Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Рождестве Христовом. Ещё звучат во всей силе и глубине рождественские песнопения, продолжается попразднство великого праздника.
Сегодняшнее воскресенье посвящено тем людям, тем святым, которые особенно послужили рождению Спасителя на земле и Его земной жизни. Так, например, во второй день Рождества Христова Церковь прославляет, во-первых, собор Пресвятой Богородицы, прославляет Пренепорочную Деву Марию, Которая сподобилась стать этим избранным сосудом, вместившим в себя Самого Бога и от Которой Он заимствовал нашу с вами человеческую плоть. А во-вторых, сегодня Церковь прославляет многих святых, которых она называет общим наименованием «богоотцы». Это, прежде всего, пророк и псалмопевец Давид, Иосиф-Обручник и Иаков, брат Господень.
Когда мы за неделю до Рождества Христова, в ближайший воскресный день перед Рождеством, молились в храме, то, наверное, вы помните, как за богослужением читалась родословная Господа нашего Иисуса Христа, которая показывала, что он родился в конкретное время от конкретных людей. Эти люди из поколения в поколение сохраняли веру в обетованного Мессию, и среди множества предков Христа по человеческой плоти Его упоминался, конечно, царь-пророк Давид. Так вот, Иосиф-Обручник происходил именно из рода Давида-царя. И Рождество Христово произошло именно в Вифлееме, а не в каком-то другом городе именно в силу принадлежности Иосифа к роду Давида, потому что Вифлеем был городом, который наследовали потомки царя Давида, выходцы из его колена, из его рода.
В момент Рождества Христова, так Богом было определено, происходила перепись населения всей Римской империи, которая была начата по приказу римского императора Тиверия. Иудеи должны были идти каждый в свой город, который принадлежал им по уделу, чтобы там эта перепись осуществилась более точно. Дело в том, что тогда не было никаких электронных средств связи, жизнь была совершенно простая, примитивная, без всяких чудес техники. Не было всяких бесовских изобретений, которые держат сейчас под абсолютным, тотальным контролем каждого человека, начиная с мобильного телефона, различных «жучков» и прочих средств, известных, в основном, спецслужбам. А тогда в Римской империи, чтобы сосчитать количество проживающих, необходимо было явиться в конкретное время в конкретный город. Это отчасти напоминает наши выборы — где прописан, туда и идёшь, если считаешь нужным вообще прийти голосовать.
Дева Мария с Иосифом совершают это, в общем-то, довольно опасное путешествие, потому что Дева Мария была, как говорится, на сносях и вот-вот должна была родить. Но приказы римских оккупантов приходилось неукоснительно исполнять. Иудея была оккупирована римскими войсками, потеряла былую свободу, поэтому такое путешествие было неизбежным.
Прежде всего, мы прославляем в числе праведников сегодня царя и пророка Давида. Он необыкновенно любил Бога, и в знак своей любви ко Господу он оставил необыкновенную книгу, которая называется Псалтирь. В основном, может быть, на восемьдесят или даже на девяносто процентов, она принадлежит его перу, его слова запечатлены в этих удивительных псалмах, которые являлись основой ветхозаветного иудейского богослужения, которые вошли в сокровищницу богослужебных текстов и в Православной Церкви. И у нас регулярно эта книга в каждом суточном круге богослужения употребляется неизменно. И до сих пор в переводе даже на славянский или русский язык содержит необыкновенно возвышенные, духовные переживания, славословия Бога, покаянные чувства и является, в общем-то, непревзойдённым видом молитвы и в нашей новозаветной Православной Церкви.
Мы вспоминаем также Иосифа-Обручника, который всегда в течение своей земной жизни, связанной с воплощением Господа, был рядом с Девой Марией. С момента совершеннолетия, когда невозможно стало Её пребывание в Иерусалимском храме, где Она находилась, исполняя обет посвящённости Своей Богу, данный Её благочестивыми родителями Иоакимом и Анной, когда предельный возраст уже исполнился, Она была обручена Иосифу. Иосиф стал хранителем Её жизни и Её девства, он первый из людей узнал о необыкновенной тайне, что Дева, обручённая с ним, должна стать матерью Самого Господа. Иосиф-Обручник, об этом несколько раз говорит Евангелие, совершает необыкновенный подвиг, охраняя жизнь Богоматери. Когда он стал замечать признаки беременности у юной девы, он был, конечно, шокирован этим явлением. Он не знал тайны благовещения, открытой Ей Архангелом Гавриилом. Он думал о грехе, думал о том, что это могло быть результатом блуда.
Традиции Ветхого Завета были очень суровыми на этот счет. Если женщина была повинна этому греху, если её блуд открывался, её насмерть забивали камнями, причем делали это хладнокровно. Все общество иудеев, проживавшее в том или ином месте, обязаны были участвовать в этой всенародной казни.
Дорогие братия и сестры. Слава Богу, что те времена прошли. Потому что, если бы в наше время такие законы исполнялись здесь, то прихожан бы не осталось: не с кем было бы молиться вообще. С Ангелами бы молились только в Православных храмах, потому что в той или иной степени очень многие из нас повинны в этих грехах. А как же поступает Иосиф? Он, как хранитель Её девства, а внешним образом это выглядело, как муж Девы Марии, обязан был оповестить об этом, сделать явным это состояние, а не покрывать грех. Но Иосиф, не зная благовещения, совершает подвиг — он решает отпустить деву Марию на все четыре стороны, таким образом, сохраняя ей жизнь и сохраняя в тайне наступившую беременность в Её жизни.
И когда Иосиф был готов совершить этот подвиг, этот выдающийся поступок, ему является Ангел и говорит: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Cвятого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф 1:20-21). Затем Иосиф получает новое благовещение от Ангела уже в Вифлееме, который повелевает взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, потому что жизнь Христа в опасности, ибо Ирод хочет погубить Младенца. И он встаёт сразу ночью, как только получает это откровение, собирает Деву Марию, Младенца родившегося, Иакова, сына своего от первого брака и уходит поспешно под покровом ночи в Египет. И затем, когда он пришёл уже в землю Египетскую, он услышал, что в Иудее царствует Архелай вместо Ирода, отца своего, который был очень кровожадным и не менее жестоким, чем Ирод Великий. И он убоялся идти в Иудею и пошёл в Галилею, в город Назарет и там остался. В этом городе проходила земная жизнь Господа до Его выхода на проповедь и до момента крещения.
В этом моменте мы видим рассудительность Иосифа, что он не пошёл в Иудею, не стал подвергать свою жизнь и жизнь тех людей, которые были вверены его попечению, явной опасности. Но благодаря этой благоразумной рассудительности, он пошёл в то место, которое было благоприятно для жизни Святого семейства. Таким образом, Иосиф-Обручник даёт нам пример бесстрашия и решительности, когда он готов был покрыть тайной молчания жизнь Богоматери, показывает пример рассудительности примерно по русской пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь.
И в наших жизненных делах рассудительность тоже должна присутствовать, чтобы мы не лезли на рожон, не подвергали жизнь свою или близких опасности, совершенно ненужной, не рисковали жизнью, не ехали куда-то срочно при гололеде, при кромешной тьме, на неисправной машине и тому подобное. Всё это является безумным риском, который не благословляется Богом.
Вспоминаем мы, кроме Давида и Иосифа, также Иакова, которого называют братом Господним. Это один из сыновей Иосифа от первого брака. Среди многих других сыновей Иосифа, Церковь особо отмечает Иакова, потому что он особенно полюбил Господа Иисуса Христа. Он как-то проникся с детских лет к Богомладенцу Христу, сопровождал путешествие из Вифлеема в Египет, всегда находился рядом и помогал Пречистой Матери в этом путешествии. Затем, когда
между сыновьями Иосифа встал вопрос о разделе имущества и о наследовании земель, все другие сыновья отказывались отдать часть Христу. Один Иаков готов был уступить из своего надела, чтобы и Христос что-то получил из земного достояния. Христу это было абсолютно не нужно, но сам поступок, эта жертвенность, эта любовь, которую показывал Иаков в земной жизни, были очень дороги для нашего Господа. Поэтому Иаков прославляется в Церкви среди самых близких и родных по плоти людей для Господа Иисуса Христа.
Иаков затем уверовал во Христа как Сына Божия после Его славного воскресения. Он стал первым Иерусалимским патриархом, епископом и пострадал от иудеев за Христа, стал одним из первых мучеников Христианской Церкви.
Молитвами этих самых преданных Господу людей Господь да хранит нас в здравии, в благоденствии, в верности ко Христу.
Господь и на нас с вами надеется. Он хочет, чтобы мы тоже с вами были: как и Иосиф, и Иаков, и царь Давид такими же близкими, родными для Господа людьми, чтобы на нас можно было положиться, доверить нечто самое ценное — жизнь Церкви земной, которая находится в наших с вами руках в земном выражении её благосостояния. Когда вы подходите ко причащению, читается молитва «Вечери Твоея тайныя днесь…», и там есть такие слова «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя…», чтобы некое сокровище веры нашей и самое духовное её богатство было некоей тайной, которую мы сохраняем нерушимой, невредимой от врагов христианства, от дьявола. По слову Божию, не метайте бисер перед свиньями, чтобы самое сокровенное и ценное мы сохраняли в своём сердце и делились лишь с теми, кто готов слышать о тайнах Царствия Божия.
Молитвами этих великих праведников Господь да хранит всех нас в здравии и радости о Господе родившемся.
Аминь.
12 января 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Рождестве Христовом. Ещё звучат во всей силе и глубине рождественские песнопения, продолжается попразднство великого праздника.
Сегодняшнее воскресенье посвящено тем людям, тем святым, которые особенно послужили рождению Спасителя на земле и Его земной жизни. Так, например, во второй день Рождества Христова Церковь прославляет, во-первых, собор Пресвятой Богородицы, прославляет Пренепорочную Деву Марию, Которая сподобилась стать этим избранным сосудом, вместившим в себя Самого Бога и от Которой Он заимствовал нашу с вами человеческую плоть. А во-вторых, сегодня Церковь прославляет многих святых, которых она называет общим наименованием «богоотцы». Это, прежде всего, пророк и псалмопевец Давид, Иосиф-Обручник и Иаков, брат Господень.
Когда мы за неделю до Рождества Христова, в ближайший воскресный день перед Рождеством, молились в храме, то, наверное, вы помните, как за богослужением читалась родословная Господа нашего Иисуса Христа, которая показывала, что он родился в конкретное время от конкретных людей. Эти люди из поколения в поколение сохраняли веру в обетованного Мессию, и среди множества предков Христа по человеческой плоти Его упоминался, конечно, царь-пророк Давид. Так вот, Иосиф-Обручник происходил именно из рода Давида-царя. И Рождество Христово произошло именно в Вифлееме, а не в каком-то другом городе именно в силу принадлежности Иосифа к роду Давида, потому что Вифлеем был городом, который наследовали потомки царя Давида, выходцы из его колена, из его рода.
В момент Рождества Христова, так Богом было определено, происходила перепись населения всей Римской империи, которая была начата по приказу римского императора Тиверия. Иудеи должны были идти каждый в свой город, который принадлежал им по уделу, чтобы там эта перепись осуществилась более точно. Дело в том, что тогда не было никаких электронных средств связи, жизнь была совершенно простая, примитивная, без всяких чудес техники. Не было всяких бесовских изобретений, которые держат сейчас под абсолютным, тотальным контролем каждого человека, начиная с мобильного телефона, различных «жучков» и прочих средств, известных, в основном, спецслужбам. А тогда в Римской империи, чтобы сосчитать количество проживающих, необходимо было явиться в конкретное время в конкретный город. Это отчасти напоминает наши выборы — где прописан, туда и идёшь, если считаешь нужным вообще прийти голосовать.
Дева Мария с Иосифом совершают это, в общем-то, довольно опасное путешествие, потому что Дева Мария была, как говорится, на сносях и вот-вот должна была родить. Но приказы римских оккупантов приходилось неукоснительно исполнять. Иудея была оккупирована римскими войсками, потеряла былую свободу, поэтому такое путешествие было неизбежным.
Прежде всего, мы прославляем в числе праведников сегодня царя и пророка Давида. Он необыкновенно любил Бога, и в знак своей любви ко Господу он оставил необыкновенную книгу, которая называется Псалтирь. В основном, может быть, на восемьдесят или даже на девяносто процентов, она принадлежит его перу, его слова запечатлены в этих удивительных псалмах, которые являлись основой ветхозаветного иудейского богослужения, которые вошли в сокровищницу богослужебных текстов и в Православной Церкви. И у нас регулярно эта книга в каждом суточном круге богослужения употребляется неизменно. И до сих пор в переводе даже на славянский или русский язык содержит необыкновенно возвышенные, духовные переживания, славословия Бога, покаянные чувства и является, в общем-то, непревзойдённым видом молитвы и в нашей новозаветной Православной Церкви.
Мы вспоминаем также Иосифа-Обручника, который всегда в течение своей земной жизни, связанной с воплощением Господа, был рядом с Девой Марией. С момента совершеннолетия, когда невозможно стало Её пребывание в Иерусалимском храме, где Она находилась, исполняя обет посвящённости Своей Богу, данный Её благочестивыми родителями Иоакимом и Анной, когда предельный возраст уже исполнился, Она была обручена Иосифу. Иосиф стал хранителем Её жизни и Её девства, он первый из людей узнал о необыкновенной тайне, что Дева, обручённая с ним, должна стать матерью Самого Господа. Иосиф-Обручник, об этом несколько раз говорит Евангелие, совершает необыкновенный подвиг, охраняя жизнь Богоматери. Когда он стал замечать признаки беременности у юной девы, он был, конечно, шокирован этим явлением. Он не знал тайны благовещения, открытой Ей Архангелом Гавриилом. Он думал о грехе, думал о том, что это могло быть результатом блуда.
Традиции Ветхого Завета были очень суровыми на этот счет. Если женщина была повинна этому греху, если её блуд открывался, её насмерть забивали камнями, причем делали это хладнокровно. Все общество иудеев, проживавшее в том или ином месте, обязаны были участвовать в этой всенародной казни.
Дорогие братия и сестры. Слава Богу, что те времена прошли. Потому что, если бы в наше время такие законы исполнялись здесь, то прихожан бы не осталось: не с кем было бы молиться вообще. С Ангелами бы молились только в Православных храмах, потому что в той или иной степени очень многие из нас повинны в этих грехах. А как же поступает Иосиф? Он, как хранитель Её девства, а внешним образом это выглядело, как муж Девы Марии, обязан был оповестить об этом, сделать явным это состояние, а не покрывать грех. Но Иосиф, не зная благовещения, совершает подвиг — он решает отпустить деву Марию на все четыре стороны, таким образом, сохраняя ей жизнь и сохраняя в тайне наступившую беременность в Её жизни.
И когда Иосиф был готов совершить этот подвиг, этот выдающийся поступок, ему является Ангел и говорит: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Cвятого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф 1:20-21). Затем Иосиф получает новое благовещение от Ангела уже в Вифлееме, который повелевает взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, потому что жизнь Христа в опасности, ибо Ирод хочет погубить Младенца. И он встаёт сразу ночью, как только получает это откровение, собирает Деву Марию, Младенца родившегося, Иакова, сына своего от первого брака и уходит поспешно под покровом ночи в Египет. И затем, когда он пришёл уже в землю Египетскую, он услышал, что в Иудее царствует Архелай вместо Ирода, отца своего, который был очень кровожадным и не менее жестоким, чем Ирод Великий. И он убоялся идти в Иудею и пошёл в Галилею, в город Назарет и там остался. В этом городе проходила земная жизнь Господа до Его выхода на проповедь и до момента крещения.
В этом моменте мы видим рассудительность Иосифа, что он не пошёл в Иудею, не стал подвергать свою жизнь и жизнь тех людей, которые были вверены его попечению, явной опасности. Но благодаря этой благоразумной рассудительности, он пошёл в то место, которое было благоприятно для жизни Святого семейства. Таким образом, Иосиф-Обручник даёт нам пример бесстрашия и решительности, когда он готов был покрыть тайной молчания жизнь Богоматери, показывает пример рассудительности примерно по русской пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь.
И в наших жизненных делах рассудительность тоже должна присутствовать, чтобы мы не лезли на рожон, не подвергали жизнь свою или близких опасности, совершенно ненужной, не рисковали жизнью, не ехали куда-то срочно при гололеде, при кромешной тьме, на неисправной машине и тому подобное. Всё это является безумным риском, который не благословляется Богом.
Вспоминаем мы, кроме Давида и Иосифа, также Иакова, которого называют братом Господним. Это один из сыновей Иосифа от первого брака. Среди многих других сыновей Иосифа, Церковь особо отмечает Иакова, потому что он особенно полюбил Господа Иисуса Христа. Он как-то проникся с детских лет к Богомладенцу Христу, сопровождал путешествие из Вифлеема в Египет, всегда находился рядом и помогал Пречистой Матери в этом путешествии. Затем, когда
между сыновьями Иосифа встал вопрос о разделе имущества и о наследовании земель, все другие сыновья отказывались отдать часть Христу. Один Иаков готов был уступить из своего надела, чтобы и Христос что-то получил из земного достояния. Христу это было абсолютно не нужно, но сам поступок, эта жертвенность, эта любовь, которую показывал Иаков в земной жизни, были очень дороги для нашего Господа. Поэтому Иаков прославляется в Церкви среди самых близких и родных по плоти людей для Господа Иисуса Христа.
Иаков затем уверовал во Христа как Сына Божия после Его славного воскресения. Он стал первым Иерусалимским патриархом, епископом и пострадал от иудеев за Христа, стал одним из первых мучеников Христианской Церкви.
Молитвами этих самых преданных Господу людей Господь да хранит нас в здравии, в благоденствии, в верности ко Христу.
Господь и на нас с вами надеется. Он хочет, чтобы мы тоже с вами были: как и Иосиф, и Иаков, и царь Давид такими же близкими, родными для Господа людьми, чтобы на нас можно было положиться, доверить нечто самое ценное — жизнь Церкви земной, которая находится в наших с вами руках в земном выражении её благосостояния. Когда вы подходите ко причащению, читается молитва «Вечери Твоея тайныя днесь…», и там есть такие слова «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя…», чтобы некое сокровище веры нашей и самое духовное её богатство было некоей тайной, которую мы сохраняем нерушимой, невредимой от врагов христианства, от дьявола. По слову Божию, не метайте бисер перед свиньями, чтобы самое сокровенное и ценное мы сохраняли в своём сердце и делились лишь с теми, кто готов слышать о тайнах Царствия Божия.
Молитвами этих великих праведников Господь да хранит всех нас в здравии и радости о Господе родившемся.
Аминь.
12.01.2014
Предыдущая проповедь
7 января 2014
Следующая проповедь
19 января 2014
Все проповеди за 2014 год