Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Вход Господень в Иерусалим

Дорогие братия и сестры. Сегодня особый день и особый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Господь в течение жизни земной и особенно трёх с половиной лет общественного служения спасению рода человеческого, неоднократно был в Иерусалиме, как минимум после Крещения Господа в Иордане он три раза был на празднике Пасхи. Это было почетной обязанностью каждого иудея — в Пасху быть в Иерусалиме, в воспоминание великого события спасения всего рода еврейского от рабства египетского, спасения жизни каждого и жизни всего народа. Но о тех посещениях Иерусалима не так много известно нам, не записано каких-то ярких моментов, которые были связаны с приходом Христа в Иерусалим, кроме вот этого события — праздника торжественного Входа Господня в Иерусалим.

Об этом вхождении Его предрекали пророки Ветхого Завета, в частности, пророк Захария, который говорил: «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф.21; 5), (ср. Зах.9; 9). Господь восседает на осле и таким образом входит в этот священный город. Славные полководцы, цари входили в город в день своего воцарения, но их восшествие было блистательно и торжественно, на осликах никто не ездил. Это был какой-то великолепный конь или колесница, богато украшенная, которая в предшествии войска и сторонников, чаще всего военных, конечно, входила в Рим или в какой-то иной город, и с этого момента начиналось более или менее блистательное царствование нового царя на престоле. Господь как бы берёт эти реалии жизни, понятные для людей, Его современников, только в эти традиции Он вносит нечто совершенно иное. Он наполняет их каким-то иным смыслом: смирением, кротостью, лишает их внешнего блеска, великолепия. В скромности, в смирении входит Он в священный город, восседая на молодом осле. Несмотря на это, народ приходит в воодушевление, весь город знает об этом событии, участвует и встречает Христа, как своего царя. Только иудеи встречают Христа в надежде, что это будет царь земной, Мессия, который спасёт их от иноземного ига ненавистных римлян, дарует им былую свободу и независимость и былую мощь иудейскому царству, которое имело, например, в эпоху царя Давида, царя Соломона и других славных царей израильских. Когда цари сохраняли верность Богу, они через это получали Божественное благословение и силу страшную для всех иноплеменников, живущих вокруг Богоспасаемого Израиля.

Народу, как тогда, так и сейчас, не нужен Христос, как Бог, как кроткий Царь. Народу нужен Бог лишь для достижения своих целей и выполнения своих задач. Бог превращается в нашем сознании либо в какой-то мощнейший генератор гуманитарной помощи, который всем всё раздает в преизобилии, либо в некоего славного, могучего министра  МЧС, который должен всем помогать, всех спасать, выручать, всегда приходить на помощь и так далее. Но Сам Бог не нужен людям. Если бы было по-другому, то и жизнь страны, жизнь города, и нашего в том числе, и каждого из нас проходила бы совсем иначе. И когда мы говорим о том, что Бог нужен нам как средство, мы думаем о каких-то людях, которые не знают Христа, не ходят в Церковь. Но внимательно обращаясь к своей совести, к своей душе, мы увидим автобиографический портрет любого из нас. Мы просим, мы молимся Богу, мы ходим в храм, чтобы этим самым, как мы думаем, угодить Ему, удовлетворить Его Правосудию, умилостивить, заручиться Его поддержкой. Ведь мы же пришли, многие из нас пост выдержали, мясо не ели в течение сорока дней, другие ещё, может быть, какие-то  достижения. Но Богу не надо этого. Богу нужна лишь изменившаяся жизнь человека, которая устремлена к Нему. Человек, который готов отдать всего себя Богу, которому не тягостно жить в постоянном общении с Богом, в молитве с Ним, в исполнении Его заповедей. В Священном Писании есть такие удивительные слова: «Сын мой!  отдай сердце твоё мне» (Притч.23; 26). А мы Богу даём что-то другое, мы Ему даём что-то внешнее: записки, свечи, поклоны, пост, — всё внешнее, всё второстепенное. А Богу нужна изменившаяся через эти обряды жизнь человеческая с очищенной душой и очищенным сердцем от грехов, и больше Богу ничего от нас не надо.

Дорогие братия и сестры. Вход Господень в Иерусалим — это такой момент Его земной жизни, историческое событие, которое многому нас учит. Это событие учит нас тому, чтобы мы не поступали, как те древние иудеи. Во-первых, они встретили Христа так торжественно, так блистательно, потому что думали, что Он будет царём земным. Во-вторых, они встретили так великолепно Господа, потому что были шокированы необыкновенным чудом — воскрешением четверодневного мертвеца Лазаря. Евангелие от Иоанна, которое читалось за Божественной литургией сегодня, так и оканчивается: «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12; 18) – ведь четыре дня уже человек был в объятиях смерти!

Это воскрешение из мёртвых из всех чудес Христа и самое блистательное, и самое необыкновенное, и самое чудесное. И поэтому люди хотели пойти в Иерусалим, в том числе, чтобы увидеть Христа и Лазаря, который будет рядом с Ним.

Накануне, перед входом Господа в Иерусалим, Господь был снова в доме Лазаря, сёстры которого Марфа и Мария с благодарностью служили Ему. Марфа снова хлопотала о внешнем устроении, чтобы угостить Господа и учеников Его. А Мария взяла сосуд драгоценного мира и возливала его на ноги Спасителя, отирая ноги своими волосами. И когда Иуда Искариот увидел, что такое драгоценное миро возливается на ноги, он вознегодовал и сказал: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12; 5). Иуда так говорил не потому, что он заботился о нищих и так их любил, это была такая типовая «отмазка», которая прикрывала его алчность и сребролюбие. Он хотел присвоить эти деньги себе, потому что, как говорит Иоанн Богослов: «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12; 6). Иуда, конечно, злоупотреблял доверием Господа и запускал туда часто руку, отдавая сердце своё этой страшной страсти сребролюбия и воровства.

А Господь похвалил поступок Марии, сестры Лазаря. Он сказал: «она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12; 7-8). В этих словах ещё раз Господь готовил Своих ближайших учеников и апостолов к тому, что восходит Он в Иерусалим не просто так, а с этим восшествием Он предаёт Себя на страдания для спасения рода человеческого. И хотя вход Господень в Иерусалим такой торжественный, такой великолепный, блистательный, но за ним начинаются страдания и смерть на Кресте Господа нашего ради нашего спасения. Он входит в Иерусалим, чтобы взойти на Голгофу, и таким образом Господь призывает нас быть верными Ему, чтобы в наступающие дни страстной седмицы, по возможности, мы как можно больше времени посвящали участию в церковных Богослужениях; чтобы в особой сосредоточенности проводили эти дни, потому что Господь восходит на страдания ради нашего с вами спасения.

Незадолго до этого великого события Господь, как мы уже говорили, воскресил Лазаря из мёртвых. Это чудо, которое Господь намеренно совершил не сразу, а спустя четыре дня после смерти Лазаря, показывает нам, что для Бога ничего невозможного нет. Если бы даже прошло не четыре дня после смерти, а хоть четыре месяца или четыре года, Господь, если бы захотел, непременно воскресил и Лазаря, и любого другого человека, потому что для Бога ничего невозможного нет. Бог, где хочет, побеждает естества чин, потому что творит, что хочет — так говорится о всесильной Божественной благости и воли Божией в каноне Андрея Критского, который мы слышали на первой седмице и на пятой, на службе стояния Марии Египетской.   

Через воскрешение Лазаря Господь показал нам простой пример, как мы воскреснем после смерти нашей, и как воскреснут наши близкие, родные, которые уже ждут этого всемирного события — воскресения мёртвых перед Страшным Судом над родом человеческим. И таким образом Господь утешает и поддерживает каждого из нас, когда мы скорбим об утратах наших близких и родных, которые находятся в страшных, тяжёлых руках смерти. Утешает нас Господь, что это временно, так не всегда будет, лишь надо немного подождать и потерпеть, и мы снова будем вместе. И Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, потому что у Него все живы. И вот эту догматическую истину, очень важную и ценную, подтверждает Господь для каждого из нас необыкновенным чудом — воскрешением четверодневного Лазаря.

Осмысливая события Входа Господня в Иерусалим, мы с вами, дорогие братия и сестры, должны сделать вывод, чтобы не поступать так лицемерно, так сиюминутно, так лживо по отношению к Господу как те иудеи, чтобы мы стремились быть и жить с Ним всегда. Не тогда, когда нам плохо и когда Бог нам особенно нужен, и без Него мы не можем справиться и вообще жить на этой земле — это прагматизм, это языческое, потребительское отношение к Богу. Оно характерно для всех примитивных языческих религий, для наших древних дремучих славян до эпохи равноапостольного князя Владимира, для современных неоязычников, которые пытаются увидеть свои подлинные корни в том языческом славянстве, не просвещённом благодатным светом Крещения. Господь ждёт от нас этого постоянства, любви к Нему и в радости, и в горе, и в скорби, и в благоденствии. Он желает нам дать то Царство, которое открылось этим Его торжественным вхождением в Иерусалим; Царство, которое не похоже на земные царства. Царство Божие — Царство Небесное, где властвуют другие законы, где кто хочет быть большим, тот да будет всем слугой. И Господь перед Своими страданиями умывает ноги учеников, проявляя необыкновенное смирение и давая снова нам пример, как мы должны относиться друг к другу, и кого мы должны видеть в ближнем нашем: в тех людях, которые вокруг нас живут и окружают нас.

В этом чувстве необыкновенного смирения, недостоинства своего пред Богом будем пребывать мы в эти спасительные дни наступающей страстной седмицы, чтобы с Господом жить и в этой жизни, и в жизни будущей. Аминь.

24 апреля 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня особый день и особый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Господь в течение жизни земной и особенно трёх с половиной лет общественного служения спасению рода человеческого, неоднократно был в Иерусалиме, как минимум после Крещения Господа в Иордане он три раза был на празднике Пасхи. Это было почетной обязанностью каждого иудея — в Пасху быть в Иерусалиме, в воспоминание великого события спасения всего рода еврейского от рабства египетского, спасения жизни каждого и жизни всего народа. Но о тех посещениях Иерусалима не так много известно нам, не записано каких-то ярких моментов, которые были связаны с приходом Христа в Иерусалим, кроме вот этого события — праздника торжественного Входа Господня в Иерусалим.

Об этом вхождении Его предрекали пророки Ветхого Завета, в частности, пророк Захария, который говорил: «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф.21; 5), (ср. Зах.9; 9). Господь восседает на осле и таким образом входит в этот священный город. Славные полководцы, цари входили в город в день своего воцарения, но их восшествие было блистательно и торжественно, на осликах никто не ездил. Это был какой-то великолепный конь или колесница, богато украшенная, которая в предшествии войска и сторонников, чаще всего военных, конечно, входила в Рим или в какой-то иной город, и с этого момента начиналось более или менее блистательное царствование нового царя на престоле. Господь как бы берёт эти реалии жизни, понятные для людей, Его современников, только в эти традиции Он вносит нечто совершенно иное. Он наполняет их каким-то иным смыслом: смирением, кротостью, лишает их внешнего блеска, великолепия. В скромности, в смирении входит Он в священный город, восседая на молодом осле. Несмотря на это, народ приходит в воодушевление, весь город знает об этом событии, участвует и встречает Христа, как своего царя. Только иудеи встречают Христа в надежде, что это будет царь земной, Мессия, который спасёт их от иноземного ига ненавистных римлян, дарует им былую свободу и независимость и былую мощь иудейскому царству, которое имело, например, в эпоху царя Давида, царя Соломона и других славных царей израильских. Когда цари сохраняли верность Богу, они через это получали Божественное благословение и силу страшную для всех иноплеменников, живущих вокруг Богоспасаемого Израиля.

Народу, как тогда, так и сейчас, не нужен Христос, как Бог, как кроткий Царь. Народу нужен Бог лишь для достижения своих целей и выполнения своих задач. Бог превращается в нашем сознании либо в какой-то мощнейший генератор гуманитарной помощи, который всем всё раздает в преизобилии, либо в некоего славного, могучего министра  МЧС, который должен всем помогать, всех спасать, выручать, всегда приходить на помощь и так далее. Но Сам Бог не нужен людям. Если бы было по-другому, то и жизнь страны, жизнь города, и нашего в том числе, и каждого из нас проходила бы совсем иначе. И когда мы говорим о том, что Бог нужен нам как средство, мы думаем о каких-то людях, которые не знают Христа, не ходят в Церковь. Но внимательно обращаясь к своей совести, к своей душе, мы увидим автобиографический портрет любого из нас. Мы просим, мы молимся Богу, мы ходим в храм, чтобы этим самым, как мы думаем, угодить Ему, удовлетворить Его Правосудию, умилостивить, заручиться Его поддержкой. Ведь мы же пришли, многие из нас пост выдержали, мясо не ели в течение сорока дней, другие ещё, может быть, какие-то  достижения. Но Богу не надо этого. Богу нужна лишь изменившаяся жизнь человека, которая устремлена к Нему. Человек, который готов отдать всего себя Богу, которому не тягостно жить в постоянном общении с Богом, в молитве с Ним, в исполнении Его заповедей. В Священном Писании есть такие удивительные слова: «Сын мой!  отдай сердце твоё мне» (Притч.23; 26). А мы Богу даём что-то другое, мы Ему даём что-то внешнее: записки, свечи, поклоны, пост, — всё внешнее, всё второстепенное. А Богу нужна изменившаяся через эти обряды жизнь человеческая с очищенной душой и очищенным сердцем от грехов, и больше Богу ничего от нас не надо.

Дорогие братия и сестры. Вход Господень в Иерусалим — это такой момент Его земной жизни, историческое событие, которое многому нас учит. Это событие учит нас тому, чтобы мы не поступали, как те древние иудеи. Во-первых, они встретили Христа так торжественно, так блистательно, потому что думали, что Он будет царём земным. Во-вторых, они встретили так великолепно Господа, потому что были шокированы необыкновенным чудом — воскрешением четверодневного мертвеца Лазаря. Евангелие от Иоанна, которое читалось за Божественной литургией сегодня, так и оканчивается: «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12; 18) – ведь четыре дня уже человек был в объятиях смерти!

Это воскрешение из мёртвых из всех чудес Христа и самое блистательное, и самое необыкновенное, и самое чудесное. И поэтому люди хотели пойти в Иерусалим, в том числе, чтобы увидеть Христа и Лазаря, который будет рядом с Ним.

Накануне, перед входом Господа в Иерусалим, Господь был снова в доме Лазаря, сёстры которого Марфа и Мария с благодарностью служили Ему. Марфа снова хлопотала о внешнем устроении, чтобы угостить Господа и учеников Его. А Мария взяла сосуд драгоценного мира и возливала его на ноги Спасителя, отирая ноги своими волосами. И когда Иуда Искариот увидел, что такое драгоценное миро возливается на ноги, он вознегодовал и сказал: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12; 5). Иуда так говорил не потому, что он заботился о нищих и так их любил, это была такая типовая «отмазка», которая прикрывала его алчность и сребролюбие. Он хотел присвоить эти деньги себе, потому что, как говорит Иоанн Богослов: «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12; 6). Иуда, конечно, злоупотреблял доверием Господа и запускал туда часто руку, отдавая сердце своё этой страшной страсти сребролюбия и воровства.

А Господь похвалил поступок Марии, сестры Лазаря. Он сказал: «она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12; 7-8). В этих словах ещё раз Господь готовил Своих ближайших учеников и апостолов к тому, что восходит Он в Иерусалим не просто так, а с этим восшествием Он предаёт Себя на страдания для спасения рода человеческого. И хотя вход Господень в Иерусалим такой торжественный, такой великолепный, блистательный, но за ним начинаются страдания и смерть на Кресте Господа нашего ради нашего спасения. Он входит в Иерусалим, чтобы взойти на Голгофу, и таким образом Господь призывает нас быть верными Ему, чтобы в наступающие дни страстной седмицы, по возможности, мы как можно больше времени посвящали участию в церковных Богослужениях; чтобы в особой сосредоточенности проводили эти дни, потому что Господь восходит на страдания ради нашего с вами спасения.

Незадолго до этого великого события Господь, как мы уже говорили, воскресил Лазаря из мёртвых. Это чудо, которое Господь намеренно совершил не сразу, а спустя четыре дня после смерти Лазаря, показывает нам, что для Бога ничего невозможного нет. Если бы даже прошло не четыре дня после смерти, а хоть четыре месяца или четыре года, Господь, если бы захотел, непременно воскресил и Лазаря, и любого другого человека, потому что для Бога ничего невозможного нет. Бог, где хочет, побеждает естества чин, потому что творит, что хочет — так говорится о всесильной Божественной благости и воли Божией в каноне Андрея Критского, который мы слышали на первой седмице и на пятой, на службе стояния Марии Египетской.   

Через воскрешение Лазаря Господь показал нам простой пример, как мы воскреснем после смерти нашей, и как воскреснут наши близкие, родные, которые уже ждут этого всемирного события — воскресения мёртвых перед Страшным Судом над родом человеческим. И таким образом Господь утешает и поддерживает каждого из нас, когда мы скорбим об утратах наших близких и родных, которые находятся в страшных, тяжёлых руках смерти. Утешает нас Господь, что это временно, так не всегда будет, лишь надо немного подождать и потерпеть, и мы снова будем вместе. И Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, потому что у Него все живы. И вот эту догматическую истину, очень важную и ценную, подтверждает Господь для каждого из нас необыкновенным чудом — воскрешением четверодневного Лазаря.

Осмысливая события Входа Господня в Иерусалим, мы с вами, дорогие братия и сестры, должны сделать вывод, чтобы не поступать так лицемерно, так сиюминутно, так лживо по отношению к Господу как те иудеи, чтобы мы стремились быть и жить с Ним всегда. Не тогда, когда нам плохо и когда Бог нам особенно нужен, и без Него мы не можем справиться и вообще жить на этой земле — это прагматизм, это языческое, потребительское отношение к Богу. Оно характерно для всех примитивных языческих религий, для наших древних дремучих славян до эпохи равноапостольного князя Владимира, для современных неоязычников, которые пытаются увидеть свои подлинные корни в том языческом славянстве, не просвещённом благодатным светом Крещения. Господь ждёт от нас этого постоянства, любви к Нему и в радости, и в горе, и в скорби, и в благоденствии. Он желает нам дать то Царство, которое открылось этим Его торжественным вхождением в Иерусалим; Царство, которое не похоже на земные царства. Царство Божие — Царство Небесное, где властвуют другие законы, где кто хочет быть большим, тот да будет всем слугой. И Господь перед Своими страданиями умывает ноги учеников, проявляя необыкновенное смирение и давая снова нам пример, как мы должны относиться друг к другу, и кого мы должны видеть в ближнем нашем: в тех людях, которые вокруг нас живут и окружают нас.

В этом чувстве необыкновенного смирения, недостоинства своего пред Богом будем пребывать мы в эти спасительные дни наступающей страстной седмицы, чтобы с Господом жить и в этой жизни, и в жизни будущей. Аминь.

Предыдущая проповедь

17 апреля 2016

Преподобная Мария Египетская
Следующая проповедь

15 мая 2016

Святых женщин-мироносиц

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00