Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в Неделю ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день, в третью неделю после Пятидесятницы

Церковь вспоминает местных святых, которые прославляются в той или иной области или епархии. В сегодняшнее воскресенье прославляется память наших Санкт-Петербургских святых. Прежде всего, мы делаем акцент на этих святых потому, что живём на их земле, под их всесильным молитвенным покровом. Петербургских святых мы все с вами должны знать и почитать, стремиться побывать на местах их подвигов, в тех местах, где почивают их святые мощи и прославлены святые иконы.

Прежде всего, мы с благоговением и молитвенным обращением вспоминаем Ксению Петербургскую, нашу самую почитаемую, любимую святую, у могилы которой каждый из вас бывал неоднократно в своей жизни. Святого праведного Иоанна Кронштадтского, всенародного пастыря, молитвенника, который нёс особое служение перед революцией в нашем городе, на нашей земле. Он многих обратил ко Христу, возвратил к Церкви и возжёг светильник веры в сердцах многих людей. Благоверный князь Александр Невский, мощи которого были перенесены из Владимира решением Петра Великого и стали символом нашего города. Заступничество Александра Невского хранит наш город в течение трёх веков, до сего момента.

К этим святым, которых мы перечислили, к хозяевам земли Санкт-Петербуржской, всегда люди обращаются в своих нуждах, и житейских в том числе. Они являются распорядителями всех дел и судеб на этой земле. А власти и чиновники в виде губернаторов и других — это только орудие промысла Божия в их руках и в их видении судеб мира и судеб человеческих.

Мы вспоминаем великий сонм преподобных Санкт-Петербургских, прежде всего, Александра Свирского, мощи которого почивают нетленными уже более пятисот лет. Мы вспоминаем преподобного Антония Дымского, основателя монастыря в тех же северных приделах. Арсения Коневского, который также основал обитель на острове Коневец в Ладожском озере. Мартирия Зеленецкого. Трифона Городецкого, который тоже основал монастырь, который ранее находился на Киевской трассе. Сейчас на месте этого монастыря находится действующий приходской храм, где нетленно почивают мощи этого святого. Преподобная Мария Гатчинская. Вениамин Петроградский. Серафим, митрополит Петроградский, пресвитеры Владимир и Философ, который пострадал за Христа с двумя своими сыновьями. Он был настоятелем Казанского собора в Петербурге. Архимандрит Сергий (Шеин) новомученик, который был представителем ученого монашества, его жизнь была связана с Санкт-Петербургской духовной академией.

Все перечисленные святые представляют великий сонм новомучеников и исповедников нового времени, ХХ-го века. Мы с вами должны знать их, обращаться к ним, знать основные моменты их жизни и их подвигов.

Мы вспоминаем также сегодня великий сонм Псковских святых. Эта земля особенно мне близка, поскольку это родные края. Многие из вас там были во время паломнических поездок с нашим приходом. Ещё намечается одна паломническая поездка в июле по святыням Псковской земли. Это тоже великий, огромный сонм преподобных. О них мы с вами поговорим во время паломнической поездки, а сейчас не будем утруждать ваше внимание.

Святые Вологодской земли. Мы были с вами там. Димитрий Прилуцкий и другие подвижники.

Белорусские святые сегодня прославляются. Мы с вами были в обители преподобной Ефросиньи Полоцкой.

Святые Новгородской земли. Новгородская земля ранее в XIV-XVI веках включала в себя и нашу с вами землю. И святые, которых мы упомянули в Петербургской епархии, прославлены и ранее входили в Новгородскую губернию, подчинялись новгородскому архиепископу.

Прославление святых — это чудо милости Божией, которая показывает нам, что нет такого уголка на земле, особенно на Русской земле, где бы не было святых. В какую бы область, в какую

епархию человек ни приехал или стал жить, там везде есть эти светочи богоугодной, святой жизни, которые являются примерами для нас и путеводными звёздами на небосклоне русской святости. От этого становится радостно на душе. В этом мы видим богатство русской истории и её особенное своеобразие, потому что уникальность её состоит в великом множестве святых, которые прославились каждый в своё время.

Прославление святых во многих уделах находится в созвучии с сегодняшним евангельским чтением, которое взято из Нагорной проповеди Христа и которая говорит о приоритете духовных ценностей в жизни нашей по сравнению с ценностями материальными. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). Поэтому все святые, которых мы упомянули и которых просто назвали, которые в том или ином регионе просияли подвигом своей жизни, они исполнили эти слова. Потому что в лице, например, преподобных, Христа ради юродивых и петербургских, и новгородских, и псковских, и вологодских вместе с подвигами, которые несли монахи, они отрекались от мира и искали, прежде всего, Христа, Его царства, старались приблизить его на земле и его искали на небе.

Для нас с вами, дорогие братия и сестры, через прославление этих святых евангельские слова не просто являются теорией, каким-то звуком пустым, не вошедшим в нашу жизнь. А мы видим, что эти слова реально могут быть исполнены. Но мы с вами не живём таким образом, к сожалению. На пороге XXI век, кто же ищет Царства Небесного сейчас? Все заботятся о материальных благах, об устроении своей жизни здесь, на земле, о благах, о комфорте, о прекрасных условиях, к которым мы с вами привыкаем как городские жители, где всё рядом, всё удобно, вода из крана течёт, выставляется любой температурный режим — не надо ни дров, ни физического труда. Казалось бы, ничего не надо, и человек расслабляется в этих благах и стремится приумножить, сохранить, развить их. Получается, что человек надеется больше на себя, на материальные блага и на деньги больше, чем на Бога. И таким образом, из жизни нашей исчезает доверие Богу. Мы сами хотим всё устраивать, сами видим и знаем, как улучшить нашу жизнь, а вот о Боге-то вспоминаем только тогда, когда обстоятельства к стенке прижмут, когда тяжело, когда безвыходная ситуация. А Церковь на Литургии неустанно повторяет нам простые слова: «Сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». То есть, не сам устраивай всё, что ты придумал для себя: куда ехать, где отдыхать, где жить, где работать, а сами себя без самости, без гордыни предадим в руки Промысла Божиего.

Это искание правды Божией не означает абсолютного отречения от жизни материальной, земной, что более достижимо в монашеском подвиге, который, кстати, в общем-то предлагается добровольно и открыт для всех. Идеалы Евангелия одинаковы и для монахов, и для мирян, но в жизни нашей должны быть расставлены правильные акценты. Как же мы можем проанализировать свою жизнь и определить, что превалирует в ней: духовные ценности или материальные? Это очень просто. Один из опытных духовных подвижников — святитель Николай Сербский советовал применять такой критерий:

-думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; -бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; -почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; -молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; -надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; -просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; -исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

-благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; -славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей.

Итак, думай о Боге, разговаривай в молитве, общайся с Ним хотя бы столько, сколько ты разговариваешь с людьми, и тогда Бог будет присутствовать в твоей жизни. Дай Бог нам мудрости в исполнении этих слов евангельских.

Критерием также, по которому можно проверить себя, является посещение храма Божиего и причащение Святых Христовых Тайн. Причащение Тела и Крови Господних раз в месяц — это предельный отрезок времени, увеличить который невозможно, иначе это будет уже духовная

деградация. А посещать храм для верующего человека предписано в каждый воскресный день. И мы должны понимать, что субботнее всенощное бдение и воскресная литургия — это один богослужебный день, продолжение древнейшей ветхозаветной традиции. Если нас нет в храме и одно воскресение, и следующее, то духовные приоритеты и Господь из нашей жизни уходят. Пусть каждый из нас спрашивает себя, взывает к своей совести: что мешало быть в церкви в воскресный день? То выспаться захотелось, то переработался за неделю, то дела какие-то неотложные, то в Икее или в Ашане давно не был, на даче грядки полить надо с утра обязательно, и другие совершенно житейские, абсурдные цели, которые уводят нас от Бога. Иногда здоровьем заняться надо с утра в воскресение: побегать, окунуться, пока сезон.

Но что же может помочь здоровью, если Господь его не даст? Разве это возможно? И в этом Евангелии так и говорится: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). То есть, в переводе на понятный, разговорный язык: кто из вас, заботясь, может продлить жизнь себе, если Господь не продлит? Какой фитнес? Какие ванные, процедуры водные, или бег, или зарядка, или посещение тренажерных залов, ещё что-нибудь? Физический труд раньше был прекрасным упражнением на все группы мышц. Кто жил на селе, знает, что там не надо было ничего выдумывать и изобретать никакого фитнеса, это извращение современной цивилизации, паразитирующей на безделье современного человека, который тяжелее шариковой ручки и компьютерной мышки ничего не поднимает в течение многих десятилетий своей жизни.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Мы с вами должны выстраивать жизнь нашу таким образом, чтобы выражено было в ней служение Богу, как приоритетное направление нашей с вами жизни. Поклонение маммоне — это собирательный такой образ. Под этим наименованием подразумевалось языческое божество, символ служения материальным благам, богатству, деньгам, то есть всему временному, земному. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:25-26). Или, как говорит Господь, «посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28-29).

Дай Бог, чтобы в нашей жизни это доверие Богу присутствовало. А сколько в нас самости? Сколько мы сами решаем? Чуть что не понравилось на работе: какие-то обстоятельства, забыли премию на рубль поднять или похвалить, поздороваться и всё — увольняюсь. Бунт, протест, лица недовольные, обида. Что же христианского в этом отношении? Или как другие. Поработал в одном месте — не понравилось: премию не дали, не то ожидал, не сразу ту зарплату дали, на которую шёл. Все. Бунт сразу. Рвёт всё, а у самого дети, семья. Пока найдёт новую работу, месяц проходит, а то и больше. Всё это такое бестолковое, самонадеянное в нашей жизни, пронизанное гордыней, которая мешает и губит жизнь человеческую и подставляет под удар, порой, и родных, и близких, и детей, которые связаны с нами и жизнь которых целиком зависит от нас.

Дай Бог нам этой мудрости, о которой говорит Евангелие. Будем больше молиться, обращаться к Богу, не забывать храм и участие в таинствах Церкви, особенно причащения Тела и Крови Христовых. И тогда всё, о чем вы будете думать, Господь даст вам, потому что это всё следствие и приложение к жизни, и они особенно даются тем, кто любит Бога и служит Ему.

Аминь.

29 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день, в третью неделю после Пятидесятницы

Церковь вспоминает местных святых, которые прославляются в той или иной области или епархии. В сегодняшнее воскресенье прославляется память наших Санкт-Петербургских святых. Прежде всего, мы делаем акцент на этих святых потому, что живём на их земле, под их всесильным молитвенным покровом. Петербургских святых мы все с вами должны знать и почитать, стремиться побывать на местах их подвигов, в тех местах, где почивают их святые мощи и прославлены святые иконы.

Прежде всего, мы с благоговением и молитвенным обращением вспоминаем Ксению Петербургскую, нашу самую почитаемую, любимую святую, у могилы которой каждый из вас бывал неоднократно в своей жизни. Святого праведного Иоанна Кронштадтского, всенародного пастыря, молитвенника, который нёс особое служение перед революцией в нашем городе, на нашей земле. Он многих обратил ко Христу, возвратил к Церкви и возжёг светильник веры в сердцах многих людей. Благоверный князь Александр Невский, мощи которого были перенесены из Владимира решением Петра Великого и стали символом нашего города. Заступничество Александра Невского хранит наш город в течение трёх веков, до сего момента.

К этим святым, которых мы перечислили, к хозяевам земли Санкт-Петербуржской, всегда люди обращаются в своих нуждах, и житейских в том числе. Они являются распорядителями всех дел и судеб на этой земле. А власти и чиновники в виде губернаторов и других — это только орудие промысла Божия в их руках и в их видении судеб мира и судеб человеческих.

Мы вспоминаем великий сонм преподобных Санкт-Петербургских, прежде всего, Александра Свирского, мощи которого почивают нетленными уже более пятисот лет. Мы вспоминаем преподобного Антония Дымского, основателя монастыря в тех же северных приделах. Арсения Коневского, который также основал обитель на острове Коневец в Ладожском озере. Мартирия Зеленецкого. Трифона Городецкого, который тоже основал монастырь, который ранее находился на Киевской трассе. Сейчас на месте этого монастыря находится действующий приходской храм, где нетленно почивают мощи этого святого. Преподобная Мария Гатчинская. Вениамин Петроградский. Серафим, митрополит Петроградский, пресвитеры Владимир и Философ, который пострадал за Христа с двумя своими сыновьями. Он был настоятелем Казанского собора в Петербурге. Архимандрит Сергий (Шеин) новомученик, который был представителем ученого монашества, его жизнь была связана с Санкт-Петербургской духовной академией.

Все перечисленные святые представляют великий сонм новомучеников и исповедников нового времени, ХХ-го века. Мы с вами должны знать их, обращаться к ним, знать основные моменты их жизни и их подвигов.

Мы вспоминаем также сегодня великий сонм Псковских святых. Эта земля особенно мне близка, поскольку это родные края. Многие из вас там были во время паломнических поездок с нашим приходом. Ещё намечается одна паломническая поездка в июле по святыням Псковской земли. Это тоже великий, огромный сонм преподобных. О них мы с вами поговорим во время паломнической поездки, а сейчас не будем утруждать ваше внимание.

Святые Вологодской земли. Мы были с вами там. Димитрий Прилуцкий и другие подвижники.

Белорусские святые сегодня прославляются. Мы с вами были в обители преподобной Ефросиньи Полоцкой.

Святые Новгородской земли. Новгородская земля ранее в XIV-XVI веках включала в себя и нашу с вами землю. И святые, которых мы упомянули в Петербургской епархии, прославлены и ранее входили в Новгородскую губернию, подчинялись новгородскому архиепископу.

Прославление святых — это чудо милости Божией, которая показывает нам, что нет такого уголка на земле, особенно на Русской земле, где бы не было святых. В какую бы область, в какую

епархию человек ни приехал или стал жить, там везде есть эти светочи богоугодной, святой жизни, которые являются примерами для нас и путеводными звёздами на небосклоне русской святости. От этого становится радостно на душе. В этом мы видим богатство русской истории и её особенное своеобразие, потому что уникальность её состоит в великом множестве святых, которые прославились каждый в своё время.

Прославление святых во многих уделах находится в созвучии с сегодняшним евангельским чтением, которое взято из Нагорной проповеди Христа и которая говорит о приоритете духовных ценностей в жизни нашей по сравнению с ценностями материальными. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). Поэтому все святые, которых мы упомянули и которых просто назвали, которые в том или ином регионе просияли подвигом своей жизни, они исполнили эти слова. Потому что в лице, например, преподобных, Христа ради юродивых и петербургских, и новгородских, и псковских, и вологодских вместе с подвигами, которые несли монахи, они отрекались от мира и искали, прежде всего, Христа, Его царства, старались приблизить его на земле и его искали на небе.

Для нас с вами, дорогие братия и сестры, через прославление этих святых евангельские слова не просто являются теорией, каким-то звуком пустым, не вошедшим в нашу жизнь. А мы видим, что эти слова реально могут быть исполнены. Но мы с вами не живём таким образом, к сожалению. На пороге XXI век, кто же ищет Царства Небесного сейчас? Все заботятся о материальных благах, об устроении своей жизни здесь, на земле, о благах, о комфорте, о прекрасных условиях, к которым мы с вами привыкаем как городские жители, где всё рядом, всё удобно, вода из крана течёт, выставляется любой температурный режим — не надо ни дров, ни физического труда. Казалось бы, ничего не надо, и человек расслабляется в этих благах и стремится приумножить, сохранить, развить их. Получается, что человек надеется больше на себя, на материальные блага и на деньги больше, чем на Бога. И таким образом, из жизни нашей исчезает доверие Богу. Мы сами хотим всё устраивать, сами видим и знаем, как улучшить нашу жизнь, а вот о Боге-то вспоминаем только тогда, когда обстоятельства к стенке прижмут, когда тяжело, когда безвыходная ситуация. А Церковь на Литургии неустанно повторяет нам простые слова: «Сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». То есть, не сам устраивай всё, что ты придумал для себя: куда ехать, где отдыхать, где жить, где работать, а сами себя без самости, без гордыни предадим в руки Промысла Божиего.

Это искание правды Божией не означает абсолютного отречения от жизни материальной, земной, что более достижимо в монашеском подвиге, который, кстати, в общем-то предлагается добровольно и открыт для всех. Идеалы Евангелия одинаковы и для монахов, и для мирян, но в жизни нашей должны быть расставлены правильные акценты. Как же мы можем проанализировать свою жизнь и определить, что превалирует в ней: духовные ценности или материальные? Это очень просто. Один из опытных духовных подвижников — святитель Николай Сербский советовал применять такой критерий:

-думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях; -бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей; -почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей; -молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей; -надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей; -просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей; -исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

-благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей; -славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей.

Итак, думай о Боге, разговаривай в молитве, общайся с Ним хотя бы столько, сколько ты разговариваешь с людьми, и тогда Бог будет присутствовать в твоей жизни. Дай Бог нам мудрости в исполнении этих слов евангельских.

Критерием также, по которому можно проверить себя, является посещение храма Божиего и причащение Святых Христовых Тайн. Причащение Тела и Крови Господних раз в месяц — это предельный отрезок времени, увеличить который невозможно, иначе это будет уже духовная

деградация. А посещать храм для верующего человека предписано в каждый воскресный день. И мы должны понимать, что субботнее всенощное бдение и воскресная литургия — это один богослужебный день, продолжение древнейшей ветхозаветной традиции. Если нас нет в храме и одно воскресение, и следующее, то духовные приоритеты и Господь из нашей жизни уходят. Пусть каждый из нас спрашивает себя, взывает к своей совести: что мешало быть в церкви в воскресный день? То выспаться захотелось, то переработался за неделю, то дела какие-то неотложные, то в Икее или в Ашане давно не был, на даче грядки полить надо с утра обязательно, и другие совершенно житейские, абсурдные цели, которые уводят нас от Бога. Иногда здоровьем заняться надо с утра в воскресение: побегать, окунуться, пока сезон.

Но что же может помочь здоровью, если Господь его не даст? Разве это возможно? И в этом Евангелии так и говорится: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). То есть, в переводе на понятный, разговорный язык: кто из вас, заботясь, может продлить жизнь себе, если Господь не продлит? Какой фитнес? Какие ванные, процедуры водные, или бег, или зарядка, или посещение тренажерных залов, ещё что-нибудь? Физический труд раньше был прекрасным упражнением на все группы мышц. Кто жил на селе, знает, что там не надо было ничего выдумывать и изобретать никакого фитнеса, это извращение современной цивилизации, паразитирующей на безделье современного человека, который тяжелее шариковой ручки и компьютерной мышки ничего не поднимает в течение многих десятилетий своей жизни.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Мы с вами должны выстраивать жизнь нашу таким образом, чтобы выражено было в ней служение Богу, как приоритетное направление нашей с вами жизни. Поклонение маммоне — это собирательный такой образ. Под этим наименованием подразумевалось языческое божество, символ служения материальным благам, богатству, деньгам, то есть всему временному, земному. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:25-26). Или, как говорит Господь, «посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28-29).

Дай Бог, чтобы в нашей жизни это доверие Богу присутствовало. А сколько в нас самости? Сколько мы сами решаем? Чуть что не понравилось на работе: какие-то обстоятельства, забыли премию на рубль поднять или похвалить, поздороваться и всё — увольняюсь. Бунт, протест, лица недовольные, обида. Что же христианского в этом отношении? Или как другие. Поработал в одном месте — не понравилось: премию не дали, не то ожидал, не сразу ту зарплату дали, на которую шёл. Все. Бунт сразу. Рвёт всё, а у самого дети, семья. Пока найдёт новую работу, месяц проходит, а то и больше. Всё это такое бестолковое, самонадеянное в нашей жизни, пронизанное гордыней, которая мешает и губит жизнь человеческую и подставляет под удар, порой, и родных, и близких, и детей, которые связаны с нами и жизнь которых целиком зависит от нас.

Дай Бог нам этой мудрости, о которой говорит Евангелие. Будем больше молиться, обращаться к Богу, не забывать храм и участие в таинствах Церкви, особенно причащения Тела и Крови Христовых. И тогда всё, о чем вы будете думать, Господь даст вам, потому что это всё следствие и приложение к жизни, и они особенно даются тем, кто любит Бога и служит Ему.

Аминь.

29.06.2014
Предыдущая проповедь

22 июня 2014

Всех святых, в земле Российской просиявших
Следующая проповедь

9 августа 2014

Слово в день влкмч. Пантелеимона

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00