Дорогие братия и сестры. Сегодня все мы по милости Божией стали участниками великого таинства, которое является самой сакраментальной и главной в духовной жизни Церкви. Ради совершения этого таинства основана Церковь Христова на земле. Пречистыми страданиями Господа, пролитием Его животворной крови на Кресте во время страданий, Его славным вознесением и сошествием Святого Духа утверждена, основана эта Церковь, в которой совершается таинство евхаристии.
Святые отцы говорят нам о том, что таинство евхаристии — это ось мысленная мира вокруг которой вращается Земля. Как глобус на уроках географии, вокруг неё жизнь мира сохраняется. Другие святые отцы говорят, что этот мир будет существовать до тех пор, пока будет совершаться таинство Евхаристии, пока оно будет востребовано, пока к нему с благоговением, со страхом Божиим будут приступать верующие во Христа люди.
Две тысячи лет уже существует Церковь Христова, две тысячи лет совершается таинство Евхаристии. Это таинство преображает Церковь, преображает саму жизнь и каждого человека. Оно являет свидетельством реального присутствия Христа — Главы Церкви в храмах Божиих всегда, особенно во время совершения таинства евхаристии. Господь говорит даже о силе молитвенного собрания: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18;20).
Дорогие братия и сестры. Без участия в Евхаристии, без причащения нет христианства — это самый главный критерий воцерковлённости человека. Причащается регулярно человек – значит, он настоящий член Церкви, не номинальный по факту крещения, а человек, который реально принадлежит к этому спасительному Телу Христову. Тело Христово и Церковь здесь могут употребляться как синонимы. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6;53-54). Апостол Павел говорит о том, что когда мы причащаемся, мы становимся сотелесниками Христа, то есть заимствуем от Него частичку Его Плоти преображённой, другой Плоти, вышеестественной и несравненно прекрасней и лучше, чем имел плоть Адам до грехопадения в раю, когда он там находился. Эта человеческая плоть, которую Господь воспринял от Девы Марии, страдала на Кресте. Господь Своей победоносной силой и Божественной природой воскресил её из мёртвых и вознёс на Небо с Собой, неразлучно соединив со Своим Божеством. И там, на Небе, одесную Отца Небесного, Господь наш Иисус Христос восседает и управляет этим миром, созданным Им. И там же с Ним неразлучно, неизменно соединена и наша природа человеческая. Этой человеческой и Божественной природой, которую воспринял Христос, родившись в Вифлееме, тем Телом, которое страдало на Кресте и которое вознеслось на Небо, мы причащаемся. Мы частицу Божества Его принимаем внутрь своего естества, и тогда по сосудам и жилам нашим течёт Его кровь, которая соединяется с нашей кровью и частичка Его Тела, в которой весь Христос, усваивается клетками нашего тела, и естество человеческое преображается, оно становится внешне таким же, но другим по существу. И необыкновенная радость и благодать Божия обычно касается человека, когда он старается со страхом Божиим причащаться Святых Христовых Тайн.
К Чаше Христовой нельзя подходить машинально, механически, по традиции, ничего не делая для того, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн. В своём апостольском послании к Коринфянам апостол Павел предупреждал нас, говоря: «Да испытает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11;28-30). Поэтому в традиции Русской Церкви неразрывно соединены два таинства: исповеди и причащения. Исповедь — это не контроль перед причащением, который отсеивает или пропускает достойных. Исповедь — это баня пакибытия, это купель, в которой очищается совесть человека, через которую он становится лучше, нравственно чище и очищает свою природу от грехов, тем самым со страхом Божиим, очистив совесть в покаянии, приступает ко причащению Святых Христовых Тайн.
Мы будем также осознавать: что бы мы с вами ни сделали и как бы мы ни каялись, никогда не бывает такого состояния у человека, когда можно сказать — вот он достоин причащаться. И паче всего страшнее, если человек сам себя оценивает: «Вот, я всё сделал» и с гордо поднятой головой подходит и ещё даёт какие-то другие указания. Это очень неправильное духовное устроение, преисполненное гордыней. Не будем забывать молитву Иоанна Златоуста, которая читается перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз». По-славянски красиво, незаметно пролетает, а означает, что из всех грешников я самый худший, самый никчёмный, самый скверный. И каждый должен прилагать к себе эти слова. Это не эпитет, это не гипербола из области святоотеческого наследия. Это говорил великий человек, святой Иоанн Златоуст и относил эти слова, в первую очередь, к самому себе, давая нам пример смиренного со страхом Божиим состояния, в котором человек должен приступать к этому таинству.
Дорогие братия и сестры. Будем стремиться как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн, благодарить Бога, что имеем такую возможность, что храмы Божии открыты, что служба совершается: хочешь – ранняя; хочешь – поздняя; хочешь, если заболел, к тебе батюшка придёт домой, никаких проблем, лишь бы было желание у человека и стремление чувствовать свою неразрывную связь со Христом, любящим нас и за нас пострадавшим. Аминь.
13 апреля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня все мы по милости Божией стали участниками великого таинства, которое является самой сакраментальной и главной в духовной жизни Церкви. Ради совершения этого таинства основана Церковь Христова на земле. Пречистыми страданиями Господа, пролитием Его животворной крови на Кресте во время страданий, Его славным вознесением и сошествием Святого Духа утверждена, основана эта Церковь, в которой совершается таинство евхаристии.
Святые отцы говорят нам о том, что таинство евхаристии — это ось мысленная мира вокруг которой вращается Земля. Как глобус на уроках географии, вокруг неё жизнь мира сохраняется. Другие святые отцы говорят, что этот мир будет существовать до тех пор, пока будет совершаться таинство Евхаристии, пока оно будет востребовано, пока к нему с благоговением, со страхом Божиим будут приступать верующие во Христа люди.
Две тысячи лет уже существует Церковь Христова, две тысячи лет совершается таинство Евхаристии. Это таинство преображает Церковь, преображает саму жизнь и каждого человека. Оно являет свидетельством реального присутствия Христа — Главы Церкви в храмах Божиих всегда, особенно во время совершения таинства евхаристии. Господь говорит даже о силе молитвенного собрания: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18;20).
Дорогие братия и сестры. Без участия в Евхаристии, без причащения нет христианства — это самый главный критерий воцерковлённости человека. Причащается регулярно человек – значит, он настоящий член Церкви, не номинальный по факту крещения, а человек, который реально принадлежит к этому спасительному Телу Христову. Тело Христово и Церковь здесь могут употребляться как синонимы. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6;53-54). Апостол Павел говорит о том, что когда мы причащаемся, мы становимся сотелесниками Христа, то есть заимствуем от Него частичку Его Плоти преображённой, другой Плоти, вышеестественной и несравненно прекрасней и лучше, чем имел плоть Адам до грехопадения в раю, когда он там находился. Эта человеческая плоть, которую Господь воспринял от Девы Марии, страдала на Кресте. Господь Своей победоносной силой и Божественной природой воскресил её из мёртвых и вознёс на Небо с Собой, неразлучно соединив со Своим Божеством. И там, на Небе, одесную Отца Небесного, Господь наш Иисус Христос восседает и управляет этим миром, созданным Им. И там же с Ним неразлучно, неизменно соединена и наша природа человеческая. Этой человеческой и Божественной природой, которую воспринял Христос, родившись в Вифлееме, тем Телом, которое страдало на Кресте и которое вознеслось на Небо, мы причащаемся. Мы частицу Божества Его принимаем внутрь своего естества, и тогда по сосудам и жилам нашим течёт Его кровь, которая соединяется с нашей кровью и частичка Его Тела, в которой весь Христос, усваивается клетками нашего тела, и естество человеческое преображается, оно становится внешне таким же, но другим по существу. И необыкновенная радость и благодать Божия обычно касается человека, когда он старается со страхом Божиим причащаться Святых Христовых Тайн.
К Чаше Христовой нельзя подходить машинально, механически, по традиции, ничего не делая для того, чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн. В своём апостольском послании к Коринфянам апостол Павел предупреждал нас, говоря: «Да испытает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11;28-30). Поэтому в традиции Русской Церкви неразрывно соединены два таинства: исповеди и причащения. Исповедь — это не контроль перед причащением, который отсеивает или пропускает достойных. Исповедь — это баня пакибытия, это купель, в которой очищается совесть человека, через которую он становится лучше, нравственно чище и очищает свою природу от грехов, тем самым со страхом Божиим, очистив совесть в покаянии, приступает ко причащению Святых Христовых Тайн.
Мы будем также осознавать: что бы мы с вами ни сделали и как бы мы ни каялись, никогда не бывает такого состояния у человека, когда можно сказать — вот он достоин причащаться. И паче всего страшнее, если человек сам себя оценивает: «Вот, я всё сделал» и с гордо поднятой головой подходит и ещё даёт какие-то другие указания. Это очень неправильное духовное устроение, преисполненное гордыней. Не будем забывать молитву Иоанна Златоуста, которая читается перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз». По-славянски красиво, незаметно пролетает, а означает, что из всех грешников я самый худший, самый никчёмный, самый скверный. И каждый должен прилагать к себе эти слова. Это не эпитет, это не гипербола из области святоотеческого наследия. Это говорил великий человек, святой Иоанн Златоуст и относил эти слова, в первую очередь, к самому себе, давая нам пример смиренного со страхом Божиим состояния, в котором человек должен приступать к этому таинству.
Дорогие братия и сестры. Будем стремиться как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн, благодарить Бога, что имеем такую возможность, что храмы Божии открыты, что служба совершается: хочешь – ранняя; хочешь – поздняя; хочешь, если заболел, к тебе батюшка придёт домой, никаких проблем, лишь бы было желание у человека и стремление чувствовать свою неразрывную связь со Христом, любящим нас и за нас пострадавшим. Аминь.
Предыдущая проповедь
9 апреля 2017
Следующая проповедь
14 апреля 2017
Все проповеди за 2017 год