Дорогие братия и сестры! Сегодня, в первую неделю Великого поста, особый праздник, который в церковном календаре называется Торжество Православия. Очень важно и интересно отметить, что этот праздник исторически связан с утверждением догмата иконопочитания. В утверждении этого догмата Церковь видит торжество нашей с вами Православной веры. Можно задуматься и при первом размышлении не согласиться с этим. Неужели нет других, более важных догматов: догмата о Святой Троице, догмата о Божией Матери, догмата о воскресении мёртвых и так далее? Исторически так получилось, что седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания в 787 году, как раз преодолел, победил последнюю из ересей, которые омрачали спокойствие Церкви — ересь иконоборчества.
Но не сразу ещё был установлен мир в Церкви. Еще почти сто лет после седьмого Вселенского Собора в Церкви были нестроения, гонения на защитников иконопочитания. В этот период прославились такие выдающиеся святители нашей Церкви, как преподобный Иоанн Дамаскин, Фёдор Начертанный, Стефан Исповедник и многие другие, которые бесстрашно исповедовали истину иконопочитания.
В основном этот догмат бесстрашно утверждался и сохранялся в древних святых обителях. Многие из вас, дорогие братия и сестры, имели счастье быть в паломнической поездке на острове Корфу, когда поклонялись мощам святителя Спиридона Тримифунтского. На этом острове в одном из храмов хранятся мощи царицы Феодоры, которая и утвердила окончательно иконопочитание, поэтому Церковь так благоговейно чтит память этой благочестивейшей императрицы Феодоры. В 842 году при патриархе Мефодии Константинопольском и усердием царицы Феодоры был установлен этот праздник Торжества Православия. С этого праздника иконопочитание в Церкви незыблемо сохраняется как отличительная черта веры и благочестия православных христиан.
Дорогие братия и сестры! Сам Господь даёт нам убедительный пример в почитании Своего Пречистого образа. Мы имеем счастье молиться в храме, который посвящён удивительной иконе — Спасу Нерукотворному. Этот образ появился во дни земной жизни нашего Господа, когда князь Авгарь послал живописца в Палестину, чтобы найти там Христа и изобразить Его лик. Больной, расслабленный князь верил, что если бы он увидел Спасителя, то получил бы исцеление. Но если невозможно самому Его увидеть ввиду болезни, то хотя бы увидеть Его образ. И когда этот живописец именем Анания пытался изобразить лик, запечатлеть характерные черты Христа, то не смог этого сделать, потому что лик Господа постоянно менялся, был в особом Божественном свете. И тогда Господь умывает лицо Своё, вытирает и даёт полотенце этому живописцу Анании, на котором запечатлелся Его лик, чтобы тот отнёс его своему верующему во Христа князю, и тот получил облегчение от своей болезни. Затем в течение многих столетий этот образ хранился в Церкви как священная реликвия.
Наконец, из Предания Церкви мы знаем один удивительный момент, связанный с последними днями земной жизни Спасителя. Опять же, кто был в Святой Земле, наверное, многие помнят «Виа Долороза» в Иерусалиме. Видите, как полезно путешествовать по миру: где бы ни был, везде Православные святыни, которые расширяют твой кругозор и укрепляют веру. По этой улице проходил крестный путь Спасителя, и там благочестивым паломникам указывают, где был дом благочестивой женщины по имени Вероника, которая, увидев изнемогающего Христа, подала Ему плат или полотенце, и Он отёр Своё лицо, покрытое потом, а может быть, и кровью, и отдал этой благочестивой женщине. И этот второй нерукотворный образ нашего Господа с этого момента сохранялся в Церкви Христовой.
Наконец, есть ещё один удивительный посмертный образ Христа — это Туринская плащаница, которая является подлинной фотографией тела нашего Господа. Тот, кто видел копии или списки этой Туринской плащаницы, мог обратить внимание, как же похож образ Христа на любую из икон нашего Господа.
Далее, из Предания Церкви мы знаем, что евангелист Лука, который был живописцем, ещё при жизни Богоматери написал многие Её иконы. Наиболее известна одна, которую Церковь назвала, потом иконой Владимирской Божией Матери, которая позже попала на Русь. Именно эту икону увидела Божия Матерь при своей жизни, благословила её и сказала: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет».
Удивительно спасение Иверской иконы Божией Матери также в эпоху гонений, которая была поставлена одной благочестивой женщиной на волны бушующего моря и пристала к берегам Афона.
И наша с вами история родной, любимой страны полна милости Божией и Божией Матери, которая особенно являлась через иконы. Например, икона Страшного Суда так подействовала на сердце колеблющегося князя Владимира, что склонила его к выбору веры Православной. После этого он посылает послов, чтобы они на месте ознакомились с этой удивительной верой, которую проповедовали перед князем Владимиром греческие миссионеры.
Икона Спасителя даровала совершенную, блистательную победу князю Андрею Боголюб-скому. В монастыре в Боголюбово опять же вы были, дорогие братия и сестры, — какое бы событие Священной истории не рассматривали, вы везде уже были.
Затем эта же икона Владимирской Божией Матери, которая упоминалась нами, спасла Россию в эпоху нашествия Тамерлана и обратила войска его вспять. Образ Казанской Пресвятой Богородицы спас Москву и всю Россию от нашествия поляков и литовцев. Икона Державной Божией Матери спасла нашу Россию в период кровавой смуты в начале ХХ-го века. И многие другие святые иконы, священные реликвии, чудотворные иконы сохраняют на протяжении многих веков веру Православную, укрепляя веру в людях и ограждая Отечество наше от всех бед и нестроений.
Мы с вами, дорогие братия и сестры, имеем привилегию нашей веры в почитании святых икон. Как для каждого человека приятно и дорого для сердца иметь изображение тех людей, которые были дороги ему при жизни, особенно умерших людей, особенно родителей. Приятно иметь перед глазами их вещи, предметы, которые напоминают о их жизни — они обыкновенно хранятся, как некие семейные реликвии. Так неужели же от нашего любимейшего Господа и Спасителя мы не в праве иметь Его священные изображения?
В Ветхом Завете были священные изображения: сама скиния, ковчег Завета, херувимы, которые были укреплены на крышке ковчега — это тоже священные изображения, которые были в Ветхом Завете и находились в самом сокровенном месте, в самой главной святыне иудейского народа.
Православная Церковь никогда не почитает иконы как идолов, не кланяется непосредст-венно им как веществу, из которого они созданы, или краскам, которыми написаны. Это образ, это символ того, кто изображён на этой иконе. Икона, как некий проектор, фокусирует мысли человека и обращает их к первообразу.
Мы с вами должны обратить внимание на то, в каком состоянии находятся у нас иконы дома. Очень часто приходится освящать жилища верующих людей, и обычно с трудом находишь иконы вообще в доме.
— Иконы есть?
— Да где-то есть.
Принесут из чемодана, из кухни, из серванта какие-то бумажные, худосочные иконы по пять копеек. Как стыдно и больно это видеть! В доме Православного христианина иконы должны быть в каждой комнате на видном, почётном месте. И не какие-то бумажные ксерокопии, ламинированные — не надо прибедняться. Многие вещи мы себе позволяем и дорогие, и приличные. И иконы тоже должны быть соответствующими, написанными по канонам Церкви красками на доске, чтобы и нас пережили, и детям, и внукам нашим остались. В некоторых семьях есть эти семейные реликвии. Когда приходишь, видишь старинную икону, говорят: это от бабушки или от прабабушки нам передаётся, и тем самым хранится память о наших предках. И примером того, что и они молились перед этой иконой и передали её нам, вера укрепляется. А когда дома одни бумажные, вырванные, наклеенные на фанерку иконки из «Журнала Московской патриархии», что же вы передадите детям вашим? Выцветут на солнце летом, весной ничего не останется, и дети не вспомнят, были ли верующими их родители или не были.
И вот таким образом, дорогие братия и сестры, мы имеем счастье и привилегию молиться и обращаться к Господу, Божией Матери и святым угодникам, взирая на святые иконы. Как благолепен храм Православный, где находятся иконы, которые с течением времени становятся иконами намоленными, иконами дорогими для нашего сердца, потому что уже в памяти какие- то чудесные явления помощи Силы Божией, получаемые нами от той или иной иконы. Праздник Торжества Православной веры, дорогие братия и сестры, наконец, говорит не только об иконах, а вообще о нашей истинной Православной вере, единственной спасительной, которую Церковь называет апостольской, которая сохраняет предания и истоки от самих апостолов, отеческой вере, которую наши отцы исповедовали, деды ипрадеды, предки наши благочестивые.
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Взирая на историю Церкви от первых времён и до настоящего времени, мы видим, что очень редко в истории Церкви были времена спокойствия и благоденствия. В основном, вся история Церкви — это история бед, страданий, гонений. История Церкви написана кровью и слезами подвижников, преподобных, отшельников, монахов, которые своим подвигом молитвы и поста утверждали истинную и спасительную веру. Только в Православной Церкви хранятся истории о многих чудесах, которые проистекают от мощей святых угодников Божиих. Только Православная Церковь сохранила неповрежденной принятую от Самого Господа и апостолов чистоту Православной веры.
Есть одно удивительное описание, которое показывает, где истинная вера. Митрополит Вениамин Федченков в своих воспоминаниях рассказал следующее. Одна женщина, француженка, католичка очень была обеспокоена вопросом, а где же истинная вера. Сама она принадлежала к Католической Церкви. Она жила в городе Эльзас во Франции и однажды читала житие Франциска Ассизского, которого очень почитают католики. Читая это жизнеописание, она засыпает и в тонком сне видит этого Франциска Ассизского, который беседует с каким-то благолепным старцем. Франциск, обращаясь к этой женщине, говорит: «Дочь моя, истинная Церковь там, где он», показывая на этого благолепного старца.
А потом происходит следующее. Эта женщина нанимает в семью русского работника и заходит в его комнату посмотреть, как устроился этот работник из России, и видит у него иконочку Серафима Саровского. Она узнала в этом старце того, который явился ей с Франциском, на которого показал ей этот католический святой и сказал, где истинная Церковь.
Кто это? – спрашивает женщина.
Это наш русский святой, преподобный Серафим Саровский, — отвечает работник.
И тогда эта женщина поняла, что истина — в русской Православной Церкви, и приняла веру Православную.
И мы счастливы, дорогие братия и сестры, что принадлежим к этой спасительной вере. Многие родились в этой вере. Другие призваны были в зрелые годы чудом Божиим. И мы счастливы оттого, что нам не надо блуждать в потемках, не надо быть в поиске. Мы защищены, мы в безопасности находимся. И в праздник Торжества веры Православной, будем, конечно, с грустью осознавать, что мы подобны человеку, который сидит на сундуке, полном золота, но не знает, как его открыть и как начать пользоваться этим сокровищем. Потому что мы обладаем сокровищем, но не знаем о нём. Мы имеем Евангелие, но не читаем и не знаем его. Имея Евангелие, конечно, не живём по Евангелию.
Когда-то в Афинах апостол Павел начал проповедь, похвалив язычников, когда увидел среди их жертвенников надпись: «Неведомому Богу». Этому неведомому Богу мы служим, потому что не знаем ничего об учении Православной Церкви, о догматах нашей веры, о глубинах богословия. Или помните, как Христос спрашивал у апостолов: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:13-16).
А мы за кого прочитаем Христа? Что мы знаем о Нём, о Его учении, об ипостаси, о двух природах, об истории Вселенских Соборов, о формуле четвёртого Халкидонского собора, который показывает нам великое чудо и таинство соединения этих двух природ во Христе. Поэтому праздник Торжества Православия — это не праздник эйфории, который укореняет человека в гордыне и самолюбовании, что он попал туда, куда надо, а праздник, который обращён, как укор к нашей жизни и к нашему сердцу, чтобы, имея чувство смирения, мы получили стимул для изучения своей собственной веры. Аминь.
9 февраля 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня, в первую неделю Великого поста, особый праздник, который в церковном календаре называется Торжество Православия. Очень важно и интересно отметить, что этот праздник исторически связан с утверждением догмата иконопочитания. В утверждении этого догмата Церковь видит торжество нашей с вами Православной веры. Можно задуматься и при первом размышлении не согласиться с этим. Неужели нет других, более важных догматов: догмата о Святой Троице, догмата о Божией Матери, догмата о воскресении мёртвых и так далее? Исторически так получилось, что седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания в 787 году, как раз преодолел, победил последнюю из ересей, которые омрачали спокойствие Церкви — ересь иконоборчества.
Но не сразу ещё был установлен мир в Церкви. Еще почти сто лет после седьмого Вселенского Собора в Церкви были нестроения, гонения на защитников иконопочитания. В этот период прославились такие выдающиеся святители нашей Церкви, как преподобный Иоанн Дамаскин, Фёдор Начертанный, Стефан Исповедник и многие другие, которые бесстрашно исповедовали истину иконопочитания.
В основном этот догмат бесстрашно утверждался и сохранялся в древних святых обителях. Многие из вас, дорогие братия и сестры, имели счастье быть в паломнической поездке на острове Корфу, когда поклонялись мощам святителя Спиридона Тримифунтского. На этом острове в одном из храмов хранятся мощи царицы Феодоры, которая и утвердила окончательно иконопочитание, поэтому Церковь так благоговейно чтит память этой благочестивейшей императрицы Феодоры. В 842 году при патриархе Мефодии Константинопольском и усердием царицы Феодоры был установлен этот праздник Торжества Православия. С этого праздника иконопочитание в Церкви незыблемо сохраняется как отличительная черта веры и благочестия православных христиан.
Дорогие братия и сестры! Сам Господь даёт нам убедительный пример в почитании Своего Пречистого образа. Мы имеем счастье молиться в храме, который посвящён удивительной иконе — Спасу Нерукотворному. Этот образ появился во дни земной жизни нашего Господа, когда князь Авгарь послал живописца в Палестину, чтобы найти там Христа и изобразить Его лик. Больной, расслабленный князь верил, что если бы он увидел Спасителя, то получил бы исцеление. Но если невозможно самому Его увидеть ввиду болезни, то хотя бы увидеть Его образ. И когда этот живописец именем Анания пытался изобразить лик, запечатлеть характерные черты Христа, то не смог этого сделать, потому что лик Господа постоянно менялся, был в особом Божественном свете. И тогда Господь умывает лицо Своё, вытирает и даёт полотенце этому живописцу Анании, на котором запечатлелся Его лик, чтобы тот отнёс его своему верующему во Христа князю, и тот получил облегчение от своей болезни. Затем в течение многих столетий этот образ хранился в Церкви как священная реликвия.
Наконец, из Предания Церкви мы знаем один удивительный момент, связанный с последними днями земной жизни Спасителя. Опять же, кто был в Святой Земле, наверное, многие помнят «Виа Долороза» в Иерусалиме. Видите, как полезно путешествовать по миру: где бы ни был, везде Православные святыни, которые расширяют твой кругозор и укрепляют веру. По этой улице проходил крестный путь Спасителя, и там благочестивым паломникам указывают, где был дом благочестивой женщины по имени Вероника, которая, увидев изнемогающего Христа, подала Ему плат или полотенце, и Он отёр Своё лицо, покрытое потом, а может быть, и кровью, и отдал этой благочестивой женщине. И этот второй нерукотворный образ нашего Господа с этого момента сохранялся в Церкви Христовой.
Наконец, есть ещё один удивительный посмертный образ Христа — это Туринская плащаница, которая является подлинной фотографией тела нашего Господа. Тот, кто видел копии или списки этой Туринской плащаницы, мог обратить внимание, как же похож образ Христа на любую из икон нашего Господа.
Далее, из Предания Церкви мы знаем, что евангелист Лука, который был живописцем, ещё при жизни Богоматери написал многие Её иконы. Наиболее известна одна, которую Церковь назвала, потом иконой Владимирской Божией Матери, которая позже попала на Русь. Именно эту икону увидела Божия Матерь при своей жизни, благословила её и сказала: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет».
Удивительно спасение Иверской иконы Божией Матери также в эпоху гонений, которая была поставлена одной благочестивой женщиной на волны бушующего моря и пристала к берегам Афона.
И наша с вами история родной, любимой страны полна милости Божией и Божией Матери, которая особенно являлась через иконы. Например, икона Страшного Суда так подействовала на сердце колеблющегося князя Владимира, что склонила его к выбору веры Православной. После этого он посылает послов, чтобы они на месте ознакомились с этой удивительной верой, которую проповедовали перед князем Владимиром греческие миссионеры.
Икона Спасителя даровала совершенную, блистательную победу князю Андрею Боголюб-скому. В монастыре в Боголюбово опять же вы были, дорогие братия и сестры, — какое бы событие Священной истории не рассматривали, вы везде уже были.
Затем эта же икона Владимирской Божией Матери, которая упоминалась нами, спасла Россию в эпоху нашествия Тамерлана и обратила войска его вспять. Образ Казанской Пресвятой Богородицы спас Москву и всю Россию от нашествия поляков и литовцев. Икона Державной Божией Матери спасла нашу Россию в период кровавой смуты в начале ХХ-го века. И многие другие святые иконы, священные реликвии, чудотворные иконы сохраняют на протяжении многих веков веру Православную, укрепляя веру в людях и ограждая Отечество наше от всех бед и нестроений.
Мы с вами, дорогие братия и сестры, имеем привилегию нашей веры в почитании святых икон. Как для каждого человека приятно и дорого для сердца иметь изображение тех людей, которые были дороги ему при жизни, особенно умерших людей, особенно родителей. Приятно иметь перед глазами их вещи, предметы, которые напоминают о их жизни — они обыкновенно хранятся, как некие семейные реликвии. Так неужели же от нашего любимейшего Господа и Спасителя мы не в праве иметь Его священные изображения?
В Ветхом Завете были священные изображения: сама скиния, ковчег Завета, херувимы, которые были укреплены на крышке ковчега — это тоже священные изображения, которые были в Ветхом Завете и находились в самом сокровенном месте, в самой главной святыне иудейского народа.
Православная Церковь никогда не почитает иконы как идолов, не кланяется непосредст-венно им как веществу, из которого они созданы, или краскам, которыми написаны. Это образ, это символ того, кто изображён на этой иконе. Икона, как некий проектор, фокусирует мысли человека и обращает их к первообразу.
Мы с вами должны обратить внимание на то, в каком состоянии находятся у нас иконы дома. Очень часто приходится освящать жилища верующих людей, и обычно с трудом находишь иконы вообще в доме.
— Иконы есть?
— Да где-то есть.
Принесут из чемодана, из кухни, из серванта какие-то бумажные, худосочные иконы по пять копеек. Как стыдно и больно это видеть! В доме Православного христианина иконы должны быть в каждой комнате на видном, почётном месте. И не какие-то бумажные ксерокопии, ламинированные — не надо прибедняться. Многие вещи мы себе позволяем и дорогие, и приличные. И иконы тоже должны быть соответствующими, написанными по канонам Церкви красками на доске, чтобы и нас пережили, и детям, и внукам нашим остались. В некоторых семьях есть эти семейные реликвии. Когда приходишь, видишь старинную икону, говорят: это от бабушки или от прабабушки нам передаётся, и тем самым хранится память о наших предках. И примером того, что и они молились перед этой иконой и передали её нам, вера укрепляется. А когда дома одни бумажные, вырванные, наклеенные на фанерку иконки из «Журнала Московской патриархии», что же вы передадите детям вашим? Выцветут на солнце летом, весной ничего не останется, и дети не вспомнят, были ли верующими их родители или не были.
И вот таким образом, дорогие братия и сестры, мы имеем счастье и привилегию молиться и обращаться к Господу, Божией Матери и святым угодникам, взирая на святые иконы. Как благолепен храм Православный, где находятся иконы, которые с течением времени становятся иконами намоленными, иконами дорогими для нашего сердца, потому что уже в памяти какие- то чудесные явления помощи Силы Божией, получаемые нами от той или иной иконы. Праздник Торжества Православной веры, дорогие братия и сестры, наконец, говорит не только об иконах, а вообще о нашей истинной Православной вере, единственной спасительной, которую Церковь называет апостольской, которая сохраняет предания и истоки от самих апостолов, отеческой вере, которую наши отцы исповедовали, деды ипрадеды, предки наши благочестивые.
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Взирая на историю Церкви от первых времён и до настоящего времени, мы видим, что очень редко в истории Церкви были времена спокойствия и благоденствия. В основном, вся история Церкви — это история бед, страданий, гонений. История Церкви написана кровью и слезами подвижников, преподобных, отшельников, монахов, которые своим подвигом молитвы и поста утверждали истинную и спасительную веру. Только в Православной Церкви хранятся истории о многих чудесах, которые проистекают от мощей святых угодников Божиих. Только Православная Церковь сохранила неповрежденной принятую от Самого Господа и апостолов чистоту Православной веры.
Есть одно удивительное описание, которое показывает, где истинная вера. Митрополит Вениамин Федченков в своих воспоминаниях рассказал следующее. Одна женщина, француженка, католичка очень была обеспокоена вопросом, а где же истинная вера. Сама она принадлежала к Католической Церкви. Она жила в городе Эльзас во Франции и однажды читала житие Франциска Ассизского, которого очень почитают католики. Читая это жизнеописание, она засыпает и в тонком сне видит этого Франциска Ассизского, который беседует с каким-то благолепным старцем. Франциск, обращаясь к этой женщине, говорит: «Дочь моя, истинная Церковь там, где он», показывая на этого благолепного старца.
А потом происходит следующее. Эта женщина нанимает в семью русского работника и заходит в его комнату посмотреть, как устроился этот работник из России, и видит у него иконочку Серафима Саровского. Она узнала в этом старце того, который явился ей с Франциском, на которого показал ей этот католический святой и сказал, где истинная Церковь.
Кто это? – спрашивает женщина.
Это наш русский святой, преподобный Серафим Саровский, — отвечает работник.
И тогда эта женщина поняла, что истина — в русской Православной Церкви, и приняла веру Православную.
И мы счастливы, дорогие братия и сестры, что принадлежим к этой спасительной вере. Многие родились в этой вере. Другие призваны были в зрелые годы чудом Божиим. И мы счастливы оттого, что нам не надо блуждать в потемках, не надо быть в поиске. Мы защищены, мы в безопасности находимся. И в праздник Торжества веры Православной, будем, конечно, с грустью осознавать, что мы подобны человеку, который сидит на сундуке, полном золота, но не знает, как его открыть и как начать пользоваться этим сокровищем. Потому что мы обладаем сокровищем, но не знаем о нём. Мы имеем Евангелие, но не читаем и не знаем его. Имея Евангелие, конечно, не живём по Евангелию.
Когда-то в Афинах апостол Павел начал проповедь, похвалив язычников, когда увидел среди их жертвенников надпись: «Неведомому Богу». Этому неведомому Богу мы служим, потому что не знаем ничего об учении Православной Церкви, о догматах нашей веры, о глубинах богословия. Или помните, как Христос спрашивал у апостолов: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:13-16).
А мы за кого прочитаем Христа? Что мы знаем о Нём, о Его учении, об ипостаси, о двух природах, об истории Вселенских Соборов, о формуле четвёртого Халкидонского собора, который показывает нам великое чудо и таинство соединения этих двух природ во Христе. Поэтому праздник Торжества Православия — это не праздник эйфории, который укореняет человека в гордыне и самолюбовании, что он попал туда, куда надо, а праздник, который обращён, как укор к нашей жизни и к нашему сердцу, чтобы, имея чувство смирения, мы получили стимул для изучения своей собственной веры. Аминь.
Предыдущая проповедь
9 февраля 2014
Следующая проповедь
16 февраля 2014