Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. Кто-то из святых отцов высказал такую мысль: если бы из всего Евангелия ничего не сохранилось, не дошло бы до наших дней, кроме притчи о блудном сыне, то мы бы от этого ничего не потеряли. Эта притча, по истине, Евангелие в Евангелии.
Притча говорит нам о необыкновенной любви Божией к роду человеческому и каждому из нас. Эта Божественная любовь показывается нам в образе отца, которого предаёт младший сын, требуя части имения. В этой просьбе мы видим бунт, протест против власти родительской и всего своего рода.
Кто жил в деревне, тот знает: чем больше семья, тем крепче хозяйство, тем богаче становится семья, потому что рабочих рук больше. Само же по себе разделение имения, получение части имения возможно только лишь после смерти родителей. Таким образом, в этом требовании младшего сына заключалось предательство. Можно продолжить мысль младшего сына: «Отец, ты зажился, ты мне не нужен, скорее бы ты умер. Дай мне то, что я должен наследовать после твоей смерти».
Как поступает отец? Он молча разделяет имение и отдаёт половину младшему сыну. И сын уходит. Любовь Божественная состоит в этом кротком исполнении безумного желания сына. Нельзя забывать, что в те времени все семьи были патриархальные, где роль отца в семье первостепенна. Когда эту притчу говорил Христос Своим современникам, большинство считали, что нужно было наказать непокорного сына самым жестоким образом. Можно было предать его суду и наказать вплоть до лишения жизни, потому что он оскорбил отца. Законы того времени были очень суровы к таким поступкам. Но отец не сделал этого. Он оставляет незыблемым дар свободы, данный Богом-Отцом каждому человеку. Притча не говорит о том, что отец нанял каких-нибудь людей, которые бы следили за сыном и передавали отцу какие-то известия, чтобы были рядом, помогали. Нет, отец дарует полную свободу своему чаду.
Этот безумный поступок младшего сына — олицетворение семейной жизни многих из нас. Это автобиографическая повесть, которая уже сейчас касается многих родителей, а может быть, кого-то коснётся в будущем. Наши дети и внуки, часто достигнув переходного возраста, когда начинается буйство гормонов, безумно говорят те же самые слова, которые говорил блудный сын: «Родители, вы устарели, вы ничего не понимаете, сейчас так не живут, как вы хотите, чтобы мы жили. И в школе, и в классе вообще нет никого верующих ребят, никто в храм не ходит». И это действительно так. Такая безбожная среда окружает сейчас наших детей не только в школе, но и повсеместно в этом мире. И эта среда порабощает их, и порой, они оказываются бессильными противостоять этой светской безбожной жизни. И вслед за толпой своих сверстников, точно так же, как блудный сын, уходят наши дети. А что их там ждёт? Какая жизнь их ожидает?
Блудный сын, когда промотал всё наследство, начал нуждаться, стал служить одному из жителей той страны, мечтал насытиться хотя бы кормом для свиней, но и этого ему никто не давал. К этому же результату может привести протестное поведение наших детей и внуков. Корм для свиней — это некая аллегория, олицетворяющая всяческий грех, который входит в жизнь наших детей. Это и блуд, и разврат, и алкоголь, и наркотики, которые постепенно начинают употреблять наши дети, и ночные клубы, притоны и прочая грязь, которая засасывает, как в омут, неокрепшие души. Дети становятся игрушкой в руках тёмных демонических сил.
Как же нам, братия и сестры, относиться к этому? Как относиться к детям и внукам, которые предали нас? А относиться мы к ним должны по-христиански, точно так же, как отец относился к своему блудному сыну в притче. Отец относится с терпением, с прощением, с возможностью радости от возвращения заблудших наших детей. Таким образом, эти три добродетели мы должны всегда помнить и взять на вооружение: терпение, прощение и ожидание возвращения в родительский дом. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эта радость скорее коснулась многих из нас!
Дай Бог, чтобы многие из нас никогда не столкнулись с такой грустной евангельской историей в приложении к современным реалиям жизни. Притча о блудном сыне — автобиографическая повесть и о нашей молодости, повесть о совершенных грехах, в которые дьявол ввергал многих из нас.
Дай Бог, чтобы сегодня, слыша эту притчу, мы вновь и вновь просили прощения у Господа и дорожили возможностью пребывания в Церкви, как в доме своего Отца Небесного. Эта притча говорит о необходимости возвращения в дом отчий каждого человека, потому что все мы — великие грешники, независимо от того, призываем ли мы Бога, признаём ли Его, просим ли Его участия в нашей жизни или живём параллельно с Ним.
Независимо от того, часто ли мы ходим в церковь или игнорируем её, мы все являемся великими грешниками. И порой, очень сложно нам, когда мы преодолели страшные грехи, несовместимые с жизнью, несовместимые со статусом христианина, осознать себя грешником. Великое множество мелких грехов усыпляют нашу бдительность, и человек никуда не стремится, он не чувствует своей греховности.
Поэтому сегодня, братия и сестры, мы должны обратиться вглубь своей души, увидеть и осознать, сколько внутри нас гордыни, сколько тщеславия, как часто мы грешим осуждением, завистью, сколько в нас гнева, раздражения, как часто мы не видим своей вины в тех или иных конфликтных ситуациях, не хотим просить прощения, пытаемся устраивать какие-то юридические разборки, ожидая, что прощения должен просить кто-то другой, а не мы. Великое множество грехов, нечистых мыслей является нашим греховным багажом, страшным содержимым, которое мы должны сбросить с души своей в наступающее благодатное время Великого поста. Мы должны очистить свою душу, хотя бы уменьшить количество и степень греха и приблизиться к Богу, а Он, наш Небесный Отец и Создатель, как и говорится в этой притче о блудном сыне, будет так же нас ждать, как ждал в ней отец своего непутёвого сына. Как часто выходил он за околицу села, всматривался вдаль в надежде, что увидит знакомый силуэт своего блудного сына. И как только заметил его, первым побежал навстречу, не дал сыну даже договорить свою покаянную фразу, обнял его и устроил необыкновенный пир в честь своего покаявшегося сына. Так и Бог наш, любящий Отец, всегда будет ожидать от нас покаяния и возвращения.
Велика на свете материнская любовь, ничто на земле не может превзойти степень и глубину её. О молитве и любви матери говорят, что она со дна моря поднимает. Она преисполнена самоотречения и самопожертвования во всём, лишь бы чаду было хорошо и комфортно на земле. Например, есть такая притча о материнской любви. Один непутевый сын у матери влюбился в одну девушку, и любовь его была безответной. Эта девушка говорила, что их любви мешает его мать, и она ответит на его любовь только тогда, когда он убьёт мать, вырвет из её груди сердце и принесет ей, как доказательство своей любви. Этот безумный сын совершает это убийство, вырывает сердце и бежит к своей возлюбленной, падает по дороге, сердце падает в грязь и из него исходит материнский голос: «Сынок, ты не ушибся? Тебе не больно»? Вот высота материнской любви. Но её превзошёл Господь, Который жизнь Свою отдал на кресте ради нашего спасения. И распятые Его руки, пригвождённые ко кресту, являются олицетворением великой любви Божией к роду человеческому и каждому из нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). А распростёртые руки Христа на кресте являются олицетворением слов: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф.11:28)
Аминь.
20 февраля 2022
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. Кто-то из святых отцов высказал такую мысль: если бы из всего Евангелия ничего не сохранилось, не дошло бы до наших дней, кроме притчи о блудном сыне, то мы бы от этого ничего не потеряли. Эта притча, по истине, Евангелие в Евангелии.
Притча говорит нам о необыкновенной любви Божией к роду человеческому и каждому из нас. Эта Божественная любовь показывается нам в образе отца, которого предаёт младший сын, требуя части имения. В этой просьбе мы видим бунт, протест против власти родительской и всего своего рода.
Кто жил в деревне, тот знает: чем больше семья, тем крепче хозяйство, тем богаче становится семья, потому что рабочих рук больше. Само же по себе разделение имения, получение части имения возможно только лишь после смерти родителей. Таким образом, в этом требовании младшего сына заключалось предательство. Можно продолжить мысль младшего сына: «Отец, ты зажился, ты мне не нужен, скорее бы ты умер. Дай мне то, что я должен наследовать после твоей смерти».
Как поступает отец? Он молча разделяет имение и отдаёт половину младшему сыну. И сын уходит. Любовь Божественная состоит в этом кротком исполнении безумного желания сына. Нельзя забывать, что в те времени все семьи были патриархальные, где роль отца в семье первостепенна. Когда эту притчу говорил Христос Своим современникам, большинство считали, что нужно было наказать непокорного сына самым жестоким образом. Можно было предать его суду и наказать вплоть до лишения жизни, потому что он оскорбил отца. Законы того времени были очень суровы к таким поступкам. Но отец не сделал этого. Он оставляет незыблемым дар свободы, данный Богом-Отцом каждому человеку. Притча не говорит о том, что отец нанял каких-нибудь людей, которые бы следили за сыном и передавали отцу какие-то известия, чтобы были рядом, помогали. Нет, отец дарует полную свободу своему чаду.
Этот безумный поступок младшего сына — олицетворение семейной жизни многих из нас. Это автобиографическая повесть, которая уже сейчас касается многих родителей, а может быть, кого-то коснётся в будущем. Наши дети и внуки, часто достигнув переходного возраста, когда начинается буйство гормонов, безумно говорят те же самые слова, которые говорил блудный сын: «Родители, вы устарели, вы ничего не понимаете, сейчас так не живут, как вы хотите, чтобы мы жили. И в школе, и в классе вообще нет никого верующих ребят, никто в храм не ходит». И это действительно так. Такая безбожная среда окружает сейчас наших детей не только в школе, но и повсеместно в этом мире. И эта среда порабощает их, и порой, они оказываются бессильными противостоять этой светской безбожной жизни. И вслед за толпой своих сверстников, точно так же, как блудный сын, уходят наши дети. А что их там ждёт? Какая жизнь их ожидает?
Блудный сын, когда промотал всё наследство, начал нуждаться, стал служить одному из жителей той страны, мечтал насытиться хотя бы кормом для свиней, но и этого ему никто не давал. К этому же результату может привести протестное поведение наших детей и внуков. Корм для свиней — это некая аллегория, олицетворяющая всяческий грех, который входит в жизнь наших детей. Это и блуд, и разврат, и алкоголь, и наркотики, которые постепенно начинают употреблять наши дети, и ночные клубы, притоны и прочая грязь, которая засасывает, как в омут, неокрепшие души. Дети становятся игрушкой в руках тёмных демонических сил.
Как же нам, братия и сестры, относиться к этому? Как относиться к детям и внукам, которые предали нас? А относиться мы к ним должны по-христиански, точно так же, как отец относился к своему блудному сыну в притче. Отец относится с терпением, с прощением, с возможностью радости от возвращения заблудших наших детей. Таким образом, эти три добродетели мы должны всегда помнить и взять на вооружение: терпение, прощение и ожидание возвращения в родительский дом. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эта радость скорее коснулась многих из нас!
Дай Бог, чтобы многие из нас никогда не столкнулись с такой грустной евангельской историей в приложении к современным реалиям жизни. Притча о блудном сыне — автобиографическая повесть и о нашей молодости, повесть о совершенных грехах, в которые дьявол ввергал многих из нас.
Дай Бог, чтобы сегодня, слыша эту притчу, мы вновь и вновь просили прощения у Господа и дорожили возможностью пребывания в Церкви, как в доме своего Отца Небесного. Эта притча говорит о необходимости возвращения в дом отчий каждого человека, потому что все мы — великие грешники, независимо от того, призываем ли мы Бога, признаём ли Его, просим ли Его участия в нашей жизни или живём параллельно с Ним.
Независимо от того, часто ли мы ходим в церковь или игнорируем её, мы все являемся великими грешниками. И порой, очень сложно нам, когда мы преодолели страшные грехи, несовместимые с жизнью, несовместимые со статусом христианина, осознать себя грешником. Великое множество мелких грехов усыпляют нашу бдительность, и человек никуда не стремится, он не чувствует своей греховности.
Поэтому сегодня, братия и сестры, мы должны обратиться вглубь своей души, увидеть и осознать, сколько внутри нас гордыни, сколько тщеславия, как часто мы грешим осуждением, завистью, сколько в нас гнева, раздражения, как часто мы не видим своей вины в тех или иных конфликтных ситуациях, не хотим просить прощения, пытаемся устраивать какие-то юридические разборки, ожидая, что прощения должен просить кто-то другой, а не мы. Великое множество грехов, нечистых мыслей является нашим греховным багажом, страшным содержимым, которое мы должны сбросить с души своей в наступающее благодатное время Великого поста. Мы должны очистить свою душу, хотя бы уменьшить количество и степень греха и приблизиться к Богу, а Он, наш Небесный Отец и Создатель, как и говорится в этой притче о блудном сыне, будет так же нас ждать, как ждал в ней отец своего непутёвого сына. Как часто выходил он за околицу села, всматривался вдаль в надежде, что увидит знакомый силуэт своего блудного сына. И как только заметил его, первым побежал навстречу, не дал сыну даже договорить свою покаянную фразу, обнял его и устроил необыкновенный пир в честь своего покаявшегося сына. Так и Бог наш, любящий Отец, всегда будет ожидать от нас покаяния и возвращения.
Велика на свете материнская любовь, ничто на земле не может превзойти степень и глубину её. О молитве и любви матери говорят, что она со дна моря поднимает. Она преисполнена самоотречения и самопожертвования во всём, лишь бы чаду было хорошо и комфортно на земле. Например, есть такая притча о материнской любви. Один непутевый сын у матери влюбился в одну девушку, и любовь его была безответной. Эта девушка говорила, что их любви мешает его мать, и она ответит на его любовь только тогда, когда он убьёт мать, вырвет из её груди сердце и принесет ей, как доказательство своей любви. Этот безумный сын совершает это убийство, вырывает сердце и бежит к своей возлюбленной, падает по дороге, сердце падает в грязь и из него исходит материнский голос: «Сынок, ты не ушибся? Тебе не больно»? Вот высота материнской любви. Но её превзошёл Господь, Который жизнь Свою отдал на кресте ради нашего спасения. И распятые Его руки, пригвождённые ко кресту, являются олицетворением великой любви Божией к роду человеческому и каждому из нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). А распростёртые руки Христа на кресте являются олицетворением слов: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф.11:28)
Аминь.
20.02.2022
Предыдущая проповедь
15 февраля 2022
Следующая проповедь
27 февраля 2022
Все проповеди за 2022 год