Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в Неделю Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня первое воскресенье Великого поста — это особый праздничный день, который именуется Торжеством Православия. Этот праздник был установлен в 843 году в память окончательной победы Церкви над иконоборчеством и утверждением догмата иконопочитания. Это была, действительно, большая победа Церкви. Вы наверняка знаете, что есть такие люди, которые говорят, что иконы считаются идолами, или же только лишь произведениями искусства, а их почитание неуместно. Церковь сто лет боролась за возможность почитания икон с момента воцарения на византийском престоле императора Льва III Исавра, который вдохновился этой еретической идеей и стал запрещать почитание икон. Сначала в храмах их перевешивали выше, чтобы исключить их почитание и целование верующими, затем их стали удалять и выбрасывать как мусор. После наступил новый период, когда иконы уничтожались варварским способом, что происходило и у нас в России после революции, когда в иконы стреляли, когда на них обедали, в хлевах двери для скота делали, сжигали, топили, оскверняли и так далее. Всё это было и в Византийской империи. В 843 году императрицей Феодорой было возвращено иконопочитание, которое когда-то было утверждено VII Вселенским Собором в 787 году.
Дорогие братия и сестры. Иконы с тех пор, безусловно, почитаются в Православной Церкви. Мы знаем, какое великое торжество веры действительно от этого исходит. В истории нашей Церкви были удивительные примеры, когда иконы спасали жизни людей, обращали их к православной вере, отводили от греха, ставили на путь добродетельной жизни. Например, достаточно вспомнить, что святой равноапостольный князь Владимир, будучи язычником, увидел икону Страшного Суда, которую принесли ему греческие миссионеры. Именно созерцание страшных мук грешников, которое показывала эта икона, подвигла князя Владимира к принятию православной веры и отправлению посольства из русской знати именно в Константинополь, в Собор Святой Софии, чтобы там воочию посмотреть, как греки славят Бога.
Мы знаем, что преподобная Мария Египетская, которая будет особо прославляться на 5 седмице Великого поста, когда не могла войти в Иерусалимский храм, она в притворе увидела икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Через эту икону она обратилась к Ней, как к живой Богоматери, прося Её, чтобы Она стала споручницей её покаяния и её обращения от греха к добродетельной жизни.
Мы знаем, наконец, что Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, когда она увидела написанный евангелистом Лукой Её образ, Она сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет».
Иконой мы благословляем наших детей на брак, иконой матери благословляют сыновей и мужей, которые уходят на войну, поручая заступничество или Богоматери, или того или иного святого. Иконы вручают верующие женщины своим защитникам, уходящим на поле брани. И наконец, когда в гробу будет лежать наше бездыханное тело, там будет непременно лежать икона, которая будет свидетельствовать о том, что жизнь мы прожили в вере, со Господом, и с надеждой переходим в жизнь вечную.
Но Торжество Православия не только заключается в догмате иконопочитания, это только повод для этого праздника. Торжество Православия намного обширнее и намного всеобъемлюще. Эта тема сегодня звучит во всех православных храмах.
Конечно, в истории Церкви, в истории наших православных стран были такие удивительные периоды, когда границы и влияние Православной Церкви совпадали с границами империи, и не просто в географическом плане. Дело в том, что подданные империи автоматически были членами Православной Церкви. Во времена так называемой «симфонии» церковной и светской власти были такие прецеденты, когда императоры писали богослужебные тексты. Например, Юстиниан написал гимн, который мы слышим за каждой Божественной Литургии: «Единородный Сыне…».
Но это были буквально мгновения в истории. Какую бы православную страну мы сейчас с вами ни взяли, нет там реального «торжества Православия»: нет его ни в Греции, ни в Грузии, ни в Румынии, ни в Болгарии, ни в Сербии. Нет этого торжества веры Православной и у нас на Руси, несмотря на то, что только с нашей страной было связано удивительное название Святой Руси, этот потрясающий эпитет, который когда-то соответствовал в буквальном смысле и святостью жизни членов Церкви, и страны нашей, и тем идеалом Святой Руси, к которым стремились все наши люди. Если мы, например, обратим внимание на простой факт: сколько сегодня людей молилось за Божественной Литургией в нашем храме? Максимум человек 200 на 70-80 тысяч населения города Всеволожска, это нет даже 1% верующих людей, воцерковлённых, это ничтожно малое число. Ну, пусть отсутствуют некоторые по уважительным причинам: по болезни, в путешествии, официальная статистика дотягивает до 2-3% воцерковлённых людей от всех, кто должен быть таковыми по факту крещения. И когда видишь эту грустную ситуацию, то, конечно, ни о каком торжестве нашей вере речи быть не может.
Но, дорогие братия и сёстры, не будем настолько пессимистичны, несмотря на то, что нас мало. Христос так и говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). Всё равно, какие бы суровые ни были условия жизни, вера Христова никогда не исчезала с лица Земли в любой стране, какую бы мы с вами ни взяли. Что касается России, например, у нас перед войной, после эпохи гонений, после революции осталось всего четыре епископа на своих кафедрах, все остальные были расстреляны или сосланы в лагеря, а их было более сотни. Вдумайтесь: четыре епископа на весь Советский Союз. Все остальные были уничтожены или изолированы от общества, и это физическое уничтожение Церкви продолжалось до окончания «хрущевских» времен. Люди старшего поколения помнят дерзновенное обещание генсека, что настанет скоро такое время, когда по телевизору покажут последнего живого попа, а Церкви не будет, она будет уничтожена. Но Хрущева нет, его никто не вспоминает, а в семинариях выпускаются новые кадры священнослужителей, которые входят в жизнь современной Церкви.
Такие дерзновенные попытки уничтожить Церковь физически были не только в России. Например, во Франции в начале XIX века Наполеон одному из епископов Католической Церкви говорил, что он уничтожит скоро Католическую Церковь, не останется её физически. Епископ ему сказал: «Дорогой! Неужели ты думаешь один уничтожить Церковь, когда её в течение 19 веков мы, христиане, не могли уничтожить своими грехами?»
Торжество Православия, дорогие, это торжество Бога в человеческой истории, это торжество Бога вопреки греху человеческому. И сегодня мы вновь и вновь празднуем это событие, свидетельствуя и подтверждая из своего жизненного опыта, что Церковь Христова непобедима. Господь Сам об этом сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).
Но Торжество веры Православной выражается не только в физическом, историческом пути Церкви, оно должно совершаться и проявляться в жизни каждого из нас. Торжество не в том, что мы такие хорошие, правильные, что мы обладаем правильной верой и удивительным духовным сокровищем, а торжество от победы над грехом в нашей собственной жизни. Помните, в Евангелии был такой момент, когда искушали Христа и подошли к нему с римской монетой и сказали: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22:17). Иисус отвечает им: «Чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:20-21). Почему мы вспоминаем эти слова? Каждый человек сотворён по образу и подобию Божию, каждый из нас должен быть иконой, в которой отображается Бог. Вот и в примере с этой монетой, чей образ мы должны изображать и Богу возвращать, и свидетельствовать, чтобы в нашей жизни, в нашей душе, в нашей личности этот образ Божий проявлялся.
Дорогие братия и сестры, время Великого поста — это удивительное и спасительное время, когда мы образ Божий в душе нашей должны очистить от всего наносного, от всего «кесарю» принадлежащего, от того, что с землёй связывает нас, от всяких пристрастий, попечений, от всех ужасов и других реалий жизни, чтобы образ Божий и подобие мы никогда не теряли в нашей жизни. Тогда и будет в нас торжество Бога и веры Православной.
Аминь!

13 марта 2022

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня первое воскресенье Великого поста — это особый праздничный день, который именуется Торжеством Православия. Этот праздник был установлен в 843 году в память окончательной победы Церкви над иконоборчеством и утверждением догмата иконопочитания. Это была, действительно, большая победа Церкви. Вы наверняка знаете, что есть такие люди, которые говорят, что иконы считаются идолами, или же только лишь произведениями искусства, а их почитание неуместно. Церковь сто лет боролась за возможность почитания икон с момента воцарения на византийском престоле императора Льва III Исавра, который вдохновился этой еретической идеей и стал запрещать почитание икон. Сначала в храмах их перевешивали выше, чтобы исключить их почитание и целование верующими, затем их стали удалять и выбрасывать как мусор. После наступил новый период, когда иконы уничтожались варварским способом, что происходило и у нас в России после революции, когда в иконы стреляли, когда на них обедали, в хлевах двери для скота делали, сжигали, топили, оскверняли и так далее. Всё это было и в Византийской империи. В 843 году императрицей Феодорой было возвращено иконопочитание, которое когда-то было утверждено VII Вселенским Собором в 787 году.
Дорогие братия и сестры. Иконы с тех пор, безусловно, почитаются в Православной Церкви. Мы знаем, какое великое торжество веры действительно от этого исходит. В истории нашей Церкви были удивительные примеры, когда иконы спасали жизни людей, обращали их к православной вере, отводили от греха, ставили на путь добродетельной жизни. Например, достаточно вспомнить, что святой равноапостольный князь Владимир, будучи язычником, увидел икону Страшного Суда, которую принесли ему греческие миссионеры. Именно созерцание страшных мук грешников, которое показывала эта икона, подвигла князя Владимира к принятию православной веры и отправлению посольства из русской знати именно в Константинополь, в Собор Святой Софии, чтобы там воочию посмотреть, как греки славят Бога.
Мы знаем, что преподобная Мария Египетская, которая будет особо прославляться на 5 седмице Великого поста, когда не могла войти в Иерусалимский храм, она в притворе увидела икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Через эту икону она обратилась к Ней, как к живой Богоматери, прося Её, чтобы Она стала споручницей её покаяния и её обращения от греха к добродетельной жизни.
Мы знаем, наконец, что Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, когда она увидела написанный евангелистом Лукой Её образ, Она сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет».
Иконой мы благословляем наших детей на брак, иконой матери благословляют сыновей и мужей, которые уходят на войну, поручая заступничество или Богоматери, или того или иного святого. Иконы вручают верующие женщины своим защитникам, уходящим на поле брани. И наконец, когда в гробу будет лежать наше бездыханное тело, там будет непременно лежать икона, которая будет свидетельствовать о том, что жизнь мы прожили в вере, со Господом, и с надеждой переходим в жизнь вечную.
Но Торжество Православия не только заключается в догмате иконопочитания, это только повод для этого праздника. Торжество Православия намного обширнее и намного всеобъемлюще. Эта тема сегодня звучит во всех православных храмах.
Конечно, в истории Церкви, в истории наших православных стран были такие удивительные периоды, когда границы и влияние Православной Церкви совпадали с границами империи, и не просто в географическом плане. Дело в том, что подданные империи автоматически были членами Православной Церкви. Во времена так называемой «симфонии» церковной и светской власти были такие прецеденты, когда императоры писали богослужебные тексты. Например, Юстиниан написал гимн, который мы слышим за каждой Божественной Литургии: «Единородный Сыне…».
Но это были буквально мгновения в истории. Какую бы православную страну мы сейчас с вами ни взяли, нет там реального «торжества Православия»: нет его ни в Греции, ни в Грузии, ни в Румынии, ни в Болгарии, ни в Сербии. Нет этого торжества веры Православной и у нас на Руси, несмотря на то, что только с нашей страной было связано удивительное название Святой Руси, этот потрясающий эпитет, который когда-то соответствовал в буквальном смысле и святостью жизни членов Церкви, и страны нашей, и тем идеалом Святой Руси, к которым стремились все наши люди. Если мы, например, обратим внимание на простой факт: сколько сегодня людей молилось за Божественной Литургией в нашем храме? Максимум человек 200 на 70-80 тысяч населения города Всеволожска, это нет даже 1% верующих людей, воцерковлённых, это ничтожно малое число. Ну, пусть отсутствуют некоторые по уважительным причинам: по болезни, в путешествии, официальная статистика дотягивает до 2-3% воцерковлённых людей от всех, кто должен быть таковыми по факту крещения. И когда видишь эту грустную ситуацию, то, конечно, ни о каком торжестве нашей вере речи быть не может.
Но, дорогие братия и сёстры, не будем настолько пессимистичны, несмотря на то, что нас мало. Христос так и говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). Всё равно, какие бы суровые ни были условия жизни, вера Христова никогда не исчезала с лица Земли в любой стране, какую бы мы с вами ни взяли. Что касается России, например, у нас перед войной, после эпохи гонений, после революции осталось всего четыре епископа на своих кафедрах, все остальные были расстреляны или сосланы в лагеря, а их было более сотни. Вдумайтесь: четыре епископа на весь Советский Союз. Все остальные были уничтожены или изолированы от общества, и это физическое уничтожение Церкви продолжалось до окончания «хрущевских» времен. Люди старшего поколения помнят дерзновенное обещание генсека, что настанет скоро такое время, когда по телевизору покажут последнего живого попа, а Церкви не будет, она будет уничтожена. Но Хрущева нет, его никто не вспоминает, а в семинариях выпускаются новые кадры священнослужителей, которые входят в жизнь современной Церкви.
Такие дерзновенные попытки уничтожить Церковь физически были не только в России. Например, во Франции в начале XIX века Наполеон одному из епископов Католической Церкви говорил, что он уничтожит скоро Католическую Церковь, не останется её физически. Епископ ему сказал: «Дорогой! Неужели ты думаешь один уничтожить Церковь, когда её в течение 19 веков мы, христиане, не могли уничтожить своими грехами?»
Торжество Православия, дорогие, это торжество Бога в человеческой истории, это торжество Бога вопреки греху человеческому. И сегодня мы вновь и вновь празднуем это событие, свидетельствуя и подтверждая из своего жизненного опыта, что Церковь Христова непобедима. Господь Сам об этом сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).
Но Торжество веры Православной выражается не только в физическом, историческом пути Церкви, оно должно совершаться и проявляться в жизни каждого из нас. Торжество не в том, что мы такие хорошие, правильные, что мы обладаем правильной верой и удивительным духовным сокровищем, а торжество от победы над грехом в нашей собственной жизни. Помните, в Евангелии был такой момент, когда искушали Христа и подошли к нему с римской монетой и сказали: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22:17). Иисус отвечает им: «Чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:20-21). Почему мы вспоминаем эти слова? Каждый человек сотворён по образу и подобию Божию, каждый из нас должен быть иконой, в которой отображается Бог. Вот и в примере с этой монетой, чей образ мы должны изображать и Богу возвращать, и свидетельствовать, чтобы в нашей жизни, в нашей душе, в нашей личности этот образ Божий проявлялся.
Дорогие братия и сестры, время Великого поста — это удивительное и спасительное время, когда мы образ Божий в душе нашей должны очистить от всего наносного, от всего «кесарю» принадлежащего, от того, что с землёй связывает нас, от всяких пристрастий, попечений, от всех ужасов и других реалий жизни, чтобы образ Божий и подобие мы никогда не теряли в нашей жизни. Тогда и будет в нас торжество Бога и веры Православной.
Аминь!

13.03.2022
Предыдущая проповедь

27 февраля 2022

Слово о Страшном Суде
Следующая проповедь

27 марта 2022

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, о внешнем и внутреннем Кресте.

Все проповеди за 2022 год

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00