Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о покаянии

Дорогие братия и сестры.

Продолжается период празднования Крещения Господня. Сегодня попразднство этого великого праздника. В сегодняшнем Евангелии, которое читалось за Божественной Литургией, были слова, простые и известные нам, которые говорил Христос, когда Он вышел на проповедь после Крещения к людям: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).

Этими словами говорил и великий Иоанн Креститель в пустыне Иудейской, когда к нему приходили толпы народа для того, чтобы покаяться в грехах своих и принять крещение в Иордане, как свидетельство и знак их покаяния. Именно с этих слов Крестителя начинает Господь Своё Слово — наставление и спасение, обращённое к роду человеческому. И в этих словах мы видим самое важное, самое ценное, что Господь хотел донести до нашего с вами сознания — это покаяние.

Дорогие, когда мы с вами приходим в храм Божий на исповедь и не знаем, о чём говорить, не можем двух слов связать и начинаем говорить какими-то общими словами, выражениями, тогда священнику надо, как клещами, вытаскивать грехи. «Ну, наверное, согрешил, наверное, то и другое: и осуждение, и зависть». И человек сам не понимает, не чувствует и не знает, о чём говорить. Это свидетельство неправильного духовного устроения. Потому что покаяние — это целожизненный процесс, который никогда не должен останавливаться. Это у сектантов покаяние носит разовый характер, покаяние там ожидается при обращении человека, при вступлении его в эту религиозную организацию, покаяние в прежних тяжёлых грехах. А далее всё — Господь принял твои грехи, искупил их и далее покаяние, если и присутствует, но догматически не требуется, и оно ни на что не влияет.

А у православных аскетов, в православной традиции покаяние является правильным духовным устроением человека. Человеку всегда есть в чём каяться. Если, придя в Церковь, мы с вами уже не совершаем, как правило, вопиющих грехов, которые несовместимы с жизнью, которые несовместимы с христианским образом мышления, со статусом церковного человека; такие грехи, за которые в тюрьму сажают, за которые уголовное дело открывают; такие грехи, которые выражаются в скверных поступках, беззакониях, правонарушениях; которые не допускаются не только моралью христианской, но и светскими законами, законодательством нашего государства, любого государства христианского, в основе которого заключены моральные, общечеловечес-кие, а правильней сказать, евангельские ценности. И если человек отстал от этих грехов, то, порой, он действительно не чувствует своей греховности, он успокаивается. И успокаиваясь в духовной жизни, он никуда и ни к чему не стремится.

А на самом деле, дорогие, принести покаяние и пребывать в этом спасительном настроении, правильном духовном устроении непросто. Мы постоянно должны с вами иметь смиренный и сокрушенный дух. Потому что, как говорил пророк и псалмопевец Давид: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50;19). Если в человеке присутствует самопревозношение, если человек доволен собой в той или иной форме, или это вид тщеславия, или гордыни, то это является состоянием греховным, которое перечёркивает всякую духовную жизнь и делает покаяние невозможным. Иначе, зачем человеку каяться, когда он всем доволен, его всё устраивает, у него всё хорошо и ему и Христос не нужен. Если у человека идёт такая безбедная, беззаботная жизнь, у него всё продумано, он всем обеспечен, живёт в состоянии житейского материального комфорта, как правило, Бог такому человеку абсолютно не нужен. О Боге человек вспоминает, когда ему плохо, когда всё разрушилось под ногами, все основы рухнули, все принципы жизни; когда человек остался один на один со своей бедой, и близкие отвернулись и не понимают его. Вот тогда человек задумывается, тогда вспоминает о Боге и пытается прийти к Нему.

Конечно, дорогие, Бог принимает всякого человека и всегда. Но Он принимает особенно тогда, когда есть в человеке дух сокрушения, когда есть осознание своих грехов, когда человек считает себя хуже всех и ниже всех. Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, то в молитве, которую читает священник, держа Святую Чашу в руках, есть слова, что к ней приходят грешники, «от нихже первый есмь аз». Грешники все, рядом стоящие, нет тебе дела до них, до их жизни, ты не имеешь права ни вникать, ни осуждать, ни сравнивать свою жизнь с ними, «от нихже первый есмь аз». Ты самый первый, самый противный, самый вопиющий грешник, ты — то есть каждый из нас. И это правильное духовное устроение.

Это духовное устроение было у святых, у великих святых, у Авраама — отца верующих ветхозаветного Израиля, у пророка и псалмопевца Давида, который говорил: «аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс.21;7). Авраам говорил: «Аз есмь земля и пепел» (Быт.18;27). Иов Многострадальный повторял эти слова Авраама. И Давид, несмотря на то, что раскаялся перед Богом в своих вопиющих беззакониях, убийстве и блуде, но в пятидесятом псалме он говорит: «грех мой предо мною есть выну» (Пс.50;5), по-русски означает: «грех мой предо мною всегда».

А мы иногда так скажем на исповеди, тот или иной грех назовём и успокаиваемся. Относимся так не то, чтобы с наивным доверием, а с поверхностным отношением к своему покаянию. Мы успокаиваемся, думаем, что так просто сказал, грех назвал и всё, а что за ним стоит? Иногда последствия греха длятся десятилетиями, несмотря на то, что грех в таинстве исповеди врачуется, прощается Богом. Но мы с вами должны помнить об этих грехах, не забывать о них. От этого не должно быть никакого уныния, никого отчаяния. А что должно происходить при правильном духовном устроении? Человек должен пребывать в смирении оттого, что ты совершил эти грехи и от чувства благодарности к Богу, что Он за эти грехи не предал тебя смерти, и жизнь твоя продолжается.

Таким образом, чтобы уверовать во Христа, нужно покаяние. Без покаяния, без чувства своей вины невозможно поверить в Бога. Если нет покаяния, то человеку Бог не нужен. Чтобы далее сохранить веру, надо покаяние, потому что если нет покаяния, то вера теряется и опять Бог не нужен. Чтобы преуспеть в вере и достичь Царства Небесного, снова нужно покаяние.

 Интересно отметить, что покаяние никогда не оканчивалось в жизни святых. Преподобный Сисой Великий, когда умирал, его лицо просветилось как солнце, и когда ему явился Ангел с повелением взять его душу, разлучив от тела, он просил отсрочки, времени на покаяние. Ученики, которые окружали его смертный одр, говорили:

— Отец, тебе ли говорить о покаянии, тебе ли думать об этом?

А он им отвечал:

— Дети, я ещё не начинал покаяния.

Таким образом, по мере духовной жизни открываются всё большие и большие грехи, греховность своей природы, которая склонна ко греху и которая постоянно в грехе пребывает, только по мере духовного преуспеяния — это грехи другого плана. Это грехи уже не из статей уголовного кодекса, это грехи, которые открываются для самого человека по мере приближения к Богу, солнцу правды и чистоты, когда открывается всё большая собственная греховность. По земной аналогии: если яркое солнце бьёт в окно, то человек сразу увидит плохо вымытое окно, пыль и грязь и в воздухе, и на полу, и на мебели — везде грязь, которую он без солнца не видит. И то же самое в духовной жизни: по мере приближения к Богу, по мере скрупулёзного очищения собственной души ещё большую греховность чувствует человек, и это является состоянием правильной духовной жизни.

Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Грехи и немощи открывают и собственную слабость человеческой природы, которая не может противостоять греху без благодатной помощи Божией: не может победить грех, не может жить без греха, настолько он сроднился с человеческой природой.

Поэтому, дорогие братия и сестры, покаяние — это правильный духовный ориентир нашей с вами жизни. Покаяние, однажды начавшись с осознанного проявления веры нашей, никогда не должно оканчиваться.

Что ещё важно. Господь говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17). Этими словами Он говорит о том, что только через покаяние это Царство Небесное открывается. Только в покаянном устроении человек может достичь Царства Небесного. «Приблизилось к вам Царство Небесное» — это означает, что Мессия Христос пришёл, Он крестился в Иордане, Он открыл Себя миру и началось Его спасительное служение нашему с вами спасению. Покайтесь, потому что Христос уже пришёл. Он уже совершил дело нашего искупления, и Царство Небесное уже открыто Его крестными страданиями и Его победоносным Воскресением из мёртвых. Покайтесь, потому что в это Царство Небесное уже беспрепятственно открыт вход, закрытый ранее грехом Адама.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, дух смирения и сокрушения воспитывать в нас, чтобы он всегда держал нас в правильном покаянном устроении. Вы помните, что в традиции иноков Оптиной пустыни в период расцвета старчества в XIX-ом веке было   ежедневное откровение помыслов у монахов, то есть они каялись каждый день. Если нам раз в месяц нечего набрать и нечего сказать – так, болтовня ни о чём, время отнимают у священника и у сзади стоящих людей, а там каждый день вечером перед сном монахи каялись, открывая помыслы греховные. Когда ты на минуту, может, на секунду принял помысел, мысль от беса, тебе всеваемую в твой разум, ты на минуту задержался, какой-то образ принял и от этого твоё естество человеческое омрачилось и осквернилось, а в этих помыслах монахи, ведущие подлинную духовную жизнь, каялись, старались очистить себя, чтобы тем самым сделать себя восприимчивым к благодати Божией, потому что без покаяния благодать Божия не может войти в человека.

И пусть эти слова, «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» да будут основанием для нашей духовной жизни. Аминь.

22 января 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Продолжается период празднования Крещения Господня. Сегодня попразднство этого великого праздника. В сегодняшнем Евангелии, которое читалось за Божественной Литургией, были слова, простые и известные нам, которые говорил Христос, когда Он вышел на проповедь после Крещения к людям: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).

Этими словами говорил и великий Иоанн Креститель в пустыне Иудейской, когда к нему приходили толпы народа для того, чтобы покаяться в грехах своих и принять крещение в Иордане, как свидетельство и знак их покаяния. Именно с этих слов Крестителя начинает Господь Своё Слово — наставление и спасение, обращённое к роду человеческому. И в этих словах мы видим самое важное, самое ценное, что Господь хотел донести до нашего с вами сознания — это покаяние.

Дорогие, когда мы с вами приходим в храм Божий на исповедь и не знаем, о чём говорить, не можем двух слов связать и начинаем говорить какими-то общими словами, выражениями, тогда священнику надо, как клещами, вытаскивать грехи. «Ну, наверное, согрешил, наверное, то и другое: и осуждение, и зависть». И человек сам не понимает, не чувствует и не знает, о чём говорить. Это свидетельство неправильного духовного устроения. Потому что покаяние — это целожизненный процесс, который никогда не должен останавливаться. Это у сектантов покаяние носит разовый характер, покаяние там ожидается при обращении человека, при вступлении его в эту религиозную организацию, покаяние в прежних тяжёлых грехах. А далее всё — Господь принял твои грехи, искупил их и далее покаяние, если и присутствует, но догматически не требуется, и оно ни на что не влияет.

А у православных аскетов, в православной традиции покаяние является правильным духовным устроением человека. Человеку всегда есть в чём каяться. Если, придя в Церковь, мы с вами уже не совершаем, как правило, вопиющих грехов, которые несовместимы с жизнью, которые несовместимы с христианским образом мышления, со статусом церковного человека; такие грехи, за которые в тюрьму сажают, за которые уголовное дело открывают; такие грехи, которые выражаются в скверных поступках, беззакониях, правонарушениях; которые не допускаются не только моралью христианской, но и светскими законами, законодательством нашего государства, любого государства христианского, в основе которого заключены моральные, общечеловечес-кие, а правильней сказать, евангельские ценности. И если человек отстал от этих грехов, то, порой, он действительно не чувствует своей греховности, он успокаивается. И успокаиваясь в духовной жизни, он никуда и ни к чему не стремится.

А на самом деле, дорогие, принести покаяние и пребывать в этом спасительном настроении, правильном духовном устроении непросто. Мы постоянно должны с вами иметь смиренный и сокрушенный дух. Потому что, как говорил пророк и псалмопевец Давид: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50;19). Если в человеке присутствует самопревозношение, если человек доволен собой в той или иной форме, или это вид тщеславия, или гордыни, то это является состоянием греховным, которое перечёркивает всякую духовную жизнь и делает покаяние невозможным. Иначе, зачем человеку каяться, когда он всем доволен, его всё устраивает, у него всё хорошо и ему и Христос не нужен. Если у человека идёт такая безбедная, беззаботная жизнь, у него всё продумано, он всем обеспечен, живёт в состоянии житейского материального комфорта, как правило, Бог такому человеку абсолютно не нужен. О Боге человек вспоминает, когда ему плохо, когда всё разрушилось под ногами, все основы рухнули, все принципы жизни; когда человек остался один на один со своей бедой, и близкие отвернулись и не понимают его. Вот тогда человек задумывается, тогда вспоминает о Боге и пытается прийти к Нему.

Конечно, дорогие, Бог принимает всякого человека и всегда. Но Он принимает особенно тогда, когда есть в человеке дух сокрушения, когда есть осознание своих грехов, когда человек считает себя хуже всех и ниже всех. Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, то в молитве, которую читает священник, держа Святую Чашу в руках, есть слова, что к ней приходят грешники, «от нихже первый есмь аз». Грешники все, рядом стоящие, нет тебе дела до них, до их жизни, ты не имеешь права ни вникать, ни осуждать, ни сравнивать свою жизнь с ними, «от нихже первый есмь аз». Ты самый первый, самый противный, самый вопиющий грешник, ты — то есть каждый из нас. И это правильное духовное устроение.

Это духовное устроение было у святых, у великих святых, у Авраама — отца верующих ветхозаветного Израиля, у пророка и псалмопевца Давида, который говорил: «аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс.21;7). Авраам говорил: «Аз есмь земля и пепел» (Быт.18;27). Иов Многострадальный повторял эти слова Авраама. И Давид, несмотря на то, что раскаялся перед Богом в своих вопиющих беззакониях, убийстве и блуде, но в пятидесятом псалме он говорит: «грех мой предо мною есть выну» (Пс.50;5), по-русски означает: «грех мой предо мною всегда».

А мы иногда так скажем на исповеди, тот или иной грех назовём и успокаиваемся. Относимся так не то, чтобы с наивным доверием, а с поверхностным отношением к своему покаянию. Мы успокаиваемся, думаем, что так просто сказал, грех назвал и всё, а что за ним стоит? Иногда последствия греха длятся десятилетиями, несмотря на то, что грех в таинстве исповеди врачуется, прощается Богом. Но мы с вами должны помнить об этих грехах, не забывать о них. От этого не должно быть никакого уныния, никого отчаяния. А что должно происходить при правильном духовном устроении? Человек должен пребывать в смирении оттого, что ты совершил эти грехи и от чувства благодарности к Богу, что Он за эти грехи не предал тебя смерти, и жизнь твоя продолжается.

Таким образом, чтобы уверовать во Христа, нужно покаяние. Без покаяния, без чувства своей вины невозможно поверить в Бога. Если нет покаяния, то человеку Бог не нужен. Чтобы далее сохранить веру, надо покаяние, потому что если нет покаяния, то вера теряется и опять Бог не нужен. Чтобы преуспеть в вере и достичь Царства Небесного, снова нужно покаяние.

 Интересно отметить, что покаяние никогда не оканчивалось в жизни святых. Преподобный Сисой Великий, когда умирал, его лицо просветилось как солнце, и когда ему явился Ангел с повелением взять его душу, разлучив от тела, он просил отсрочки, времени на покаяние. Ученики, которые окружали его смертный одр, говорили:

— Отец, тебе ли говорить о покаянии, тебе ли думать об этом?

А он им отвечал:

— Дети, я ещё не начинал покаяния.

Таким образом, по мере духовной жизни открываются всё большие и большие грехи, греховность своей природы, которая склонна ко греху и которая постоянно в грехе пребывает, только по мере духовного преуспеяния — это грехи другого плана. Это грехи уже не из статей уголовного кодекса, это грехи, которые открываются для самого человека по мере приближения к Богу, солнцу правды и чистоты, когда открывается всё большая собственная греховность. По земной аналогии: если яркое солнце бьёт в окно, то человек сразу увидит плохо вымытое окно, пыль и грязь и в воздухе, и на полу, и на мебели — везде грязь, которую он без солнца не видит. И то же самое в духовной жизни: по мере приближения к Богу, по мере скрупулёзного очищения собственной души ещё большую греховность чувствует человек, и это является состоянием правильной духовной жизни.

Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Грехи и немощи открывают и собственную слабость человеческой природы, которая не может противостоять греху без благодатной помощи Божией: не может победить грех, не может жить без греха, настолько он сроднился с человеческой природой.

Поэтому, дорогие братия и сестры, покаяние — это правильный духовный ориентир нашей с вами жизни. Покаяние, однажды начавшись с осознанного проявления веры нашей, никогда не должно оканчиваться.

Что ещё важно. Господь говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17). Этими словами Он говорит о том, что только через покаяние это Царство Небесное открывается. Только в покаянном устроении человек может достичь Царства Небесного. «Приблизилось к вам Царство Небесное» — это означает, что Мессия Христос пришёл, Он крестился в Иордане, Он открыл Себя миру и началось Его спасительное служение нашему с вами спасению. Покайтесь, потому что Христос уже пришёл. Он уже совершил дело нашего искупления, и Царство Небесное уже открыто Его крестными страданиями и Его победоносным Воскресением из мёртвых. Покайтесь, потому что в это Царство Небесное уже беспрепятственно открыт вход, закрытый ранее грехом Адама.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, дух смирения и сокрушения воспитывать в нас, чтобы он всегда держал нас в правильном покаянном устроении. Вы помните, что в традиции иноков Оптиной пустыни в период расцвета старчества в XIX-ом веке было   ежедневное откровение помыслов у монахов, то есть они каялись каждый день. Если нам раз в месяц нечего набрать и нечего сказать – так, болтовня ни о чём, время отнимают у священника и у сзади стоящих людей, а там каждый день вечером перед сном монахи каялись, открывая помыслы греховные. Когда ты на минуту, может, на секунду принял помысел, мысль от беса, тебе всеваемую в твой разум, ты на минуту задержался, какой-то образ принял и от этого твоё естество человеческое омрачилось и осквернилось, а в этих помыслах монахи, ведущие подлинную духовную жизнь, каялись, старались очистить себя, чтобы тем самым сделать себя восприимчивым к благодати Божией, потому что без покаяния благодать Божия не может войти в человека.

И пусть эти слова, «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» да будут основанием для нашей духовной жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

19 января 2017

Крещение Господне
Следующая проповедь

5 февраля 2017

Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомуч и исповед

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00