Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Великомученика и целителя Пантелеимона

Дорогие братия и сестры! Не так давно мы с вами праздновали память первоверховных апостолов Петра и Павла. В день их памяти мы вспоминали необыкновенную личность апостола Петра, его пламенную любовь к Спасителю, затем момент отречения по слабости человеческой природы, восстановление его в лике апостолов, его необыкновенную ревность в деле проповеди Христова Учения. Особенно трогательны моменты окончания его земной жизни, связанные с Римом, связанные с видением Христа, его любимейшего Учителя, когда Он, словно не замечая Петра, шёл в Рим. На вопрос Петра: «Куда идёшь, Господи?», Он ответил: «Иду в Рим, чтобы второй раз пострадать». Из этих слов Христа Пётр понял, что настал час его окончания жизни, час  его мученической кончины. Сегодняшнее Евангелие снова повествует об апостоле Петре, о его необыкновенно пылком, горячем характере, и в то же самое время о его необыкновенной любви и преданности Христу.

После чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч людей, Господь сразу уединился на горе возле Геннисаретского озера и там пребывал наедине в молитве к Богу-Отцу. А учеников отправил в лодке на другую сторону озера, как говорит Евангелие, «понудил их войти  в лодку и переправиться на другую сторону озера».  

Первые слова упоминаемого сегодня Евангелия обращают наше внимание на одну очень интересную деталь: Господь после совершения чуда сразу уединяется от народа. Уединяется от ненужных и неуместных похвал человеческих, от того, чтобы народ в возбуждении и от слишком земной, человеческой радости, мечтавший о земном, могущественном Мессии, не погнался за Христом и не стремился увидеть в Нём эту совершенно ненужную и несовместимую с образом истинного Мессии черту служения народу. Господь всегда являл собой образ кроткого, смиренного Мессии, а не какого-то могущественного царя, повелителя, чудотворца, работающего на публику и т.д. Поэтому Господь мгновенно уединяется, не ища похвал человеческих, пресекает их. Это нам хороший пример для подражания.

А самое главное – смотрите, богочеловек Господь наш Иисус Христос уединяется на горе для того, чтобы помолиться Богу-Отцу. Богочеловек по Своей человеческой природе, Он нуждался в подкреплении, нуждался в молитвенном общении со Своим возлюбленным Отцом Небесным. Для нас с вами, дорогие братия и сестры, это ярчайший пример, побуждающий нас к молитве. Если богочеловек молился, если молитва была нужна для Него, для Его человеческого естества, для Него, как человека, то во сколько раз более необходима молитва для нас, грешных, облечённых немощной природой, склонных ко греху, чтобы в этом молитвенном общении мы подкрепляли силы и чувствовали свою неразрывную связь со своим Небесным Отцом. И  в этом   мы видим невольное обличение нашей с вами совести, потому что мы порой не хотим молиться, порой убегаем, избегаем молитвы, порой молимся мало, сухо, кратко, с нежеланием. Мысли наши блуждают где-то, продолжая земные дела, а тело безучастно пребывает  на молитве какие-то краткие мгновения.

А сколько таких примеров, когда мы вообще опускаем молитву, забываем о ней, когда мы теряем связь с Богом, теряем своё христианское лицо. Тогда человек, прежде всего, обкрадывает сам себя, потому что молитва не Богу нужна, а прежде всего самому человеку.

Очень часто люди, особенно принадлежащие иным вероисповеданиям, задают такой вопрос: «А зачем молиться, зачем докучать Богу? Разве Он не знает о твоих нуждах и проблемах и о тебе самом?». Да Бог-то знает каждое мгновение твоей жизни. Евангелие говорит, что и волос с головы человека не упадёт. Только человек на это не обращает внимания, может быть, лишь женщины в какие-то моменты своей жизни, чрезмерно придавая большое значение своему внешнему виду, проводя иногда часы перед зеркалом. А обычный, нормальный человек не обращает внимания. Подумаешь, волос с головы человека упал, не велика важность: одним волосом больше, одним  меньше — никакой разницы нет. Евангелие этим примером  показывает мельчайшую, трогательнейшую заботу Бога  о человеке.

Мы иногда задаем себе такие вопросы: где Бог в те или иные моменты нашей жизни, почему Он забыл, почему не вмешивается? Да ничего Он не забыл! Бог всё знает о человеке, и всё происходит по Его воле. А молиться надо потому, что молитва — это выражение любви человека к Богу, выражение того, что Бог не равнодушен, не безразличен ему. Да, родители всегда знают, что надо детям и знают всегда лучше их, что детям полезнее, что им своевременнее в тот или иной момент. Иногда этой любви не понимают дети, но родители-то любят их беззаветно и самозабвенно. Но ведь для любого из родителей приятно и умилительно бывает, когда ребёнок, особенно маленький, чего-то попросит у них. И, конечно же, родители всем жертвуют, живут ради своих детей, и они непременно исполнят любую просьбу детей, если она служит, приводит к добру, если она пойдет на пользу своему чаду. Точно так же поступает и Бог, наш Небесный Отец. Когда мы молимся Ему, это означает то, что мы признаём своё сыновство Богу. В молитве человек создаёт благоприятную почву для усвоения Божественных даров.

Митрополит Антоний Сурожский, приснопамятный, говорил, что в молитве человек словно протягивает Богу руку, протягивает как нищий, прося подаяние. И если эта рука протянута в момент молитвы, то Богу есть куда вложить Своё благодеяние, Свои божественные дары, поскольку человеческая рука открыта и ждёт ответной помощи Бога. Поэтому молиться надо всегда, молится надо как можно больше, чаще, всегда помнить о Боге и обращаться к Нему. Молитвы не может быть много, потому что молитва — это выражение любви человека к Богу. Любви в человеческих отношениях не может быть много: нельзя сказать, что этот человек много любит и хватит, больше невозможно любить. Нет пределов любви, нет границ для совершенствования, для выражения любви даже в человеческих отношениях друг к другу, любви в самом высоком христианском смысле. Не плотской любви, а такой одухотворенной,  возвышенной, небесной любви. И точно так же не может быть много молитвы.

Далее Евангелие говорит о самом главном. В то время, когда ученики переправлялись на другую сторону Геннисаретского озера, поднялся шторм, разыгралась сильная буря, волны били в борт лодки и грозили перевернуть её. Смерть вот-вот готова была поглотить апостолов в этой бездонной водной могиле.

Сейчас, конечно, Геннисаретское озеро уже не такое, какое было во времена Христа. Сейчас мы не можем себе представить, чтобы шторм разыгрался на озере, но раньше оно было совершенно другого вида и размера и таило в себе многие опасности. Наверное, оно более напоминало наше Ладожское озеро, которое тоже бывает опасным для путешествий.

На апостолов напало отчаяние, они испугались за свои жизни. Была глубокая ночь, тьма над озером. Восточные ночи очень тёмные. И в четвёртую стражу ночи они вдруг видят, что Господь идёт к Своим апостолам, которые терпят бедствие, идёт «по воде, яко по суху».

Что это за времяисчисление такое: «в четвёртую стражу ночи»? Иудеи восприняли это исчисление ночи от римских воинов, которые четыре раза за ночь меняли караул и разбивали ночь на отрезки по три часа. Через каждые три часа происходила смена стражи или караула.

В четвёртую стражу ночи, где-то около трёх часов утра, в непроглядной тьме Господь идёт к Своим апостолам, которые терпят бедствие, спешит к ним прямо по водам. Даже эти несколько слов, упоминаемых в Евангелии, говорят о том, что Господь Сам видит и знает всегда, когда человек терпит бедствие, когда человеку плохо. Ведь апостолы-то не звали Его. Никакое общение было уже невозможно, лодка отплыла очень далеко от берега. Христос, находясь на горе во время молитвы, не слышал их воплей, уже отчаявшихся найти спасение. Но Господь, будучи Богом, знает, что апостолы в опасности и идёт Сам спасать их, идёт навстречу человеческому страданию, человеческой беде.

Когда в бушующей стихии апостолы увидели какой-то призрак, который стремительно приближался к ним по воде, они вскричали от ужаса, потому что такое увидеть было нереально, невозможно. Это было какое-то страшное видение, непонятное для них. Они впервые видели Господа, идущего по воде, и поэтому не узнали Его. Господь, приближаясь, сказал: «Это Я, не бойтесь». И тогда Пётр, упоминаемый нами ныне, воскликнул опять один и от имени всех других апостолов: «Господи, если это Ты, повели мне идти к Тебе по водам». Господь говорит: «Иди». И Пётр вышел из лодки и пошёл по этой бушующей стихии как по суше, пошёл навстречу Христу.

В этот момент на озере ещё ничего не поменялось: та же бушующая стихия, ничего ещё не утихло, а Пётр идёт по волнам, вздымается по гребням как по твёрдой дороге и устремляет свой взор ко Христу. Именно в этом устремлении взора апостола заключалась победоносная сила, что он, по повелению Господа и по своей пламенной вере в Него, побеждал естества чин и шёл по воде.

А затем Пётр на мгновение понял, что он грешный человек, что он творит что-то невозможное и, оторвав свой устремленный взгляд от Христа и посмотрев на эту бездну, разверзающуюся пред ним, начал тонуть. И когда начал он тонуть, когда его жизнь была в опасности, он вскричал: «Господи, спаси меня». Господь подходит к нему по воде, простирает руку и говорит: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Поднимает его, и они входят вдвоём в лодку. Тогда Господь обращается к разбушевавшейся стихии и говорит: «Умолкни, перестань», и необыкновенная тишина наступает на Геннисаретском озере.

Дорогие братия и сестры! Многие наши святые отцы — толкователи Священного Писания, вложившие свою лепту в сокровищницу церковного предания, размышляли о том, зачем Господь отправил апостолов одних в плавание. Разве Он не знал, что будет буря? Разве все бури не повинуются Ему, не по Его воле происходят в этом мире? А если Он знал, то зачем отправил апостолов? Святые отцы отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы апостолов укрепить в вере, чтобы показать, что Ему, как Богу, как Сыну Божьему, повинуется всё в этом мире: и стихия одушевленная и неодушевленная, и море, и воздух, и вся земля — всё, сотворённое Богом, повинуется Ему. Мы увидели наглядное исполнение этих слов, когда Господь вошёл в лодку и, обратившись к морю, сказал: «Умолкни, перестань». И море, словно услышав Его глас, пришло в совершенный покой и безмятежность.

Есть и другое мнение святых отцов: Господь повелел апостолам отплыть в лодке и претерпеть страх за свою жизнь, побывать в этой опасности для того, чтобы показать Свою всесильную, мгновенную помощь Божью в жизни человека, чтобы мы всегда обращались к Нему, своему возлюбленному Спасителю.

Другие святые отцы, продолжая размышления на эту тему, спрашивают: но почему всё- таки лодка апостолов терпела бедствие и начала тонуть. Вот как отвечает на этот вопрос, например, святитель Амвросий Медиоланский. Он говорит, это случилось потому, что в лодке в этот момент одновременно с апостолами был Иуда-предатель. Водная стихия не могла выдержать, не могла спокойно переносить на своей поверхности того, кто в скором времени предаст Господа. Пусть это будет ещё не скоро в земной жизни Спасителя, но грех этот в Иуде уже формировался тогда, он уже размышлял, уже был погружён в бездну сребролюбия и других грехов. Он уже тогда думал над тем, как предать Господа, как изменить, может быть, план Его спасения рода человеческого по земному, по греховному пути могущественного воцарения Христа и так далее. Тогда море или озеро Геннисаретское не выдержало предателя, и разыгралась страшная буря.

Такое бывает, дорогие братия и сестры, когда ради одного грешника терпят беззакония все. Например, так было с пророком Ионой, когда он, скрываясь от исполнения воли Божией, сел на корабль и поплыл совсем в другую сторону. Но разыгрался шторм, и тогда все плывшие на этом корабле поняли,  да и сам пророк Иона сказал, что это из-за него все терпят бедствие. И тогда он был выброшен в море, и огромный кит поглотил его. А жизнь других людей была сохранена.

Похожий случай произошёл где-то в IV веке с Епифанием Кипрским, когда он плыл на корабле ещё с одним святым отцом в окрестностях Греции. в районе острова Родос. Их корабль начал терпеть крушение, и тогда в тонком сне одному сподвижнику было открыто, что корабль терпит бедствие потому, что на его корме находится тайный еретик, который придерживается ариевого учения. Кораблю будет грозить гибель до тех пор, пока этот еретик не покается и не примет православного исповедования веры. И когда он был склонён к православной вере, тогда корабль поплыл безмятежно, тихо и спокойно. Жить захочешь — исповедуешь православную веру быстро и мгновенно, без всяких толкований.

Дорогие братия и сестры, задумаемся, а когда мы с вами путешествуем: и на самолетах летаем, и на кораблях плаваем, в общественном транспорте ездим; а там-то кто ездит с нами. Конечно, каждый человек не должен думать о себе как о праведнике, достойном совершенно безбедной жизни и безмятежного путешествия. Но, тем не менее, сколько грешников, которых один Господь терпит по Своему милосердию, с нами всегда где-то рядом и путешествуют, и летают, и плавают. Именно обращая внимание на эту опасность, которая следует за нами по  пятам, Церковь советует всегда перед путешествием просить благословения Церкви. Если есть возможность, нужно отслужить молебен перед путешествием, чтобы Господь дал Своего Ангела- хранителя и сохранил нас безмятежно и без скорбей в том или ином путешествии. Дай Бог нам укрепиться в этих традициях нашей православной веры.

Апостол Пётр шёл по воде, как по суше. Такое чудо тоже неоднократно повторялось в истории Церкви. Мы с вами можем вспомнить, что преподобная Мария Египетская переходила Иордан как по суше. Пророк Елисей, когда увидел вознесение своего учителя Илии на небо, милостью его рассекает Иордан и переходит через него. Подобное же чудо, например, произошло и в нашей стране уже пред революцией. В Глинской пустыни однажды оклеветали одного наместника, именем Амфилохия. Оклеветали, сняли с настоятельства и выгнали из монастыря. Это было в 1912 г. И тогда этот старец архимандрит вышел из монастыря, перекрестился, перекрестил ту речку, которая была рядом с обителью, и на виду у всей братии, которая выгоняла своего игумена, пошёл по этой речке, как по суше. И тогда братия поняла сразу, что они прогнали и прогневали святого старца.

Дорогие братия и сестры! Церковь никогда не придавала такого большого значения чудесам. Многие другие подвижники совершали это же чудо в своей жизни, если оно служило спасению, вразумлению людей и к славе Божией. Но не в этом дело. А сегодня мы с вами на примере жизни апостола Петра должны научиться его пламенному устремлению к Господу, такому непосредственному, такому чистому. «Господи, если это Ты, разреши мне идти к Тебе по воде». И Господь удостоверяет Петра: «Да, это Я, иди ко Мне». Господь хочет, чтобы каждый человек пришёл к Нему, чтобы каждый человек получил спасение, обрёл веру и соединился с Господом.

Апостол Павел в послании к Тимофею говорит, что Бог хочет, чтобы всякий человек получил спасение, пришёл в разум истины – всякий человек, без какого-либо исключения. Это кальвинисты учат тому, что один человек предопределён ко спасению, а другой нет. А кто предопределён к погибели, тот уже ничего не сможет сделать и погибнет, несмотря ни какое своё желание и свои дела. Это ложное учение, оно было отвергнуто Церковью как бесчеловечное. Оно Бога лишает любви, делает эту любовь выборочной: одного больше любит, другого меньше. Как бывает иногда у несовершенных родителей в семье: одного сына больше любят, другого меньше, дочь ещё больше и так далее. Это признаки человеческих страстей и несовершенства.

А как Господь любит каждого человека, и как Он ждёт обращения грешника к Нему.   Сегодня память великомученика нашей Церкви, целителя Пантелеимона, необыкновенного святого, много пострадавшего за Христа. В самом начале его обращения к Господу, когда он уже начинал прислушиваться к тем наставлениям, которые давал ему пресвитер Ермолай, он возвращался домой после очередной беседы у пресвитера и увидел такое явление. На земле лежал мёртвый мальчик, который умер от укуса огромной ехидны, а эта ехидна была здесь же и ожидала новых жертв. Тогда Пантелеимон, ещё будучи совсем юношей, так дерзновенно помолился Господу: «Господи, если Ты хочешь моего обращения к Тебе, сделай так, чтобы мальчик воскрес, а ехидна сдохла».

И что вы думаете? По этой молитве ещё не христианина, ещё не крещёного человека исполнились его слова. Мальчик внезапно воскрес, а змея рассеклась надвое и мгновенно стала мёртвой. И тогда Пантелеимон прямо с этого места побежал к пресвитеру, рассказал ему всё  и просил сразу окрестить его.

Конечно, жизнь Пантелеимона — это жизнь особого избранника Божия, но Господь точно так же, как Он хотел обращения  Пантелеимона  Себе, хочет обращения каждого из нас. И таких примеров из жизни даже грешных людей множество.

В воспоминаниях у русских духовников есть такие примеры, когда в тюремной камере молились заключённые-уголовники, жизнь и руки у которых были залиты кровью невинных жертв. И Господь слышал их молитвы. Предание передает нам обращение одного такого преступника. Он находился в камере, ему грозило заточение куда-то в карцер на верную смерть. И он так дерзновенно помолился, прочитав всего несколько страниц Евангелия. Он говорил: «Господи, если Ты меня слышишь, то сделай так, чтобы охрана в этот момент прошла мимо моей камеры». Охрана шла за ним, чтобы открыть камеру и перевести его куда-то на верную смерть. Но Господь услышал его, и в тот момент времени сохранил, продлил ещё его жизнь.

 Если Господь так относится к отъявленным грешникам, слышит, милует и ждёт их обращения и раскаяния, то тем более Он и нас с вами всегда ждёт и радуется, как Отец Небесный, нашему с вами обращению и нашему приходу к Нему в храм Божий и нашей молитве, как обращению к Нему. Он радуется и посылает во сто крат большее благословение и милости к нам, грешным. Только бы наше с вами усердие не ослабевало, не охладевало и тогда Господь всегда будет рядом с нами.

На примере чуда из жизни Петра мы видим, что когда Пётр оторвал свой взгляд от Христа и  стал тонуть, то в их близком присутствии со Христом ничего не поменялось. Христос был рядом с ним, может быть, в одном шаге от него, но причина была в Петре, когда он оторвал взгляд от Христа, когда перестал на Него смотреть, перестал на Него обращать внимание и тогда стал тонуть. И то же самое происходит в жизни каждого человека, когда он забывает Бога, когда отвращает свой взор от Христа, то и в прямом смысле, и в духовном, переносном  смысле начинает тонуть, начинает терпеть бедствия, потому что вне Христа нет спасения, вне Христа нет жизни ни временной, ни вечной, потому что Он Творец всего видимого и невидимого мира. Дай Бог, чтобы наша вера не охладевала, чтобы мы никогда не теряли Христа из своей жизни.     Тогда и Он по Своему неизреченному милосердию с нами будет во вся дни до скончания века, как и обещал, возносясь с горы Елеонской от нас на небо. Аминь.

9 августа 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Не так давно мы с вами праздновали память первоверховных апостолов Петра и Павла. В день их памяти мы вспоминали необыкновенную личность апостола Петра, его пламенную любовь к Спасителю, затем момент отречения по слабости человеческой природы, восстановление его в лике апостолов, его необыкновенную ревность в деле проповеди Христова Учения. Особенно трогательны моменты окончания его земной жизни, связанные с Римом, связанные с видением Христа, его любимейшего Учителя, когда Он, словно не замечая Петра, шёл в Рим. На вопрос Петра: «Куда идёшь, Господи?», Он ответил: «Иду в Рим, чтобы второй раз пострадать». Из этих слов Христа Пётр понял, что настал час его окончания жизни, час  его мученической кончины. Сегодняшнее Евангелие снова повествует об апостоле Петре, о его необыкновенно пылком, горячем характере, и в то же самое время о его необыкновенной любви и преданности Христу.

После чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч людей, Господь сразу уединился на горе возле Геннисаретского озера и там пребывал наедине в молитве к Богу-Отцу. А учеников отправил в лодке на другую сторону озера, как говорит Евангелие, «понудил их войти  в лодку и переправиться на другую сторону озера».  

Первые слова упоминаемого сегодня Евангелия обращают наше внимание на одну очень интересную деталь: Господь после совершения чуда сразу уединяется от народа. Уединяется от ненужных и неуместных похвал человеческих, от того, чтобы народ в возбуждении и от слишком земной, человеческой радости, мечтавший о земном, могущественном Мессии, не погнался за Христом и не стремился увидеть в Нём эту совершенно ненужную и несовместимую с образом истинного Мессии черту служения народу. Господь всегда являл собой образ кроткого, смиренного Мессии, а не какого-то могущественного царя, повелителя, чудотворца, работающего на публику и т.д. Поэтому Господь мгновенно уединяется, не ища похвал человеческих, пресекает их. Это нам хороший пример для подражания.

А самое главное – смотрите, богочеловек Господь наш Иисус Христос уединяется на горе для того, чтобы помолиться Богу-Отцу. Богочеловек по Своей человеческой природе, Он нуждался в подкреплении, нуждался в молитвенном общении со Своим возлюбленным Отцом Небесным. Для нас с вами, дорогие братия и сестры, это ярчайший пример, побуждающий нас к молитве. Если богочеловек молился, если молитва была нужна для Него, для Его человеческого естества, для Него, как человека, то во сколько раз более необходима молитва для нас, грешных, облечённых немощной природой, склонных ко греху, чтобы в этом молитвенном общении мы подкрепляли силы и чувствовали свою неразрывную связь со своим Небесным Отцом. И  в этом   мы видим невольное обличение нашей с вами совести, потому что мы порой не хотим молиться, порой убегаем, избегаем молитвы, порой молимся мало, сухо, кратко, с нежеланием. Мысли наши блуждают где-то, продолжая земные дела, а тело безучастно пребывает  на молитве какие-то краткие мгновения.

А сколько таких примеров, когда мы вообще опускаем молитву, забываем о ней, когда мы теряем связь с Богом, теряем своё христианское лицо. Тогда человек, прежде всего, обкрадывает сам себя, потому что молитва не Богу нужна, а прежде всего самому человеку.

Очень часто люди, особенно принадлежащие иным вероисповеданиям, задают такой вопрос: «А зачем молиться, зачем докучать Богу? Разве Он не знает о твоих нуждах и проблемах и о тебе самом?». Да Бог-то знает каждое мгновение твоей жизни. Евангелие говорит, что и волос с головы человека не упадёт. Только человек на это не обращает внимания, может быть, лишь женщины в какие-то моменты своей жизни, чрезмерно придавая большое значение своему внешнему виду, проводя иногда часы перед зеркалом. А обычный, нормальный человек не обращает внимания. Подумаешь, волос с головы человека упал, не велика важность: одним волосом больше, одним  меньше — никакой разницы нет. Евангелие этим примером  показывает мельчайшую, трогательнейшую заботу Бога  о человеке.

Мы иногда задаем себе такие вопросы: где Бог в те или иные моменты нашей жизни, почему Он забыл, почему не вмешивается? Да ничего Он не забыл! Бог всё знает о человеке, и всё происходит по Его воле. А молиться надо потому, что молитва — это выражение любви человека к Богу, выражение того, что Бог не равнодушен, не безразличен ему. Да, родители всегда знают, что надо детям и знают всегда лучше их, что детям полезнее, что им своевременнее в тот или иной момент. Иногда этой любви не понимают дети, но родители-то любят их беззаветно и самозабвенно. Но ведь для любого из родителей приятно и умилительно бывает, когда ребёнок, особенно маленький, чего-то попросит у них. И, конечно же, родители всем жертвуют, живут ради своих детей, и они непременно исполнят любую просьбу детей, если она служит, приводит к добру, если она пойдет на пользу своему чаду. Точно так же поступает и Бог, наш Небесный Отец. Когда мы молимся Ему, это означает то, что мы признаём своё сыновство Богу. В молитве человек создаёт благоприятную почву для усвоения Божественных даров.

Митрополит Антоний Сурожский, приснопамятный, говорил, что в молитве человек словно протягивает Богу руку, протягивает как нищий, прося подаяние. И если эта рука протянута в момент молитвы, то Богу есть куда вложить Своё благодеяние, Свои божественные дары, поскольку человеческая рука открыта и ждёт ответной помощи Бога. Поэтому молиться надо всегда, молится надо как можно больше, чаще, всегда помнить о Боге и обращаться к Нему. Молитвы не может быть много, потому что молитва — это выражение любви человека к Богу. Любви в человеческих отношениях не может быть много: нельзя сказать, что этот человек много любит и хватит, больше невозможно любить. Нет пределов любви, нет границ для совершенствования, для выражения любви даже в человеческих отношениях друг к другу, любви в самом высоком христианском смысле. Не плотской любви, а такой одухотворенной,  возвышенной, небесной любви. И точно так же не может быть много молитвы.

Далее Евангелие говорит о самом главном. В то время, когда ученики переправлялись на другую сторону Геннисаретского озера, поднялся шторм, разыгралась сильная буря, волны били в борт лодки и грозили перевернуть её. Смерть вот-вот готова была поглотить апостолов в этой бездонной водной могиле.

Сейчас, конечно, Геннисаретское озеро уже не такое, какое было во времена Христа. Сейчас мы не можем себе представить, чтобы шторм разыгрался на озере, но раньше оно было совершенно другого вида и размера и таило в себе многие опасности. Наверное, оно более напоминало наше Ладожское озеро, которое тоже бывает опасным для путешествий.

На апостолов напало отчаяние, они испугались за свои жизни. Была глубокая ночь, тьма над озером. Восточные ночи очень тёмные. И в четвёртую стражу ночи они вдруг видят, что Господь идёт к Своим апостолам, которые терпят бедствие, идёт «по воде, яко по суху».

Что это за времяисчисление такое: «в четвёртую стражу ночи»? Иудеи восприняли это исчисление ночи от римских воинов, которые четыре раза за ночь меняли караул и разбивали ночь на отрезки по три часа. Через каждые три часа происходила смена стражи или караула.

В четвёртую стражу ночи, где-то около трёх часов утра, в непроглядной тьме Господь идёт к Своим апостолам, которые терпят бедствие, спешит к ним прямо по водам. Даже эти несколько слов, упоминаемых в Евангелии, говорят о том, что Господь Сам видит и знает всегда, когда человек терпит бедствие, когда человеку плохо. Ведь апостолы-то не звали Его. Никакое общение было уже невозможно, лодка отплыла очень далеко от берега. Христос, находясь на горе во время молитвы, не слышал их воплей, уже отчаявшихся найти спасение. Но Господь, будучи Богом, знает, что апостолы в опасности и идёт Сам спасать их, идёт навстречу человеческому страданию, человеческой беде.

Когда в бушующей стихии апостолы увидели какой-то призрак, который стремительно приближался к ним по воде, они вскричали от ужаса, потому что такое увидеть было нереально, невозможно. Это было какое-то страшное видение, непонятное для них. Они впервые видели Господа, идущего по воде, и поэтому не узнали Его. Господь, приближаясь, сказал: «Это Я, не бойтесь». И тогда Пётр, упоминаемый нами ныне, воскликнул опять один и от имени всех других апостолов: «Господи, если это Ты, повели мне идти к Тебе по водам». Господь говорит: «Иди». И Пётр вышел из лодки и пошёл по этой бушующей стихии как по суше, пошёл навстречу Христу.

В этот момент на озере ещё ничего не поменялось: та же бушующая стихия, ничего ещё не утихло, а Пётр идёт по волнам, вздымается по гребням как по твёрдой дороге и устремляет свой взор ко Христу. Именно в этом устремлении взора апостола заключалась победоносная сила, что он, по повелению Господа и по своей пламенной вере в Него, побеждал естества чин и шёл по воде.

А затем Пётр на мгновение понял, что он грешный человек, что он творит что-то невозможное и, оторвав свой устремленный взгляд от Христа и посмотрев на эту бездну, разверзающуюся пред ним, начал тонуть. И когда начал он тонуть, когда его жизнь была в опасности, он вскричал: «Господи, спаси меня». Господь подходит к нему по воде, простирает руку и говорит: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Поднимает его, и они входят вдвоём в лодку. Тогда Господь обращается к разбушевавшейся стихии и говорит: «Умолкни, перестань», и необыкновенная тишина наступает на Геннисаретском озере.

Дорогие братия и сестры! Многие наши святые отцы — толкователи Священного Писания, вложившие свою лепту в сокровищницу церковного предания, размышляли о том, зачем Господь отправил апостолов одних в плавание. Разве Он не знал, что будет буря? Разве все бури не повинуются Ему, не по Его воле происходят в этом мире? А если Он знал, то зачем отправил апостолов? Святые отцы отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы апостолов укрепить в вере, чтобы показать, что Ему, как Богу, как Сыну Божьему, повинуется всё в этом мире: и стихия одушевленная и неодушевленная, и море, и воздух, и вся земля — всё, сотворённое Богом, повинуется Ему. Мы увидели наглядное исполнение этих слов, когда Господь вошёл в лодку и, обратившись к морю, сказал: «Умолкни, перестань». И море, словно услышав Его глас, пришло в совершенный покой и безмятежность.

Есть и другое мнение святых отцов: Господь повелел апостолам отплыть в лодке и претерпеть страх за свою жизнь, побывать в этой опасности для того, чтобы показать Свою всесильную, мгновенную помощь Божью в жизни человека, чтобы мы всегда обращались к Нему, своему возлюбленному Спасителю.

Другие святые отцы, продолжая размышления на эту тему, спрашивают: но почему всё- таки лодка апостолов терпела бедствие и начала тонуть. Вот как отвечает на этот вопрос, например, святитель Амвросий Медиоланский. Он говорит, это случилось потому, что в лодке в этот момент одновременно с апостолами был Иуда-предатель. Водная стихия не могла выдержать, не могла спокойно переносить на своей поверхности того, кто в скором времени предаст Господа. Пусть это будет ещё не скоро в земной жизни Спасителя, но грех этот в Иуде уже формировался тогда, он уже размышлял, уже был погружён в бездну сребролюбия и других грехов. Он уже тогда думал над тем, как предать Господа, как изменить, может быть, план Его спасения рода человеческого по земному, по греховному пути могущественного воцарения Христа и так далее. Тогда море или озеро Геннисаретское не выдержало предателя, и разыгралась страшная буря.

Такое бывает, дорогие братия и сестры, когда ради одного грешника терпят беззакония все. Например, так было с пророком Ионой, когда он, скрываясь от исполнения воли Божией, сел на корабль и поплыл совсем в другую сторону. Но разыгрался шторм, и тогда все плывшие на этом корабле поняли,  да и сам пророк Иона сказал, что это из-за него все терпят бедствие. И тогда он был выброшен в море, и огромный кит поглотил его. А жизнь других людей была сохранена.

Похожий случай произошёл где-то в IV веке с Епифанием Кипрским, когда он плыл на корабле ещё с одним святым отцом в окрестностях Греции. в районе острова Родос. Их корабль начал терпеть крушение, и тогда в тонком сне одному сподвижнику было открыто, что корабль терпит бедствие потому, что на его корме находится тайный еретик, который придерживается ариевого учения. Кораблю будет грозить гибель до тех пор, пока этот еретик не покается и не примет православного исповедования веры. И когда он был склонён к православной вере, тогда корабль поплыл безмятежно, тихо и спокойно. Жить захочешь — исповедуешь православную веру быстро и мгновенно, без всяких толкований.

Дорогие братия и сестры, задумаемся, а когда мы с вами путешествуем: и на самолетах летаем, и на кораблях плаваем, в общественном транспорте ездим; а там-то кто ездит с нами. Конечно, каждый человек не должен думать о себе как о праведнике, достойном совершенно безбедной жизни и безмятежного путешествия. Но, тем не менее, сколько грешников, которых один Господь терпит по Своему милосердию, с нами всегда где-то рядом и путешествуют, и летают, и плавают. Именно обращая внимание на эту опасность, которая следует за нами по  пятам, Церковь советует всегда перед путешествием просить благословения Церкви. Если есть возможность, нужно отслужить молебен перед путешествием, чтобы Господь дал Своего Ангела- хранителя и сохранил нас безмятежно и без скорбей в том или ином путешествии. Дай Бог нам укрепиться в этих традициях нашей православной веры.

Апостол Пётр шёл по воде, как по суше. Такое чудо тоже неоднократно повторялось в истории Церкви. Мы с вами можем вспомнить, что преподобная Мария Египетская переходила Иордан как по суше. Пророк Елисей, когда увидел вознесение своего учителя Илии на небо, милостью его рассекает Иордан и переходит через него. Подобное же чудо, например, произошло и в нашей стране уже пред революцией. В Глинской пустыни однажды оклеветали одного наместника, именем Амфилохия. Оклеветали, сняли с настоятельства и выгнали из монастыря. Это было в 1912 г. И тогда этот старец архимандрит вышел из монастыря, перекрестился, перекрестил ту речку, которая была рядом с обителью, и на виду у всей братии, которая выгоняла своего игумена, пошёл по этой речке, как по суше. И тогда братия поняла сразу, что они прогнали и прогневали святого старца.

Дорогие братия и сестры! Церковь никогда не придавала такого большого значения чудесам. Многие другие подвижники совершали это же чудо в своей жизни, если оно служило спасению, вразумлению людей и к славе Божией. Но не в этом дело. А сегодня мы с вами на примере жизни апостола Петра должны научиться его пламенному устремлению к Господу, такому непосредственному, такому чистому. «Господи, если это Ты, разреши мне идти к Тебе по воде». И Господь удостоверяет Петра: «Да, это Я, иди ко Мне». Господь хочет, чтобы каждый человек пришёл к Нему, чтобы каждый человек получил спасение, обрёл веру и соединился с Господом.

Апостол Павел в послании к Тимофею говорит, что Бог хочет, чтобы всякий человек получил спасение, пришёл в разум истины – всякий человек, без какого-либо исключения. Это кальвинисты учат тому, что один человек предопределён ко спасению, а другой нет. А кто предопределён к погибели, тот уже ничего не сможет сделать и погибнет, несмотря ни какое своё желание и свои дела. Это ложное учение, оно было отвергнуто Церковью как бесчеловечное. Оно Бога лишает любви, делает эту любовь выборочной: одного больше любит, другого меньше. Как бывает иногда у несовершенных родителей в семье: одного сына больше любят, другого меньше, дочь ещё больше и так далее. Это признаки человеческих страстей и несовершенства.

А как Господь любит каждого человека, и как Он ждёт обращения грешника к Нему.   Сегодня память великомученика нашей Церкви, целителя Пантелеимона, необыкновенного святого, много пострадавшего за Христа. В самом начале его обращения к Господу, когда он уже начинал прислушиваться к тем наставлениям, которые давал ему пресвитер Ермолай, он возвращался домой после очередной беседы у пресвитера и увидел такое явление. На земле лежал мёртвый мальчик, который умер от укуса огромной ехидны, а эта ехидна была здесь же и ожидала новых жертв. Тогда Пантелеимон, ещё будучи совсем юношей, так дерзновенно помолился Господу: «Господи, если Ты хочешь моего обращения к Тебе, сделай так, чтобы мальчик воскрес, а ехидна сдохла».

И что вы думаете? По этой молитве ещё не христианина, ещё не крещёного человека исполнились его слова. Мальчик внезапно воскрес, а змея рассеклась надвое и мгновенно стала мёртвой. И тогда Пантелеимон прямо с этого места побежал к пресвитеру, рассказал ему всё  и просил сразу окрестить его.

Конечно, жизнь Пантелеимона — это жизнь особого избранника Божия, но Господь точно так же, как Он хотел обращения  Пантелеимона  Себе, хочет обращения каждого из нас. И таких примеров из жизни даже грешных людей множество.

В воспоминаниях у русских духовников есть такие примеры, когда в тюремной камере молились заключённые-уголовники, жизнь и руки у которых были залиты кровью невинных жертв. И Господь слышал их молитвы. Предание передает нам обращение одного такого преступника. Он находился в камере, ему грозило заточение куда-то в карцер на верную смерть. И он так дерзновенно помолился, прочитав всего несколько страниц Евангелия. Он говорил: «Господи, если Ты меня слышишь, то сделай так, чтобы охрана в этот момент прошла мимо моей камеры». Охрана шла за ним, чтобы открыть камеру и перевести его куда-то на верную смерть. Но Господь услышал его, и в тот момент времени сохранил, продлил ещё его жизнь.

 Если Господь так относится к отъявленным грешникам, слышит, милует и ждёт их обращения и раскаяния, то тем более Он и нас с вами всегда ждёт и радуется, как Отец Небесный, нашему с вами обращению и нашему приходу к Нему в храм Божий и нашей молитве, как обращению к Нему. Он радуется и посылает во сто крат большее благословение и милости к нам, грешным. Только бы наше с вами усердие не ослабевало, не охладевало и тогда Господь всегда будет рядом с нами.

На примере чуда из жизни Петра мы видим, что когда Пётр оторвал свой взгляд от Христа и  стал тонуть, то в их близком присутствии со Христом ничего не поменялось. Христос был рядом с ним, может быть, в одном шаге от него, но причина была в Петре, когда он оторвал взгляд от Христа, когда перестал на Него смотреть, перестал на Него обращать внимание и тогда стал тонуть. И то же самое происходит в жизни каждого человека, когда он забывает Бога, когда отвращает свой взор от Христа, то и в прямом смысле, и в духовном, переносном  смысле начинает тонуть, начинает терпеть бедствия, потому что вне Христа нет спасения, вне Христа нет жизни ни временной, ни вечной, потому что Он Творец всего видимого и невидимого мира. Дай Бог, чтобы наша вера не охладевала, чтобы мы никогда не теряли Христа из своей жизни.     Тогда и Он по Своему неизреченному милосердию с нами будет во вся дни до скончания века, как и обещал, возносясь с горы Елеонской от нас на небо. Аминь.

Предыдущая проповедь

2 августа 2009

О насыщении народа пятью хлебами. Память пророка Илии
Следующая проповедь

16 августа 2009

Исцеление бесноватого отрока

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00