Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с завершением первой недели Великого поста, особенно ответственным периодом, который настраивает человека на всю святую четыредесятницу. Милостью Божиею сегодня, когда телесные, внешние подвиги первой седмицы завершились, Церковь духовно радует нас, предлагая принять участие в древнем церковном празднике Торжества Православия.
Этот праздник был установлен в IX веке, точнее, в 842 году по случаю победы над иконоборцами. Дело в том, что после VII-го Вселенского собора, который состоялся в 787 году и утвердил иконопочитание, не сразу и не мгновенно иконопочитание вернулось во все Православные Церкви. В течение около ста лет до VII-го Вселенского собора в Византийской империи продолжалась борьба с иконами. Происходило примерно то же самое, что и у нас в послереволюционной России. Только у нас это было время гонений вообще на Церковь, и на иконы в том числе. Это были открытые и явные гонения с уничтожением всего, что было связано со Христом и с верой Православной. Самый сложный период продолжался где-то до периода коллективизации, может быть, максимум, до начала Великой Отечественной войны, а затем было подспудное гонение, такое бескровное мученичество.
А в Византии сто лет боролись с иконами. Боролись каким образом: их срывали со стен храмов, уничтожали, сжигали, стреляли в них из луков, всячески подвергали надруганию. Закрывали монастыри, потому что в монастырях иконоборцы видели основной оплот иконопочитания, отбирались монастырские строения, превращались в склады. Закрывались монашеские библиотеки, сжигались книги, потому что через книги, утверждался догмат иконопочитания. Монахам запрещали носить монашеское одеяние. Вот в таких страшных формах происходило это иконоборчество.
Начато оно было, как и у нас, в России, сугубо светской властью. Император Лев III Исавр, который из воинского звания встал на императорский престол, посчитал возможным для себя вмешиваться в дела Церкви, вникать в богословские дискуссии. А затем мощью императорской власти были начаты страшные гонения на иконы и монашество, но окончились они победой веры Христовой.
Этот праздник Торжества Православия в историческом контексте связан, прежде всего, с торжеством иконопочитания, когда иконы уже окончательно и бесповоротно вошли в традицию христианской жизни, стали неотъемлемым символом каждого православного храма и каждого дома православного христианина, неразлучным спутником каждого верующего во Христа человека. Сложно представить себе, дорогие братия и сестры, чему были бы подобны православные храмы сейчас без икон. Мы могли бы их сравнить или с мечетью, где запрещаются священные изображения, или с синагогой, или вообще с домом культуры или с протестантскими кирхами, костелами и так далее. Тогда бы никакого отличия мы с вами бы во внешнем интерьере не нашли по сравнению с другими зданиями, где как-то говорят о Боге и о вере.
Икона — это Евангелие для человека. Так называли на Руси особенно иконы для безграмотных людей, которых до ХХ века ещё было множество в России. При внимательном взгляде и умении прочтения иконы человек очень многое мог почерпнуть для себя, даже не имея Евангелия и не имея возможности читать его.
В иконописи мы видим ряд характерных черт, хотя бы некоторые из которых мы должны знать и уметь понять и читать икону, хотя бы её символические моменты.
Во-первых, икона передаёт благодать Божию, которая исходит от Христа, икона Которого первой появилась в Православной Церкви. Затем иконы святых и благодать, исходящую от них, от их преображённой жизни, одухотворенной Духом Святым. Икона стремится показать эту благодать. Благодать — эта нетварная характеристика, нетварное свойство Божие, один из признаков Его присутствия в мире. И хотя изобразить Его материальными средствами совершенно невозможно, но икона некими символическими знаками показывает нам присутствие этой благодати в той или иной иконе.
Во-вторых, изображение святого, или Господа, или Божией Матери всегда пишется на иконе на каком-то фоне. Этот фон на языке иконописи называется светом. В идеале это должен быть золотой свет. Иконы в идеале писались всегда на золоте, потому что золото, как никакой другой материал, может максимально показать это сияние благодати Божией, которая исходит, которая пронизывает всё, что соприкасается с иконой. Нимб над головой святого — это также признак святости, признак благодати Божией, свидетельство того венца, которого сподобились святые в Царстве Небесном. Например, это те венцы, которые с неба спустились на сорок Севастийских мучеников, страдавших за имя Христова. Память этого события мы праздновали вчера.
Изображения святых на иконах никогда не бывают в профиль, всегда лик обращён к молящемуся. Если бывает какое-то боковое изображение святого, то только в молитвенном предстоянии перед Господом. Например, в деисусном ряду в иконостасе, когда перед Христом склоняются Богоматерь с Иоанном Крестителем, а за ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные. Или когда святой преклоняется, например, перед крестом или перед благословляющей десницей Божией, которая с угла иконы благословляет подвиг или страдание того или иного святого.
Изображение святых отличается от естественного вида человека в реальной жизни, потому что показывает итог жизни святого человека. Оно показывает не действительную плоть, а плоть преображённую, результат христианской жизни облагодатствованного человека, которая уже пронизана Святым Духом. Поэтому иногда бывают такие странные пропорции, которые для художников-реалистов кажутся неестественными. Они могут приписывать это неумению иконописцев, но дело здесь совершенно не в этом. У иконы свой язык. И в написании неких архитектурных сооружений, например, храмов или других зданий, есть так называемая «обратная перспектива». Когда мы смотрим на икону, то некие архитектурные детали, строения или, например, часто Евангелие, которое держит Христос, отличаются от нашего привычного восприятия: его внутренние грани больше, чем те, которые мы видим на переднем плане. Евангелие увеличивается в пропорции по мере того, как мы смотрим на эту икону. С точки зрения архитектуры, техники черчения это вещь алогичная.
Но в иконописи этим приёмом отображается то, что перед человеком, который вступил на узкий путь следования за Христом, открываются бесконечные просторы вечной, благодатной жизни. Только идущему этим путём раскрывается святость и глубина жизни во Христе. В этом мы видим очень убедительную проповедь силы и торжества Веры Православной.
Прежде всего, икона Спасителя стала возможна в Православной традиции только благодаря Его воплощению, благодаря тому, что Он родился на земле и принял нашу плоть. Именно поэтому тот постулат Ветхого Завета, который запрещал всякие изображения, имел подготовительное, образовательное значение, но он был характерен только для Ветхого Завета. Но как только Бог воплотился, так и изображение Его стало возможным. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Что же мы изображаем в иконе Спасителя? Человеческую ли плоть Его? Нет, не человеческую плоть, но Личность. Потому что, если бы видели только человеческую плоть, то это означает, что мы смотрели бы на Него глазами неверующих людей или Его распинателей. Божественная и человеческая природа во Христе связаны неизменно, неразлучно, как говорило Постановление IV Вселенского Собора. И благодаря воплощению Христову, мы имеем Его икону. Икона подтверждает действительность и реальность Его воплощения и, значит, является удостоверением догмата нашего с вами спасения во Христе.
В Ветхом Завете икон не было, но были символы, были священные изображения, о которых забывают протестанты, отвергающие иконопочитание. Например, были херувимы в скинии. Наконец, сама скиния — это был образ будущих храмов, тоже символ. Был ковчег, который осеняли херувимы. Херувимы были вышиты золотыми нитками на завесе, которая отделяла Святилище от Святая Святых, опять же в скинии. Мы с вами знаем, что во времена земной жизни Господа Он Сам благословил употребление Своей нерукотворной иконы, когда, отвечая на просьбу больного князя Авгаря Эдесского, Он умывал лицо Своё и вытер полотенцем, и на этом полотенце отобразился Его образ, который Он послал князю Авгарю. Именно этому событию посвящён наш храм. Неужели Господь не предвидел, что Авгарь будет почитать этот образ, появившийся на полотенце? Конечно, Он и посылал его в благословение, в укрепление веры. И мы можем сказать, что нерукотворный образ, данный Христом, является для нас убедительнейшим благословением Его Самого на утверждение иконопочитания в Православной Церкви.
Этот нерукотворный образ сначала многие десятилетия и даже столетия хранил Эдессу. Однако, затем в XI веке был перенесён в Константинополь и там был помещён над городскими воротами, вплоть до эпохи крестоносцев охраняя этот священный город. А потом крестоносцы так «спасали» христианские святыни от мусульман, что некоторые бесследно исчезли, и их местоположение до сих пор неизвестно. В числе исчезнувших и образ Самого нерукотворного Господа.
Мы знаем, что после пятидесятницы евангелист Лука ещё при жизни Богоматери написал, как говорят, с натуры, несколько икон Богородицы. И когда Богоматерь увидела этот труд евангелиста Луки, Она сказала: «С этими иконами Моя сила и благодать да пребудут». Их очень много, этих икон, многие из них сохранились до сих пор: Владимирская икона Богоматери, Кикская икона Богоматери, которую многие из вас вскоре увидят, и другие. Они принадлежат, по преданию, кисти евангелиста Луки. И когда Богоматерь благословила употребление этих икон, Она, конечно, предвидела, что верующие будут почитать их, лобызать и через иконы обращаться к Её заступничеству, прибегать к Её молитвам.
Есть, наконец, в истории нашей Церкви много икон, особенно икон Богоматери, которые называются «явленными», которые никогда не были написаны и неизвестно откуда взялись. Это такие, как икона Казанской Богоматери, обретённая в земле отроковицей Матроной; икона Чирской Богоматери, которая прославляется на Псковщине; Тихвинская икона Богоматери, пришедшая по воде и по воздуху к нам, в пределы Тихвинской обители; икона Жировицкой Богоматери, которой многие из вас поклонялись, была на дереве обнаружена в окрестностях Жировицкого монастыря в Белоруссии и многие другие.
Иконы явили очень много чудес. Например, последним моментом в выборе князем Владимиром православной веры была именно икона Страшного Суда, которую показали ему греческие проповедники. Эта икона так устрашила князя, что он сказал: «Как хорошо тем, кто справа от Господа, и как несчастны те, кто в аду будут гореть» и побудила его к выбору Православной веры. А мы с вами являемся наследниками наших предков, крещённых в купели Днепра.
Князь Андрей Боголюбский через икону Спасителя получил победу над болгарами. Заступничеством иконы Знамение Богородицы был спасён Великий Новгород, до сих пор эта икона хранит этот славный город. Владимирская икона Богоматери неоднократно спасала Москву, особенно при нашествии Тамерлана. Божия Матерь Сама явилась этому грозному завоевателю, устрашила его и заставила без единого выстрела уйти от Москвы.
Преподобная Мария Египетская обратилась к иконе Иерусалимской Богоматери в тот момент, когда она не смогла войти по своим грехам в Иерусалимский храм Гроба Господня. Обращаясь к Богородице, она просила прощения за свою беззаконную, преступную и порочную жизнь и обещала Ей исправить свою жизнь и больше не возвращаться ко греху, и сразу же получила разрешение на вхождение в храм.
Наконец, икона Казанской Богоматери спасла Москву от поляков и литовцев. Во время войны 1812 года с Наполеоном воины, в том числе и наш великий полководец Кутузов, молились перед этой иконой и, поклонившись ей, уходили на поля сражений и возвратились с великой победой.
Дорогие братия и сестры, вот какие славные вещи, которые связаны с иконами, мы с вами сегодня вспоминаем. А чего же достигли протестанты, которые отвергают иконы? К чему они пришли? Где святость их жизни? Где святые? Где чудеса? Где мощи? Где благодать Божия? Где чудотворные явления, источники, святые? Где монастыри? Чего достигли они? Где доказательства благодати Божией и присутствия Бога? Да нет ничего там. Итак, отвергнув иконы, человек встаёт на путь богоборчества — очень опасный путь, преисполненный гордыней и борьбой с Самим Богом.
Дорогие братия и сестры, праздник Торжества Православия связан не только с установле-нием иконопочитания, что для нас бесценно и радостно. Праздник является торжеством над всеми ересями, которые были в древней Церкви. Дело в том, что VII Вселенский собор был последним собором Вселенской общей Церкви, и ересь иконоборчества была последней, которую рассматривала полнота Церкви. Но это не означало, что после этого собора ересей больше не было или никогда не будет. После установления праздника Торжества Православия произошел, во-первых, великий раскол: католическая Церковь отошла, отпала от единства веры апостольской. Во-вторых, реформаторство Лютера, после которого появились и баптисты, и анабаптисты, и, как говорится, «всякой твари по паре». И до сих пор происходит это дробление, примером чего являются современные секты, свидетелями появления которых мы были в ХХ-ом веке: это и секта Виссариона, и Богородичный центр, и Белое братство, и движение Ньюэйдж, и дианетика, и Живая этика, и прочие-прочие более страшные, завуалированные религиозно-философские сектантские учения, которые губительны и страшны для государства и человека.
С одной стороны, в любой из этих ересей Церковь видит признаки древних, тех, которых она осуждала уже. Возьмём реформацию Лютера — там опять отвержение икон, что уже рассматривалась и так далее. Дело в том, что праздник Торжества Православия — это праздник торжества истинной веры Христовой. Это праздник торжества Бога, Которого не победил человеческий грех. И мы с вами счастливы, что принадлежим к этой вере Христовой, к этой апостольской, чистой вере, которую заповедовал через апостолов Сам Господь. Но в этом нашей заслуги никакой нет. Даже наш приход к вере и Церкви — это не наша заслуга, а в большей степени это призвание Бога. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод», — говорит Господь. В какой-то мере трудились над нашим обращением наши родители, деды, бабушки, прадеды. У каждого есть свои воспоминания о верующих близких, родных в роду, которые с особой теплотой вспоминаются нами сегодня, и благодаря примеру жизни которых и нашего сердца коснулась спасительная вера.
Но, дорогие братия и сестры, торжество веры Православной достигается благодаря не нашей жизни, а жизни святых мучеников, исповедников, святителей, которые раскрыли и сохранили эту веру, которые готовы были отдать свои жизни, пролить кровь, лишь бы правильная вера продолжалась и осталась на земле. Когда мы празднуем такой великий праздник, мы обращаемся к своей совести и видим, что наша жизнь совсем не подобна тем великим святым. Современная Церковь, к сожалению, не имеет в нас примеров святости, а должна иметь, потому что Господь всех призывал к этой святости. «Будьте святы, как свят Господь Бог ваш». И этот праздник является стимулом, который направлен к каждому из нас. Это призыв, чтобы мы с вами были живыми иконами. Это не просто аллегория, потому что икона — это образ, а человек сотворён по образу и подобию Божию. По мере того, как очищается этот образ от греха, от всего наносного, несвойственного, и через это и проявляется святость, в том числе и в облике человека, и в его поступках, и в его словах. Мы видим, как отличались святые подвижники нашего времени, кто имел счастье общаться с ними, например, со старцем Николаем с острова Залит, с отцом Иоанном Крестьянкиным и многими другими. Они, их лица, их жизнь, их слова, всё — какой бы аспект мы с вами не рассмотрели — всё в них отличалось от нашей с вами грешной и беззаконной жизни.
Дай Бог, чтобы праздник Торжества Православия возвратил нас к истинному исполнению заповедей Божиих, чтобы в нашей жизни не было расхождения между правомыслием и праводеланием. И то, и другое только вместе образуют сокровищницу Православной Веры. Аминь.
24 марта 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с завершением первой недели Великого поста, особенно ответственным периодом, который настраивает человека на всю святую четыредесятницу. Милостью Божиею сегодня, когда телесные, внешние подвиги первой седмицы завершились, Церковь духовно радует нас, предлагая принять участие в древнем церковном празднике Торжества Православия.
Этот праздник был установлен в IX веке, точнее, в 842 году по случаю победы над иконоборцами. Дело в том, что после VII-го Вселенского собора, который состоялся в 787 году и утвердил иконопочитание, не сразу и не мгновенно иконопочитание вернулось во все Православные Церкви. В течение около ста лет до VII-го Вселенского собора в Византийской империи продолжалась борьба с иконами. Происходило примерно то же самое, что и у нас в послереволюционной России. Только у нас это было время гонений вообще на Церковь, и на иконы в том числе. Это были открытые и явные гонения с уничтожением всего, что было связано со Христом и с верой Православной. Самый сложный период продолжался где-то до периода коллективизации, может быть, максимум, до начала Великой Отечественной войны, а затем было подспудное гонение, такое бескровное мученичество.
А в Византии сто лет боролись с иконами. Боролись каким образом: их срывали со стен храмов, уничтожали, сжигали, стреляли в них из луков, всячески подвергали надруганию. Закрывали монастыри, потому что в монастырях иконоборцы видели основной оплот иконопочитания, отбирались монастырские строения, превращались в склады. Закрывались монашеские библиотеки, сжигались книги, потому что через книги, утверждался догмат иконопочитания. Монахам запрещали носить монашеское одеяние. Вот в таких страшных формах происходило это иконоборчество.
Начато оно было, как и у нас, в России, сугубо светской властью. Император Лев III Исавр, который из воинского звания встал на императорский престол, посчитал возможным для себя вмешиваться в дела Церкви, вникать в богословские дискуссии. А затем мощью императорской власти были начаты страшные гонения на иконы и монашество, но окончились они победой веры Христовой.
Этот праздник Торжества Православия в историческом контексте связан, прежде всего, с торжеством иконопочитания, когда иконы уже окончательно и бесповоротно вошли в традицию христианской жизни, стали неотъемлемым символом каждого православного храма и каждого дома православного христианина, неразлучным спутником каждого верующего во Христа человека. Сложно представить себе, дорогие братия и сестры, чему были бы подобны православные храмы сейчас без икон. Мы могли бы их сравнить или с мечетью, где запрещаются священные изображения, или с синагогой, или вообще с домом культуры или с протестантскими кирхами, костелами и так далее. Тогда бы никакого отличия мы с вами бы во внешнем интерьере не нашли по сравнению с другими зданиями, где как-то говорят о Боге и о вере.
Икона — это Евангелие для человека. Так называли на Руси особенно иконы для безграмотных людей, которых до ХХ века ещё было множество в России. При внимательном взгляде и умении прочтения иконы человек очень многое мог почерпнуть для себя, даже не имея Евангелия и не имея возможности читать его.
В иконописи мы видим ряд характерных черт, хотя бы некоторые из которых мы должны знать и уметь понять и читать икону, хотя бы её символические моменты.
Во-первых, икона передаёт благодать Божию, которая исходит от Христа, икона Которого первой появилась в Православной Церкви. Затем иконы святых и благодать, исходящую от них, от их преображённой жизни, одухотворенной Духом Святым. Икона стремится показать эту благодать. Благодать — эта нетварная характеристика, нетварное свойство Божие, один из признаков Его присутствия в мире. И хотя изобразить Его материальными средствами совершенно невозможно, но икона некими символическими знаками показывает нам присутствие этой благодати в той или иной иконе.
Во-вторых, изображение святого, или Господа, или Божией Матери всегда пишется на иконе на каком-то фоне. Этот фон на языке иконописи называется светом. В идеале это должен быть золотой свет. Иконы в идеале писались всегда на золоте, потому что золото, как никакой другой материал, может максимально показать это сияние благодати Божией, которая исходит, которая пронизывает всё, что соприкасается с иконой. Нимб над головой святого — это также признак святости, признак благодати Божией, свидетельство того венца, которого сподобились святые в Царстве Небесном. Например, это те венцы, которые с неба спустились на сорок Севастийских мучеников, страдавших за имя Христова. Память этого события мы праздновали вчера.
Изображения святых на иконах никогда не бывают в профиль, всегда лик обращён к молящемуся. Если бывает какое-то боковое изображение святого, то только в молитвенном предстоянии перед Господом. Например, в деисусном ряду в иконостасе, когда перед Христом склоняются Богоматерь с Иоанном Крестителем, а за ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные. Или когда святой преклоняется, например, перед крестом или перед благословляющей десницей Божией, которая с угла иконы благословляет подвиг или страдание того или иного святого.
Изображение святых отличается от естественного вида человека в реальной жизни, потому что показывает итог жизни святого человека. Оно показывает не действительную плоть, а плоть преображённую, результат христианской жизни облагодатствованного человека, которая уже пронизана Святым Духом. Поэтому иногда бывают такие странные пропорции, которые для художников-реалистов кажутся неестественными. Они могут приписывать это неумению иконописцев, но дело здесь совершенно не в этом. У иконы свой язык. И в написании неких архитектурных сооружений, например, храмов или других зданий, есть так называемая «обратная перспектива». Когда мы смотрим на икону, то некие архитектурные детали, строения или, например, часто Евангелие, которое держит Христос, отличаются от нашего привычного восприятия: его внутренние грани больше, чем те, которые мы видим на переднем плане. Евангелие увеличивается в пропорции по мере того, как мы смотрим на эту икону. С точки зрения архитектуры, техники черчения это вещь алогичная.
Но в иконописи этим приёмом отображается то, что перед человеком, который вступил на узкий путь следования за Христом, открываются бесконечные просторы вечной, благодатной жизни. Только идущему этим путём раскрывается святость и глубина жизни во Христе. В этом мы видим очень убедительную проповедь силы и торжества Веры Православной.
Прежде всего, икона Спасителя стала возможна в Православной традиции только благодаря Его воплощению, благодаря тому, что Он родился на земле и принял нашу плоть. Именно поэтому тот постулат Ветхого Завета, который запрещал всякие изображения, имел подготовительное, образовательное значение, но он был характерен только для Ветхого Завета. Но как только Бог воплотился, так и изображение Его стало возможным. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Что же мы изображаем в иконе Спасителя? Человеческую ли плоть Его? Нет, не человеческую плоть, но Личность. Потому что, если бы видели только человеческую плоть, то это означает, что мы смотрели бы на Него глазами неверующих людей или Его распинателей. Божественная и человеческая природа во Христе связаны неизменно, неразлучно, как говорило Постановление IV Вселенского Собора. И благодаря воплощению Христову, мы имеем Его икону. Икона подтверждает действительность и реальность Его воплощения и, значит, является удостоверением догмата нашего с вами спасения во Христе.
В Ветхом Завете икон не было, но были символы, были священные изображения, о которых забывают протестанты, отвергающие иконопочитание. Например, были херувимы в скинии. Наконец, сама скиния — это был образ будущих храмов, тоже символ. Был ковчег, который осеняли херувимы. Херувимы были вышиты золотыми нитками на завесе, которая отделяла Святилище от Святая Святых, опять же в скинии. Мы с вами знаем, что во времена земной жизни Господа Он Сам благословил употребление Своей нерукотворной иконы, когда, отвечая на просьбу больного князя Авгаря Эдесского, Он умывал лицо Своё и вытер полотенцем, и на этом полотенце отобразился Его образ, который Он послал князю Авгарю. Именно этому событию посвящён наш храм. Неужели Господь не предвидел, что Авгарь будет почитать этот образ, появившийся на полотенце? Конечно, Он и посылал его в благословение, в укрепление веры. И мы можем сказать, что нерукотворный образ, данный Христом, является для нас убедительнейшим благословением Его Самого на утверждение иконопочитания в Православной Церкви.
Этот нерукотворный образ сначала многие десятилетия и даже столетия хранил Эдессу. Однако, затем в XI веке был перенесён в Константинополь и там был помещён над городскими воротами, вплоть до эпохи крестоносцев охраняя этот священный город. А потом крестоносцы так «спасали» христианские святыни от мусульман, что некоторые бесследно исчезли, и их местоположение до сих пор неизвестно. В числе исчезнувших и образ Самого нерукотворного Господа.
Мы знаем, что после пятидесятницы евангелист Лука ещё при жизни Богоматери написал, как говорят, с натуры, несколько икон Богородицы. И когда Богоматерь увидела этот труд евангелиста Луки, Она сказала: «С этими иконами Моя сила и благодать да пребудут». Их очень много, этих икон, многие из них сохранились до сих пор: Владимирская икона Богоматери, Кикская икона Богоматери, которую многие из вас вскоре увидят, и другие. Они принадлежат, по преданию, кисти евангелиста Луки. И когда Богоматерь благословила употребление этих икон, Она, конечно, предвидела, что верующие будут почитать их, лобызать и через иконы обращаться к Её заступничеству, прибегать к Её молитвам.
Есть, наконец, в истории нашей Церкви много икон, особенно икон Богоматери, которые называются «явленными», которые никогда не были написаны и неизвестно откуда взялись. Это такие, как икона Казанской Богоматери, обретённая в земле отроковицей Матроной; икона Чирской Богоматери, которая прославляется на Псковщине; Тихвинская икона Богоматери, пришедшая по воде и по воздуху к нам, в пределы Тихвинской обители; икона Жировицкой Богоматери, которой многие из вас поклонялись, была на дереве обнаружена в окрестностях Жировицкого монастыря в Белоруссии и многие другие.
Иконы явили очень много чудес. Например, последним моментом в выборе князем Владимиром православной веры была именно икона Страшного Суда, которую показали ему греческие проповедники. Эта икона так устрашила князя, что он сказал: «Как хорошо тем, кто справа от Господа, и как несчастны те, кто в аду будут гореть» и побудила его к выбору Православной веры. А мы с вами являемся наследниками наших предков, крещённых в купели Днепра.
Князь Андрей Боголюбский через икону Спасителя получил победу над болгарами. Заступничеством иконы Знамение Богородицы был спасён Великий Новгород, до сих пор эта икона хранит этот славный город. Владимирская икона Богоматери неоднократно спасала Москву, особенно при нашествии Тамерлана. Божия Матерь Сама явилась этому грозному завоевателю, устрашила его и заставила без единого выстрела уйти от Москвы.
Преподобная Мария Египетская обратилась к иконе Иерусалимской Богоматери в тот момент, когда она не смогла войти по своим грехам в Иерусалимский храм Гроба Господня. Обращаясь к Богородице, она просила прощения за свою беззаконную, преступную и порочную жизнь и обещала Ей исправить свою жизнь и больше не возвращаться ко греху, и сразу же получила разрешение на вхождение в храм.
Наконец, икона Казанской Богоматери спасла Москву от поляков и литовцев. Во время войны 1812 года с Наполеоном воины, в том числе и наш великий полководец Кутузов, молились перед этой иконой и, поклонившись ей, уходили на поля сражений и возвратились с великой победой.
Дорогие братия и сестры, вот какие славные вещи, которые связаны с иконами, мы с вами сегодня вспоминаем. А чего же достигли протестанты, которые отвергают иконы? К чему они пришли? Где святость их жизни? Где святые? Где чудеса? Где мощи? Где благодать Божия? Где чудотворные явления, источники, святые? Где монастыри? Чего достигли они? Где доказательства благодати Божией и присутствия Бога? Да нет ничего там. Итак, отвергнув иконы, человек встаёт на путь богоборчества — очень опасный путь, преисполненный гордыней и борьбой с Самим Богом.
Дорогие братия и сестры, праздник Торжества Православия связан не только с установле-нием иконопочитания, что для нас бесценно и радостно. Праздник является торжеством над всеми ересями, которые были в древней Церкви. Дело в том, что VII Вселенский собор был последним собором Вселенской общей Церкви, и ересь иконоборчества была последней, которую рассматривала полнота Церкви. Но это не означало, что после этого собора ересей больше не было или никогда не будет. После установления праздника Торжества Православия произошел, во-первых, великий раскол: католическая Церковь отошла, отпала от единства веры апостольской. Во-вторых, реформаторство Лютера, после которого появились и баптисты, и анабаптисты, и, как говорится, «всякой твари по паре». И до сих пор происходит это дробление, примером чего являются современные секты, свидетелями появления которых мы были в ХХ-ом веке: это и секта Виссариона, и Богородичный центр, и Белое братство, и движение Ньюэйдж, и дианетика, и Живая этика, и прочие-прочие более страшные, завуалированные религиозно-философские сектантские учения, которые губительны и страшны для государства и человека.
С одной стороны, в любой из этих ересей Церковь видит признаки древних, тех, которых она осуждала уже. Возьмём реформацию Лютера — там опять отвержение икон, что уже рассматривалась и так далее. Дело в том, что праздник Торжества Православия — это праздник торжества истинной веры Христовой. Это праздник торжества Бога, Которого не победил человеческий грех. И мы с вами счастливы, что принадлежим к этой вере Христовой, к этой апостольской, чистой вере, которую заповедовал через апостолов Сам Господь. Но в этом нашей заслуги никакой нет. Даже наш приход к вере и Церкви — это не наша заслуга, а в большей степени это призвание Бога. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод», — говорит Господь. В какой-то мере трудились над нашим обращением наши родители, деды, бабушки, прадеды. У каждого есть свои воспоминания о верующих близких, родных в роду, которые с особой теплотой вспоминаются нами сегодня, и благодаря примеру жизни которых и нашего сердца коснулась спасительная вера.
Но, дорогие братия и сестры, торжество веры Православной достигается благодаря не нашей жизни, а жизни святых мучеников, исповедников, святителей, которые раскрыли и сохранили эту веру, которые готовы были отдать свои жизни, пролить кровь, лишь бы правильная вера продолжалась и осталась на земле. Когда мы празднуем такой великий праздник, мы обращаемся к своей совести и видим, что наша жизнь совсем не подобна тем великим святым. Современная Церковь, к сожалению, не имеет в нас примеров святости, а должна иметь, потому что Господь всех призывал к этой святости. «Будьте святы, как свят Господь Бог ваш». И этот праздник является стимулом, который направлен к каждому из нас. Это призыв, чтобы мы с вами были живыми иконами. Это не просто аллегория, потому что икона — это образ, а человек сотворён по образу и подобию Божию. По мере того, как очищается этот образ от греха, от всего наносного, несвойственного, и через это и проявляется святость, в том числе и в облике человека, и в его поступках, и в его словах. Мы видим, как отличались святые подвижники нашего времени, кто имел счастье общаться с ними, например, со старцем Николаем с острова Залит, с отцом Иоанном Крестьянкиным и многими другими. Они, их лица, их жизнь, их слова, всё — какой бы аспект мы с вами не рассмотрели — всё в них отличалось от нашей с вами грешной и беззаконной жизни.
Дай Бог, чтобы праздник Торжества Православия возвратил нас к истинному исполнению заповедей Божиих, чтобы в нашей жизни не было расхождения между правомыслием и праводеланием. И то, и другое только вместе образуют сокровищницу Православной Веры. Аминь.
Предыдущая проповедь
28 февраля 2013
Следующая проповедь
31 марта 2013
Все проповеди за 2013 год