Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Владимирской иконы Божией Матери

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, в воскресный день третьей недели по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь с особой любовью прославляет Пречистую Преблагословенную Деву Марию и одну из самых чтимых икон на Руси — Владимирскую икону Божией Матери. Написание этой иконы, по преданию, восходит к евангелисту Луке, и эта икона появилась ещё при жизни Богоматери. Евангелист Лука писал этот образ с живой Богоматери, глядя на её святые природные черты, её святой лик. Написан этот образ был, по преданию, на той доске, которая служила столом ещё в семействе Иосифа Обручника, на этом столе трапезничали Иосиф Обручник, дева Мария и маленький отрок Иисус. И когда Богоматери была преподнесена эта икона, она сказала: «Благодать моя и благодать родившегося от меня  Христа неотступно пребудет с этой иконой».

Эта икона Божией Матери находилась в святом граде Иерусалиме, где она была написана, вплоть до середины 5 века. В 450 году императором Феодосием-младшим эта икона была отдана и перенесена в Царьград (Константинополь) и там находилась примерно такое же время до 1150г, когда константинопольским патриархом Лукой Хризовером она была передана в дар русскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и принесена на Русь. Когда она вступила в пределы Киевской Руси, то была помещена в один из женских монастырей в Вышгороде в окрестностях города Киева. У Юрия Долгорукова был сын, благочестивый князь Андрей, названный впоследствии Боголюбским за особую любовь к Божией Матери, которую он питал с детских лет. Как говорит летописец, имя Божией Матери не сходило у него с уст. Он постоянно вспоминал, постоянно прославлял и молился Деве Марии.

И вот, однажды, в монастыре, где была помещена икона Богоматери, люди созерцали необыкновенное чудо, когда икона Богоматери поднялась от пола на воздух и стояла в храме, никем и ничем не держимая. Тогда князь Андрей понял, что Божья Матерь имеет намерение и благословляет перенесение её иконы в другие пределы земли Русской. Князь Андрей Боголюбский уже давно имел в своём сердце намерение уйти от отца и переместить духовный центр земли Русской на север в земли суздальские, ростовские, владимирские. И вот эта икона Богоматери была тайно, без ведома его отца, взята князем Андреем, и он направил своё шествие в пределы северной Руси. Икону везли несколько лошадей в специальной, наверное, богато украшенной повозке. Когда процессия достигла города Владимира, то кони остановились, и что с ними ни делали: и били их, и понукали, в конце концов даже поменяли лошадей — всё равно эта повозка не сдвинулась с места. Тогда князь Андрей понял, что именно здесь Богоматерь желает остановиться, чтобы здесь, с этого места распространять по русской земле своё материнское благословение.

Вскоре князь Андрей повелевает осуществить закладку собора в её память, посвященного Успению Богоматери. Собор со всем внутренним убранством был построен в кратчайшие сроки — за 2 года. И в этом соборе Успения Богоматери была помещена икона, которая от этого града и получила своё наименование, была переименована, и стала она Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.

Начиная с конца 14 века, Богоматерь распространяет по пределам земли Русской своё особое благословение. Эта икона Богоматери неоднократно, из года в год, проявляла свою чудесную, всесильную помощь, защищая русские земли  от бесконечных, бесчисленных набегов татар. Начиная с 1380г, с Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской  с особым трепетом переносит эту икону, берёт её в своё войско, именно благодаря её заступничеству, благодаря молитве русских людей перед этой иконой Богоматери, свершилась победа на поле Куликовом.

Затем 1395 год, нашествие Тамерлана. Как называют его летописцы, «железный хромец» подошёл к пределам земли Русской, уже к Москве подходил. И тогда сын Дмитрия Донского, Василий Дмитриевич, также повелевает с поспешностью принести из Владимира чудотворную икону Богоматери в Москву. И вот там, на месте встречи этой иконы с москвичами, основан был впоследствии Сретенский монастырь, существующий и до наших времен.

Люди владимирские, когда у них забирали  по велению великого князя эту икону, плакали и говорили: «На что оставляешь нас, Богоматерь, на кого, на какое заступление?». Но эта икона забиралась для спасения всей русской земли. С конца 14-ого, начала 15-ого века Святую Русь из года в год сотрясают постоянные набеги татар: то князь Ахмет-Гирей, то Идигей, то другие татарские ханы всё подступают и подступают к пределам земли русской. И Богоматерь хранит Русь: то наводит страх на поработителей; то они слышат топот какого-то многочисленного войска, которого в природе не существует, и в страхе бегут; то происходит мятеж внутри орды, и татарские ханы снимают осаду с Москвы и уходят наводить порядок внутри своего стана; то является сама Царица Небесная в необыкновенном сиянии, как было при набеге Тамерлана, в окружении ангелов с огненными мечами, которые обращают свои мечи на Тамерлана. Он в ужасе просыпается, призывает своих советников, мудрецов и спрашивает: «Кто эта жена?» Ему отвечают, что эта жена — матерь русского Бога. Тогда Тамерлан даёт команду срочно снять осаду Москвы: «Если она сама заступает, охраняет землю русскую, то нам не одолеть эту землю и эту страну».

 В скором времени эта икона была взята из града Владимира и помещена в Успенском соборе Московского кремля в первом ряду иконостаса с правой стороны. Многие столетия она находилась там, в стольном граде, в сердце земли русской. Эта икона Богоматери до сих пор, не смотря ни на какие внутренние и внешние проблемы и угрозы, которые встают над нашей страной, по-прежнему хранит землю Русскую.

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, в день памяти этой иконы, каждый из нас имеет возможность и должен сделать это: направить к этой иконе Богоматери, лежащей посредине храма, свои особенные, трепетные молитвы с благодарением и умилением за все её милости, попросить дальнейшего заступления и помощи Богоматери, чтоб она не оставила своей милостью и материнским заступлением и землю русскую, и каждого из нас, грешных.

Сегодня, дорогие братия и сестры, в третью неделю по пятидесятнице, прославляется множество святых. Вслед за прославлением русских святых, которые поминались Церковью в прошлое воскресение, сегодня это прославление русских святых носит локальный, местный характер. Сегодня прославляются святые земли Псковской, земли Вологодской, земли Санкт-Петербургской, всей нашей земли, на которой мы с вами живём, на которой сподобил нас жить и молиться Господь. Все святые, которые прославлены в нашей земле, может быть, начиная от князя Александра Невского и оканчивая новомучениками, которые пострадали уже в советское время за веру Христову, сегодня с особым дерзновением прославляется Церковью этот великий сонм Петербургских святых. Это наши любимые, родные святые Иоанн Кронштадский, Ксения Блаженная, преподобные наши и Серафим Вырицкий, и Александр Свирский, и множество других. Они с особым дерзновением предстоят престолу Божию и способны слышать и наши с вами молитвы, особо в сегодняшний день.

        Воскресное Евангелие сегодня, дорогие братия и сестры, читалось, как говорится, «на злобу дня», било как раз в самую цель, в самую точку и, конечно же, обличало жизнь каждого из нас. Давайте вспомним эти святые слова Нагорной проповеди Христа:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы».

 Вот, дорогие братия и сестры, такие слова, которые идут вразрез с настроем всей современной жизни и, безусловно, каждый из нас повинен в игнорировании этих слов.

Дорогие братия и сестры! Как же понять, как исполнить эти слова? Эти слова мы не должны понимать, как призыв к абсолютному бездействию и ничегонеделанию. Нет, Церковь осуждает лентяев и тунеядцев. Ещё с апостольских времен  апостол Павел говорил: «Кто не работает, тот не ест». Потом, в советское время, это стало лозунгом, вырвали цитату из Священного Писания и сделали лозунгом советских времен. Это вещи давно известные, с апостольских посланий .

Далее апостол Павел говорит, что тот  из вас, кто не заботится о своих близких, хуже язычника и неверного. Забота о близких подразумевается всякая, и материальная в том числе. Кто не обеспечивает своих близких, не заботится о своей семье, а летает где-то в облаках и не может, и не хочет, и не желает найти работу, тот хуже язычника и неверного.

И вот, дорогие братия и сестры,  здесь хотелось бы не ссылаться на трудности жизни, на то, что мы в такое сложное время живём,  что работу не найти, что жить неимоверно тяжело, что такие времена, которых и не было на Руси. Ещё вспомнят и продажность, и коррупцию, и взяточничество, и всё что угодно, что люди живут в ненависти, в озлоблении, в вечных протестах, в вечных шествиях, в каких-то революционных собраниях, пишут какие-то статьи, митинги устраивают — как сложно и тяжело жить.

Дорогие братия и сестры! Надо помнить, что счастливых и безбедных времён на Руси никогда не было. И прежде, чем плакаться в наше время, давайте вспомним, как жили отцы наши, деды и прадеды. Вспомним военное время, послевоенное: голод, разруха, жизненные утраты не пришедших с полей сражений Великой Отечественной войны, с других войн, других мест локальных конфликтов. Вспомним недавнее советское время, когда жизнь человека кругом была обставлена талонами, очередями, когда ничего не было на наших прилавках магазинов. Мы эти времена уже забываем, и кажется, это сейчас такое тяжёлое время.

Об этом говорим мы неспроста, дорогие братия и сестры, потому что в наше время сплошь и рядом встречаются люди, которые наполнены ненавистью ко всему: существующему строю, к властям, ко всем, кто хорошо живёт в это время, кто нашёл своё место в жизни. Столько ненависти изливается из его уст, столько ненависти в его глазах и в сердце, что приходится только сожалеть о таких людях.

Дорогие братия и сестры! Это не путь христианского осмысления событий. Церковь никогда не призывала к протестам, революциям, митингам. Есть другие, более действенные способы противостояния, другие способы выразить свое несогласие с теми условиями жизни, которые существуют — мы забываем о молитве! Прежде, чем выйти на какие-то митинги и манифестации, прежде, чем излить свою ненависть, поделиться ею с соседями, сослуживцами, охаять, облить всех грязью и т.д., мы ведь можем помолиться. Нужно помолиться за тех людей, которые вершат судьбы России, которые влияют на жизнь в нашем регионе, в нашем городе, за то что не ведают, что творят. Молитва человека, молитва христианина, во-первых, приносит успокоение для его собственной души. Если человек без озлобления, без ненависти помолится и за власть имущих, и за мироправителей, чтобы Господь иногда немножко смирил их, спустил на землю, чтобы пешком походили и приблизились к человеческой жизни. Ведь Господь в одно мгновение может свершить Свой суд над любым человеком. И вот именно этим путём христианского смирения, христианской любви и всепрощения мы с вами должны идти и исполнять эти принципы в жизнь.

Надо сказать, что Церковь всегда, от начала своего бытия  молилась «за властей и воинство, за тихое и безмолвное житие поживем  во всяком благочестии и чистоте». Интересно отметить, что эта молитва звучала и в первой Церкви, она была обращена и на римских императоров, гонителей христиан. Эта молитва звучала всё время, когда Церковь имела свободу. Церковь русская молилась за своих гонителей — поработителей в советский период, когда власти гнали Церковь, уничтожали её во всех проявлениях жизни и физически и нравственно. Церковь и сейчас молится за правителей и местных, и российских, и за каких угодно. Она молится не потому, что всегда согласна с властью — ничего подобного, другие совершенно слова, другие мотивы вкладывает Церковь в эту молитву: чтобы Господь  вразумил  этих людей, которые у кормила власти, чтобы через них Он управлял миром, чтобы Господь вершил свой суд вовремя над этими людьми, облеченными властью. Вот это самый действенный христианский способ выразить своё несогласие с чем бы то ни было.

Далее, дорогие братия и сестры, эти слова Евангелия – «ищите прежде царствия Божия  и правды Его» побуждают человека к деятельному труду. В истории Церкви мы знаем множество святых, которые вслед за Иосифом Волоцким, за игуменом Филиппом, впоследствии  митрополитом Московским, когда он ещё был игуменом на Соловках,  доводили свои обители до высокой ступени благосостояния, когда и в северных краях земля приносила такие плоды, которые и на юге не везде произрастают. Это всё делалось для славы и торжества Церкви Христовой.

Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь не осуждает труд, не осуждает заботу о своих близких, о детях, о родных, но она единственно предупреждает нас, чтобы мы чрезмерно об этом не усердствовали, чтобы чрезмерно в этих хлопотах не участвовали, не забывали Бога, не забывали Церковь в этих хлопотах и заботах о хлебе насущном. Каждый человек должен очень внимательно смотреть в своём стремлении дать всё возможное своим близким и детям. Если его труд уже затмевает Церковь, если он трудится ежедневно по 10 — 12 часов и в результате этого он перестаёт молиться, перестаёт посещать храм, значит, он идёт не туда, значит, работа становится рабством, значит, работа переходит в страсть, в страсть наживы и обогащения. Когда человек отдаёт всего себя работе, а в семье начинаются проблемы, начинаются ссоры и истерики, теряет человек мир семейный ради зарабатывания денег, значит, идёт не туда, значит, бог маммоны занимает первостепенное место в его жизни.

 И вот в этих заботах, дорогие братия и сестры, Церковь предупреждает нас, чтобы мы не теряли Христа из вида, не теряли Церковь, чтобы мы оставались христианами. Сколько таких примеров чрезмерной заботы, когда родители стараются дать всё своим детям при жизни, всё обеспечить, обустроить. Купить и квартиру, и машину, и дачу каждому ребенку, чтоб он был обеспечен и образован, а сколько примеров вокруг, когда всё идет впустую. Когда дети чрезмерно избалованы, когда мы с вами растим из наших детей эгоистов, тунеядцев и лентяев, когда они ни к чему не приспособлены в жизни, когда мы их не научили работать и зарабатывать самим деньги, а когда они только смотрят на родителей и с них требуют всё необходимое — вот это наша коренная ошибка.

 Далее, дорогие братия и сестры, как бы мы с вами не заботились об устроении нашего материального быта, мы должны очень чётко ещё реагировать на один фактор – мы должны беречь свою семью. Потому что бывает часто так, что человек неуёмно ищет Царство Небесное, в смысле неразумно, когда он не идёт царским путём, не советуется ни с кем. А когда он один пришёл к вере, к Церкви, это состояние вызывает в нём надмение, злорадство, осуждение самых близких и родных людей. Иногда он говорит правильные вещи, иногда стоит на правильном пути, но этому пути учит других людей, своих близких: жену, детей, мужа с озлоблением, с грубостью, оскорбительным тоном, ставит их на место категорично, резко, обидно для других. Это неверный путь, это неуёмный, своевольный, горделивый поиск Царства Небесного, он приведёт человека к расстройству семьи, распаду, к потере мира в своей семье. Это ещё одно предупреждение, которое сегодня даёт нам Церковь.

Приходя в Церковь, начиная свой духовный путь ко Христу, мы должны очень чётко соблюдать эту грань и смотреть, побуждает ли нас приход к вере к сохранению семьи. В результате прихода человека в Церковь и к вере укрепляется ли его семья, становится ли он сам лучше, или наоборот, с приходом его в Церковь начинаются проблемы в семье, ругань, ссоры. Если это происходит, значит, человек идёт не туда, не тем путём, находит не те слова. Значит, человек пребывает в гордыне, а диавол, как лев рыкающий, желает разбить любую семью. Когда мы теряем семейный мир, это очень тревожный признак, признак того, что нам нужно бежать к опытным духовникам и искать у них совета, как сохранить семью, как перестроить отношения друг с другом, чтобы семья была не каторгой для человека, не тяжелейшим жизненным крестом, мучением, а чтобы она приносила человеку подлинное счастье, спокойствие и радость. Чтобы человек, заканчивая работу, стремился, летел в свою семью, в своё гнездо, не болтался где-то по городам и весям, используя свои финансовые возможности, хорошую погоду и другие блага, а стремился в семью, потому что там жена, там муж, там дети, чтобы стремился туда с искренним сердцем и радостью, потому что там его малая церковь.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию эти несколько истин: сохранение единства семьи, предостережение от чрезмерной заботы о материальных благах, советует нам идти средним, царским путём, без всяких крайностей и перегибов, чтобы мы шли ровно и постоянно по пути следования в Царство Небесное, молитвами Пресвятой Богородицы, её милосердием. Аминь.

6 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, в воскресный день третьей недели по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь с особой любовью прославляет Пречистую Преблагословенную Деву Марию и одну из самых чтимых икон на Руси — Владимирскую икону Божией Матери. Написание этой иконы, по преданию, восходит к евангелисту Луке, и эта икона появилась ещё при жизни Богоматери. Евангелист Лука писал этот образ с живой Богоматери, глядя на её святые природные черты, её святой лик. Написан этот образ был, по преданию, на той доске, которая служила столом ещё в семействе Иосифа Обручника, на этом столе трапезничали Иосиф Обручник, дева Мария и маленький отрок Иисус. И когда Богоматери была преподнесена эта икона, она сказала: «Благодать моя и благодать родившегося от меня  Христа неотступно пребудет с этой иконой».

Эта икона Божией Матери находилась в святом граде Иерусалиме, где она была написана, вплоть до середины 5 века. В 450 году императором Феодосием-младшим эта икона была отдана и перенесена в Царьград (Константинополь) и там находилась примерно такое же время до 1150г, когда константинопольским патриархом Лукой Хризовером она была передана в дар русскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и принесена на Русь. Когда она вступила в пределы Киевской Руси, то была помещена в один из женских монастырей в Вышгороде в окрестностях города Киева. У Юрия Долгорукова был сын, благочестивый князь Андрей, названный впоследствии Боголюбским за особую любовь к Божией Матери, которую он питал с детских лет. Как говорит летописец, имя Божией Матери не сходило у него с уст. Он постоянно вспоминал, постоянно прославлял и молился Деве Марии.

И вот, однажды, в монастыре, где была помещена икона Богоматери, люди созерцали необыкновенное чудо, когда икона Богоматери поднялась от пола на воздух и стояла в храме, никем и ничем не держимая. Тогда князь Андрей понял, что Божья Матерь имеет намерение и благословляет перенесение её иконы в другие пределы земли Русской. Князь Андрей Боголюбский уже давно имел в своём сердце намерение уйти от отца и переместить духовный центр земли Русской на север в земли суздальские, ростовские, владимирские. И вот эта икона Богоматери была тайно, без ведома его отца, взята князем Андреем, и он направил своё шествие в пределы северной Руси. Икону везли несколько лошадей в специальной, наверное, богато украшенной повозке. Когда процессия достигла города Владимира, то кони остановились, и что с ними ни делали: и били их, и понукали, в конце концов даже поменяли лошадей — всё равно эта повозка не сдвинулась с места. Тогда князь Андрей понял, что именно здесь Богоматерь желает остановиться, чтобы здесь, с этого места распространять по русской земле своё материнское благословение.

Вскоре князь Андрей повелевает осуществить закладку собора в её память, посвященного Успению Богоматери. Собор со всем внутренним убранством был построен в кратчайшие сроки — за 2 года. И в этом соборе Успения Богоматери была помещена икона, которая от этого града и получила своё наименование, была переименована, и стала она Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.

Начиная с конца 14 века, Богоматерь распространяет по пределам земли Русской своё особое благословение. Эта икона Богоматери неоднократно, из года в год, проявляла свою чудесную, всесильную помощь, защищая русские земли  от бесконечных, бесчисленных набегов татар. Начиная с 1380г, с Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской  с особым трепетом переносит эту икону, берёт её в своё войско, именно благодаря её заступничеству, благодаря молитве русских людей перед этой иконой Богоматери, свершилась победа на поле Куликовом.

Затем 1395 год, нашествие Тамерлана. Как называют его летописцы, «железный хромец» подошёл к пределам земли Русской, уже к Москве подходил. И тогда сын Дмитрия Донского, Василий Дмитриевич, также повелевает с поспешностью принести из Владимира чудотворную икону Богоматери в Москву. И вот там, на месте встречи этой иконы с москвичами, основан был впоследствии Сретенский монастырь, существующий и до наших времен.

Люди владимирские, когда у них забирали  по велению великого князя эту икону, плакали и говорили: «На что оставляешь нас, Богоматерь, на кого, на какое заступление?». Но эта икона забиралась для спасения всей русской земли. С конца 14-ого, начала 15-ого века Святую Русь из года в год сотрясают постоянные набеги татар: то князь Ахмет-Гирей, то Идигей, то другие татарские ханы всё подступают и подступают к пределам земли русской. И Богоматерь хранит Русь: то наводит страх на поработителей; то они слышат топот какого-то многочисленного войска, которого в природе не существует, и в страхе бегут; то происходит мятеж внутри орды, и татарские ханы снимают осаду с Москвы и уходят наводить порядок внутри своего стана; то является сама Царица Небесная в необыкновенном сиянии, как было при набеге Тамерлана, в окружении ангелов с огненными мечами, которые обращают свои мечи на Тамерлана. Он в ужасе просыпается, призывает своих советников, мудрецов и спрашивает: «Кто эта жена?» Ему отвечают, что эта жена — матерь русского Бога. Тогда Тамерлан даёт команду срочно снять осаду Москвы: «Если она сама заступает, охраняет землю русскую, то нам не одолеть эту землю и эту страну».

 В скором времени эта икона была взята из града Владимира и помещена в Успенском соборе Московского кремля в первом ряду иконостаса с правой стороны. Многие столетия она находилась там, в стольном граде, в сердце земли русской. Эта икона Богоматери до сих пор, не смотря ни на какие внутренние и внешние проблемы и угрозы, которые встают над нашей страной, по-прежнему хранит землю Русскую.

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, в день памяти этой иконы, каждый из нас имеет возможность и должен сделать это: направить к этой иконе Богоматери, лежащей посредине храма, свои особенные, трепетные молитвы с благодарением и умилением за все её милости, попросить дальнейшего заступления и помощи Богоматери, чтоб она не оставила своей милостью и материнским заступлением и землю русскую, и каждого из нас, грешных.

Сегодня, дорогие братия и сестры, в третью неделю по пятидесятнице, прославляется множество святых. Вслед за прославлением русских святых, которые поминались Церковью в прошлое воскресение, сегодня это прославление русских святых носит локальный, местный характер. Сегодня прославляются святые земли Псковской, земли Вологодской, земли Санкт-Петербургской, всей нашей земли, на которой мы с вами живём, на которой сподобил нас жить и молиться Господь. Все святые, которые прославлены в нашей земле, может быть, начиная от князя Александра Невского и оканчивая новомучениками, которые пострадали уже в советское время за веру Христову, сегодня с особым дерзновением прославляется Церковью этот великий сонм Петербургских святых. Это наши любимые, родные святые Иоанн Кронштадский, Ксения Блаженная, преподобные наши и Серафим Вырицкий, и Александр Свирский, и множество других. Они с особым дерзновением предстоят престолу Божию и способны слышать и наши с вами молитвы, особо в сегодняшний день.

        Воскресное Евангелие сегодня, дорогие братия и сестры, читалось, как говорится, «на злобу дня», било как раз в самую цель, в самую точку и, конечно же, обличало жизнь каждого из нас. Давайте вспомним эти святые слова Нагорной проповеди Христа:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы».

 Вот, дорогие братия и сестры, такие слова, которые идут вразрез с настроем всей современной жизни и, безусловно, каждый из нас повинен в игнорировании этих слов.

Дорогие братия и сестры! Как же понять, как исполнить эти слова? Эти слова мы не должны понимать, как призыв к абсолютному бездействию и ничегонеделанию. Нет, Церковь осуждает лентяев и тунеядцев. Ещё с апостольских времен  апостол Павел говорил: «Кто не работает, тот не ест». Потом, в советское время, это стало лозунгом, вырвали цитату из Священного Писания и сделали лозунгом советских времен. Это вещи давно известные, с апостольских посланий .

Далее апостол Павел говорит, что тот  из вас, кто не заботится о своих близких, хуже язычника и неверного. Забота о близких подразумевается всякая, и материальная в том числе. Кто не обеспечивает своих близких, не заботится о своей семье, а летает где-то в облаках и не может, и не хочет, и не желает найти работу, тот хуже язычника и неверного.

И вот, дорогие братия и сестры,  здесь хотелось бы не ссылаться на трудности жизни, на то, что мы в такое сложное время живём,  что работу не найти, что жить неимоверно тяжело, что такие времена, которых и не было на Руси. Ещё вспомнят и продажность, и коррупцию, и взяточничество, и всё что угодно, что люди живут в ненависти, в озлоблении, в вечных протестах, в вечных шествиях, в каких-то революционных собраниях, пишут какие-то статьи, митинги устраивают — как сложно и тяжело жить.

Дорогие братия и сестры! Надо помнить, что счастливых и безбедных времён на Руси никогда не было. И прежде, чем плакаться в наше время, давайте вспомним, как жили отцы наши, деды и прадеды. Вспомним военное время, послевоенное: голод, разруха, жизненные утраты не пришедших с полей сражений Великой Отечественной войны, с других войн, других мест локальных конфликтов. Вспомним недавнее советское время, когда жизнь человека кругом была обставлена талонами, очередями, когда ничего не было на наших прилавках магазинов. Мы эти времена уже забываем, и кажется, это сейчас такое тяжёлое время.

Об этом говорим мы неспроста, дорогие братия и сестры, потому что в наше время сплошь и рядом встречаются люди, которые наполнены ненавистью ко всему: существующему строю, к властям, ко всем, кто хорошо живёт в это время, кто нашёл своё место в жизни. Столько ненависти изливается из его уст, столько ненависти в его глазах и в сердце, что приходится только сожалеть о таких людях.

Дорогие братия и сестры! Это не путь христианского осмысления событий. Церковь никогда не призывала к протестам, революциям, митингам. Есть другие, более действенные способы противостояния, другие способы выразить свое несогласие с теми условиями жизни, которые существуют — мы забываем о молитве! Прежде, чем выйти на какие-то митинги и манифестации, прежде, чем излить свою ненависть, поделиться ею с соседями, сослуживцами, охаять, облить всех грязью и т.д., мы ведь можем помолиться. Нужно помолиться за тех людей, которые вершат судьбы России, которые влияют на жизнь в нашем регионе, в нашем городе, за то что не ведают, что творят. Молитва человека, молитва христианина, во-первых, приносит успокоение для его собственной души. Если человек без озлобления, без ненависти помолится и за власть имущих, и за мироправителей, чтобы Господь иногда немножко смирил их, спустил на землю, чтобы пешком походили и приблизились к человеческой жизни. Ведь Господь в одно мгновение может свершить Свой суд над любым человеком. И вот именно этим путём христианского смирения, христианской любви и всепрощения мы с вами должны идти и исполнять эти принципы в жизнь.

Надо сказать, что Церковь всегда, от начала своего бытия  молилась «за властей и воинство, за тихое и безмолвное житие поживем  во всяком благочестии и чистоте». Интересно отметить, что эта молитва звучала и в первой Церкви, она была обращена и на римских императоров, гонителей христиан. Эта молитва звучала всё время, когда Церковь имела свободу. Церковь русская молилась за своих гонителей — поработителей в советский период, когда власти гнали Церковь, уничтожали её во всех проявлениях жизни и физически и нравственно. Церковь и сейчас молится за правителей и местных, и российских, и за каких угодно. Она молится не потому, что всегда согласна с властью — ничего подобного, другие совершенно слова, другие мотивы вкладывает Церковь в эту молитву: чтобы Господь  вразумил  этих людей, которые у кормила власти, чтобы через них Он управлял миром, чтобы Господь вершил свой суд вовремя над этими людьми, облеченными властью. Вот это самый действенный христианский способ выразить своё несогласие с чем бы то ни было.

Далее, дорогие братия и сестры, эти слова Евангелия – «ищите прежде царствия Божия  и правды Его» побуждают человека к деятельному труду. В истории Церкви мы знаем множество святых, которые вслед за Иосифом Волоцким, за игуменом Филиппом, впоследствии  митрополитом Московским, когда он ещё был игуменом на Соловках,  доводили свои обители до высокой ступени благосостояния, когда и в северных краях земля приносила такие плоды, которые и на юге не везде произрастают. Это всё делалось для славы и торжества Церкви Христовой.

Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь не осуждает труд, не осуждает заботу о своих близких, о детях, о родных, но она единственно предупреждает нас, чтобы мы чрезмерно об этом не усердствовали, чтобы чрезмерно в этих хлопотах не участвовали, не забывали Бога, не забывали Церковь в этих хлопотах и заботах о хлебе насущном. Каждый человек должен очень внимательно смотреть в своём стремлении дать всё возможное своим близким и детям. Если его труд уже затмевает Церковь, если он трудится ежедневно по 10 — 12 часов и в результате этого он перестаёт молиться, перестаёт посещать храм, значит, он идёт не туда, значит, работа становится рабством, значит, работа переходит в страсть, в страсть наживы и обогащения. Когда человек отдаёт всего себя работе, а в семье начинаются проблемы, начинаются ссоры и истерики, теряет человек мир семейный ради зарабатывания денег, значит, идёт не туда, значит, бог маммоны занимает первостепенное место в его жизни.

 И вот в этих заботах, дорогие братия и сестры, Церковь предупреждает нас, чтобы мы не теряли Христа из вида, не теряли Церковь, чтобы мы оставались христианами. Сколько таких примеров чрезмерной заботы, когда родители стараются дать всё своим детям при жизни, всё обеспечить, обустроить. Купить и квартиру, и машину, и дачу каждому ребенку, чтоб он был обеспечен и образован, а сколько примеров вокруг, когда всё идет впустую. Когда дети чрезмерно избалованы, когда мы с вами растим из наших детей эгоистов, тунеядцев и лентяев, когда они ни к чему не приспособлены в жизни, когда мы их не научили работать и зарабатывать самим деньги, а когда они только смотрят на родителей и с них требуют всё необходимое — вот это наша коренная ошибка.

 Далее, дорогие братия и сестры, как бы мы с вами не заботились об устроении нашего материального быта, мы должны очень чётко ещё реагировать на один фактор – мы должны беречь свою семью. Потому что бывает часто так, что человек неуёмно ищет Царство Небесное, в смысле неразумно, когда он не идёт царским путём, не советуется ни с кем. А когда он один пришёл к вере, к Церкви, это состояние вызывает в нём надмение, злорадство, осуждение самых близких и родных людей. Иногда он говорит правильные вещи, иногда стоит на правильном пути, но этому пути учит других людей, своих близких: жену, детей, мужа с озлоблением, с грубостью, оскорбительным тоном, ставит их на место категорично, резко, обидно для других. Это неверный путь, это неуёмный, своевольный, горделивый поиск Царства Небесного, он приведёт человека к расстройству семьи, распаду, к потере мира в своей семье. Это ещё одно предупреждение, которое сегодня даёт нам Церковь.

Приходя в Церковь, начиная свой духовный путь ко Христу, мы должны очень чётко соблюдать эту грань и смотреть, побуждает ли нас приход к вере к сохранению семьи. В результате прихода человека в Церковь и к вере укрепляется ли его семья, становится ли он сам лучше, или наоборот, с приходом его в Церковь начинаются проблемы в семье, ругань, ссоры. Если это происходит, значит, человек идёт не туда, не тем путём, находит не те слова. Значит, человек пребывает в гордыне, а диавол, как лев рыкающий, желает разбить любую семью. Когда мы теряем семейный мир, это очень тревожный признак, признак того, что нам нужно бежать к опытным духовникам и искать у них совета, как сохранить семью, как перестроить отношения друг с другом, чтобы семья была не каторгой для человека, не тяжелейшим жизненным крестом, мучением, а чтобы она приносила человеку подлинное счастье, спокойствие и радость. Чтобы человек, заканчивая работу, стремился, летел в свою семью, в своё гнездо, не болтался где-то по городам и весям, используя свои финансовые возможности, хорошую погоду и другие блага, а стремился в семью, потому что там жена, там муж, там дети, чтобы стремился туда с искренним сердцем и радостью, потому что там его малая церковь.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию эти несколько истин: сохранение единства семьи, предостережение от чрезмерной заботы о материальных благах, советует нам идти средним, царским путём, без всяких крайностей и перегибов, чтобы мы шли ровно и постоянно по пути следования в Царство Небесное, молитвами Пресвятой Богородицы, её милосердием. Аминь.

Предыдущая проповедь

8 июня 2008

Неделя святых отцов I Вселенского Собора
Следующая проповедь

12 июля 2008

Памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00