Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день празднуется память многих удивительных святых древней Церкви, мучеников. Среди них есть такие малоизвестные имена, которые не пользуются, к сожалению, всеобщим, общецерковным почитанием, но жизнь их необыкновенно поучительна. Например, сегодня память мучеников Виктора и Стефаниды. Мученица Стефанида была свидетельницей мучений Виктора, сама она была женой одного из воинов. И когда на её глазах мучили Виктора, который претерпевал необыкновенные страдания и мучения, эти страдания и стойкость мученика так поразили её, что она безбоязненно встала рядом с мучеником и сказала дерзновенно, что и она христианка. Она увидела два венца, спускающихся с неба. Один из них спускался и был недалеко от головы мученика Виктора, а второй спускался к ней. Точно такое же явление было во время страданий сорока мучеников Севастийских. И когда она увидела, что венец спускается с неба на её главу, это подвигло её к дерзновенному поступку: она объявила себя христианкой, прекрасно понимая, что за этим последуют страдание и смерть. Это было в середине II века в Римской империи.
Какие же мучения претерпела Стефанида, как она приняла свою смерть за Христа? Её мучители додумались до такой ужаснейшей казни: нагнули две финиковых пальмы, к их вершинам привязали за ноги Стефаниду и потом их отпустили — деревья разорвали мученицу надвое. И мгновенно она предала Богу свою душу.
Дорогие братия и сестры, вот как мученики сохраняли верность Христу, как жизнь их отличается от нашей с вами по отношению ко Христу, по отношению к нашему слабоверию, маловерию, теплохладности, безразличию к Богу. Вот так стойко и бесповоротно они шли вслед за Христом.
Одним из первых в церковном календаре сегодня стоит и имя великомученика Мины. Он пострадал также за Христа в Африке в начале IV века. Уже совсем скоро воцарится на троне Константин Великий, закончатся гонения в Римской империи, но ещё в эпоху императора Диоклетиана в конце III — начале IV веков приходит наместник Максимиан в пределы Александ-рии, столицы Африки, и предаёт христиан мучительной смерти. В Александрии с прибытием этого императорского наместника были устроены великолепные спортивные состязания, наверняка с гладиаторскими боями и другими излишествами. Вы знаете, что практически в каждом более или менее значимом городе Римской империи были построены амфитеатры. Без этого римские граждане не могли существовать, потому что, получая бесплатный хлеб как некие социальные гарантии, что с голоду человек не умрёт, они требовали ещё и зрелищ — зрелищ ярких, впечатляющих, в которых кровь лилась рекой.
Когда стало известно о проведении языческого праздника в главном городе Котуанской области, то Мина безбоязненно пришёл на место, где проходили зрелища, и обличил наместника и всех, кто был с ним, в том беззаконии, которое творилось на этом празднике. Ранее он был римским воином, но ещё до прихода этого наместника удалился в пустынные места, снял с себя воинские доспехи и хотел в безмолвии и тишине молиться Богу. Но это пышное языческое празднество побудило его прийти и обличить нечестивых. После этого дерзновенного обличе-ния и исповедования своей веры он был заключён в тюрьму. Праздник продолжался до вечера, а на следующее утро он был приведён на судилище и был предан самым изощрённейшим пыткам, в конце которых он был усечён мечом и отдал Богу свою душу.
Дорогие братия и сестры, святой великомученик Мина совершил многие чудеса, особенно после своей смерти. Точно так же многие чудеса, в том числе самые великие, например, совершил Георгий Победоносец опять же после своей кончины. Потому что чудо Георгия о змие, которое запечатлено на его иконе, совершилось уже в посмертном явлении этого великомученика Георгия, который спас жителей местечка Бейрут, где поселился этот страшный змей. И вот точно так же великомученик Мина свои великие, необыкновенные чудеса совершил уже после своей кончины.
Его тело после торжества веры Христианской покоилось в Александрии в одном из храмов, и оно стало местом массового паломничества верующих, потому что многие чудеса, которые совершались у святых его мощей, привлекали людей. Например, один благочестивый купец родом из Иверии, нынешней Грузии, возымел сильное желание поклониться мощам этого удивительного святого. Будучи по торговым делам в Александрии, он по окончании их совершает путешествие к мощам великомученика Мины. После своих торговых операций он несёт с собой мешок золота. Через некоторое время он видит, что день уже клонится к вечеру, и ему не успеть к этому храму. Тогда он просится на ночлег в одном из соседних домов, и его пускают туда. Хозяин увидел, что у этого купца такой внушительный мешочек золота с собой, соблазнился и по наущению злого духа замыслил убить своего гостя, чтобы забрать золото. Как только купец заснул, хозяин удушил его, расчленил его тело на части и спрятал в какую-то огромную корзину. Затем он стал искать укромное место, где можно было захоронить расчлененное тело так, чтобы никто не заметил. И когда он вышел на улицу и думал о реализации своего богомерзкого желания, к нему внезапно подъезжает на прекрасном коне некий воин, как будто вестник императора, и спрашивает об этом купце: «Где тот человек, который у тебя остановился на ночлег?» Хозяин в ужасе стал оправдываться, что не знает такого человека и никогда не видел. Тогда этот воин заходит в его дом, выносит корзину с расчлененными останками этого купца и говорит: «А это что?» Хозяин пребывал во дворе своего дома в состоянии оцепенения, в трепете и ужасе за свою будущую жизнь. А в это время необыкновенный воин по кусочкам составляет тело зарезанного купца, молитвой своей ко Господу воскрешает его из мёртвых и говорит: «Иди с миром туда, куда ты имел благочестивое намерение направиться». А этого хозяина, как сказано в житии, изрядно побил великомученик Мина, а когда убедился в раскаянии этого несчастного человека в грехе убийства, помиловал его, сел на коня и стал невидимым.
Другое чудо великомученик Мина совершил также с одним богатым человеком именем Евтропий. Он питал в душе своей благочестивые чувства по отношению к мученику Мине и заказал у одного знакомого златаря два драгоценных блюда из серебра, одно из которых он хотел подарить в храм, где покоились мощи святого, а другое сделал для себя, чтобы употреблять его во время трапезы. Когда эти два блюда принесли ему от златаря, он увидел, что блюдо, которое было предназначено для великомученика Мины, намного прекраснее, лучше блестит и более качественно сделано, и он пожалел тогда отдать это блюдо, хотел вместо него своё отдать, похуже. Как и у нас, всегда Богу отдают то, что самому не нужно: и в плане милостыни, и в плане какого-то пожертвования — «На Тебе, Боже, что нам не гоже». Точно так же сделал Евтропий.
Однажды он плыл на корабле, и один раб, слуга его, ухаживал во время трапезы на корабле за своим господином и подавал ему различные кушанья на том блюде, на котором была надпись «великомученику Мине». Когда трапеза закончилась, этот раб наклонился за борт корабля, чтобы помыть в морской воде это блюдо. Как только он опустил его в воды морские, внезапно из воды вышел некий человек, забрал это блюдо и исчез. А раб, будучи шокирован этим мгновенным, ошеломляющим явлением, поражённый страхом, сам прыгнул в море за блюдом, понимая, что хозяин накажет его и, может быть, даже жизни лишит за это драгоценное блюдо. Решил, лучше сам спокойно умрёт без тяжких пыток.
Но Евтропий, видя, что лишился и блюда, и раба своего, стал молиться великомученику Мине. Он просил у него прощения за грех сребролюбия и дал такой обет Богу и велико-мученику: если он, сойдя с корабля на берег, найдёт тело своего утонувшего раба, то закажет ещё одно такое же блюдо и непременно отдаст его тому, кому оно изначально предназначалось. И когда корабль их пристал к берегу, Евтропий сошёл с корабля и стал искать тело, думая, что, может быть, волнами прибьёт тело утонувшего раба к берегу. И что вы думаете, через некоторое время он видит своего раба живым и невредимым, который выходит из моря и держит блюдо в руках. Прославив Бога, Евтропий приступил к рабу с расспросами, что с ним случилось, каким образом он остался жив? Ведь он утонул на середине моря, невозможно было вплавь спастись.
Раб рассказал, что только он прыгнул с корабля, некий муж в воинских доспехах и с ним ещё два человека взяли его под руки и водили где-то два или три дня до тех пор, пока он не вышел из воды с этим блюдом. Тогда Евтропий взял это блюдо и немедленно пошёл с ним в Александрию, в храм, где покоились мощи великомученика Мины, и с благодарностью за спасение жизни своего раба и за вразумление в грехе сребролюбия отдал это блюдо для благочестивого употребления в храме.
Великомученик Мина совершил ещё одно чудо, вообще очень интересное и уникальное, почти такое же, как, например, в евангельском рассказе об исцелении Христом расслабленного в Овчей купальне в Вифезде в Иерусалиме. Ангел Господень входил раз в год в эту купальню, и кто первый из больных людей спускался в воду, получал исцеление. У храма великомученика Мины ожидали исцеления два несчастных, больных человека: немая женщина и хромой мужчина, которые молились великомученику и просили исцелить от своих увечий и недугов. В полночь, когда все спали, великомученик является в некоем сонном видении хромому человеку и повелевает ему: «Подойди молча к немой женщине и возьми её за ногу». Хромой, когда услышал это повеление, понял, что явился ему именно великомученик Мина. Он был очень смущён этим повелением и ответил ему: «Божий угодник, что ты мне повелеваешь сделать, я же не блудник?» Это же совершенно неприлично и невозможно. Но святой трижды повторил свои слова и добавил: «Если не сделаешь сего, не получишь исцеления». Хромой человек тогда решил исполнить повеление великомученика Мины, подполз к немой женщине и схватил её за ногу. Та, пробудившись, от страха вскричала, негодуя на хромого, и стала говорить. А хромой побежал, испугавшись крика. Таким образом, оба они исцелились. Повествование об этом удивительном чуде записано в житиях святых, которые собрал Димитрий Ростовский.
Дорогие братия и сестры, как мы счастливы с вами от того, что память таких великих святых празднуется в нашей Церкви, что так богата она жизнью и страданиями таких великих людей, имена которых многие из нас носят. Общераспространенным в России является имя Виктора, многие из присутствующих здесь носят это имя, они являются именинниками в сей день. Святые являются нашими покровителями, нашими духовными светочами, которые ведут за собой примером своей необыкновенной, святой, ангельской жизни.
Сегодня ещё, дорогие братия и сестры, читалось Евангелие о милосердном самарянине, который один оказал помощь попавшему в беду израненному, умирающему человеку. Прошли мимо него, не оказав никакой помощи, ветхозаветный священник и левит, низшая степень церковнослужителей ветхозаветной Церкви. Оба они были заняты своими думами и прошли мимо. Либо они опасались за свою жизнь, потому что очень часто под видом таких попавших в беду людей скрывалась какая-то ловушка; когда человек останавливался, спрятавшиеся разбойники выбегали и грабили этого человека. Либо они боялись прикоснуться к этому человеку, потому что, если он был мёртв, то иудеи делались нечистыми от прикосновения к мёртвому телу и не могли продолжать совершение своих обычных дел. Они должны были покинуть общество на какое-то время для очищения.
Дорогие братия и сестры. О чём говорит этот ветхозаветный пример, что церковнослужи-тели, верующие люди, не оказали помощи человеку, который попал в беду? Это не только упоминание о поступке, недостойном для нас с вами, но ещё и вразумление. И вразумление это состоит в том, что вера одна, без добрых дел ничего не значит. Если человек привык к какому-то определённому распорядку церковной жизни, присутствует утренняя и вечерняя молитвы, он приходит в храм, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн, может и умеет исполнять посты, совершает коленопреклонённые молитвы и так далее. Но это всё равно ничего не значит, если из этой веры не проистекают благочестивые, праведные дела и поступки. И то, что эти верующие люди прошли мимо, олицетворяет нашу с вами жизнь, лишённую добрых дел, потому что мы с вами только осуществляем религиозные обряды, которые нас ни к чему доброму и хорошему не приводят.
Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы, вспоминая эту притчу о милосердном самарянине, мы с вами задумались о своей жизни, лишённой добрых дел; задумались и испугались этого крайне опасного состояния, которое ведёт к вечной погибели, укоренению человека в гордыне и самолюбовании. Чтобы мы исправились и стремились находить, замечать добрые дела, стараться не пропустить их. Для нас это тоже недосягаемая, между прочим, высота. Если мы рассматриваем такой вопрос, что надо делать добрые дела, то мы сразу, как законник из притчи, ставим для себя некие ограничения: кому? Наверное, в первую очередь кровным родственникам, потом родственникам чуть-чуть в более дальней степени родства, наконец, своим соплеменникам. Но сюда никак не попадают люди других национальностей, другого цвета кожи, другой религии, другого уровня социальной жизни. Кто из нас испытывает благочестивейшие, трепетные чувства любви к ближнему, например, к узбекам, к таджикам, к цыганам, к бомжам? Мы ограничиваем свои понятия о ближних, что не надо этим людям помогать, ничего делать доброго они не входят в категорию ближнего.
Но милосердный самарянин, который оказал помощь иудею, по отношению к нему был человеком другой национальности, другой веры. Эти народы презирали друг друга, ненавидели, но когда попал в беду его враг, он всё забыл и помог, и спас его жизнь, и привёз его в гостиницу, где тому была оказана помощь, и денег заплатил, и сказал: «если истратите больше, я заплачу на обратном пути».
Поэтому, дорогие братия и сестры, задумаемся хотя бы. Исполнить это, наверное, нереально для нас — современных, слабых христиан, любящих только самих себя, но хотя бы задумаемся и поймём, что мы с вами недостойные христиане. И Господь, может быть, спасёт нас не за добрые дела, но хотя бы за наше смирение. Аминь.
24 ноября 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день празднуется память многих удивительных святых древней Церкви, мучеников. Среди них есть такие малоизвестные имена, которые не пользуются, к сожалению, всеобщим, общецерковным почитанием, но жизнь их необыкновенно поучительна. Например, сегодня память мучеников Виктора и Стефаниды. Мученица Стефанида была свидетельницей мучений Виктора, сама она была женой одного из воинов. И когда на её глазах мучили Виктора, который претерпевал необыкновенные страдания и мучения, эти страдания и стойкость мученика так поразили её, что она безбоязненно встала рядом с мучеником и сказала дерзновенно, что и она христианка. Она увидела два венца, спускающихся с неба. Один из них спускался и был недалеко от головы мученика Виктора, а второй спускался к ней. Точно такое же явление было во время страданий сорока мучеников Севастийских. И когда она увидела, что венец спускается с неба на её главу, это подвигло её к дерзновенному поступку: она объявила себя христианкой, прекрасно понимая, что за этим последуют страдание и смерть. Это было в середине II века в Римской империи.
Какие же мучения претерпела Стефанида, как она приняла свою смерть за Христа? Её мучители додумались до такой ужаснейшей казни: нагнули две финиковых пальмы, к их вершинам привязали за ноги Стефаниду и потом их отпустили — деревья разорвали мученицу надвое. И мгновенно она предала Богу свою душу.
Дорогие братия и сестры, вот как мученики сохраняли верность Христу, как жизнь их отличается от нашей с вами по отношению ко Христу, по отношению к нашему слабоверию, маловерию, теплохладности, безразличию к Богу. Вот так стойко и бесповоротно они шли вслед за Христом.
Одним из первых в церковном календаре сегодня стоит и имя великомученика Мины. Он пострадал также за Христа в Африке в начале IV века. Уже совсем скоро воцарится на троне Константин Великий, закончатся гонения в Римской империи, но ещё в эпоху императора Диоклетиана в конце III — начале IV веков приходит наместник Максимиан в пределы Александ-рии, столицы Африки, и предаёт христиан мучительной смерти. В Александрии с прибытием этого императорского наместника были устроены великолепные спортивные состязания, наверняка с гладиаторскими боями и другими излишествами. Вы знаете, что практически в каждом более или менее значимом городе Римской империи были построены амфитеатры. Без этого римские граждане не могли существовать, потому что, получая бесплатный хлеб как некие социальные гарантии, что с голоду человек не умрёт, они требовали ещё и зрелищ — зрелищ ярких, впечатляющих, в которых кровь лилась рекой.
Когда стало известно о проведении языческого праздника в главном городе Котуанской области, то Мина безбоязненно пришёл на место, где проходили зрелища, и обличил наместника и всех, кто был с ним, в том беззаконии, которое творилось на этом празднике. Ранее он был римским воином, но ещё до прихода этого наместника удалился в пустынные места, снял с себя воинские доспехи и хотел в безмолвии и тишине молиться Богу. Но это пышное языческое празднество побудило его прийти и обличить нечестивых. После этого дерзновенного обличе-ния и исповедования своей веры он был заключён в тюрьму. Праздник продолжался до вечера, а на следующее утро он был приведён на судилище и был предан самым изощрённейшим пыткам, в конце которых он был усечён мечом и отдал Богу свою душу.
Дорогие братия и сестры, святой великомученик Мина совершил многие чудеса, особенно после своей смерти. Точно так же многие чудеса, в том числе самые великие, например, совершил Георгий Победоносец опять же после своей кончины. Потому что чудо Георгия о змие, которое запечатлено на его иконе, совершилось уже в посмертном явлении этого великомученика Георгия, который спас жителей местечка Бейрут, где поселился этот страшный змей. И вот точно так же великомученик Мина свои великие, необыкновенные чудеса совершил уже после своей кончины.
Его тело после торжества веры Христианской покоилось в Александрии в одном из храмов, и оно стало местом массового паломничества верующих, потому что многие чудеса, которые совершались у святых его мощей, привлекали людей. Например, один благочестивый купец родом из Иверии, нынешней Грузии, возымел сильное желание поклониться мощам этого удивительного святого. Будучи по торговым делам в Александрии, он по окончании их совершает путешествие к мощам великомученика Мины. После своих торговых операций он несёт с собой мешок золота. Через некоторое время он видит, что день уже клонится к вечеру, и ему не успеть к этому храму. Тогда он просится на ночлег в одном из соседних домов, и его пускают туда. Хозяин увидел, что у этого купца такой внушительный мешочек золота с собой, соблазнился и по наущению злого духа замыслил убить своего гостя, чтобы забрать золото. Как только купец заснул, хозяин удушил его, расчленил его тело на части и спрятал в какую-то огромную корзину. Затем он стал искать укромное место, где можно было захоронить расчлененное тело так, чтобы никто не заметил. И когда он вышел на улицу и думал о реализации своего богомерзкого желания, к нему внезапно подъезжает на прекрасном коне некий воин, как будто вестник императора, и спрашивает об этом купце: «Где тот человек, который у тебя остановился на ночлег?» Хозяин в ужасе стал оправдываться, что не знает такого человека и никогда не видел. Тогда этот воин заходит в его дом, выносит корзину с расчлененными останками этого купца и говорит: «А это что?» Хозяин пребывал во дворе своего дома в состоянии оцепенения, в трепете и ужасе за свою будущую жизнь. А в это время необыкновенный воин по кусочкам составляет тело зарезанного купца, молитвой своей ко Господу воскрешает его из мёртвых и говорит: «Иди с миром туда, куда ты имел благочестивое намерение направиться». А этого хозяина, как сказано в житии, изрядно побил великомученик Мина, а когда убедился в раскаянии этого несчастного человека в грехе убийства, помиловал его, сел на коня и стал невидимым.
Другое чудо великомученик Мина совершил также с одним богатым человеком именем Евтропий. Он питал в душе своей благочестивые чувства по отношению к мученику Мине и заказал у одного знакомого златаря два драгоценных блюда из серебра, одно из которых он хотел подарить в храм, где покоились мощи святого, а другое сделал для себя, чтобы употреблять его во время трапезы. Когда эти два блюда принесли ему от златаря, он увидел, что блюдо, которое было предназначено для великомученика Мины, намного прекраснее, лучше блестит и более качественно сделано, и он пожалел тогда отдать это блюдо, хотел вместо него своё отдать, похуже. Как и у нас, всегда Богу отдают то, что самому не нужно: и в плане милостыни, и в плане какого-то пожертвования — «На Тебе, Боже, что нам не гоже». Точно так же сделал Евтропий.
Однажды он плыл на корабле, и один раб, слуга его, ухаживал во время трапезы на корабле за своим господином и подавал ему различные кушанья на том блюде, на котором была надпись «великомученику Мине». Когда трапеза закончилась, этот раб наклонился за борт корабля, чтобы помыть в морской воде это блюдо. Как только он опустил его в воды морские, внезапно из воды вышел некий человек, забрал это блюдо и исчез. А раб, будучи шокирован этим мгновенным, ошеломляющим явлением, поражённый страхом, сам прыгнул в море за блюдом, понимая, что хозяин накажет его и, может быть, даже жизни лишит за это драгоценное блюдо. Решил, лучше сам спокойно умрёт без тяжких пыток.
Но Евтропий, видя, что лишился и блюда, и раба своего, стал молиться великомученику Мине. Он просил у него прощения за грех сребролюбия и дал такой обет Богу и велико-мученику: если он, сойдя с корабля на берег, найдёт тело своего утонувшего раба, то закажет ещё одно такое же блюдо и непременно отдаст его тому, кому оно изначально предназначалось. И когда корабль их пристал к берегу, Евтропий сошёл с корабля и стал искать тело, думая, что, может быть, волнами прибьёт тело утонувшего раба к берегу. И что вы думаете, через некоторое время он видит своего раба живым и невредимым, который выходит из моря и держит блюдо в руках. Прославив Бога, Евтропий приступил к рабу с расспросами, что с ним случилось, каким образом он остался жив? Ведь он утонул на середине моря, невозможно было вплавь спастись.
Раб рассказал, что только он прыгнул с корабля, некий муж в воинских доспехах и с ним ещё два человека взяли его под руки и водили где-то два или три дня до тех пор, пока он не вышел из воды с этим блюдом. Тогда Евтропий взял это блюдо и немедленно пошёл с ним в Александрию, в храм, где покоились мощи великомученика Мины, и с благодарностью за спасение жизни своего раба и за вразумление в грехе сребролюбия отдал это блюдо для благочестивого употребления в храме.
Великомученик Мина совершил ещё одно чудо, вообще очень интересное и уникальное, почти такое же, как, например, в евангельском рассказе об исцелении Христом расслабленного в Овчей купальне в Вифезде в Иерусалиме. Ангел Господень входил раз в год в эту купальню, и кто первый из больных людей спускался в воду, получал исцеление. У храма великомученика Мины ожидали исцеления два несчастных, больных человека: немая женщина и хромой мужчина, которые молились великомученику и просили исцелить от своих увечий и недугов. В полночь, когда все спали, великомученик является в некоем сонном видении хромому человеку и повелевает ему: «Подойди молча к немой женщине и возьми её за ногу». Хромой, когда услышал это повеление, понял, что явился ему именно великомученик Мина. Он был очень смущён этим повелением и ответил ему: «Божий угодник, что ты мне повелеваешь сделать, я же не блудник?» Это же совершенно неприлично и невозможно. Но святой трижды повторил свои слова и добавил: «Если не сделаешь сего, не получишь исцеления». Хромой человек тогда решил исполнить повеление великомученика Мины, подполз к немой женщине и схватил её за ногу. Та, пробудившись, от страха вскричала, негодуя на хромого, и стала говорить. А хромой побежал, испугавшись крика. Таким образом, оба они исцелились. Повествование об этом удивительном чуде записано в житиях святых, которые собрал Димитрий Ростовский.
Дорогие братия и сестры, как мы счастливы с вами от того, что память таких великих святых празднуется в нашей Церкви, что так богата она жизнью и страданиями таких великих людей, имена которых многие из нас носят. Общераспространенным в России является имя Виктора, многие из присутствующих здесь носят это имя, они являются именинниками в сей день. Святые являются нашими покровителями, нашими духовными светочами, которые ведут за собой примером своей необыкновенной, святой, ангельской жизни.
Сегодня ещё, дорогие братия и сестры, читалось Евангелие о милосердном самарянине, который один оказал помощь попавшему в беду израненному, умирающему человеку. Прошли мимо него, не оказав никакой помощи, ветхозаветный священник и левит, низшая степень церковнослужителей ветхозаветной Церкви. Оба они были заняты своими думами и прошли мимо. Либо они опасались за свою жизнь, потому что очень часто под видом таких попавших в беду людей скрывалась какая-то ловушка; когда человек останавливался, спрятавшиеся разбойники выбегали и грабили этого человека. Либо они боялись прикоснуться к этому человеку, потому что, если он был мёртв, то иудеи делались нечистыми от прикосновения к мёртвому телу и не могли продолжать совершение своих обычных дел. Они должны были покинуть общество на какое-то время для очищения.
Дорогие братия и сестры. О чём говорит этот ветхозаветный пример, что церковнослужи-тели, верующие люди, не оказали помощи человеку, который попал в беду? Это не только упоминание о поступке, недостойном для нас с вами, но ещё и вразумление. И вразумление это состоит в том, что вера одна, без добрых дел ничего не значит. Если человек привык к какому-то определённому распорядку церковной жизни, присутствует утренняя и вечерняя молитвы, он приходит в храм, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн, может и умеет исполнять посты, совершает коленопреклонённые молитвы и так далее. Но это всё равно ничего не значит, если из этой веры не проистекают благочестивые, праведные дела и поступки. И то, что эти верующие люди прошли мимо, олицетворяет нашу с вами жизнь, лишённую добрых дел, потому что мы с вами только осуществляем религиозные обряды, которые нас ни к чему доброму и хорошему не приводят.
Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы, вспоминая эту притчу о милосердном самарянине, мы с вами задумались о своей жизни, лишённой добрых дел; задумались и испугались этого крайне опасного состояния, которое ведёт к вечной погибели, укоренению человека в гордыне и самолюбовании. Чтобы мы исправились и стремились находить, замечать добрые дела, стараться не пропустить их. Для нас это тоже недосягаемая, между прочим, высота. Если мы рассматриваем такой вопрос, что надо делать добрые дела, то мы сразу, как законник из притчи, ставим для себя некие ограничения: кому? Наверное, в первую очередь кровным родственникам, потом родственникам чуть-чуть в более дальней степени родства, наконец, своим соплеменникам. Но сюда никак не попадают люди других национальностей, другого цвета кожи, другой религии, другого уровня социальной жизни. Кто из нас испытывает благочестивейшие, трепетные чувства любви к ближнему, например, к узбекам, к таджикам, к цыганам, к бомжам? Мы ограничиваем свои понятия о ближних, что не надо этим людям помогать, ничего делать доброго они не входят в категорию ближнего.
Но милосердный самарянин, который оказал помощь иудею, по отношению к нему был человеком другой национальности, другой веры. Эти народы презирали друг друга, ненавидели, но когда попал в беду его враг, он всё забыл и помог, и спас его жизнь, и привёз его в гостиницу, где тому была оказана помощь, и денег заплатил, и сказал: «если истратите больше, я заплачу на обратном пути».
Поэтому, дорогие братия и сестры, задумаемся хотя бы. Исполнить это, наверное, нереально для нас — современных, слабых христиан, любящих только самих себя, но хотя бы задумаемся и поймём, что мы с вами недостойные христиане. И Господь, может быть, спасёт нас не за добрые дела, но хотя бы за наше смирение. Аминь.
Предыдущая проповедь
17 ноября 2013
Следующая проповедь
8 декабря 2013
Все проповеди за 2013 год