Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Торжество Православия

      «Пречистому образу твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже» — это одно из центральных песнопений сегодняшнего праздника, в котором Церковь призывает нас к поклонению честным иконам. Сегодня праздник Торжества Православия, который помимо своего исторического контекста, связанного с утверждением догмата иконопочитания, является и  его окончательной победой и утверждением в истории Церкви после завершения периода иконоборчества, который длился более 100 лет в Церкви Православной и окончился к 842 году. Эта дата непосредственно связана с праздником Торжества веры Православной.

       В этот день Церковь с благодарностью вспоминает подвиг всех святых, мучеников, преподобных и особенно святителей, которые утверждали веру Православную, которую донесли до нас, которую сохранили в своих трудах Богословских, очистили от ересей, от неправильных мыслей и словно некий драгоценнейший, бесценный сосуд передали нам, их потомкам. Мы вспоминаем, дорогие братия и сестры, и наших благочестивых предков по роду нашему, которые, без сомнения, были людьми Православными, если не родители, то, по крайней мере, деды и прадеды, которые ещё с той святой Руси впитывали эти живительные соки Православия. Сейчас они давно уже находятся в ином мире, в селениях самого Господа, но и там молятся за нас с вами, чтобы мы нашли путь к Святой Церкви и обрели истину Православной веры, берегли её так же, как они несли, словно драгоценный незатухающий факел, по своей жизни.

       Церковь сегодня одновременно очень строго поступает с теми, кто не признает её учение. В этот день совершается чин торжества Православия, который присущ архиерейскому богослужению. Он обычно исполняется в кафедральных соборах, на нём положено произносить так называемые анафемы тем, кто не признаёт учения Православной Церкви. В прошлые десятилетия их невозможно было исполнить, потому что каждое слово звучало против исторического пути, против власти, анафема тем, кто не признаёт и не почитает Божию Матерь и её Приснодевства, кто не почитает и не признаёт три Лица Святой Тоицы, кто не признает двух естеств во Христе и Его воплощение и рождение, кто отметает святые иконы и не признаёт их. Анафема всем этим еретикам и отступникам.

        И в этот день Церковь отсекает этих еретиков, неправомыслящих людей, от своего живоносного древа, чтобы этого живительного сока было достаточно, и он не был омрачён, не был отравлен их еретическим вольномыслием.

       Но помимо этого, дорогие братия и сестры, особенно хотелось бы остановиться сегодня на догмате иконопочитания. Как вы знаете, Православная Церковь с особенной любовью относится к иконам, особенно с трепетом и мы не можем представить себе храма Православного без икон. Убери иконы из храма — будет либо концертный зал, либо синагога, кирха протестантская, либо ешё что, но никак не Православный храм. Идея о Боге будет тогда с трудом просматриваться в этом здании, лишённом икон.

        Вы прекрасно знаете, что сектанты отвергают догмат иконопочитания, нет у них икон. Дорогие братия и сестры, зайдем сначала с практической стороны. Чего же достигли сектанты, отвергнув почитание икон? Чего они достигли в своём историческом развитии, где святость, где благодать, где чудеса, где сила Божия, являемая воочию, где святые подвижники из сектантов, протестантов, которые оказали влияние на ход истории, спасли человечество? Где эти благодатные плоды? Мы видим, что нет их. Отвергнув иконы, они остались без благодатной пищи для ума и для сердца.

       Сектанты говорят, что нет в Священном Писании таких мест, которые указывали бы на обязательное почитание икон, а наоборот, есть места, которые запрещают идолопоклонство. На первый беглый взгляд, человек, который впервые услышит эти бредни, который не знаком со Священным Писанием, может попасться на подобные вольнодумные сектантские мысли. Стоит познакомиться с духом Священного Писания и преданием Церкви, и мы увидим тогда несомненное утверждение и благословение самого Христа на почитание икон.

      Еще в Ветхом Завете, когда Бог, как искусный художник и архитектор, передавал Моисею подробнейшие чертежи и описание, как необходимо устроить скинию, первый походный храм в истории иудеев, Он повелел на кивоте Завета вышить золотых херувимов, также золотой херувим закрывал эту крышку Завета. Были даже в Ветхом Завете другие священные изображения, которые безукоризненно и абсолютно почитались всеми иудеями. Заповедь о запрещении идолопоклон-ства, сотворение кумира дана была ветхозаветному Израилю, который жил среди язычников в противовес им, чтобы иудеи не сталкивались в глубины идолопоклонства и не признавали тварь за Бога.

       Но затем, особенно в Новозаветной Церкви, мы видим упоминание о том, что Христос Сам благословлял употребление и почитание икон. Вы помните, как к Нему пришел художник по имени Анания от больного князя Авгаря, чтобы написать Его изображение и принести князю, который имел такую веру, что думал, что только посмотрит он на этот Лик Христа, тотчас получит исцеление. Художник не смог близко подойти и написать портрет, потому что Иисус был окружён множеством народа. Тогда Христос, видя это, умывает лицо Своё, вытирается полотенцем, на котором запечатлелся Его Божественный Лик, и отдает его этому художнику. Художник относит полотенце князю, и тот действительно получает исцеление. Таким образом, в истории христианской Церкви появляется этот образ нерукотворного Спаса, первая икона, которая появилась еще при земной жизни самого Господа.

        Мы рады и счастливы с вами, что стоим в храме Божием, который посвящен этому событию. Сегодня мы словно похожи на ту толпу почитателей Христа, которая окружала Его во время земной жизни, словно сейчас среди нас явился этот необыкновенный образ нерукотворного Спаса нашего Господа. Разве Господь не знал, посылая этот убрус князю, что тот будет почитать его, прикладываться, лобызать и целовать, как бесценную реликвию и святыню. Конечно же, знал и, передавая этот убрус князю, тем самым благословил и почитание в будущем создаваемых икон в Православной Церкви.

       Мы знаем, что евангелист Лука написал несколько икон Божией Матери еще при её земной жизни. Предание Церкви говорит, что одну из икон он написал прямо на доске от стола, на котором трапезовали ученики и на котором была совершена Тайная вечеря. И вот, когда Лука показал Божией Матери иконы, она сказала: «С этими иконами моя благодать и сила пребудут неотступно».

      Далее, дорогие братия и сестры, в древней Церкви появляются сначала религиозные символы, которые были предшественниками икон: и символ виноградной лозы, и символ рыбы как аббревиатура имени Христа, Сына Божия, и Христос, как добрый пастырь, с агнцем на плечах, и крест животворящий и множество других. Затем, мы уже вспоминали с вами, как к князю Владимиру идут греческие проповедники, показывают икону Страшного суда, и эта икона предопределила выбор веры князя, предопределила и спасла Русь и направила её по историческому православному пути развития. Икона Знамения Пресвятой Богородицы спасла Великий Новгород. Икона Спаса, которая была в войске Андрея Боголюбского, дарует ему победу над болгарами. Владимирская икона Божией Матери, износимая из Стольного града, обращает вспять победоносного Тамерлана, покорившего почти весь мир. Он снимает свои войска, в трепете и ужасе уходит, потому что грозная Жена явилась ему в Небесном сиянии и приказала уйти от пределов Российских. Икона Казанской Пресвятой Богородицы, чтимая, любимая в Петербурге, спасла Царствующий град от литовского и польского порабощения.

     С Великим постом связано другое событие. Мария-блудница, будущая подвижница, преподобная Мария Египетская, когда не могла войти в храм Божий из-за своих грехов, увидела в притворе икону Божией Матери, Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, и к ней, милосердной Матери обратилась, когда весь мир её презирал и она не допускалась в храм Божий.    Божия Матерь, как истинная любящая мать, поверила этим словам Марии, обещанию  исправить свою жизнь и допустила её войти в Иерусалимский храм в праздник Воздвижения Креста и причаститься Святых Христовых Тайн.

       Дорогие братья и сестры! Мы с вами в период воскресных дней вспоминали однажды исцеление кровоточивой женщины. В благодарность за это ещё во время земной жизни Христа она сделала медное изваяние Христа, статую, по подобию язычников и поставила на том месте, где совершено было это чудо над ней. Трава, которая росла вокруг этого памятника, получила целебные свойства. Как только трава возрастала до самой статуи, касалась одежды Христа, она   производила то же самое чудесное исцеление над теми, кто прибегал к этой статуе, словно повторяя то чудо, которое совершилось в её жизни. Подобную статую мы видим на  Новодевичьем кладбище в С-Петербурге, которую устраивает благочестивый муж на могиле своей безвременно ушедшей супруги. Такая же статуя Христа, вся истёртая от благочестивых поклонений и поцелуев верных христиан, есть в церковном музее в Троице-Сергиевой лавре в Московской Академии. Не свойственны эти статуи Православным традициям, канонам Церкви, но ради благочестивых намерений, ради которых они воздвигались и строились, Господь, где хочет, побеждает чин естества. Нарушаются тогда формальные запреты на изображение изваяний, чтобы человек не впал в идолопоклонство. Раз есть благочестивое движение сердца, эти статуи, эти скульптурные изображения святых или Христа тоже могут творить чудеса, как творят чудеса иконы не только написанные по канонам на дереве и красками, но мироточат и фотографии, и бумага, и литографии, и ксерокопии иконы, на чём бы они ни были исполнены: на камне, на металле, — любое изображение иконы делает священным этот предмет.

      И вот, дорогие братия и сестры, мы с вами сегодня в благоговейном трепете прикладываемся к иконам. Церковь называет их Евангелием для неграмотных людей. Евангелие и икона — можно поставить знак равенства перед этими символами. Евангелие раскрывает Христа, говорит о Нём, приводит к Нему, а икона показывает то, что сделал Христос, что Его благодать сделала со святыми, кто следовал путём Его жизни. Начало и конец, образец и итог — вот что говорит нам Евангелие и икона.

       Непоследовательны были иконоборцы в своем безумном восстании на иконы. Помимо этих икон, священных изображений, весь мир усеян и исполнен иконами Божиими, как образами Бога, как творениями Его. Если быть последовательным и так уничтожать всякие мнимые соблазны, то надо погасить и солнце, и луну, и звёзды, и реки вспять повернуть, моря и озера уничтожить, и животных всех уничтожить с лица земли. Почему? Потому, что все эти символы почитаются как идолы у язычников. Возьмите индуизм, возьмите Китай, возьмите других дремучих язычников, там увидите поклонение этим тварям, этим вещам, живым и неживым созданиям, которые созданы Богом. Невозможно уничтожить Его творение, как невозможно уничтожить иконы и убрать их из храмов, потому что икона связана со Христом. Защищая икону, мы защищаем Христа, мы защищаем и свидетельствуем Его истинное Боговоплощение, что Христос родился на земле, что Он узнаваем, что Он был и является таким же истинным человеком, имел настоящую, не призрачную плоть, а такую, как имеем мы с вами. Это наша победа, это наша слава.

        Дорогие братия и сестры. В этот день ещё совершенно необходимо остановить наше внимание на таких важнейших моментах Церковной жизни и дисциплины, как послушание Церкви. Сегодня, когда Церковь изрекает смелые и решительные анафемы всем, кто не признаёт её учение и отвергает её догматы, каждый из нас должен проверить свою совесть, как мы с вами поступаем, как мы бережём Священное достояние веры и Предание нашей Церкви. С одной стороны, Церковь никогда не требовала рабского послушания, безоговорочного и безусловного. Она всегда надеялась видеть в своих пасомых логическую, разумную веру и говорила, что, входя в храм, надо снимать шапку, а не голову. А голову оставлять на плечах и разум не отключать, когда ты слышишь то или иное церковное руководство, которое может быть несогласным с духом Церкви. Мы должны решительно сказать, что, если в каком-либо храме, приходе  священник или кто-нибудь другой призывает христиан идти против иерархии Церкви, против патриарха, собирать бесчинные сборища, собирать подписи на созвание поместного или архиерейского собора, говорить, что Церковь в опасности и т.д. Бежать надо из таких храмов, как от огня. Если в каких-то храмах проповедуется исключительная любовь к самим себе: «Приходите только в наш храм, только ко мне идите, сюда, дорогие, родные, больше никто не знает, как вести вас ко Христу. Почему ты не пришёл ко мне, где ты был вчера? Только в наш храм нужно идти», — это с одной стороны сектантство, а с другой — за этими призывами стоит подспудное желаниеа и страсть сребролюбия, а не любовь к пасомым.

       Человек должен критически относиться к таким советам, если в том или ином храме при определенных условиях, при немощах духовенства, при бессилии и безвластии, разные бывают ситуации. Бывают, другие люди управляют приходской жизнью, так называемый «бабий синедрион». Избави вас Бог от всяких там листовок, подписей, сборов всяких, протестов и несогласий. Если кто-то будет призывать идти поддержать этих катакомбников в пензенском крае, которые ждут второго пришествия — голову имейте на плечах, православные, всегда твёрдо оценивайте, сверяйте с духом Евангелия те или иные советы.

       С другой стороны, дорогие братия и сестры, мы должны предупредить вас со всей ответственностью — какой бы ни был священник, если он не под запретом архиерейским, все таинства, которые он совершает, действительны. Чтобы и в этом отношении не было перекосов. Часто мы сталкиваемся с такими каноническими нарушениями: выходят несколько священников причащать, к одному идут, к другому нет; к архиерею, который стоит с чашей, идёт весь храм, к священникам не идёт никто. Что, другой Христос там, в чаше, другие Тело и Кровь? Иногда можно слышать такие слова: «Буду причащаться или у этой чаши, или никогда и нигде». Избави Бог, дорогие братия и сестры, от таких воззрений и слов.

    Если священник находится под архиерейским запрещением и совершает богослужения — это его грех, но если прихожане узнают, что священник в расколе, под запретом, они не имеют права туда ходить, какой бы ни был этот пастырь. Потому, что в этом случае вы также становитесь раскольниками, вы предаёте Матерь- Церковь. Очень твёрдо это надо помнить тем, кто путешествует по долгу службы на Украину, посещает там своих близких и родных. В сёлах остались подчас только раскольнические храмы, филаретовские или другие, иных нет храмов в этом селе. Не имеет право человек ходить в эти храмы: это духовный блуд и измена Церкви. Точно так же, как человек, совершая блуд — страшный грех совершает, не надо оправдывать себя и говорить: «Какая разница, ну ведь всё равно, ведь женщины все одинаковы — какая разница? Ну, поехал в командировку, поехал в другой город, нет жены рядом — какая разница?»

      Избави Бог, дорогие братия и сестры, когда мы так поступаем в духовном плане. Когда ходим в раскольнические храмы — это тот же самый духовный блуд. Есть разница, великая разница: недопустимо евхаристическое общение между членами церквей, которые не состоят в каноническом общении. Это духовный блуд, разврат и преступление, измена против Церкви. Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы у всех у нас хватало разума быть послушными чадами Церкви. Когда пастыри Церкви вас призывают идти путём следования за Христом, посещать богослужения, а вы их не посещаете, исполнять посты, а вы не поститесь, сохранять свои семьи а они не сохраняются в результате неправильного духовного руководства над вами, то надо делать выводы, надо искать ошибки в самом себе. И пусть, дорогие братия и сестры, в этот день Торжества Православия для нас всё-таки краеугольными будут слова свт. Иоанна Златоуста: «Только не удаляйтесь от церкви, и вы спасётесь». Аминь

28 марта 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

      «Пречистому образу твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже» — это одно из центральных песнопений сегодняшнего праздника, в котором Церковь призывает нас к поклонению честным иконам. Сегодня праздник Торжества Православия, который помимо своего исторического контекста, связанного с утверждением догмата иконопочитания, является и  его окончательной победой и утверждением в истории Церкви после завершения периода иконоборчества, который длился более 100 лет в Церкви Православной и окончился к 842 году. Эта дата непосредственно связана с праздником Торжества веры Православной.

       В этот день Церковь с благодарностью вспоминает подвиг всех святых, мучеников, преподобных и особенно святителей, которые утверждали веру Православную, которую донесли до нас, которую сохранили в своих трудах Богословских, очистили от ересей, от неправильных мыслей и словно некий драгоценнейший, бесценный сосуд передали нам, их потомкам. Мы вспоминаем, дорогие братия и сестры, и наших благочестивых предков по роду нашему, которые, без сомнения, были людьми Православными, если не родители, то, по крайней мере, деды и прадеды, которые ещё с той святой Руси впитывали эти живительные соки Православия. Сейчас они давно уже находятся в ином мире, в селениях самого Господа, но и там молятся за нас с вами, чтобы мы нашли путь к Святой Церкви и обрели истину Православной веры, берегли её так же, как они несли, словно драгоценный незатухающий факел, по своей жизни.

       Церковь сегодня одновременно очень строго поступает с теми, кто не признает её учение. В этот день совершается чин торжества Православия, который присущ архиерейскому богослужению. Он обычно исполняется в кафедральных соборах, на нём положено произносить так называемые анафемы тем, кто не признаёт учения Православной Церкви. В прошлые десятилетия их невозможно было исполнить, потому что каждое слово звучало против исторического пути, против власти, анафема тем, кто не признаёт и не почитает Божию Матерь и её Приснодевства, кто не почитает и не признаёт три Лица Святой Тоицы, кто не признает двух естеств во Христе и Его воплощение и рождение, кто отметает святые иконы и не признаёт их. Анафема всем этим еретикам и отступникам.

        И в этот день Церковь отсекает этих еретиков, неправомыслящих людей, от своего живоносного древа, чтобы этого живительного сока было достаточно, и он не был омрачён, не был отравлен их еретическим вольномыслием.

       Но помимо этого, дорогие братия и сестры, особенно хотелось бы остановиться сегодня на догмате иконопочитания. Как вы знаете, Православная Церковь с особенной любовью относится к иконам, особенно с трепетом и мы не можем представить себе храма Православного без икон. Убери иконы из храма — будет либо концертный зал, либо синагога, кирха протестантская, либо ешё что, но никак не Православный храм. Идея о Боге будет тогда с трудом просматриваться в этом здании, лишённом икон.

        Вы прекрасно знаете, что сектанты отвергают догмат иконопочитания, нет у них икон. Дорогие братия и сестры, зайдем сначала с практической стороны. Чего же достигли сектанты, отвергнув почитание икон? Чего они достигли в своём историческом развитии, где святость, где благодать, где чудеса, где сила Божия, являемая воочию, где святые подвижники из сектантов, протестантов, которые оказали влияние на ход истории, спасли человечество? Где эти благодатные плоды? Мы видим, что нет их. Отвергнув иконы, они остались без благодатной пищи для ума и для сердца.

       Сектанты говорят, что нет в Священном Писании таких мест, которые указывали бы на обязательное почитание икон, а наоборот, есть места, которые запрещают идолопоклонство. На первый беглый взгляд, человек, который впервые услышит эти бредни, который не знаком со Священным Писанием, может попасться на подобные вольнодумные сектантские мысли. Стоит познакомиться с духом Священного Писания и преданием Церкви, и мы увидим тогда несомненное утверждение и благословение самого Христа на почитание икон.

      Еще в Ветхом Завете, когда Бог, как искусный художник и архитектор, передавал Моисею подробнейшие чертежи и описание, как необходимо устроить скинию, первый походный храм в истории иудеев, Он повелел на кивоте Завета вышить золотых херувимов, также золотой херувим закрывал эту крышку Завета. Были даже в Ветхом Завете другие священные изображения, которые безукоризненно и абсолютно почитались всеми иудеями. Заповедь о запрещении идолопоклон-ства, сотворение кумира дана была ветхозаветному Израилю, который жил среди язычников в противовес им, чтобы иудеи не сталкивались в глубины идолопоклонства и не признавали тварь за Бога.

       Но затем, особенно в Новозаветной Церкви, мы видим упоминание о том, что Христос Сам благословлял употребление и почитание икон. Вы помните, как к Нему пришел художник по имени Анания от больного князя Авгаря, чтобы написать Его изображение и принести князю, который имел такую веру, что думал, что только посмотрит он на этот Лик Христа, тотчас получит исцеление. Художник не смог близко подойти и написать портрет, потому что Иисус был окружён множеством народа. Тогда Христос, видя это, умывает лицо Своё, вытирается полотенцем, на котором запечатлелся Его Божественный Лик, и отдает его этому художнику. Художник относит полотенце князю, и тот действительно получает исцеление. Таким образом, в истории христианской Церкви появляется этот образ нерукотворного Спаса, первая икона, которая появилась еще при земной жизни самого Господа.

        Мы рады и счастливы с вами, что стоим в храме Божием, который посвящен этому событию. Сегодня мы словно похожи на ту толпу почитателей Христа, которая окружала Его во время земной жизни, словно сейчас среди нас явился этот необыкновенный образ нерукотворного Спаса нашего Господа. Разве Господь не знал, посылая этот убрус князю, что тот будет почитать его, прикладываться, лобызать и целовать, как бесценную реликвию и святыню. Конечно же, знал и, передавая этот убрус князю, тем самым благословил и почитание в будущем создаваемых икон в Православной Церкви.

       Мы знаем, что евангелист Лука написал несколько икон Божией Матери еще при её земной жизни. Предание Церкви говорит, что одну из икон он написал прямо на доске от стола, на котором трапезовали ученики и на котором была совершена Тайная вечеря. И вот, когда Лука показал Божией Матери иконы, она сказала: «С этими иконами моя благодать и сила пребудут неотступно».

      Далее, дорогие братия и сестры, в древней Церкви появляются сначала религиозные символы, которые были предшественниками икон: и символ виноградной лозы, и символ рыбы как аббревиатура имени Христа, Сына Божия, и Христос, как добрый пастырь, с агнцем на плечах, и крест животворящий и множество других. Затем, мы уже вспоминали с вами, как к князю Владимиру идут греческие проповедники, показывают икону Страшного суда, и эта икона предопределила выбор веры князя, предопределила и спасла Русь и направила её по историческому православному пути развития. Икона Знамения Пресвятой Богородицы спасла Великий Новгород. Икона Спаса, которая была в войске Андрея Боголюбского, дарует ему победу над болгарами. Владимирская икона Божией Матери, износимая из Стольного града, обращает вспять победоносного Тамерлана, покорившего почти весь мир. Он снимает свои войска, в трепете и ужасе уходит, потому что грозная Жена явилась ему в Небесном сиянии и приказала уйти от пределов Российских. Икона Казанской Пресвятой Богородицы, чтимая, любимая в Петербурге, спасла Царствующий град от литовского и польского порабощения.

     С Великим постом связано другое событие. Мария-блудница, будущая подвижница, преподобная Мария Египетская, когда не могла войти в храм Божий из-за своих грехов, увидела в притворе икону Божией Матери, Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, и к ней, милосердной Матери обратилась, когда весь мир её презирал и она не допускалась в храм Божий.    Божия Матерь, как истинная любящая мать, поверила этим словам Марии, обещанию  исправить свою жизнь и допустила её войти в Иерусалимский храм в праздник Воздвижения Креста и причаститься Святых Христовых Тайн.

       Дорогие братья и сестры! Мы с вами в период воскресных дней вспоминали однажды исцеление кровоточивой женщины. В благодарность за это ещё во время земной жизни Христа она сделала медное изваяние Христа, статую, по подобию язычников и поставила на том месте, где совершено было это чудо над ней. Трава, которая росла вокруг этого памятника, получила целебные свойства. Как только трава возрастала до самой статуи, касалась одежды Христа, она   производила то же самое чудесное исцеление над теми, кто прибегал к этой статуе, словно повторяя то чудо, которое совершилось в её жизни. Подобную статую мы видим на  Новодевичьем кладбище в С-Петербурге, которую устраивает благочестивый муж на могиле своей безвременно ушедшей супруги. Такая же статуя Христа, вся истёртая от благочестивых поклонений и поцелуев верных христиан, есть в церковном музее в Троице-Сергиевой лавре в Московской Академии. Не свойственны эти статуи Православным традициям, канонам Церкви, но ради благочестивых намерений, ради которых они воздвигались и строились, Господь, где хочет, побеждает чин естества. Нарушаются тогда формальные запреты на изображение изваяний, чтобы человек не впал в идолопоклонство. Раз есть благочестивое движение сердца, эти статуи, эти скульптурные изображения святых или Христа тоже могут творить чудеса, как творят чудеса иконы не только написанные по канонам на дереве и красками, но мироточат и фотографии, и бумага, и литографии, и ксерокопии иконы, на чём бы они ни были исполнены: на камне, на металле, — любое изображение иконы делает священным этот предмет.

      И вот, дорогие братия и сестры, мы с вами сегодня в благоговейном трепете прикладываемся к иконам. Церковь называет их Евангелием для неграмотных людей. Евангелие и икона — можно поставить знак равенства перед этими символами. Евангелие раскрывает Христа, говорит о Нём, приводит к Нему, а икона показывает то, что сделал Христос, что Его благодать сделала со святыми, кто следовал путём Его жизни. Начало и конец, образец и итог — вот что говорит нам Евангелие и икона.

       Непоследовательны были иконоборцы в своем безумном восстании на иконы. Помимо этих икон, священных изображений, весь мир усеян и исполнен иконами Божиими, как образами Бога, как творениями Его. Если быть последовательным и так уничтожать всякие мнимые соблазны, то надо погасить и солнце, и луну, и звёзды, и реки вспять повернуть, моря и озера уничтожить, и животных всех уничтожить с лица земли. Почему? Потому, что все эти символы почитаются как идолы у язычников. Возьмите индуизм, возьмите Китай, возьмите других дремучих язычников, там увидите поклонение этим тварям, этим вещам, живым и неживым созданиям, которые созданы Богом. Невозможно уничтожить Его творение, как невозможно уничтожить иконы и убрать их из храмов, потому что икона связана со Христом. Защищая икону, мы защищаем Христа, мы защищаем и свидетельствуем Его истинное Боговоплощение, что Христос родился на земле, что Он узнаваем, что Он был и является таким же истинным человеком, имел настоящую, не призрачную плоть, а такую, как имеем мы с вами. Это наша победа, это наша слава.

        Дорогие братия и сестры. В этот день ещё совершенно необходимо остановить наше внимание на таких важнейших моментах Церковной жизни и дисциплины, как послушание Церкви. Сегодня, когда Церковь изрекает смелые и решительные анафемы всем, кто не признаёт её учение и отвергает её догматы, каждый из нас должен проверить свою совесть, как мы с вами поступаем, как мы бережём Священное достояние веры и Предание нашей Церкви. С одной стороны, Церковь никогда не требовала рабского послушания, безоговорочного и безусловного. Она всегда надеялась видеть в своих пасомых логическую, разумную веру и говорила, что, входя в храм, надо снимать шапку, а не голову. А голову оставлять на плечах и разум не отключать, когда ты слышишь то или иное церковное руководство, которое может быть несогласным с духом Церкви. Мы должны решительно сказать, что, если в каком-либо храме, приходе  священник или кто-нибудь другой призывает христиан идти против иерархии Церкви, против патриарха, собирать бесчинные сборища, собирать подписи на созвание поместного или архиерейского собора, говорить, что Церковь в опасности и т.д. Бежать надо из таких храмов, как от огня. Если в каких-то храмах проповедуется исключительная любовь к самим себе: «Приходите только в наш храм, только ко мне идите, сюда, дорогие, родные, больше никто не знает, как вести вас ко Христу. Почему ты не пришёл ко мне, где ты был вчера? Только в наш храм нужно идти», — это с одной стороны сектантство, а с другой — за этими призывами стоит подспудное желаниеа и страсть сребролюбия, а не любовь к пасомым.

       Человек должен критически относиться к таким советам, если в том или ином храме при определенных условиях, при немощах духовенства, при бессилии и безвластии, разные бывают ситуации. Бывают, другие люди управляют приходской жизнью, так называемый «бабий синедрион». Избави вас Бог от всяких там листовок, подписей, сборов всяких, протестов и несогласий. Если кто-то будет призывать идти поддержать этих катакомбников в пензенском крае, которые ждут второго пришествия — голову имейте на плечах, православные, всегда твёрдо оценивайте, сверяйте с духом Евангелия те или иные советы.

       С другой стороны, дорогие братия и сестры, мы должны предупредить вас со всей ответственностью — какой бы ни был священник, если он не под запретом архиерейским, все таинства, которые он совершает, действительны. Чтобы и в этом отношении не было перекосов. Часто мы сталкиваемся с такими каноническими нарушениями: выходят несколько священников причащать, к одному идут, к другому нет; к архиерею, который стоит с чашей, идёт весь храм, к священникам не идёт никто. Что, другой Христос там, в чаше, другие Тело и Кровь? Иногда можно слышать такие слова: «Буду причащаться или у этой чаши, или никогда и нигде». Избави Бог, дорогие братия и сестры, от таких воззрений и слов.

    Если священник находится под архиерейским запрещением и совершает богослужения — это его грех, но если прихожане узнают, что священник в расколе, под запретом, они не имеют права туда ходить, какой бы ни был этот пастырь. Потому, что в этом случае вы также становитесь раскольниками, вы предаёте Матерь- Церковь. Очень твёрдо это надо помнить тем, кто путешествует по долгу службы на Украину, посещает там своих близких и родных. В сёлах остались подчас только раскольнические храмы, филаретовские или другие, иных нет храмов в этом селе. Не имеет право человек ходить в эти храмы: это духовный блуд и измена Церкви. Точно так же, как человек, совершая блуд — страшный грех совершает, не надо оправдывать себя и говорить: «Какая разница, ну ведь всё равно, ведь женщины все одинаковы — какая разница? Ну, поехал в командировку, поехал в другой город, нет жены рядом — какая разница?»

      Избави Бог, дорогие братия и сестры, когда мы так поступаем в духовном плане. Когда ходим в раскольнические храмы — это тот же самый духовный блуд. Есть разница, великая разница: недопустимо евхаристическое общение между членами церквей, которые не состоят в каноническом общении. Это духовный блуд, разврат и преступление, измена против Церкви. Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы у всех у нас хватало разума быть послушными чадами Церкви. Когда пастыри Церкви вас призывают идти путём следования за Христом, посещать богослужения, а вы их не посещаете, исполнять посты, а вы не поститесь, сохранять свои семьи а они не сохраняются в результате неправильного духовного руководства над вами, то надо делать выводы, надо искать ошибки в самом себе. И пусть, дорогие братия и сестры, в этот день Торжества Православия для нас всё-таки краеугольными будут слова свт. Иоанна Златоуста: «Только не удаляйтесь от церкви, и вы спасётесь». Аминь

Предыдущая проповедь

23 марта 2008

Памяти Григория Паламы
Следующая проповедь

18 мая 2008

Неделя о расслабленном

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00