Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! Праздник великий и радостный, но в тоже время немного грустный и скорбный, не случайно Святая Церковь положила в этот день — день поста, потому что Воздвижение Креста Господня напоминает нам о распятии нашего Господа, о Его Крестной смерти, через которую мы спасены и которой Он освятил древо Креста, потому что любой крест, какой бы он не был изящный и прекрасный, ценен не своей красотой, а излиянной кровью Христа на Кресте во время своих страданий и смерти. Из-за этого соприкосновения с Пречистым Телом Христовым и излиянием крови на Крест, когда пронзило тело Господа копьё сотника римского, Крест получил освящение и божественную силу. Божественная сила Креста Животворящего проявилась в том, что, когда были обретены усердием Святой Равноапостольной Царицы Елены, Господень Крест и два креста разбойников, что были по обе стороны от него распяты, проявилась чудодейственная сила одного из крестов, выразившаяся в воскресении мёртвых. Усердием Равноапостольной Царицы Елены, этот праздник установлен в Православной Церкви в начале IV века. Чудом Божием Крест Животворящий сохранился в земле, в месте, которое было осквернено язычниками, потому что Иерусалим был разрушен в 70 году императором Веспасианом и язычество восторжествовало. Город был переименован в Элию Капитолийскую, и на Голгофе установлен языческий храм в честь богини Венеры, со всеми страшными последствиями чудовищного греха и разврата, которые творились на этом месте. А древо Креста сохранялось в земле и чудом Божиим сохранилось нетленным. И было обретено в начале IV века, и явлено всему миру. Святое Древо в частицах было разнесено по всему миру, и царица Елена взяла значительную частицу Животворящего Креста Господня, мечтая о том, чтобы и в императорской резиденции, хранилась частичка Креста Господня. Отплыв от Святой Земли, она проплывала мимо Кипра и там корабль, застигнутый штормом, остановился, и в этом царица Елена увидела знамение, часть Древа она оставила на Кипре и кто бывал там, отдыхал, там есть монастырь Ставровуни греческий, куда женщин не пускают, там со времен царицы Елены находится значительная часть Креста Господня. Но частицы Животворящего Креста находятся по всему миру во многих христианских храмах с древнейших времен в мощевиках, в различных святых местах, иконах, в Голгофе, которая в каждом храме есть, очень часто присутствует частичка Животворящего Древа Господня и таким образом этот Крест освящает весь мир.
Дорогие братья и сестры, в праздник Животворящего Креста господня, мы с вами обращаемся и к нашим жизненным крестам, которые каждому из нас даются Богом. Нет такого человека, у которого не было бы жизненного земного креста. Конечно, кресты, промыслом Божием и по непостижимой для нашего ума тайне, все различны. Жизнь каждого из нас не похожа друг на друга. У одного кажется лёгкий крест, живет человек в относительном благополучии и благоденствии в течении всей жизни своей, а у другого человека, знакомого, близкого, родного, крест бывает очень тяжелым. Кресты бывают неимоверно тяжкие, через лишения, через смерть близких, родных, через тяжелые и неисцелимые болезни, через еще какие-то проявления скорбей и искушений, и в этом тайна Божия! Почему Господь спас мир через свои страдания, через Крестную смерть, почему нельзя было избрать другой способ спасения рода человеческого, мы с вами не знаем, это тайна, сокрытая от нас. Точно также и тайной является Его особое промышление о каждом человеке. Так, в IV веке основатель монашества Антоний Великий воздыхал и молился Богу в течении нескольких дней, возложив на себя пост, чтобы найти ответ на мучивший его вопрос: «Почему столько несправедливости в этом мире? Почему есть богатые и бедные, почему есть здоровые и больные, почему есть успешные и ни к чему не годные, ни к чему не способные люди?». И после многодневного поста и усердной молитвы он услышал голос Божий: «Антоний! К себе внимай! А то, о чем ты думаешь, это тайны Божии и это неполезно знать человеку!». А что полезно, дорогие братья и сестры, так это мы должны с благодарностью и покорностью Богу нести свой крест и с терпением переносить всё, что Господь нам даёт. Мы с вами упомянули о разных крестах, упомянули о том, что иногда и праведники тяжко страдают и несут тяжелые кресты, а иногда грешники благоденствуют. Но, чтобы мы не искушались этим, Иоанн Златоуст говорит, что, если ты видишь грешника, преуспевающего в путях своих, то это верный признак того, что Господь его оставил, бесполезно уже что-либо с ним делать. Это человек, никогда не придет ко Христу, не уверует, и Господь оставляет его на произвол его страстей и пороков, по своему бесконечному милосердию давая ему относительное благоденствие в этой жизни, а в вечности ничего не будет ожидать его радостного и не удостоится он блаженства вечного, которое уготовано праведникам. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем по Божественному слову, который услышал великий Антоний, к себе внимать, будем обращать внимание на свою жизнь и нести с покорностью воле Божией свой крест. Будем помнить о том, что этот крест бывает для нас спасительным только тогда, когда мы несем его с терпением, без ропота, когда мы не бросаем в небо безумные реплики: «А за что мне это, Господи?», «Да за что же ты меня наказываешь?», «Да почему я?», «Чем я прогневал Твое милосердие и Твою благость?». Господь сам знает, Он всем раздает кресты! В придании Церкви было множество примеров, когда люди недовольные своей жизнью, просили Бога чего-нибудь полегче дать. Есть такой благочестивый рассказ, когда один христианин изнывал под тяжестью креста и Господь дал ему выбрать по желанию, он был восхищен духом в одно помещение, где было множество крестов и он примирял их, поднимал, они все были разные, драгоценные, прекрасные, тяжелые и из разного материала и все они были неудобны и тяжелы. И наконец на каком-то закоулке он нашел маленький деревянный крест, обрадовался и говорит: «Господи, вот этот!», и услышал: «Так это и есть тот крест, который ты несешь, а все остальные, которые ты примерил несут другие люди и это гораздо более тяжелые кресты!».
Дорогие братья и сестры, будем помнить о том, что кресты даются Богом, любящим нас и желающим нашего спасения! Будем помнить о том, что Бог не ошибается и каждому даёт то, что потребно! И дай Бог, чтобы в несении жизненного креста, а у каждого из нас он свой, мы извлекали из него благие уроки, чтобы эти жизненные кресты подвигали нас к смирению, чтобы они воздвигали в нашем уме и сердце ещё большее усердие, потому что скорби, искушения, болезни, необыкновенно благотворно воздействуют на человека. Происходит часто через эти скорби чудо обращения человека ко Христу и к Церкви Христовой, и бывают такие чудеса, когда человек не думал о церкви и о Боге, а приходят скорби, приходит смирение и вспоминает о церкви, и колокольный звон, который на дух не переносил, уже становится радостным и прекрасным зовом в церковь, и ищет встречи со священником, которых не признавал и за людей не считал. И это обращение к Богу меняют нрав человека, меняют его сердце и делают восприимчивым к вещам божественным. Страдания имеют искупительное значение в очах Божиих, и болезни и скорби отверзают Царство Небесное. А жизнь в удовольствие, жизнь в достатке, очень часто является серьезным искушением и испытанием, потому что уводит человека от Христа. Поэтому, дорогие братья и сестры, каждому из нас Господь дает свою меру жизненных скорбей. Если кому-то ноша кажется тяжелой и непосильной, будем еще больше утруждать и ущемлять свою плоть, чтобы наши кресты не стали еще тяжелее. Есть примеры святых, в этой земной жизни, несших относительно благополучный крест. Например, преподобный Серафим Вырицкий, он пережил оккупацию во время Великой Отечественной войны в Вырице и не был ни расстрелян, ни взят в плен, ни в лагерь, по его молитвам Господь сохранил и всю Вырицу, во время оккупации ни один дом и ни один житель не пострадал по его святым молитвам. И когда эти святые люди спрашивали у своих современников, других святых: «Почему Господь не даёт скорбей, почему нет гонений?», и эти духоносные отцы и старцы с недоумением говорили: «А чего тебе скорбей давать? Куда тебя гнать? Ты сам гонишь себя в христианских добродетелях, в посте, в трудах, в молитвах, в ночном молитвословии и стоянии перед Богом и Господь, видя этот внутренний крест, которых устраивает для себя святой, избавляет от внешних гонений и скорбей». Поэтому и нам, дорогие братья и сестры, если кому-то кажется, что крест очень тяжелый, усиль молитву, усиль пост, чаще приходи в храм Божий, чаще причащайся и в жизни, несомненно, будет меньше скорбей.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы крест каждого из нас был спасительным, чтобы мы видели промыслительную руку Божию в нашей жизни, премудро ведущую нас к блаженной вечности!
Аминь!
27 сентября 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! Праздник великий и радостный, но в тоже время немного грустный и скорбный, не случайно Святая Церковь положила в этот день — день поста, потому что Воздвижение Креста Господня напоминает нам о распятии нашего Господа, о Его Крестной смерти, через которую мы спасены и которой Он освятил древо Креста, потому что любой крест, какой бы он не был изящный и прекрасный, ценен не своей красотой, а излиянной кровью Христа на Кресте во время своих страданий и смерти. Из-за этого соприкосновения с Пречистым Телом Христовым и излиянием крови на Крест, когда пронзило тело Господа копьё сотника римского, Крест получил освящение и божественную силу. Божественная сила Креста Животворящего проявилась в том, что, когда были обретены усердием Святой Равноапостольной Царицы Елены, Господень Крест и два креста разбойников, что были по обе стороны от него распяты, проявилась чудодейственная сила одного из крестов, выразившаяся в воскресении мёртвых. Усердием Равноапостольной Царицы Елены, этот праздник установлен в Православной Церкви в начале IV века. Чудом Божием Крест Животворящий сохранился в земле, в месте, которое было осквернено язычниками, потому что Иерусалим был разрушен в 70 году императором Веспасианом и язычество восторжествовало. Город был переименован в Элию Капитолийскую, и на Голгофе установлен языческий храм в честь богини Венеры, со всеми страшными последствиями чудовищного греха и разврата, которые творились на этом месте. А древо Креста сохранялось в земле и чудом Божиим сохранилось нетленным. И было обретено в начале IV века, и явлено всему миру. Святое Древо в частицах было разнесено по всему миру, и царица Елена взяла значительную частицу Животворящего Креста Господня, мечтая о том, чтобы и в императорской резиденции, хранилась частичка Креста Господня. Отплыв от Святой Земли, она проплывала мимо Кипра и там корабль, застигнутый штормом, остановился, и в этом царица Елена увидела знамение, часть Древа она оставила на Кипре и кто бывал там, отдыхал, там есть монастырь Ставровуни греческий, куда женщин не пускают, там со времен царицы Елены находится значительная часть Креста Господня. Но частицы Животворящего Креста находятся по всему миру во многих христианских храмах с древнейших времен в мощевиках, в различных святых местах, иконах, в Голгофе, которая в каждом храме есть, очень часто присутствует частичка Животворящего Древа Господня и таким образом этот Крест освящает весь мир.
Дорогие братья и сестры, в праздник Животворящего Креста господня, мы с вами обращаемся и к нашим жизненным крестам, которые каждому из нас даются Богом. Нет такого человека, у которого не было бы жизненного земного креста. Конечно, кресты, промыслом Божием и по непостижимой для нашего ума тайне, все различны. Жизнь каждого из нас не похожа друг на друга. У одного кажется лёгкий крест, живет человек в относительном благополучии и благоденствии в течении всей жизни своей, а у другого человека, знакомого, близкого, родного, крест бывает очень тяжелым. Кресты бывают неимоверно тяжкие, через лишения, через смерть близких, родных, через тяжелые и неисцелимые болезни, через еще какие-то проявления скорбей и искушений, и в этом тайна Божия! Почему Господь спас мир через свои страдания, через Крестную смерть, почему нельзя было избрать другой способ спасения рода человеческого, мы с вами не знаем, это тайна, сокрытая от нас. Точно также и тайной является Его особое промышление о каждом человеке. Так, в IV веке основатель монашества Антоний Великий воздыхал и молился Богу в течении нескольких дней, возложив на себя пост, чтобы найти ответ на мучивший его вопрос: «Почему столько несправедливости в этом мире? Почему есть богатые и бедные, почему есть здоровые и больные, почему есть успешные и ни к чему не годные, ни к чему не способные люди?». И после многодневного поста и усердной молитвы он услышал голос Божий: «Антоний! К себе внимай! А то, о чем ты думаешь, это тайны Божии и это неполезно знать человеку!». А что полезно, дорогие братья и сестры, так это мы должны с благодарностью и покорностью Богу нести свой крест и с терпением переносить всё, что Господь нам даёт. Мы с вами упомянули о разных крестах, упомянули о том, что иногда и праведники тяжко страдают и несут тяжелые кресты, а иногда грешники благоденствуют. Но, чтобы мы не искушались этим, Иоанн Златоуст говорит, что, если ты видишь грешника, преуспевающего в путях своих, то это верный признак того, что Господь его оставил, бесполезно уже что-либо с ним делать. Это человек, никогда не придет ко Христу, не уверует, и Господь оставляет его на произвол его страстей и пороков, по своему бесконечному милосердию давая ему относительное благоденствие в этой жизни, а в вечности ничего не будет ожидать его радостного и не удостоится он блаженства вечного, которое уготовано праведникам. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем по Божественному слову, который услышал великий Антоний, к себе внимать, будем обращать внимание на свою жизнь и нести с покорностью воле Божией свой крест. Будем помнить о том, что этот крест бывает для нас спасительным только тогда, когда мы несем его с терпением, без ропота, когда мы не бросаем в небо безумные реплики: «А за что мне это, Господи?», «Да за что же ты меня наказываешь?», «Да почему я?», «Чем я прогневал Твое милосердие и Твою благость?». Господь сам знает, Он всем раздает кресты! В придании Церкви было множество примеров, когда люди недовольные своей жизнью, просили Бога чего-нибудь полегче дать. Есть такой благочестивый рассказ, когда один христианин изнывал под тяжестью креста и Господь дал ему выбрать по желанию, он был восхищен духом в одно помещение, где было множество крестов и он примирял их, поднимал, они все были разные, драгоценные, прекрасные, тяжелые и из разного материала и все они были неудобны и тяжелы. И наконец на каком-то закоулке он нашел маленький деревянный крест, обрадовался и говорит: «Господи, вот этот!», и услышал: «Так это и есть тот крест, который ты несешь, а все остальные, которые ты примерил несут другие люди и это гораздо более тяжелые кресты!».
Дорогие братья и сестры, будем помнить о том, что кресты даются Богом, любящим нас и желающим нашего спасения! Будем помнить о том, что Бог не ошибается и каждому даёт то, что потребно! И дай Бог, чтобы в несении жизненного креста, а у каждого из нас он свой, мы извлекали из него благие уроки, чтобы эти жизненные кресты подвигали нас к смирению, чтобы они воздвигали в нашем уме и сердце ещё большее усердие, потому что скорби, искушения, болезни, необыкновенно благотворно воздействуют на человека. Происходит часто через эти скорби чудо обращения человека ко Христу и к Церкви Христовой, и бывают такие чудеса, когда человек не думал о церкви и о Боге, а приходят скорби, приходит смирение и вспоминает о церкви, и колокольный звон, который на дух не переносил, уже становится радостным и прекрасным зовом в церковь, и ищет встречи со священником, которых не признавал и за людей не считал. И это обращение к Богу меняют нрав человека, меняют его сердце и делают восприимчивым к вещам божественным. Страдания имеют искупительное значение в очах Божиих, и болезни и скорби отверзают Царство Небесное. А жизнь в удовольствие, жизнь в достатке, очень часто является серьезным искушением и испытанием, потому что уводит человека от Христа. Поэтому, дорогие братья и сестры, каждому из нас Господь дает свою меру жизненных скорбей. Если кому-то ноша кажется тяжелой и непосильной, будем еще больше утруждать и ущемлять свою плоть, чтобы наши кресты не стали еще тяжелее. Есть примеры святых, в этой земной жизни, несших относительно благополучный крест. Например, преподобный Серафим Вырицкий, он пережил оккупацию во время Великой Отечественной войны в Вырице и не был ни расстрелян, ни взят в плен, ни в лагерь, по его молитвам Господь сохранил и всю Вырицу, во время оккупации ни один дом и ни один житель не пострадал по его святым молитвам. И когда эти святые люди спрашивали у своих современников, других святых: «Почему Господь не даёт скорбей, почему нет гонений?», и эти духоносные отцы и старцы с недоумением говорили: «А чего тебе скорбей давать? Куда тебя гнать? Ты сам гонишь себя в христианских добродетелях, в посте, в трудах, в молитвах, в ночном молитвословии и стоянии перед Богом и Господь, видя этот внутренний крест, которых устраивает для себя святой, избавляет от внешних гонений и скорбей». Поэтому и нам, дорогие братья и сестры, если кому-то кажется, что крест очень тяжелый, усиль молитву, усиль пост, чаще приходи в храм Божий, чаще причащайся и в жизни, несомненно, будет меньше скорбей.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы крест каждого из нас был спасительным, чтобы мы видели промыслительную руку Божию в нашей жизни, премудро ведущую нас к блаженной вечности!
Аминь!
27.09.2021
Предыдущая проповедь
19 сентября 2021
Следующая проповедь
14 октября 2021
Все проповеди за 2021 год