Дорогие братия и сестры. По милости Божией мы с вами сегодня имеем духовное утешение и большую радость в завершении Великого поста, радоваться с Господом о Его торжественном вхождении в Иерусалим. Этим великим, радостным, необыкновенным праздником или двумя праздниками: Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим оканчивается Великий пост и начинается не менее ответственный период жизни церковной — воспоминание страданий и крестной смерти нашего Господа. Этими двумя праздниками Господь словно дарует нам утешение, дарует нам великую радость и силы духовные, чтобы предстоящую страстную седмицу мы сопереживали великим страданиям и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Событие воскрешения Лазаря из всех чудес, совершённых Христом во время Его земной жизни — самое необыкновенное, самое великое, самое непостижимое для человеческого ума. На востоке умерших людей хоронят всегда в первый день смерти, потому что от страшного зноя невозможно далее продолжать хлопоты, связанные с погребением усопшего, на следующий день подойти к телу будет уже невозможно. Лазарь уже четыре дня был во гробе, в особой скалистой пещере, куда сёстры его Марфа и Мария положили его бездыханное, разлагающееся тело. Господа известили сразу же, когда он еще жив был: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11;3). Господь намеренно ещё остался в окрестностях Иерусалима в течение трёх дней, и затем в четвертый день приходит к месту погребения, где Его встречает сестра Лазаря — Марфа, которая говорит Ему такие слова, сказанные с упрёком: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11;21).
Дорогие братия и сестры. Эти слова сестёр Лазаря мы можем приложить к своей жизни в ином звучании: «О, если бы Господь был с нами ранее прочувствован, познан нами, встречен на жизненном пути, скольких бы грехов мы с вами избежали; грехов страшных, тяжелейших, которые ранят нашу душу и сердце омрачают». Это страшные, необдуманные грехи: и супружеские измены, и аборты, и имущественные споры между близкими и родными, и коварство в междолжностных отношениях и многое-многое другое. Если бы мы заставили себя хотя бы немножко раньше прийти в спасительную ограду Церкви Христовой! «Господи, если бы Ты был с нами тогда, в те моменты, когда мы совершали свои страшные грехи, не зная Тебя или не считаясь с Твоим бытием и Твоим реальным присутствием в мире, по-другому бы проходила наша жизнь сегодня».
Господь совершает великое чудо — воскрешение Лазаря. Он громким голосом произносит, обращаясь к умершему: «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11;43). Этот голос Божественный поколебал основание ада, где была душа Лазаря, он поколебал саму смерть, которая захватила его. И Лазарь ожил, душа возвратилась в его разлагающееся тело, тления больше нет. Лазарь вышел из пещеры, обвитый по обычаю иудейскому с головы до ног погребальными пеленами. И Господь сказал: «развяжите его, пусть идёт» (Ин. 11;44).
И точно так же, как Господь обратился к Лазарю: «Лазарь, гряди вон», Господь в момент Своего Второго Пришествия в этот мир для суда над родом человеческим произнесёт подобные слова, и все мёртвые воскреснут, восстанут из своих могил. И то, что Господь воскресил Лазаря разлагающегося, Он тем самым для нас это сделал, для укрепления нашей веры, чтобы показать, что нет такого состояния после смерти, которое было бы сильнее Бога, независимо от того, во что обратились тела умерших людей, сколько десятилетий или веков они пребывали в земле. Господь в начале бытия этого мира из земли создал тело Адама Своими Божественными руками. Из этого же праха земного, в который обратились тела умерших, Он воскресит эти тела. Они восстанут, и души их бессмертные, находящиеся в руках Божиих, соединятся с этими воскрешёнными, преображёнными, прекрасными телами, которые будут точно такими же узнаваемыми, родными, понятными, знакомыми для нас, но уже не боящимися ни смерти, ни старости, ни болезни, ни разложения, ничего иного несовершенного, порождённого грехом человеческим.
С Лазарем и сёстрами его Марфой и Марией Господь идёт в Иерусалим (Вифания находилась в окрестностях Священного города). Лазарь, Марфа, Мария и другие ученики Господа сопровождают Его, и весь город приходит в движение. Город воодушевлён, город с пальмовыми ветвями встречает Христа, как царя-победителя. Мы с вами, дорогие братия и сестры, в этом смысле немножко ущемлены — нет у нас кокосовых пальм, чем бы мы могли порадоваться особо в отсутствии солнечного тепла, и встретить Господа так, как это было во дни Его земной жизни. А у нас вербочка да яблочки на Преображение, и больше ничего наша северная природа такого удивительного не даёт нам. Но дело не в этом.
Особенно дети были тогда воодушевлены. Их охватил всеобщий восторг, и они кричали: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12;13). Это ликование детей, передаваемое народу, было необыкновенным, и оно было очень опасным для Иерусалима, потому что Иерусалим находился под оккупацией Рима. И когда весь город приходит в движение и провозглашает вот эти победные песни, приличные новому царю, то это похоже на народный мятеж, на возмущение и на скорое воцарение другого царя, не римского императора, а который вернёт былое величие Израиля и дарует им долгожданную свободу. Народ этим воодушевлен, он встретил так Христа потому, что все знали, из уст в уста передавалась весть, что Он Лазаря Четверодневного воскресил. А если так, то, наверное, Он может и власть римлян поколебать, и упразднить её, и никого не будет в этом мире выше и сильнее царства Израильского. Вот народ о чём думал.
И поэтому Христос-сердцеведец, зная мысли людей, спокойно, кротко ехал на молодом осле. И такое чувство возникает, что эта внешняя эйфория народа как-то не касается Его, не находит отклика в Его сердце. И действительно, мы видим, что не прошло и недели, и этот же народ кричал совсем другие слова: «возьми, распни Его» (Ин. 19;15). А когда Пилат умыл руки перед народом, они сказали ещё более страшные слова: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27;25). Народ — это легкоуправляемая масса, с которой во все века и во все времена опытные люди могли делать всё, что угодно: хочешь — за революцию, хочешь — против революции; хочешь — за президента; хочешь — за депутата; хочешь за строительство храма — запросто решается вопрос; против строительства храма — на проходной завода лежат списки, и все против храма. К сожалению, народ — это такая бесформенная масса, с которой политтехнологи могут делать всё, что угодно.
Народ, который встречал Христа в Иерусалиме, нам напоминает единственное состояние народа, которое Богу угодно — когда в единении народ славит Бога, собираясь в православных храмах. Праздник Входа Господня в Иерусалим очень любим народом нашим православным. И во множестве люди всегда приходят в этот день в храмы Божии. Здесь Господь реально присутствует, здесь происходит Его нелицемерное, надеемся, прославление и почитание; прославление, идущее от благодарного человеческого верующего сердца. Это ликование народа напоминает нам с вами образ Церкви Христовой, утверждённой и основанной Им на земле ради нашего спасения. И в этой Церкви Христовой, основанной на земле, Христос является подлинным, настоящим Царём Своего народа, Церкви Христовой, которая является Его телом, а Он является Главой этого удивительного Богочеловеческого организма. Сильнее Бога и сильнее Церкви никого нет в этом мире.
Церкви Христовой уже идёт двадцать первый век от основания её на земле и от времени воплощения Христова. Сколько было за двадцать один век великого, страшного, сильного в этом мире. Сколько могущественных римских императоров, одного имени которых весь мир боялся, их нет уже; ни цивилизаций, ни могил этих императоров, ни гонителей Церкви нет уже и в памяти народной, а Церковь стоит, несмотря на гонения первых веков, несмотря на гонения на церковь в ХХ-ом веке у нас в России — сильнее Церкви никого и ничего нет в этом мире. Господь сказал: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16;18).
Дорогие братия и сестры. Господь в этот день от нас ждёт нелицемерного служения, открытой, сердечной, крепкой веры в Него, чтобы у нас не было раздвоения в жизни, как это было у тех древних иудеев в Иерусалиме. Сегодня они встречают Христа, а завтра Его распинают. Ведь такое уже было в истории нашего народа ровно сто лет назад, когда наши русские люди, одурманенные горсткой заезжих гастролеров-революционеров, финансируемых из той же Америки, вершили революцию. Кучка маленькая, горстка идеологов, засланный Владимир Ильич. Но революцию творили русские люди, вершилась она руками русских мужиков, которые до 1917 года все были крещены в Православной Церкви, минимум раз в год причащались Святых Христовых Тайн, они были верующими, принадлежащими к Православной Церкви. И что же осталось от этой веры? Ничего. Они не знали Евангелия, они формально принадлежали к Церкви. Отсутствие подлинного, настоящего религиозного знания делает шаткой нашу веру. Человек подвержен тогда любому ложному воздействию, влиянию. Он не застрахован от попадания в секты, от попадания в какие-то страшные псевдо-религиозные террористические организации. Наши дети, лишённые веры, беззащитны перед засилием Интернета, перед голубыми китами и так далее, новоявленными образами, созданными в системе Интернета, за которыми реальная смерть стоит, подвигающая детей наших к самоубийству. А почему? Да потому, что вера не проникает глубоко в жизнь русского народа и в его сердце. И та же беда не только у русских православных людей – та же проблема и в исламе, и у людей, принадлежащих к другим конфессиям. Потому что, не зная подлинных основ веры, не зная понимания этой веры в традиции своей конфессии, человек легко поддаётся любому влиянию. Говорили ему, что, взрывая себя с поясом шахида, попадаешь сразу в рай, и он верит в это, потому что в жизни никогда не держал в руках ни Евангелия, ни Корана. А если и держал, то понимал так, как вдалбливали в голову мнимые, лицемерные, лживые, новоявленные учителя и проповедники.
Поэтому мы сегодня ещё обращаем внимание, что отсутствие знания своей религии в контексте традиций, в контексте предания Церкви Христовой, которая основана на святых отцах, делает человека незащищённым в этом мире. Он не имеет настоящей основы под своими ногами, и с этим человеком можно делать всё, что угодно. Незнание религии — это очень опасная, страшная вещь, за которой стоит угроза жизни и смерти и для самого человека, и для всех окружающих. Малое знание удаляет от Бога, а большое знание приближает к Нему.
Поэтому, дай Бог, чтобы этот праздник Входа Господня в Иерусалим вдохнул в нас желание знать свою веру, дорожить этой верой, исповедовать эту веру, знать и любить Евангелие, как слово Самого Христа, данного нам для нашего спасения. Аминь.
9 апреля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. По милости Божией мы с вами сегодня имеем духовное утешение и большую радость в завершении Великого поста, радоваться с Господом о Его торжественном вхождении в Иерусалим. Этим великим, радостным, необыкновенным праздником или двумя праздниками: Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим оканчивается Великий пост и начинается не менее ответственный период жизни церковной — воспоминание страданий и крестной смерти нашего Господа. Этими двумя праздниками Господь словно дарует нам утешение, дарует нам великую радость и силы духовные, чтобы предстоящую страстную седмицу мы сопереживали великим страданиям и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Событие воскрешения Лазаря из всех чудес, совершённых Христом во время Его земной жизни — самое необыкновенное, самое великое, самое непостижимое для человеческого ума. На востоке умерших людей хоронят всегда в первый день смерти, потому что от страшного зноя невозможно далее продолжать хлопоты, связанные с погребением усопшего, на следующий день подойти к телу будет уже невозможно. Лазарь уже четыре дня был во гробе, в особой скалистой пещере, куда сёстры его Марфа и Мария положили его бездыханное, разлагающееся тело. Господа известили сразу же, когда он еще жив был: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11;3). Господь намеренно ещё остался в окрестностях Иерусалима в течение трёх дней, и затем в четвертый день приходит к месту погребения, где Его встречает сестра Лазаря — Марфа, которая говорит Ему такие слова, сказанные с упрёком: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11;21).
Дорогие братия и сестры. Эти слова сестёр Лазаря мы можем приложить к своей жизни в ином звучании: «О, если бы Господь был с нами ранее прочувствован, познан нами, встречен на жизненном пути, скольких бы грехов мы с вами избежали; грехов страшных, тяжелейших, которые ранят нашу душу и сердце омрачают». Это страшные, необдуманные грехи: и супружеские измены, и аборты, и имущественные споры между близкими и родными, и коварство в междолжностных отношениях и многое-многое другое. Если бы мы заставили себя хотя бы немножко раньше прийти в спасительную ограду Церкви Христовой! «Господи, если бы Ты был с нами тогда, в те моменты, когда мы совершали свои страшные грехи, не зная Тебя или не считаясь с Твоим бытием и Твоим реальным присутствием в мире, по-другому бы проходила наша жизнь сегодня».
Господь совершает великое чудо — воскрешение Лазаря. Он громким голосом произносит, обращаясь к умершему: «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11;43). Этот голос Божественный поколебал основание ада, где была душа Лазаря, он поколебал саму смерть, которая захватила его. И Лазарь ожил, душа возвратилась в его разлагающееся тело, тления больше нет. Лазарь вышел из пещеры, обвитый по обычаю иудейскому с головы до ног погребальными пеленами. И Господь сказал: «развяжите его, пусть идёт» (Ин. 11;44).
И точно так же, как Господь обратился к Лазарю: «Лазарь, гряди вон», Господь в момент Своего Второго Пришествия в этот мир для суда над родом человеческим произнесёт подобные слова, и все мёртвые воскреснут, восстанут из своих могил. И то, что Господь воскресил Лазаря разлагающегося, Он тем самым для нас это сделал, для укрепления нашей веры, чтобы показать, что нет такого состояния после смерти, которое было бы сильнее Бога, независимо от того, во что обратились тела умерших людей, сколько десятилетий или веков они пребывали в земле. Господь в начале бытия этого мира из земли создал тело Адама Своими Божественными руками. Из этого же праха земного, в который обратились тела умерших, Он воскресит эти тела. Они восстанут, и души их бессмертные, находящиеся в руках Божиих, соединятся с этими воскрешёнными, преображёнными, прекрасными телами, которые будут точно такими же узнаваемыми, родными, понятными, знакомыми для нас, но уже не боящимися ни смерти, ни старости, ни болезни, ни разложения, ничего иного несовершенного, порождённого грехом человеческим.
С Лазарем и сёстрами его Марфой и Марией Господь идёт в Иерусалим (Вифания находилась в окрестностях Священного города). Лазарь, Марфа, Мария и другие ученики Господа сопровождают Его, и весь город приходит в движение. Город воодушевлён, город с пальмовыми ветвями встречает Христа, как царя-победителя. Мы с вами, дорогие братия и сестры, в этом смысле немножко ущемлены — нет у нас кокосовых пальм, чем бы мы могли порадоваться особо в отсутствии солнечного тепла, и встретить Господа так, как это было во дни Его земной жизни. А у нас вербочка да яблочки на Преображение, и больше ничего наша северная природа такого удивительного не даёт нам. Но дело не в этом.
Особенно дети были тогда воодушевлены. Их охватил всеобщий восторг, и они кричали: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12;13). Это ликование детей, передаваемое народу, было необыкновенным, и оно было очень опасным для Иерусалима, потому что Иерусалим находился под оккупацией Рима. И когда весь город приходит в движение и провозглашает вот эти победные песни, приличные новому царю, то это похоже на народный мятеж, на возмущение и на скорое воцарение другого царя, не римского императора, а который вернёт былое величие Израиля и дарует им долгожданную свободу. Народ этим воодушевлен, он встретил так Христа потому, что все знали, из уст в уста передавалась весть, что Он Лазаря Четверодневного воскресил. А если так, то, наверное, Он может и власть римлян поколебать, и упразднить её, и никого не будет в этом мире выше и сильнее царства Израильского. Вот народ о чём думал.
И поэтому Христос-сердцеведец, зная мысли людей, спокойно, кротко ехал на молодом осле. И такое чувство возникает, что эта внешняя эйфория народа как-то не касается Его, не находит отклика в Его сердце. И действительно, мы видим, что не прошло и недели, и этот же народ кричал совсем другие слова: «возьми, распни Его» (Ин. 19;15). А когда Пилат умыл руки перед народом, они сказали ещё более страшные слова: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27;25). Народ — это легкоуправляемая масса, с которой во все века и во все времена опытные люди могли делать всё, что угодно: хочешь — за революцию, хочешь — против революции; хочешь — за президента; хочешь — за депутата; хочешь за строительство храма — запросто решается вопрос; против строительства храма — на проходной завода лежат списки, и все против храма. К сожалению, народ — это такая бесформенная масса, с которой политтехнологи могут делать всё, что угодно.
Народ, который встречал Христа в Иерусалиме, нам напоминает единственное состояние народа, которое Богу угодно — когда в единении народ славит Бога, собираясь в православных храмах. Праздник Входа Господня в Иерусалим очень любим народом нашим православным. И во множестве люди всегда приходят в этот день в храмы Божии. Здесь Господь реально присутствует, здесь происходит Его нелицемерное, надеемся, прославление и почитание; прославление, идущее от благодарного человеческого верующего сердца. Это ликование народа напоминает нам с вами образ Церкви Христовой, утверждённой и основанной Им на земле ради нашего спасения. И в этой Церкви Христовой, основанной на земле, Христос является подлинным, настоящим Царём Своего народа, Церкви Христовой, которая является Его телом, а Он является Главой этого удивительного Богочеловеческого организма. Сильнее Бога и сильнее Церкви никого нет в этом мире.
Церкви Христовой уже идёт двадцать первый век от основания её на земле и от времени воплощения Христова. Сколько было за двадцать один век великого, страшного, сильного в этом мире. Сколько могущественных римских императоров, одного имени которых весь мир боялся, их нет уже; ни цивилизаций, ни могил этих императоров, ни гонителей Церкви нет уже и в памяти народной, а Церковь стоит, несмотря на гонения первых веков, несмотря на гонения на церковь в ХХ-ом веке у нас в России — сильнее Церкви никого и ничего нет в этом мире. Господь сказал: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16;18).
Дорогие братия и сестры. Господь в этот день от нас ждёт нелицемерного служения, открытой, сердечной, крепкой веры в Него, чтобы у нас не было раздвоения в жизни, как это было у тех древних иудеев в Иерусалиме. Сегодня они встречают Христа, а завтра Его распинают. Ведь такое уже было в истории нашего народа ровно сто лет назад, когда наши русские люди, одурманенные горсткой заезжих гастролеров-революционеров, финансируемых из той же Америки, вершили революцию. Кучка маленькая, горстка идеологов, засланный Владимир Ильич. Но революцию творили русские люди, вершилась она руками русских мужиков, которые до 1917 года все были крещены в Православной Церкви, минимум раз в год причащались Святых Христовых Тайн, они были верующими, принадлежащими к Православной Церкви. И что же осталось от этой веры? Ничего. Они не знали Евангелия, они формально принадлежали к Церкви. Отсутствие подлинного, настоящего религиозного знания делает шаткой нашу веру. Человек подвержен тогда любому ложному воздействию, влиянию. Он не застрахован от попадания в секты, от попадания в какие-то страшные псевдо-религиозные террористические организации. Наши дети, лишённые веры, беззащитны перед засилием Интернета, перед голубыми китами и так далее, новоявленными образами, созданными в системе Интернета, за которыми реальная смерть стоит, подвигающая детей наших к самоубийству. А почему? Да потому, что вера не проникает глубоко в жизнь русского народа и в его сердце. И та же беда не только у русских православных людей – та же проблема и в исламе, и у людей, принадлежащих к другим конфессиям. Потому что, не зная подлинных основ веры, не зная понимания этой веры в традиции своей конфессии, человек легко поддаётся любому влиянию. Говорили ему, что, взрывая себя с поясом шахида, попадаешь сразу в рай, и он верит в это, потому что в жизни никогда не держал в руках ни Евангелия, ни Корана. А если и держал, то понимал так, как вдалбливали в голову мнимые, лицемерные, лживые, новоявленные учителя и проповедники.
Поэтому мы сегодня ещё обращаем внимание, что отсутствие знания своей религии в контексте традиций, в контексте предания Церкви Христовой, которая основана на святых отцах, делает человека незащищённым в этом мире. Он не имеет настоящей основы под своими ногами, и с этим человеком можно делать всё, что угодно. Незнание религии — это очень опасная, страшная вещь, за которой стоит угроза жизни и смерти и для самого человека, и для всех окружающих. Малое знание удаляет от Бога, а большое знание приближает к Нему.
Поэтому, дай Бог, чтобы этот праздник Входа Господня в Иерусалим вдохнул в нас желание знать свою веру, дорожить этой верой, исповедовать эту веру, знать и любить Евангелие, как слово Самого Христа, данного нам для нашего спасения. Аминь.
Предыдущая проповедь
4 апреля 2017
Следующая проповедь
13 апреля 2017
Все проповеди за 2017 год