Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Святителя Филиппа, Митрополита Московского

Дорогие братия и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником воскресного дня. 

Сегодня мы имели такую прекрасную возможность и счастье молиться в воскресный день в храме Божием в особый период, когда продолжается праздник Крещения Господня, а воскресный день сегодня совпадает с памятью святителя Филиппа, митрополита московского. Этот выдающийся иерарх Русской Церкви начал свой монашеский путь в Соловецком монастыре, куда с детских лет стремилась его душа и где он провёл многие годы своей подвижнической жизни, прежде, чем братия избрала его своим игуменом. В период настоятельства святителя Филиппа Соловецкий монастырь достиг необыкновенного расцвета, успехами и плодами которого пользовались даже в советское время, когда монастырь был закрыт и там был организован лагерь особого назначения (СЛОН).

И сейчас, когда в наше время паломники приезжают туда, они удивляются тем инженерным изобретениям, техническим решениям, которые ещё со времен святителя Филиппа были установлены в этом монастыре: и подача воды, и орошение, и выращивание экзотических овощей и фруктов в условиях сурового северного климата, и необыкновенные успехи в сельском хозяйстве и во всех сферах труда человеческого. И всё это стало возможным благодаря тому, что в монастыре было правильное устроение монастырской жизничто вслед за своим игуменом-молитвенником и братия видели в молитве угождение Богу — своё главное дело на земле и главное послушание в монастыре. Благодаря этому, а также благодаря исполнению заповеди «заботьтесь, прежде всего, о Царстве Небесном, а всё остальное приложится вам» монастырь достигал необыкновенных высот своего благосостояния и процветания. 

А игумена Филиппа заметили и вспомнили в Москве, и он был призван Иоанном  Грозным в Москву, чтобы занять первосвятительский престол митрополита Московского и всея Руси. Против своей воли, лишь оказывая послушание непреклонной воле царя, согласился он на это служение, которое стоило ему самой жизни. Потому что святитель Филипп не смог молчать о тех вопиющих беззакониях, которые творил Иоанн Грозный со своими опричниками, когда по лицу всей Русской земли текла невинная кровь тысяч людей. Он восстал против этого беззакония и не дал благословения царю, когда тот пришёл на очередное богослужение, лицемерно проявляя своё мнимое благочестие.

Это было началом его крестного пути. Его отстраняют от дел управления Церковью и заточают в Отрочь Успенском монастыре в Твери. И затем, когда Грозный шёл на Новгород, чтобы якобы покарать его за свободолюбивый нрав и возможность союза с иноземцами, он по дороге туда отправляет Малюту Скуратова в этот монастырь, и тот предаёт смерти Филиппа, задушив его подушкой, которая  была в этой убогой темнице святителя Филиппа.

Святитель Филипп даёт нам образ бесстрашного следования за Христом, без всяких компромиссов со своей совестью, потому что для него главное было — спасение своей души и чистота совести. Мы в этом образе великого святого также видим необходимость, важность и первостепенность молитв в своей жизни. Если человек не забывает об этом едином на потребу, тогда и все остальные дела его устраиваются совершенным образом и получают благословение Божие.

Сегодняшнее Евангелие, которое читалось уже как бы в продолжение праздника Крещения Господня, говорит о том, что Христос выходит после крещения в Иордане на проповедь Евангелия и прежде всего идёт к язычникам в пределах Неффалимовых и Завулоновых, которые были населены язычниками. Евангелист Матфей говорит, что исполняются слова Исайи, ветхозаветного пророка, который говорил, что земля Завулонова и земля Неффалимова увидят свет великий, потому что Господь просветит эти народы светом Христовой истины. И далее Евангелие передаёт нам суть проповеди Христовой: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». Эти же слова были произнесены ещё Предтечей Господним Иоанном, который готовил людей к пришествию Мессии, и Господь продолжает его тему проповеди, считая её самой основной в жизни человека.

Покаяние — это не разовый момент, который предлагают сектанты при обращении человека ко Христу, некий поворотный момент в жизни. Далее покаяние не требуется вообще, потому что человек уже спасён. Православная Церковь напоминает, что покаяние — это целожизненный процесс. Греческое слово «метания» означает «изменение», которое должно следовать за покаянием. Покаяние — это не как отчёт, не просто раскаяние в грехах, но которое должно осуществляться с намерением человека изменить свою жизнь, больше не совершать грехов. Покаяние — это правильное устроение жизни человека, при котором Господь может ниспосылать на человека Своё благословение. Это правильное направление души человеческой к Богу, когда она может улавливать его живоносные и животворящие лучи. Покаяние неразрывно связано со смирением, с осознанием своего недостоинства. Оно держит человека в духе  смирения, нищеты духа, отвергает всякую гордыню и высокое мнение о своей жизни, о своих способностях, возможностях и талантах. Покаяние является основой бытия всего мира, основой сохранения семьи, взаимоотношений между супругами. Если присутствует в жизни семьи покаяние, если супруги способны каждую неделю приходить к таинству исповеди и каяться в своих ошибках и грехах, в том числе и по отношению друг к другу — это залог крепости семьи на многие годы и десятилетия. Покаяние должно присутствовать и во взаимоотношениях между родителями и детьми. Как те, так и другие должны быть способны к покаянию, к признанию своих грехов и ошибок и испрашиванию взаимного прощения — не только дети у родителей, но и родители у детей, потому что родители в очень многих моментах тоже бывают неправы  и тоже приводят к соблазну и искушению, в том числе и своих собственных детей.

В традициях древней Руси, особенно в прощёное воскресенье, всегда был такой момент, когда и родители непременно тоже просили прощения у детей, даже первыми, и не считали это чем-то невозможным, предосудительным, что родители всегда правы, как Папа Римский. Чувство покаяния и смирения — это залог бытия и благоденствия человека и всего мира.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы в этом духе покаяния пред Богом проходила наша с вами жизнь. Тогда она будет получать благословение Божие, и тогда и семейная жизнь будет исполнена благоденствия, и все будут доживать до золотой свадьбы, как некоторые наши прихожане, и даже больше, и во взаимоотношениях детей и родителей тоже будет полная гармония, взаимопонимание, любовь и согласие. А всего-то требуется только признание своих ошибок, покаяние пред Богом и перед людьми, побороть свою гордыню, признать свои ошибки и грехи, даже если ты их не видишь, может быть, их и нет. Но все равно попросить прощение и в этом состоянии. Это будет правильным, христианским поступком. Чтобы мы с вами  не высчитывали в математической последовательности, кто больше виноват: сегодня жена должна просить прощения, я буду ждать трое суток, когда она, наконец, созреет, попросит. А в другом случае, наоборот, муж. Христиане не должны так вычислять, делить и считать. Кто умнее, кто более преисполнен любви к Богу, тот и должен первым протянуть руку и испрашивать прощения. Аминь.

22 января 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником воскресного дня. 

Сегодня мы имели такую прекрасную возможность и счастье молиться в воскресный день в храме Божием в особый период, когда продолжается праздник Крещения Господня, а воскресный день сегодня совпадает с памятью святителя Филиппа, митрополита московского. Этот выдающийся иерарх Русской Церкви начал свой монашеский путь в Соловецком монастыре, куда с детских лет стремилась его душа и где он провёл многие годы своей подвижнической жизни, прежде, чем братия избрала его своим игуменом. В период настоятельства святителя Филиппа Соловецкий монастырь достиг необыкновенного расцвета, успехами и плодами которого пользовались даже в советское время, когда монастырь был закрыт и там был организован лагерь особого назначения (СЛОН).

И сейчас, когда в наше время паломники приезжают туда, они удивляются тем инженерным изобретениям, техническим решениям, которые ещё со времен святителя Филиппа были установлены в этом монастыре: и подача воды, и орошение, и выращивание экзотических овощей и фруктов в условиях сурового северного климата, и необыкновенные успехи в сельском хозяйстве и во всех сферах труда человеческого. И всё это стало возможным благодаря тому, что в монастыре было правильное устроение монастырской жизничто вслед за своим игуменом-молитвенником и братия видели в молитве угождение Богу — своё главное дело на земле и главное послушание в монастыре. Благодаря этому, а также благодаря исполнению заповеди «заботьтесь, прежде всего, о Царстве Небесном, а всё остальное приложится вам» монастырь достигал необыкновенных высот своего благосостояния и процветания. 

А игумена Филиппа заметили и вспомнили в Москве, и он был призван Иоанном  Грозным в Москву, чтобы занять первосвятительский престол митрополита Московского и всея Руси. Против своей воли, лишь оказывая послушание непреклонной воле царя, согласился он на это служение, которое стоило ему самой жизни. Потому что святитель Филипп не смог молчать о тех вопиющих беззакониях, которые творил Иоанн Грозный со своими опричниками, когда по лицу всей Русской земли текла невинная кровь тысяч людей. Он восстал против этого беззакония и не дал благословения царю, когда тот пришёл на очередное богослужение, лицемерно проявляя своё мнимое благочестие.

Это было началом его крестного пути. Его отстраняют от дел управления Церковью и заточают в Отрочь Успенском монастыре в Твери. И затем, когда Грозный шёл на Новгород, чтобы якобы покарать его за свободолюбивый нрав и возможность союза с иноземцами, он по дороге туда отправляет Малюту Скуратова в этот монастырь, и тот предаёт смерти Филиппа, задушив его подушкой, которая  была в этой убогой темнице святителя Филиппа.

Святитель Филипп даёт нам образ бесстрашного следования за Христом, без всяких компромиссов со своей совестью, потому что для него главное было — спасение своей души и чистота совести. Мы в этом образе великого святого также видим необходимость, важность и первостепенность молитв в своей жизни. Если человек не забывает об этом едином на потребу, тогда и все остальные дела его устраиваются совершенным образом и получают благословение Божие.

Сегодняшнее Евангелие, которое читалось уже как бы в продолжение праздника Крещения Господня, говорит о том, что Христос выходит после крещения в Иордане на проповедь Евангелия и прежде всего идёт к язычникам в пределах Неффалимовых и Завулоновых, которые были населены язычниками. Евангелист Матфей говорит, что исполняются слова Исайи, ветхозаветного пророка, который говорил, что земля Завулонова и земля Неффалимова увидят свет великий, потому что Господь просветит эти народы светом Христовой истины. И далее Евангелие передаёт нам суть проповеди Христовой: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». Эти же слова были произнесены ещё Предтечей Господним Иоанном, который готовил людей к пришествию Мессии, и Господь продолжает его тему проповеди, считая её самой основной в жизни человека.

Покаяние — это не разовый момент, который предлагают сектанты при обращении человека ко Христу, некий поворотный момент в жизни. Далее покаяние не требуется вообще, потому что человек уже спасён. Православная Церковь напоминает, что покаяние — это целожизненный процесс. Греческое слово «метания» означает «изменение», которое должно следовать за покаянием. Покаяние — это не как отчёт, не просто раскаяние в грехах, но которое должно осуществляться с намерением человека изменить свою жизнь, больше не совершать грехов. Покаяние — это правильное устроение жизни человека, при котором Господь может ниспосылать на человека Своё благословение. Это правильное направление души человеческой к Богу, когда она может улавливать его живоносные и животворящие лучи. Покаяние неразрывно связано со смирением, с осознанием своего недостоинства. Оно держит человека в духе  смирения, нищеты духа, отвергает всякую гордыню и высокое мнение о своей жизни, о своих способностях, возможностях и талантах. Покаяние является основой бытия всего мира, основой сохранения семьи, взаимоотношений между супругами. Если присутствует в жизни семьи покаяние, если супруги способны каждую неделю приходить к таинству исповеди и каяться в своих ошибках и грехах, в том числе и по отношению друг к другу — это залог крепости семьи на многие годы и десятилетия. Покаяние должно присутствовать и во взаимоотношениях между родителями и детьми. Как те, так и другие должны быть способны к покаянию, к признанию своих грехов и ошибок и испрашиванию взаимного прощения — не только дети у родителей, но и родители у детей, потому что родители в очень многих моментах тоже бывают неправы  и тоже приводят к соблазну и искушению, в том числе и своих собственных детей.

В традициях древней Руси, особенно в прощёное воскресенье, всегда был такой момент, когда и родители непременно тоже просили прощения у детей, даже первыми, и не считали это чем-то невозможным, предосудительным, что родители всегда правы, как Папа Римский. Чувство покаяния и смирения — это залог бытия и благоденствия человека и всего мира.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы в этом духе покаяния пред Богом проходила наша с вами жизнь. Тогда она будет получать благословение Божие, и тогда и семейная жизнь будет исполнена благоденствия, и все будут доживать до золотой свадьбы, как некоторые наши прихожане, и даже больше, и во взаимоотношениях детей и родителей тоже будет полная гармония, взаимопонимание, любовь и согласие. А всего-то требуется только признание своих ошибок, покаяние пред Богом и перед людьми, побороть свою гордыню, признать свои ошибки и грехи, даже если ты их не видишь, может быть, их и нет. Но все равно попросить прощение и в этом состоянии. Это будет правильным, христианским поступком. Чтобы мы с вами  не высчитывали в математической последовательности, кто больше виноват: сегодня жена должна просить прощения, я буду ждать трое суток, когда она, наконец, созреет, попросит. А в другом случае, наоборот, муж. Христиане не должны так вычислять, делить и считать. Кто умнее, кто более преисполнен любви к Богу, тот и должен первым протянуть руку и испрашивать прощения. Аминь.

Предыдущая проповедь

15 января 2012

Неделя перед Богоявлением
Следующая проповедь

2 февраля 2012

Воспоминание Адамова изгнания

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00