Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры. Только что мы с вами прослушали апостольское чтение и евангельскую притчу о блудном сыне. И то, и другое чтение подвигает нас к рассуждению о страшном грехе блуда, который в наше время становится уже всеобщей нормой жизни, распространяясь молниеносно в нашем обществе.
Одним из проявлений этого греха являются повальные гражданские браки, которые уже за блуд никто не признаёт: либо считают физиологией, либо временным состоянием, когда те или иные люди примеряются друг к другу и пытаются понять, подходят они друг к другу по знакам зодиака или по другим каким характеристикам или нет.
Священное Писание напоминает нам о непримиримости к этому страшному греху. Апостол Павел так и говорил в сегодняшнем чтении: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела». (1 Кор. 6:18).
Почему же этот грех так выделяется среди прочих? Казалось бы, есть и более страшные грехи, которые тоже рядом с нами и в нашей жизни присутствуют. Блуд особенно нетерпим в очах Божиих! Апостол Павел напоминает нам, что мы созданы Богом, мы не свои, то есть мы не самобытны, мы не имеем права распоряжаться своей жизнью так, как нам вздумается, так, как мы хотим. Мы должны жить по заповедям Божиим, которые установлены для нас, как правило праведной жизни, угодной Богу. Апостол Павел говорит, что все грехи, которые творит человек, он творит вне тела своего, а блудник оскверняет своё собственное тело. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19), «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы». (1 Кор. 3:17).
Дорогие братия и сестры. В Неделю о блудном сыне мы все с вами должны ещё и ещё раз принести покаяние Богу в том, что этот страшный грех в той или иной форме присутствовал в нашей с вами жизни. Слава Богу, что все мы здесь, собравшиеся в храме Божием, отошли уже от этих страшных грехов, несовместимых с христианством. Но иногда человек вспоминает о жизни своей вне Церкви и прежних грехах без всякого сожаления, иногда констатирует факт того или иного греха, греха блуда. Но нет у него раскаяния, нет сожаления, а есть уверенность в том, что, если бы жизнь можно было вернуть назад, то человек поступил бы точно таким же образом. Это состояние нераскаянности человека, состояние, когда он признаёт этот грех и не хочет из него выходить. Несмотря на то, что мы приносили покаяние в этих грехах, мы должны не забывать об этих страшных падениях, которые были в нашей с Вами жизни, чтобы эти грехи держали нас в чувстве правильного духовного устроения. Потому что осознание своих грехов, чувство виновности перед Богом приближает нас к своему Творцу и Промыслителю и является единственно правильным устроением христианской жизни.
Несмотря на то, что явные грехи, вопиющие, о которых идёт речь сегодня, с Божией помощью многие из нас преодолели, но нельзя почивать на лаврах, нельзя успокаиваться, потому что страсть блуда оканчивается не раньше и не позже, а ровно со смертью человека. И сколько бы ни было тебе лет, какой бы глубокий пенсионный возраст ни украшал твою жизнь, до смерти бесы блуда не отстают от человека. Священники по исповеди людей знают ужасающие формы этого страшного блудного греха, когда им и 90, и 95 лет, а тело, пронизанное блудом в их прежней жизни, требует той же похоти и неудержимо влечёт дряхлеющий и умирающий организм туда же, где прошла вся буйная и разгульная молодость.
Мы с вами не должны успокаиваться. Апостол Павел обращает и к нам свои слова: «бегайте блуда». Преподобный Антоний Великий однажды видел весь мир, окутанный сетями дьявола, и недоумевал, кто же может избегнуть их; эти сети дьявол расставляет повсюду нам. Мы должны внимательно и трезвенно относиться к своей жизни. Во-первых, блуд всегда связан с пьянством, также и апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).
Сколько жизненных судеб и историй, которые говорят о том, что человек никогда бы не пошёл на этот грех, и лишь в состоянии крайнего алкогольного опьянения снимаются все преграды, и целомудрие не кажется какой-то бесценной добродетелью. У человека отключается сознание, работают одни животные инстинкты, и происходит это падение, о котором говорит сегодня Священное Писание. Пресыщенная плоть через страсть чревоугодия, через обильную мясную пищу тоже крайне податлива к бесу блуда.
Человек должен внимательно следить и анализировать свою жизнь наперёд, попадая в те или иные условия жизни, бывая в тех или иных местах и на мероприятиях, на бесконечных корпоративных вечерах, которые стали модны с проведением на загородных базах отдыха и так далее, с ночлегом. Все они оканчиваются по одному и тому же сценарию. И апостол Павел говорит нам — бегайте, не ходите туда, не оставайтесь там, потому что бес блуда будет там совершать свою страшную разрушительную работу.
Мы должны беречь все свои органы чувств, что мы слышим, что мы видим, в том числе и посредством средств массовой информации, бесконечные сериалы, в которых непременно присутствуют греховные сцены. И разве не обращали вы внимание на то, что, когда те или иные главные герои кинофильма встречают друг друга, у них зарождается та низменная, плотская зависимость при всеобщем одобрении зрителей. И мы, смотрящие такие фильмы, в глубине души радуемся, как всё прекрасно, какие красивые люди, как они нашли друг друга, как хорошо и так далее, невольно соуслаждаясь тому греху, который вливается в наше сознание от этого смертоносного средства массовой информации.
Всё влияет, всё подвигает человека к этому греху: и одежда, и облегающие формы, нецеломудренная одежда с открытыми частями тела и так далее. Это всё провоцирует блудную страсть, а любой грех, как действие, как поступок, он всегда зарождается сначала в сознании человека, происходит соуслаждение с этой бесовской мыслью и искушением, а затем совершается сам этот грех.
Дорогие братия и сестры. И мы с Вами должны беречься от этого греха, должны уберегать детей и внуков, чтобы они не попали в эти страшные сети, потому что без последствий для жизни тела и вообще для жизни человеческой не проходит блуд. Никогда не верьте тем врачам, урологам и гинекологам, которые говорят, что это физиология, и для лечения необходимо женщине завести мужчину, а мужчине женщину, иначе болезни, иначе уныние, апатия, отсутствие аппетита и другие более-менее страшные симптомы одинокой жизни. Посмотрите на монашествующих людей во многих обителях наших и сейчас, а особенно в древности, более строгое, целомудренное и святое время, как они побеждали эти страсти, и как они соблюдали целомудрие и чистоту. Это является нормой и физиологией — целомудрие и чистота, а не блуд и распущенность.
Но сегодняшняя евангельская притча блуда касается лишь косвенным образом, на примере жизни блудного сына, а суть её в другом, суть её в том, что грехами своими мы уходим от Бога на сторону далече, как ушёл от Него блудный сын. Эта притча читается перед Великим постом для того, чтобы мы осознали себя блудными, грешными людьми, ушедшими от Бога, чтобы мы пришли в себя, как пришёл в себя этот блудный сын и понял, что он живёт не так, и в нём тогда зародилось желание идти к отцу, разорвать сети греха. И у нас должно быть это желание.
Если нам некуда идти, если нам нечего менять в жизни своей, если мы довольны жизнью своей, едим суррогаты и свиные рожки и живём не так, как должны, и Бога нет в нашей жизни, если нет тоски по Нему и по Небесному Отечеству, как подлинной нашей родины, откуда мы ниспали, значит, мы погрязли в земном, тленном бытии, и нет у нас ни малейшей надежды на Царствие Небесное.
В эту неделю Церковь начинает петь на вечернем богослужении 136 псалом о пленении иудеев, как они были уведены из Иерусалима в вавилонское пленение, и как их пленившие там просили спеть что-то из тех песен, которыми они славословили Бога. И иудеи отвечали им, что это невозможно сделать в стране изгнания, с тоской вспоминая о том, что они потеряли, о прекрасном храме своём, в котором они славословили Бога и поклонялись Ему. Они осознали, что они на чужбине, и зародилась у них тоска о том отечестве, которое они потеряли. И этот псалом говорит нам о возвращении в дом Небесного Отца.
И дай Бог, чтобы наступающий Великий пост был для всех нас благодатным, плодотворным временем, чтобы вы с пользой использовали это время и стали нравственно чище, лучше, ближе к Богу, преодолев и победив многочисленные грехи, которые пронизывают всю нашу грешную, безбожную жизнь. Аминь!
Храм Спаса Нерукотворного Образа
Русская Православная Церковь
Выборгская епархия