Дорогие братия и сестры. На вечернем богослужении первой седмицы поста мы слышали удивительное песнопение, которое обращено к совести каждого из нас: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши; конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй». Преподобный Андрей Критский этими словами обращается как бы к самому себе, к своей душе. И образ он этот берёт от нашего обычного утреннего пробуждения.
Каждый из нас с детских лет помнит этот момент, когда рука матери или отца прикасалась к нам спящим: «Вставай, сынок, уже пора, тебя ждут дела». Мама отходит, сынок или доченька опять спит, опять спрятался под одеяло. Мать второй раз приходит: «Вставай уже! Времени нет, последним придёшь в школу».
Этот образ, наверное, представлял и прп. Андрей Критский. Необходимость понуждения себя к скорейшему духовному пробуждению, потому что не проснувшись, ты можешь погибнуть навсегда. Человеческий сон есть образ смерти. Человек находится вне сознания, и каждое пробуждение является в этом смысле чудом Божиим и знаком Его милости. Отталкиваясь от этого сравнения, Церковь призывает и нас будить свою душу, побуждать её к молитве, ко всякому богоугодному доброделанию, будить её к воздержанию и к активному христианскому деланию.
Пост как воздержание от пищи очень способствует укреплению воли человеческой, это бесценное духовно-телесное упражнение, которое, казалось бы, касается тела в воздержании от пищи, но закаливает душу. Счастливы те дети, которые с пелёнок, с детских лет непреклонной волей родителей были приучены к этому постному воздержанию. Может быть, не во всём объёме, более строго дома и менее в школе, но, тем не менее, чтобы ребенок непременно понимал, что сейчас пост и не всё возможно, не всё полезно, что было раньше доступно — и это бесценно укрепляет волю. Воля приучает держать в узде своего внутреннего человека. Как это необходимо, как это пригодится нашим детям и внукам, когда они вступят в более взрослую жизнь, когда соблазны и искушения лавиной будут надвигаться на их души сплошь и рядом, предлагая различные греховные удовольствия. Сначала, как и всякий грех, будут казаться безобидными, всеобщими, доступными, но затем, укореняясь как сорняки в земле, они порабощают душу и порой убивают её, и душа делается мёртвой при здоровом теле.
Мы с вами должны прекрасно давать себе отчёт. Все наши страшные болезни: раковые, сердечные, — появляются от пресыщения, от чревоугодия, но никак не от голодания. Они внедряются в жизнь человека и меняют её, порой, кардинальным и решительным образом. А воздержание исцеляет и очищает организм человека.
Душа человеческая умирает без Бога, подлинная жизнь души только в Боге, и без Бога душа, как человеческий организм без дыхания, жить не может. Есть древнейшее средство, которым врачи проверяют, жив ты или нет. Они зеркало прикладывают ко рту или к носу: если запотевает — значит, жив ещё, можно реанимировать. Дыхание — это признак жизни для тела. А для души признак жизни — это молитва.
Дорогие братия и сестры, мы всегда должны понуждать себя к христианской жизни. Никогда не будет такого времени, чтобы мы с вами как-то затосковали, соскучились или по молитве, или по каким-то добрым делам. Всегда нужно понуждать себя, потому что человек после грехопадения Адама удобопреклонен ко греху. В Священном Писании об этом сказаны следующие слова: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Если мы с вами живём в постоянном расслаблении, в потворстве своим страстям, порокам и плоти, силы зла никогда нас не оставят.
В Патерике есть такой интересный пример. Один монах-подвижник вставал на молитву, и вдруг он услышал в пустыне шум от какого-то большого войска, которое совершало построение перед битвой. Монах удивился, откуда взялось войско в пустыне? Там и звери дикие редко бывают. И услышал он дьявола: «Конечно, войско, конечно будет война. Ты ложись, спи, тогда не будет никакой войны. А так как ты встал на молитву, то готовься к бесовским искушениям».
И мы, совершая дело молитвы, знаем, как дьяволу не нравится эта молитва, как сразу помыслы внедряются в наше сознание, начиная от самых примитивных. Дьявол маскируется сначала под благие мысли, обеспечивающие такие моменты, а если это не действует, то начинает атаковать греховными мыслями.
Также в советское время наши радиостанции глушили по радио «Слово Божие», только «BBC» или «Голос Америки» передавали его в нашу страну. Сейчас можно смеяться над этим безумием. Какую же опасность несло «Слово Божие»? Правительство и власти не хотели, чтобы люди услышали проповеди протопресвитера Александра Шмемана, митрополита Антония Сурожского и других проповедников, которые благовестили с тех заграничных радиостанций. И только умельцы, имевшие хорошие радиоприёмники, могли слушать в те времена «Слово Божие» и назидать свою душу.
И точно так же, когда душа настраивается на молитву, то злые демоны стараются заглушить голос Божий в человеке. Поэтому, время Великого поста — это время активного делания во всей христианской жизни. Дай Бог всем нам духовной собранности, трезвенности и доброго навыка нашей воли, который будет подвигать нас к делам спасительным и приведёт нас к Небесному Царствию. Аминь.
13 марта 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. На вечернем богослужении первой седмицы поста мы слышали удивительное песнопение, которое обращено к совести каждого из нас: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши; конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй». Преподобный Андрей Критский этими словами обращается как бы к самому себе, к своей душе. И образ он этот берёт от нашего обычного утреннего пробуждения.
Каждый из нас с детских лет помнит этот момент, когда рука матери или отца прикасалась к нам спящим: «Вставай, сынок, уже пора, тебя ждут дела». Мама отходит, сынок или доченька опять спит, опять спрятался под одеяло. Мать второй раз приходит: «Вставай уже! Времени нет, последним придёшь в школу».
Этот образ, наверное, представлял и прп. Андрей Критский. Необходимость понуждения себя к скорейшему духовному пробуждению, потому что не проснувшись, ты можешь погибнуть навсегда. Человеческий сон есть образ смерти. Человек находится вне сознания, и каждое пробуждение является в этом смысле чудом Божиим и знаком Его милости. Отталкиваясь от этого сравнения, Церковь призывает и нас будить свою душу, побуждать её к молитве, ко всякому богоугодному доброделанию, будить её к воздержанию и к активному христианскому деланию.
Пост как воздержание от пищи очень способствует укреплению воли человеческой, это бесценное духовно-телесное упражнение, которое, казалось бы, касается тела в воздержании от пищи, но закаливает душу. Счастливы те дети, которые с пелёнок, с детских лет непреклонной волей родителей были приучены к этому постному воздержанию. Может быть, не во всём объёме, более строго дома и менее в школе, но, тем не менее, чтобы ребенок непременно понимал, что сейчас пост и не всё возможно, не всё полезно, что было раньше доступно — и это бесценно укрепляет волю. Воля приучает держать в узде своего внутреннего человека. Как это необходимо, как это пригодится нашим детям и внукам, когда они вступят в более взрослую жизнь, когда соблазны и искушения лавиной будут надвигаться на их души сплошь и рядом, предлагая различные греховные удовольствия. Сначала, как и всякий грех, будут казаться безобидными, всеобщими, доступными, но затем, укореняясь как сорняки в земле, они порабощают душу и порой убивают её, и душа делается мёртвой при здоровом теле.
Мы с вами должны прекрасно давать себе отчёт. Все наши страшные болезни: раковые, сердечные, — появляются от пресыщения, от чревоугодия, но никак не от голодания. Они внедряются в жизнь человека и меняют её, порой, кардинальным и решительным образом. А воздержание исцеляет и очищает организм человека.
Душа человеческая умирает без Бога, подлинная жизнь души только в Боге, и без Бога душа, как человеческий организм без дыхания, жить не может. Есть древнейшее средство, которым врачи проверяют, жив ты или нет. Они зеркало прикладывают ко рту или к носу: если запотевает — значит, жив ещё, можно реанимировать. Дыхание — это признак жизни для тела. А для души признак жизни — это молитва.
Дорогие братия и сестры, мы всегда должны понуждать себя к христианской жизни. Никогда не будет такого времени, чтобы мы с вами как-то затосковали, соскучились или по молитве, или по каким-то добрым делам. Всегда нужно понуждать себя, потому что человек после грехопадения Адама удобопреклонен ко греху. В Священном Писании об этом сказаны следующие слова: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Если мы с вами живём в постоянном расслаблении, в потворстве своим страстям, порокам и плоти, силы зла никогда нас не оставят.
В Патерике есть такой интересный пример. Один монах-подвижник вставал на молитву, и вдруг он услышал в пустыне шум от какого-то большого войска, которое совершало построение перед битвой. Монах удивился, откуда взялось войско в пустыне? Там и звери дикие редко бывают. И услышал он дьявола: «Конечно, войско, конечно будет война. Ты ложись, спи, тогда не будет никакой войны. А так как ты встал на молитву, то готовься к бесовским искушениям».
И мы, совершая дело молитвы, знаем, как дьяволу не нравится эта молитва, как сразу помыслы внедряются в наше сознание, начиная от самых примитивных. Дьявол маскируется сначала под благие мысли, обеспечивающие такие моменты, а если это не действует, то начинает атаковать греховными мыслями.
Также в советское время наши радиостанции глушили по радио «Слово Божие», только «BBC» или «Голос Америки» передавали его в нашу страну. Сейчас можно смеяться над этим безумием. Какую же опасность несло «Слово Божие»? Правительство и власти не хотели, чтобы люди услышали проповеди протопресвитера Александра Шмемана, митрополита Антония Сурожского и других проповедников, которые благовестили с тех заграничных радиостанций. И только умельцы, имевшие хорошие радиоприёмники, могли слушать в те времена «Слово Божие» и назидать свою душу.
И точно так же, когда душа настраивается на молитву, то злые демоны стараются заглушить голос Божий в человеке. Поэтому, время Великого поста — это время активного делания во всей христианской жизни. Дай Бог всем нам духовной собранности, трезвенности и доброго навыка нашей воли, который будет подвигать нас к делам спасительным и приведёт нас к Небесному Царствию. Аминь.
13.03.2019
Предыдущая проповедь
12 марта 2019
Следующая проповедь
14 марта 2019
Все проповеди за 2019 год