Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Торжество православия

Дорогие братия и сестры. Сегодня по окончании первой недели Великого поста Церковь отмечает особый день и праздник, который называется днём Торжества Православия. Этот день является днём духовного торжества, ликования Церкви, земной и Небесной. В основание этого праздника лёг догмат иконопочитания, который был установлен в конце  VIII-го века ещё на VII-ом Вселенском Соборе при единомыслии отцов, участников этого Собора. К сожалению, после VII-го Вселенского Собора этот догмат не был повсеместно введён в жизнь, и иконоборцы, отвергавшие почитание икон, предававшие их поруганию, сожжению и истреблению были ещё очень сильны и находили покровительство в лице того или иного Византийского императора. В этот период были такие императоры, которые вошли в историю, как особо ненавидящие иконы, как Лев Исаврянин, который сам, помимо управления государством, всю мощь своей императорской власти направлял на уничтожение и искоренение икон.

После VII-го Вселенского Собора ещё долгое время, более пятидесяти лет Церковь не имела мира и спокойствия, и в тех или иных митрополиях, епархиях гонения на почитающих иконы были очень сильны. Из этого периода известны страшные случаи, когда монахов заставляли насильно осквернять иконы, а тех, кто противились этому, калёным железом на лицах выжигали какие-то страшные символы, либо просто безобразили раскалённым металлом их лица, чтобы этими мучениями подвигнуть монахов к осквернению, к непочитанию икон. Феодор, Феофан Начертанные так и называются этим именованием в Церкви, что на их лицах были выжжены металлом какие-то слова или символы, или просто их лица были обезображены. Но императорская власть такими методами ничего не достигла. Примерно в середине IX-го века, точнее в 842 году установилось наконец-то полное единомыслие. Императорская власть и Патриарх Тарасий провозгласили по всей империи свободу иконопочитания, причём не только свободу, но обязательное почитание и поклонение иконам.

Дорогие братия и сестры. Праздник Торжества Православия имеет своё историческое основание и связь именно с победой иконопочитания в Церкви. Страшные времена, о которых мы упомянули, похожи были на те страшные события, которые были у нас в постреволюционной России, когда храмы разрушались, осквернялись, колокола сбрасывались, кресты тросами сдёргивали дизельными тракторами с храмов. И что только ни делали из икон: и загородки для скота; и играли в карты на этих иконах, перевёрнутых, превращённых в столы; и обедали на них и плясали, и танцевали, и баржами целыми топили в морях. А кто разбирался из ненавистников Церкви в художественной и материальной ценности икон, вагонами целыми за границу продавали эти величайшие шедевры, перед которыми веками молились наши благочестивые предки.

     Дорогие братия и сестры. Мы с вами имеем великое утешение от того, что в Церкви нашей присутствуют иконы. Нет ни одного храма, где бы не было хотя бы нескольких икон Спасителя, Богоматери, местночтимых святых угодников Божиих, святителя Христова Николая Чудотвор-ца, Серафима Саровского и многих других повсеместно почитаемых святых. И действительно, иконы имеют величайшее значение в духовной жизни христианина. Достаточно вспомнить, что в судьбоносные моменты истории нашей страны, например, когда равноапостольным князем Владимиром осуществлялся выбор веры, к Православной вере он склонился тогда, когда греческий проповедник показал ему икону Страшного Суда. Князь Владимир ужаснулся, сказав: «Тяжко и плохо тем, которые окажутся слева от Спасителя и пойдут в огонь, и как прекрасно будет тем, которые справа будут от Господа и войдут в райские обители». Обращение преподоб-ной Марии Египетской и покаяние её началось после молитвы к Богоматери, икона которой висела в притворе храма. Богородица услышала молитву кающейся  грешницы Марии и способствовала тому, что из неё стала великая подвижница, молитвенница и святая угодница Божия в нашей Церкви. Иконами благословляют родители на брак своих детей; иконой мать благословляет сына, идущего на войну или в армию; икона спасает воинов в смертельных ситуациях; и таких чудес, от икон исходящих, великое множество. Есть чудотворные иконы, которые прославились спасением всей нашей страны от нашествия неприятельских полчищ: Казанская икона Пресвятой Богоматери, Владимирская, Смоленская иконы Божией Матери, Донская икона Пресвятой Богородицы и многие другие.

       Дорогие братия и сестры. В этот день Церковь обращает наше особое внимание на догмат иконопочитания, чтобы мы свято берегли, чтобы мы благоговейно относились к иконам, которые дома у нас есть, чтобы мы не допускали небрежения, халатности по отношению к ним, чтобы они не находились в грязи, в пыли и были лишь предметом интерьера и не более того, чтобы установилась живая связь молитвенная и трепетная и благоговейное отношение к иконам всегда присутствовало в нашей с вами жизни. Вместе с тем, мы сегодня уясняем ещё и ещё раз, что Церковь, установив догмат иконопочитания, призывает кланяться и почитать не саму икону, а тот первообраз, который она изображает. А как такового, поклонения иконам в буквальном смысле в Церкви Православной нет, есть почитательное поклонение, которое в греческом языке особым словом именуется и отличает это почитание икон от поклонения, присущего одному Богу. Икона являет нам тот образ или святого, или Богоматери, или Самого Христа, которые мы с вами, не видя этот образ, личность святого, мы почитаем, отталкиваясь от его священного изображения. Вместе с тем, следует также напомнить каждому из нас о том, что, молясь перед иконой, человек не совершал следующую ошибку. В Православной традиции нет практики проецирования образа, изображённого на иконе, куда-то в мысленное пространство, чтобы этот образ вставал между нами и объектом наших молитв, чтобы мы, отталкиваясь, например, от образа Богоматери не представляли в своём уме, воображении да ещё, закрыв глаза, в каком-то таком сосредоточении лик Богоматери: как Она выглядит, как одета, куда смотрит, какое выражение Её лица, или Спасителя Самого, или святого — это прелестная молитва. И тогда этот образ, который возникает в уме человека, который может проецироваться от иконы, является заслоном между человеком и Богом или Богоматерью, или святыми угодниками Божиими, к которым обращается наша молитва, и молитва становится прелестной, молитва становится воображательной. Этим типом такой экзальтированной молитвы грешат католики, которым свойственно внешнее чувственное восприятие и проявление религиозной жизни. Поэтому, дорогие братия и сестры, нужно, чтобы мы с вами прекрасно для себя уяснили, что иконам мы не кланяемся, иконы – это не идолы, идолопоклонства никогда не было в Православной Церкви. Православная Церковь уничтожила и истребила идолопоклонство по лицу всей земли.

       Праздник Торжества Православия связан, конечно, с торжеством и уникальностью самой нашей веры. Мы сегодня вспоминаем также с благодарностью великий сонм наших Святых, которые сохранили и передали для нас эту веру. Мы сегодня исповедуем и обладаем верой, которую Церковь называет верой спасительной, апостольской, отеческой. Эта вера вселенную утвердила, эта вера дошла до нас, мы причастны к этой спасительной вере.

Великий сонм святителей нашей Церкви, епископов, которые просвещённым, облагодатствованным разумом своим эту веру изъяснили, раскрыли богатство и глубину и донесли до нас.

Эта вера дошла до нас благодаря подвигу мучеников и исповедников веры Христовой, которые пострадали, отстаивая, в том числе, догмат иконопочитания, благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских, которые верность Богу и Православной вере доказали пролитием своей собственной крови и отданием жизни за Христа и веру спасительную.

Мы вспоминаем также великий сонм преподобных, монахов, отшельников, которые показали нам красоту молитвы, реально соединяющую нас с Богом.

Таким образом, благодаря этому великому сонму святых, мы с вами обладаем верой спасительной, правильной верой, мы с вами обладаем истиной. Истина по самому понятию только одна. Эта истина в плане достоверного, правильного знания о Боге, в плане хранения этой истины в недрах Церкви, присутствует и реально живёт только в Православной Церкви. Никакие другие исповедания и конфессии, ни мировые, ни секты, ни древние, ни новоявленные не содержат истину в той максимально выраженной полноте, которая присутствует в Церкви Христовой. Святой Кирилл Иерусалимский об этом говорит, что Господь в Церковь, как в некую духовную сокровищницу, вложил всё, что принадлежит истине. Эта истина пребывает в Церкви Христовой, и мы причастны этой истине, и мы обладаем этой истиной. Но мы обладаем ей не потому, что мы такие хорошие, что мы такие умные, такие грамотные, и что безошибочно разобрались или, будучи крещёными в детстве, или в зрелом возрасте, эту веру усвоив. Мы обладаем этой истиной, которую никто другой не знает, и никто другой из конфессий и сект, и философских учений, и так далее, не доходят до этой истины. Не потому, что мы такие великие, особенные, а потому, что Господь так милостив к нам, грешным, что Он призрел на нас, грешных и терпит нас в ограде Матери-Церкви. И дело в том, что принадлежность наша к Церкви Христовой, к которой мы привыкаем и считаем себя членами единой святой соборной и апостольской Церкви определяется, как минимум, фактом крещения. Это юридический, канонический аспект принадлежности к Церкви. Это внешняя принадлежность к Церкви в каждом из нас по-разному выражена. Но есть внутренняя принадлежность Церкви, есть границы Церкви, которые ведомы одному Богу, и Он усматривает границы Церкви Своей и ту реальность историческую, кто из людей входит в эту Церковь, а кто не входит. О чём здесь идёт речь? Дело в том, что всякий грех, который совершает человек, автоматически выбрасывает его, выводит из границ Церкви. И священник, когда кается грешник на исповеди, читает молитву и произносит такие слова: «Соедини и сохрани его (кающегося грешника) в Святой Твоей Церкви». То есть, эти слова показывают, что всякий грех выводит человека из Церкви, и лишь покаянием он опять входит в неё: «примири и соедини его со Святой Твоею Церковью».

       Поэтому, дорогие братия и сестры, нужно, чтобы мы с вами не пребывали в такой эйфории, что всё у нас хорошо, всё прекрасно, мы знаем, как жить, мы обладаем истиной и так далее. Всё это происходит только по неизреченному милосердию Божию! Сегодня такой праздник, кото-рый имеет два измерения: это Торжество Веры Православной и это праздник Матери нашей Церкви. Но с другой стороны, мы с вами должны чувствовать своё глубокое недостоинство, что мы с вами своей жизнью не составляем славы для Церкви и святости Церкви не прибавляем, а наоборот, умаляем её, наоборот, своими грехами и недостойными поступками умаляем, осквер-няем Церковь Христову, и Имя Божие хулится среди язычников. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть этот праздник Торжества Православной Веры, который сегодня празднуется в Церкви Православной, подвигнет каждого из нас к более ревностному исполнению заповедей Божиих, чтобы мы жизнь свою сверяли со Христом, с Его Заповедями, чтобы при каждом поступке мы думали о том, а как бы Христос поступил на этом месте, в той или иной ситуации. Совесть наша, которая является голосом Божиим, через Ангела-хранителя нашего, несомненно, подскажет нам, как бы Христос поступил на твоём конкретном месте, здесь и сейчас.

       Дай Бог, чтобы трепетное, бережное отношение к Церкви через свою собственную жизнь присутствовало в жизни каждого из нас. Аминь!

5 марта 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня по окончании первой недели Великого поста Церковь отмечает особый день и праздник, который называется днём Торжества Православия. Этот день является днём духовного торжества, ликования Церкви, земной и Небесной. В основание этого праздника лёг догмат иконопочитания, который был установлен в конце  VIII-го века ещё на VII-ом Вселенском Соборе при единомыслии отцов, участников этого Собора. К сожалению, после VII-го Вселенского Собора этот догмат не был повсеместно введён в жизнь, и иконоборцы, отвергавшие почитание икон, предававшие их поруганию, сожжению и истреблению были ещё очень сильны и находили покровительство в лице того или иного Византийского императора. В этот период были такие императоры, которые вошли в историю, как особо ненавидящие иконы, как Лев Исаврянин, который сам, помимо управления государством, всю мощь своей императорской власти направлял на уничтожение и искоренение икон.

После VII-го Вселенского Собора ещё долгое время, более пятидесяти лет Церковь не имела мира и спокойствия, и в тех или иных митрополиях, епархиях гонения на почитающих иконы были очень сильны. Из этого периода известны страшные случаи, когда монахов заставляли насильно осквернять иконы, а тех, кто противились этому, калёным железом на лицах выжигали какие-то страшные символы, либо просто безобразили раскалённым металлом их лица, чтобы этими мучениями подвигнуть монахов к осквернению, к непочитанию икон. Феодор, Феофан Начертанные так и называются этим именованием в Церкви, что на их лицах были выжжены металлом какие-то слова или символы, или просто их лица были обезображены. Но императорская власть такими методами ничего не достигла. Примерно в середине IX-го века, точнее в 842 году установилось наконец-то полное единомыслие. Императорская власть и Патриарх Тарасий провозгласили по всей империи свободу иконопочитания, причём не только свободу, но обязательное почитание и поклонение иконам.

Дорогие братия и сестры. Праздник Торжества Православия имеет своё историческое основание и связь именно с победой иконопочитания в Церкви. Страшные времена, о которых мы упомянули, похожи были на те страшные события, которые были у нас в постреволюционной России, когда храмы разрушались, осквернялись, колокола сбрасывались, кресты тросами сдёргивали дизельными тракторами с храмов. И что только ни делали из икон: и загородки для скота; и играли в карты на этих иконах, перевёрнутых, превращённых в столы; и обедали на них и плясали, и танцевали, и баржами целыми топили в морях. А кто разбирался из ненавистников Церкви в художественной и материальной ценности икон, вагонами целыми за границу продавали эти величайшие шедевры, перед которыми веками молились наши благочестивые предки.

     Дорогие братия и сестры. Мы с вами имеем великое утешение от того, что в Церкви нашей присутствуют иконы. Нет ни одного храма, где бы не было хотя бы нескольких икон Спасителя, Богоматери, местночтимых святых угодников Божиих, святителя Христова Николая Чудотвор-ца, Серафима Саровского и многих других повсеместно почитаемых святых. И действительно, иконы имеют величайшее значение в духовной жизни христианина. Достаточно вспомнить, что в судьбоносные моменты истории нашей страны, например, когда равноапостольным князем Владимиром осуществлялся выбор веры, к Православной вере он склонился тогда, когда греческий проповедник показал ему икону Страшного Суда. Князь Владимир ужаснулся, сказав: «Тяжко и плохо тем, которые окажутся слева от Спасителя и пойдут в огонь, и как прекрасно будет тем, которые справа будут от Господа и войдут в райские обители». Обращение преподоб-ной Марии Египетской и покаяние её началось после молитвы к Богоматери, икона которой висела в притворе храма. Богородица услышала молитву кающейся  грешницы Марии и способствовала тому, что из неё стала великая подвижница, молитвенница и святая угодница Божия в нашей Церкви. Иконами благословляют родители на брак своих детей; иконой мать благословляет сына, идущего на войну или в армию; икона спасает воинов в смертельных ситуациях; и таких чудес, от икон исходящих, великое множество. Есть чудотворные иконы, которые прославились спасением всей нашей страны от нашествия неприятельских полчищ: Казанская икона Пресвятой Богоматери, Владимирская, Смоленская иконы Божией Матери, Донская икона Пресвятой Богородицы и многие другие.

       Дорогие братия и сестры. В этот день Церковь обращает наше особое внимание на догмат иконопочитания, чтобы мы свято берегли, чтобы мы благоговейно относились к иконам, которые дома у нас есть, чтобы мы не допускали небрежения, халатности по отношению к ним, чтобы они не находились в грязи, в пыли и были лишь предметом интерьера и не более того, чтобы установилась живая связь молитвенная и трепетная и благоговейное отношение к иконам всегда присутствовало в нашей с вами жизни. Вместе с тем, мы сегодня уясняем ещё и ещё раз, что Церковь, установив догмат иконопочитания, призывает кланяться и почитать не саму икону, а тот первообраз, который она изображает. А как такового, поклонения иконам в буквальном смысле в Церкви Православной нет, есть почитательное поклонение, которое в греческом языке особым словом именуется и отличает это почитание икон от поклонения, присущего одному Богу. Икона являет нам тот образ или святого, или Богоматери, или Самого Христа, которые мы с вами, не видя этот образ, личность святого, мы почитаем, отталкиваясь от его священного изображения. Вместе с тем, следует также напомнить каждому из нас о том, что, молясь перед иконой, человек не совершал следующую ошибку. В Православной традиции нет практики проецирования образа, изображённого на иконе, куда-то в мысленное пространство, чтобы этот образ вставал между нами и объектом наших молитв, чтобы мы, отталкиваясь, например, от образа Богоматери не представляли в своём уме, воображении да ещё, закрыв глаза, в каком-то таком сосредоточении лик Богоматери: как Она выглядит, как одета, куда смотрит, какое выражение Её лица, или Спасителя Самого, или святого — это прелестная молитва. И тогда этот образ, который возникает в уме человека, который может проецироваться от иконы, является заслоном между человеком и Богом или Богоматерью, или святыми угодниками Божиими, к которым обращается наша молитва, и молитва становится прелестной, молитва становится воображательной. Этим типом такой экзальтированной молитвы грешат католики, которым свойственно внешнее чувственное восприятие и проявление религиозной жизни. Поэтому, дорогие братия и сестры, нужно, чтобы мы с вами прекрасно для себя уяснили, что иконам мы не кланяемся, иконы – это не идолы, идолопоклонства никогда не было в Православной Церкви. Православная Церковь уничтожила и истребила идолопоклонство по лицу всей земли.

       Праздник Торжества Православия связан, конечно, с торжеством и уникальностью самой нашей веры. Мы сегодня вспоминаем также с благодарностью великий сонм наших Святых, которые сохранили и передали для нас эту веру. Мы сегодня исповедуем и обладаем верой, которую Церковь называет верой спасительной, апостольской, отеческой. Эта вера вселенную утвердила, эта вера дошла до нас, мы причастны к этой спасительной вере.

Великий сонм святителей нашей Церкви, епископов, которые просвещённым, облагодатствованным разумом своим эту веру изъяснили, раскрыли богатство и глубину и донесли до нас.

Эта вера дошла до нас благодаря подвигу мучеников и исповедников веры Христовой, которые пострадали, отстаивая, в том числе, догмат иконопочитания, благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских, которые верность Богу и Православной вере доказали пролитием своей собственной крови и отданием жизни за Христа и веру спасительную.

Мы вспоминаем также великий сонм преподобных, монахов, отшельников, которые показали нам красоту молитвы, реально соединяющую нас с Богом.

Таким образом, благодаря этому великому сонму святых, мы с вами обладаем верой спасительной, правильной верой, мы с вами обладаем истиной. Истина по самому понятию только одна. Эта истина в плане достоверного, правильного знания о Боге, в плане хранения этой истины в недрах Церкви, присутствует и реально живёт только в Православной Церкви. Никакие другие исповедания и конфессии, ни мировые, ни секты, ни древние, ни новоявленные не содержат истину в той максимально выраженной полноте, которая присутствует в Церкви Христовой. Святой Кирилл Иерусалимский об этом говорит, что Господь в Церковь, как в некую духовную сокровищницу, вложил всё, что принадлежит истине. Эта истина пребывает в Церкви Христовой, и мы причастны этой истине, и мы обладаем этой истиной. Но мы обладаем ей не потому, что мы такие хорошие, что мы такие умные, такие грамотные, и что безошибочно разобрались или, будучи крещёными в детстве, или в зрелом возрасте, эту веру усвоив. Мы обладаем этой истиной, которую никто другой не знает, и никто другой из конфессий и сект, и философских учений, и так далее, не доходят до этой истины. Не потому, что мы такие великие, особенные, а потому, что Господь так милостив к нам, грешным, что Он призрел на нас, грешных и терпит нас в ограде Матери-Церкви. И дело в том, что принадлежность наша к Церкви Христовой, к которой мы привыкаем и считаем себя членами единой святой соборной и апостольской Церкви определяется, как минимум, фактом крещения. Это юридический, канонический аспект принадлежности к Церкви. Это внешняя принадлежность к Церкви в каждом из нас по-разному выражена. Но есть внутренняя принадлежность Церкви, есть границы Церкви, которые ведомы одному Богу, и Он усматривает границы Церкви Своей и ту реальность историческую, кто из людей входит в эту Церковь, а кто не входит. О чём здесь идёт речь? Дело в том, что всякий грех, который совершает человек, автоматически выбрасывает его, выводит из границ Церкви. И священник, когда кается грешник на исповеди, читает молитву и произносит такие слова: «Соедини и сохрани его (кающегося грешника) в Святой Твоей Церкви». То есть, эти слова показывают, что всякий грех выводит человека из Церкви, и лишь покаянием он опять входит в неё: «примири и соедини его со Святой Твоею Церковью».

       Поэтому, дорогие братия и сестры, нужно, чтобы мы с вами не пребывали в такой эйфории, что всё у нас хорошо, всё прекрасно, мы знаем, как жить, мы обладаем истиной и так далее. Всё это происходит только по неизреченному милосердию Божию! Сегодня такой праздник, кото-рый имеет два измерения: это Торжество Веры Православной и это праздник Матери нашей Церкви. Но с другой стороны, мы с вами должны чувствовать своё глубокое недостоинство, что мы с вами своей жизнью не составляем славы для Церкви и святости Церкви не прибавляем, а наоборот, умаляем её, наоборот, своими грехами и недостойными поступками умаляем, осквер-няем Церковь Христову, и Имя Божие хулится среди язычников. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть этот праздник Торжества Православной Веры, который сегодня празднуется в Церкви Православной, подвигнет каждого из нас к более ревностному исполнению заповедей Божиих, чтобы мы жизнь свою сверяли со Христом, с Его Заповедями, чтобы при каждом поступке мы думали о том, а как бы Христос поступил на этом месте, в той или иной ситуации. Совесть наша, которая является голосом Божиим, через Ангела-хранителя нашего, несомненно, подскажет нам, как бы Христос поступил на твоём конкретном месте, здесь и сейчас.

       Дай Бог, чтобы трепетное, бережное отношение к Церкви через свою собственную жизнь присутствовало в жизни каждого из нас. Аминь!

Предыдущая проповедь

2 марта 2017

О памяти смертной
Следующая проповедь

12 марта 2017

Святитель Григорий Палама

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00