждали, но не мог он долго держать руки поднятыми. И тогда Аарон и Ор, заметив, что сила Израильского войска в буквально в руках Моисея, стали поддерживать его руки. Моисей с простертыми руками изображал крест Христов, который дарует победу в войне. Это воздеяние рук Моисеем повторяется и в нашем богослужении, когда священник перед престолом молится на Херувимской песни и во время возношения Святых Даров.
Когда ветхозаветный патриарх Иаков, преисполненный радостной вестью о том, что его сын Иосиф жив, переселяется в Египет, Иосиф подводит к нему своих сыновей Манассию и Ефрема с просьбой о том, чтобы отец благословил внуков своих. Он подводит старшего Манассию под правую руку отца, а Ефрема младшего под левую руку. Иаков меняет руки: правую руку свою возлагает на Ефрема, а левую на Манассию. Иосиф возражает: Манассия старший, надо правую руку на него положить. Отец отвечает: знаю, сын мой, но Ефрем будет более великим, и Господь благословит его особым образом. (см. Быт. 48). Таким образом, он благословил сыновей Иосифа, скрестив свои руки, не так, как хотел Иосиф.
Это очень знаменательный священный жест, который повторяется в Божественной Литургии, когда священник возносит Святые Дары перед престолом с возгласом: «Твоя от твоих тебе приносяще о всех и за вся». Пресвитер берёт правой рукой дискос, который стоит слева, и левой рукой чашу, которая стоит справа, и таким образом поднимает Святые Дары. В этом возношение Даров к Богу также используется знамение Креста.
Еще одно чудо совершилось на пути евреев к Земле Обетованной. Они пришли в некое место, где были источники воды, но вода была страшно горькой, непригодной для питья. Евреи стали роптать на Моисея: «Зачем ты вывел нас из Египта?» Стали вспоминать, как говорит свт. Андрей Критский, «свиные мяса и котлы». Тогда Моисей, помолившись Богу, бросил некое древо в эти воды, и вода стала сладкой на вкус. Это древо, которое Моисей опустил в воды, ознаменовало образ Честного и Животворящего Креста. Живоносное Древо услаждает наши скорби в земной жизни. Оно делает эти скорби посильными, лёгкими, удобоносимыми.
Действительно, жизнь человека преисполнена великих скорбей и испытаний. Вы знаете об этом не понаслышке, неся свои тяжелые жизненные кресты, терпя страдания, болезни, предательства, измены, переживая смерть близких и родных людей. Порой всё это так меняет нашу жизнь, лишая её всякого смысла и радости. Но важно понимать и верить, что какие бы не были эти кресты тяжелыми, они являются действиями врачующей, исцеляющий нас силы Божией, орудием Его Промысла, которым Господь готовит нас к наследованию вечной жизни, для того, чтобы не напрасно мы прожили жизнь, чтобы чрезмерно не прилеплялись к её благам и удовольствиям. Неся те или иные скорби, Господь говорит нам, что есть средство, прибегая к которому, эти скорби не будут казаться такими страшными.
Нужно понимать и то, что христианство, Церковь и даже Бог не избавляет нас от наше личного креста, но наша вера даёт нам основание, она дает смысл в любых страданиях и испытаниях, которые мы с вами несем. За любыми этими испытаниями стоит Господь, который посылает эти скорби нам не для того, чтобы нас обидеть, оскорбить, наказать, уничтожить, а для того, чтобы исцелить нашу человеческую природу, спасти нас. Господь необыкновенно любит нас. И Он наипаче любит нас в наших страданиях. В них мы уподобляемся Ему, и Он нам сострадает, оказывая Свою всесильную благодатную помощь.
Взгляните на Древо Честного и Животворящего Креста, ведь Он с него не сходил, не отказывался от него. Это Древо освещено Его страданиями, оно впитало пречистую кровь Его, которую Он излиял во время своих страшных страданий ради нас. Мы часто забываем, что нас делает христианами не столько вера в Бога или крещение, а добровольное крестоношение и принятие своего креста.
Христос сегодня в Евангелие говорит нам так: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Он призывает нас не только принять свой крест, смириться с ним, но и ещё отвергнуться от своей греховной природы. Мы призваны и к внутреннему крестоношению, которая состоит в отвержении от своих греховных устремлений. И только тогда человек может повлиять на спасение своей души в вечности.
Аминь.
22 марта 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня особое внимание мы обращаем к Честному и Животворящему Кресту Господню, который выносится для поклонения на середину храма. Сегодняшнее воскресенье, как и вся предстоящая Крестопоклонная седмица призывает всех нас к поклонению Животворящему Кресту для того, чтобы мы, взирая на крест Христов, черпали в нём великую силу необходимую нам в жизни для несения наших жизненных крестов.
Ветхий завет преисполнен был множеством прообразований и символов Креста Господня. Эти символы усматривались не только в земной жизни ветхозаветного Израиля, истории еврейского народа, но и в горнем мире на небесах. Так, например, пророк Исаия, которого называют ветхозаветным евангелистом, потому что он предзрел страдания Господа. Он видел престол Божий, который окружали Серафимы, взывающие: «Cвят свят свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы твоея». У каждого из Серафимов было по шесть крыльев, двумя они закрывали лица свои, двумя ноги, а двумя летали. Таким образом, они изображали собою животворящий Крест.
Во время шествия Израиля к Земле Обетованной, когда народ должен был отразить языческое племя амаликитян, погрязших в страшных грехах, Господь предназначил их к всеобщему истреблению, чтобы не было продолжения их смертоносного действия. И вот израильтяне вступили в войну с амаликитянами, а пророк Моисей взошёл на гору, с которой видно было поле сражения, и поднимал руки свои к небу, молясь о победе Израиля. Он заметил, что когда он поднимал руки, израильтяне побеждали, но не мог он долго держать руки поднятыми. И тогда Аарон и Ор, заметив, что сила Израильского войска в буквально в руках Моисея, стали поддерживать его руки. Моисей с простертыми руками изображал крест Христов, который дарует победу в войне. Это воздеяние рук Моисеем повторяется и в нашем богослужении, когда священник перед престолом молится на Херувимской песни и во время возношения Святых Даров.
Когда ветхозаветный патриарх Иаков, преисполненный радостной вестью о том, что его сын Иосиф жив, переселяется в Египет, Иосиф подводит к нему своих сыновей Манассию и Ефрема с просьбой о том, чтобы отец благословил внуков своих. Он подводит старшего Манассию под правую руку отца, а Ефрема младшего под левую руку. Иаков меняет руки: правую руку свою возлагает на Ефрема, а левую на Манассию. Иосиф возражает: Манассия старший, надо правую руку на него положить. Отец отвечает: знаю, сын мой, но Ефрем будет более великим, и Господь благословит его особым образом. (см. Быт. 48). Таким образом, он благословил сыновей Иосифа, скрестив свои руки, не так, как хотел Иосиф.
Это очень знаменательный священный жест, который повторяется в Божественной Литургии, когда священник возносит Святые Дары перед престолом с возгласом: «Твоя от твоих тебе приносяще о всех и за вся». Пресвитер берёт правой рукой дискос, который стоит слева, и левой рукой чашу, которая стоит справа, и таким образом поднимает Святые Дары. В этом возношение Даров к Богу также используется знамение Креста.
Еще одно чудо совершилось на пути евреев к Земле Обетованной. Они пришли в некое место, где были источники воды, но вода была страшно горькой, непригодной для питья. Евреи стали роптать на Моисея: «Зачем ты вывел нас из Египта?» Стали вспоминать, как говорит свт. Андрей Критский, «свиные мяса и котлы». Тогда Моисей, помолившись Богу, бросил некое древо в эти воды, и вода стала сладкой на вкус. Это древо, которое Моисей опустил в воды, ознаменовало образ Честного и Животворящего Креста. Живоносное Древо услаждает наши скорби в земной жизни. Оно делает эти скорби посильными, лёгкими, удобоносимыми.
Действительно, жизнь человека преисполнена великих скорбей и испытаний. Вы знаете об этом не понаслышке, неся свои тяжелые жизненные кресты, терпя страдания, болезни, предательства, измены, переживая смерть близких и родных людей. Порой всё это так меняет нашу жизнь, лишая её всякого смысла и радости. Но важно понимать и верить, что какие бы не были эти кресты тяжелыми, они являются действиями врачующей, исцеляющий нас силы Божией, орудием Его Промысла, которым Господь готовит нас к наследованию вечной жизни, для того, чтобы не напрасно мы прожили жизнь, чтобы чрезмерно не прилеплялись к её благам и удовольствиям. Неся те или иные скорби, Господь говорит нам, что есть средство, прибегая к которому, эти скорби не будут казаться такими страшными.
Нужно понимать и то, что христианство, Церковь и даже Бог не избавляет нас от наше личного креста, но наша вера даёт нам основание, она дает смысл в любых страданиях и испытаниях, которые мы с вами несем. За любыми этими испытаниями стоит Господь, который посылает эти скорби нам не для того, чтобы нас обидеть, оскорбить, наказать, уничтожить, а для того, чтобы исцелить нашу человеческую природу, спасти нас. Господь необыкновенно любит нас. И Он наипаче любит нас в наших страданиях. В них мы уподобляемся Ему, и Он нам сострадает, оказывая Свою всесильную благодатную помощь.
Взгляните на Древо Честного и Животворящего Креста, ведь Он с него не сходил, не отказывался от него. Это Древо освещено Его страданиями, оно впитало пречистую кровь Его, которую Он излиял во время своих страшных страданий ради нас. Мы часто забываем, что нас делает христианами не столько вера в Бога или крещение, а добровольное крестоношение и принятие своего креста.
Христос сегодня в Евангелие говорит нам так: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Он призывает нас не только принять свой крест, смириться с ним, но и ещё отвергнуться от своей греховной природы. Мы призваны и к внутреннему крестоношению, которая состоит в отвержении от своих греховных устремлений. И только тогда человек может повлиять на спасение своей души в вечности.
Аминь.
22.03.2020
Предыдущая проповедь
14 марта 2020
Следующая проповедь
7 апреля 2020
Все проповеди за 2020 год