Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воскрешение сыны Наинской вдовы

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали Евангелие об одном необыкновенном чуде — воскрешении мёртвого человека, которое совершил Христос. В течение земной жизни нашего Господа Евангелие зафиксировано несколько этих самых славных и великих чудес, непостижимых, невозможных для смертного человека и для понимания ума нашего — воскрешение мёртвых. Господь воскресил сына Наинской вдовы, чему посвящено сегодняшнее Евангелие; дочь Иаира; наконец, Лазаря четверодневного; и в момент Его славного собственного победоносного воскресения многие телеса усопших воскресли в Иерусалиме и явились многим.

Сегодня мы с вами остановим наше внимание и благоговейно поразмышляем над чудом воскрешения сына Наинской вдовы.  Вы знаете, дорогие братия и сестры, что это Евангелие — единственный момент упоминания о том, что Господь когда-либо был в городе Наине. Других упоминаний о каких-то событиях не зафиксировано в Евангелии, совершенных Христом, в этом городе. Это дает право экзегетам Священного Писания утверждать о том, что Господь и пришёл в этот город единственно с той целью, чтобы воскресить этого умершего юношу. Ради матери этого юноши Он пришёл в этот город, ради её неимоверной скорби. Это обстоятельство низводит в нашу душу и сердце умиление и благодарность Богу, столь любящему человека. Особенно в состоянии чрезмерной скорби Господь всегда находится рядом с нами. Всегда, даже предваряя наше обращение к Нему и молитвы, Он знает о каждом человеческом горе и приходит иногда невидимо, иногда каким-то иным образом, поддерживая и укрепляя человека в минуты больших потрясений и скорбей. Как любвеобилен, милосерден и человеколюбив наш Господь! И как мы с вами, дорогие братия и сестры, счастливы, что имеем и исповедуем именно такого Бога: не какого-то деспота, властителя, какое-то трансцендентное по отношению к миру существо, а Бога — любящего Отца. Это привилегия только Православной веры, только христианского богословия. Больше нигде: ни в каких культах и ни в каких религиях мировых и не мировых, нигде нет такого представления о любящем Боге.

Господь, подходя к воротам этого города, увидел  траурную процессию — выносили из ворот на носилках умершего юношу, за этими носилками шла мать его, безутешно скорбящая и плакавшая о своём единственном сыне. Евангелист Лука приводит такой факт, что она была вдова, то есть когда-то ранее она пережила ещё не меньшую скорбь — утрату мужа. 

Дорогие братия и сестры! В контексте времени Ветхого Завета потерять мужа — это была такая катастрофа, которая равносильна лишению жизни, потому что муж был единственным кормильцем, и он содержал семью, имел возможность и право работать, потому что никаких тогда не было и в помине ни пенсионных фондов, ни собесов, ничего подобного. И если человек терял кормильца, то был обречён на медленное умирание, и лишь, возможно, сердобольные соседи могли какую-то разовую милостыню подать, но это было совершенно не в порядке вещей. Для женщины потеря мужа была величайшим горем, поэтому эта несчастная женщина, мать с такой скорбью шла теперь за умершим телом своего сына. Он был единственным утешением и надеждой у неё. Но, казалось бы, когда умирает ребёнок, то какая разница, один он в семье или десять, как будто, если десять, то менее жалко одного умершего. Но, может быть, с нашей человеческой точки зрения родители не лишаются ещё какого-то утешения от детей живых, оставшихся рядом. Но эта женщина с глубокой скорбью шла за единственным умершим своим сыном.

Следует, может быть, упомянуть, что евреи не хоронили  в гробах, это русская традиция. Они умершего оборачивали в ткани, пелены (или по подобию погребенного бездыханного тела Христа — в плащаницу) и на носилках несли до могилы. Могилы не рыли в земле, они были, как правило, высечены в скале. Туда полагали умершего и плотно закрывали вход в эту погребальную пещеру. Поэтому ничего нет удивительного, что в Евангелии упоминается, что умершего несли на носилках. Это был обычный, традиционный способ погребения умерших. Скорбящая мать, конечно, безутешно плакала о том, что её единственная надежда, которую она питала, глядя на возрастающего своего сына, в котором, наверняка, видела черты своего любимого мужа, уходил из её жизни. Раньше она думала, что скорбь с утратой мужа и скорбь её вдовства будет вскоре как-то смягчена, как-то время вылечит эти раны, и сын сможет стать опорой семейства, как когда-то был его отец. И идя за телом своего сына, она теряла свою последнюю надежду…

Дорогие братия и сестры! Любая смерть – это, можно сказать, непосильные для человека горе и скорбь, но особенно страшно, когда умирают дети, когда они уходят в вечность раньше своих родителей, родивших их на этот свет Божий. Эта смерть и это горе — самое страшное, самое тяжёлое испытание для сердца родительского. И Господь, зная тяжесть этой скорби, приходит в Наин, чтобы и современных матерей и отцов, скорбящих о разлуке с умершими детьми, поддержать этим самым и им сказать то же, что и матери тогда Он сказал: «Не плачь». Но что могут произвести или что могут дать слова? Наверное, когда Господь сказал это краткое слово «не плачь», обращённое к матери, то сопровождавшие это погребение люди, скорее всего,  усмехнулись при этом. Как же можно не плакать при этом горе великом, когда провожаешь в могилу свою последнюю, единственную надежду? Но слова Христа — это не слова людские. Это слова, за которыми следует дело и спасительное действие, преодолевающее саму скорбь, когда Господь коснулся носилок, остановив несших. Между прочим, при этом Он совершил нарушение закона, некое преступление, потому что прикосновение к умершему считалось осквернением, и человек, участвующий в погребении непосредственным образом, на несколько дней становился нечистым, вынужден был удалиться от человеческого сообщества.

Но Господь не обращает внимания на эти обрядовые условности. Взяв за руку умершего юношу, Он говорит: «Юноша, тебе говорю, встань», и Своею рукой поднимает его с этих погребальных носилок. Юноша встаёт, начинает говорить, конечно, к неописуемой радости своей матери и к недоумению и ужасу от этого великого чуда всех, кто был зрителем и современником этого необыкновенного события.

Дорогие братия и сестры! Вот такое краткое Евангелие сегодня Господь даёт нам для нашего нравственного назидания. Что мы можем сказать об утрате детей, которые иногда уходят раньше родителей? Конечно, это особое действие Промысла Божьего. И чаще всего это бывает потому, что на земле остаются любящие сердца, чаще всего мать, или иные близкие родные, которые способны молиться за умершего. И молитвами матерей за умерших чад они, ушедшие туда, в иной мир преждевременно, получают вечное спасение и помилование у Господа. Скорее всего, это вечное спасение невозможно было бы для них, если бы земная жизнь их продолжилась, потому что какие-то новые истории, новые грехи, страсти, может быть, преступления ожидали их, возможно даже против их воли. Может быть, они могли попасть в какие-то компании и так далее, и невольно быть причиной смерти, например, в дорожно-транспортном происшествии, или иным каким-то образом. Это всегда некая тайна, сокрытая от нас Богом.

Но, дорогие братия и сестры, и мы, родители, порой бываем причиной преждевременной, с нашей точки зрения, смерти детей. Когда же это происходит, можете недоуменно спросить вы? А родители бывают повинны в ранней смерти детей тогда, когда бросают семьи, когда разводы случаются — второй брак, третий, четвертый. А это всегда брошенные дети, искалеченные судьбы. Не поймёшь, с кем остаётся ребенок — то ли с матерью, а мать второй раз замуж выходит, а отчиму он даром не нужен, этот ребёнок; то ли с отцом остаётся? И когда мне приходилось отпевать детей в нашем храме, чаще всего в жизни их родителей случались такие жизненные драмы. Это истории разбившихся семей, когда дети остаются абсолютно никому не нужными и когда они продолжают расти, как дикая трава под забором, попадают без контроля и без родительской любви в какие-то истории, молодежные тусовки. И тогда в их жизни появляются наркотики, алкоголь, драки и всё прочее, что бывает причиной, в общем-то, преждевременной смерти.

Поэтому, учитывая этот фактор, как мы, дорогие братия и сестры, должны беречь свои семьи,  хранить святость и чистоту брака. Как бы вот так не залюбилось ни с того, ни с сего. На отчитку надо сходить, когда такие чувства возникают, будучи в браке; больше читать молитву: «Да воскреснет Бог», тогда это чувство проходит. Потому что бывает любовь красивая и законная, а бывает незаконная любовь, которая навевается бесом блуда. Такая любовь приводит к развалу семей и трагическим, как правило, последствиям.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие напоминает нам совершенно простую истину о нашей собственной смерти, что когда-то, для кого-то может быть очень скоро: для кого-то, может быть, уже завтра, а для кого, может быть, лет через пятьдесят или больше. Но, несомненно, она придёт, потому что вечно никто не будет жить на земле. И вот, дорогие братия и сестры, что мы должны помнить в этом отношении. Мы должны жить так, чтобы в любой момент быть готовыми предстать на Суд Божий. Потому что смерть — это не просто, знаете ли, переходный возраст. Вот был ребёнок лет тринадцати-четырнадцати, потом, смотришь, гормончики заиграли, уже переходный возраст пошёл, и плавно раз — уже в юношество вступил. Нет, смерть — это не просто смена фаз, одного существования на другое. После смерти надо давать отчёт Богу за прожитую жизнь. И в зависимости от этой земной жизни человека будет ожидать та или иная вечность, и в вечности человек будет искать того, к чему он привык здесь, на земле. Если человек жил верой, если он знал Бога, молился, беседовал, жил церковной жизнью, то он будет искать продолжения в вечности. А если у него Бог, как по такому лживому утверждению современных людей, был или в душе, или в ноге, или в голове, или в руке (где именно — трудно диагностировать точно) — значит, нигде. Где же Богу-то быть, если ты в церкви не бываешь? Ведь в чём был смысл воплощения Христова, Его рождества, Его смерти, Его Воскресения? Не для того, чтобы оставить такие красивые воспоминания и праздники в честь этих событий, а для того, чтобы основать Церковь на земле, как средство спасения человека. Без Церкви спасение невозможно. Когда мы говорим об этом, то Церковь воспринимается синонимом храма, как здания, в котором собираются верующие для общения с Господом и для того, чтобы приобщиться Его Пречистых Тела и Крови.

И мы с вами должны жить в готовности дать ответ Богу. Сколько мы с вами проживём, не знает никто, только Бог знает. И Он своим правильным судом уже положил с начала нашего рождения дату нашей смерти. Мы думаем, что она где-то ещё очень далеко, где-то в глубоком пенсионном возрасте. Но и этот возраст, многие могут подтвердить, очень быстро и незаметно приходит, когда его никто не ждёт со всеми вытекающими признаками. Многие откладывают своё исправление на это время, думая, что если работать не будут, времени будет предостаточно. Но работать не будешь, так внуков, правнуков тебе подкинут, будешь вкалывать так, как в молодости не работал. Затем немощи будут подбираться, из поликлиник и больниц не будешь вылезать. И некогда будет ни в церковь ходить, ни молиться. Это иллюзия, что когда-то будет такое благоприятное время, которое мы полностью посвятим Богу и будет вполне достаточно, чтобы покаяться и исправиться и почти ангелами уйти на тот свет.

Дорогие братия и сестры, может быть, кого-то Господь и сподобит плодотворно использовать это время старости, но каждый раз, готовясь ко святому причащению, читая покаянный канон, обращали внимание или нет, кто понимает смысл этих слов; ведь там написано: «старии и младии умирают». Помните эти слова. Смерть-то она не очень разборчивая. Она забирает всех, непонятно, по каким меркам и законам — по повелению Божию. Поэтому нет абсолютно никакой гарантии, что мы с вами, все до единого, до глубокой старости доживём и с миром перейдем в жизнь вечную.

Иногда Господь посылает и молниеносную, внезапную кончину. В светском, безбожном обществе это считается лёгкой смертью, но со стороны христианского учения такая смерть настораживает. Эта смерть зловещая. Почему? Да потому, что человек не успевает подготовиться к вечности. Он уходит, не поняв, что с ним произошло, не причастившись, не исповедавшись перед смертью. Для наших благочестивых предков, например, для традиций благочестия ХIХ века, если человек умирал без причащения накануне, это считалось катастрофой, антихристовым каким-то признаком, что Господь не сподобил перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн. Блаженная Ксения Петербуржская подвиг юродства приняла именно после скоропостижной кончины мужа, потому что молниеносность смерти его шокировала Ксению, и она решила послужить Богу делами милосердия и подвигом юродства, подвигом безумия ради спасения своего любимого Андрея Федоровича.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами должны жить в ожидании смерти. И это ожидание не должно вносить панический страх в нашу жизнь, не должно делать нас клиентами   психотерапевта, а наоборот — память о смерти заставляет человека подлинно красиво, по- христиански жить, потому что каждое мгновение бесценно, и оно может в той или иной степени повлиять на вечность.

Это Евангелие напоминает нам о ещё одном страшном состоянии, когда бывает духовная смерть. Что это такое — духовная смерть? Это когда жив человек, а душа у него умерла для вечности, для святого, для Бога. Например, мы сплошь и рядом видим это состояние у наших близких, родных, которые не ходят в церковь, которые отрицают Бога. Хоть что им говори, что там и красиво, и хор поёт хорошо, и люди достойные, и интеллигенция приходит. Ничего не пробивает, абсолютно всё равно. Человека эта тема не интересует, озлобляет, иногда ненависть даже проявляется, агрессия. Но в других-то ладно, Бог с ними. Господь о каждом думает по- своему и в своё время. Но ведь и у нас бывает это состояние духовной смерти. Когда? Ну, например, когда мы многие годы в Церкви, а наша жизнь не исправляется. Мы как были когда- то на стадии обращения к вере, такими же и остались или ещё хуже стали. Почему хуже? Да потому, что с течением христианской жизни появляется самоуспокоение, самовлюбленность. Мы начинаем осуждать, критиковать других людей, учить, даже не имея на это ни права, ни благословения, ни образования духовного. И такие иногда перлы выдают, что прямо уши заворачиваются от того, что может посоветовать тот или иной верующий человек другому собрату.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны к своей душе. Зададимся  вопросом, а что в нас поменялось за год жизни христианской? А за двадцать лет? А кто с пеленок в Церкви, так за пятьдесят лет христианской жизни? Мы же должны быть святыми уже за это время. Но, обращаясь к своей совести, мы видим, что это далеко не так. Какая-то консервация происходит, в лучшем случае, того состояния, когда мы ограничиваем себя от смертных грехов, за которые правоохранительные органы в тюрьму сажают, ограничивают свободу человека. А всё остальное, вроде бы, и так сходит с рук. Батюшка милосердный, исповедует, допустит и к причащению, лишь бы так не упирался, не наглел на исповеди и с сокрушенным видом приходил.

Это очень опасное духовное состояние, поэтому Церковь и приводит нам это Евангелие для того, чтобы предупредить нас о двух моментах: об опасности соединения жизни с грехом, потому что в случае нераскаянности следует смерть, а иногда внезапная смерть; и предупредить также об этом страшном состоянии смерти души человеческой. И поэтому в акафисте Иисусу Сладчайшему есть такие глубокие слова по этому поводу: «Видя вдовицу зельне плачущую, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ей на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси». Аминь.

20 октября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали Евангелие об одном необыкновенном чуде — воскрешении мёртвого человека, которое совершил Христос. В течение земной жизни нашего Господа Евангелие зафиксировано несколько этих самых славных и великих чудес, непостижимых, невозможных для смертного человека и для понимания ума нашего — воскрешение мёртвых. Господь воскресил сына Наинской вдовы, чему посвящено сегодняшнее Евангелие; дочь Иаира; наконец, Лазаря четверодневного; и в момент Его славного собственного победоносного воскресения многие телеса усопших воскресли в Иерусалиме и явились многим.

Сегодня мы с вами остановим наше внимание и благоговейно поразмышляем над чудом воскрешения сына Наинской вдовы.  Вы знаете, дорогие братия и сестры, что это Евангелие — единственный момент упоминания о том, что Господь когда-либо был в городе Наине. Других упоминаний о каких-то событиях не зафиксировано в Евангелии, совершенных Христом, в этом городе. Это дает право экзегетам Священного Писания утверждать о том, что Господь и пришёл в этот город единственно с той целью, чтобы воскресить этого умершего юношу. Ради матери этого юноши Он пришёл в этот город, ради её неимоверной скорби. Это обстоятельство низводит в нашу душу и сердце умиление и благодарность Богу, столь любящему человека. Особенно в состоянии чрезмерной скорби Господь всегда находится рядом с нами. Всегда, даже предваряя наше обращение к Нему и молитвы, Он знает о каждом человеческом горе и приходит иногда невидимо, иногда каким-то иным образом, поддерживая и укрепляя человека в минуты больших потрясений и скорбей. Как любвеобилен, милосерден и человеколюбив наш Господь! И как мы с вами, дорогие братия и сестры, счастливы, что имеем и исповедуем именно такого Бога: не какого-то деспота, властителя, какое-то трансцендентное по отношению к миру существо, а Бога — любящего Отца. Это привилегия только Православной веры, только христианского богословия. Больше нигде: ни в каких культах и ни в каких религиях мировых и не мировых, нигде нет такого представления о любящем Боге.

Господь, подходя к воротам этого города, увидел  траурную процессию — выносили из ворот на носилках умершего юношу, за этими носилками шла мать его, безутешно скорбящая и плакавшая о своём единственном сыне. Евангелист Лука приводит такой факт, что она была вдова, то есть когда-то ранее она пережила ещё не меньшую скорбь — утрату мужа. 

Дорогие братия и сестры! В контексте времени Ветхого Завета потерять мужа — это была такая катастрофа, которая равносильна лишению жизни, потому что муж был единственным кормильцем, и он содержал семью, имел возможность и право работать, потому что никаких тогда не было и в помине ни пенсионных фондов, ни собесов, ничего подобного. И если человек терял кормильца, то был обречён на медленное умирание, и лишь, возможно, сердобольные соседи могли какую-то разовую милостыню подать, но это было совершенно не в порядке вещей. Для женщины потеря мужа была величайшим горем, поэтому эта несчастная женщина, мать с такой скорбью шла теперь за умершим телом своего сына. Он был единственным утешением и надеждой у неё. Но, казалось бы, когда умирает ребёнок, то какая разница, один он в семье или десять, как будто, если десять, то менее жалко одного умершего. Но, может быть, с нашей человеческой точки зрения родители не лишаются ещё какого-то утешения от детей живых, оставшихся рядом. Но эта женщина с глубокой скорбью шла за единственным умершим своим сыном.

Следует, может быть, упомянуть, что евреи не хоронили  в гробах, это русская традиция. Они умершего оборачивали в ткани, пелены (или по подобию погребенного бездыханного тела Христа — в плащаницу) и на носилках несли до могилы. Могилы не рыли в земле, они были, как правило, высечены в скале. Туда полагали умершего и плотно закрывали вход в эту погребальную пещеру. Поэтому ничего нет удивительного, что в Евангелии упоминается, что умершего несли на носилках. Это был обычный, традиционный способ погребения умерших. Скорбящая мать, конечно, безутешно плакала о том, что её единственная надежда, которую она питала, глядя на возрастающего своего сына, в котором, наверняка, видела черты своего любимого мужа, уходил из её жизни. Раньше она думала, что скорбь с утратой мужа и скорбь её вдовства будет вскоре как-то смягчена, как-то время вылечит эти раны, и сын сможет стать опорой семейства, как когда-то был его отец. И идя за телом своего сына, она теряла свою последнюю надежду…

Дорогие братия и сестры! Любая смерть – это, можно сказать, непосильные для человека горе и скорбь, но особенно страшно, когда умирают дети, когда они уходят в вечность раньше своих родителей, родивших их на этот свет Божий. Эта смерть и это горе — самое страшное, самое тяжёлое испытание для сердца родительского. И Господь, зная тяжесть этой скорби, приходит в Наин, чтобы и современных матерей и отцов, скорбящих о разлуке с умершими детьми, поддержать этим самым и им сказать то же, что и матери тогда Он сказал: «Не плачь». Но что могут произвести или что могут дать слова? Наверное, когда Господь сказал это краткое слово «не плачь», обращённое к матери, то сопровождавшие это погребение люди, скорее всего,  усмехнулись при этом. Как же можно не плакать при этом горе великом, когда провожаешь в могилу свою последнюю, единственную надежду? Но слова Христа — это не слова людские. Это слова, за которыми следует дело и спасительное действие, преодолевающее саму скорбь, когда Господь коснулся носилок, остановив несших. Между прочим, при этом Он совершил нарушение закона, некое преступление, потому что прикосновение к умершему считалось осквернением, и человек, участвующий в погребении непосредственным образом, на несколько дней становился нечистым, вынужден был удалиться от человеческого сообщества.

Но Господь не обращает внимания на эти обрядовые условности. Взяв за руку умершего юношу, Он говорит: «Юноша, тебе говорю, встань», и Своею рукой поднимает его с этих погребальных носилок. Юноша встаёт, начинает говорить, конечно, к неописуемой радости своей матери и к недоумению и ужасу от этого великого чуда всех, кто был зрителем и современником этого необыкновенного события.

Дорогие братия и сестры! Вот такое краткое Евангелие сегодня Господь даёт нам для нашего нравственного назидания. Что мы можем сказать об утрате детей, которые иногда уходят раньше родителей? Конечно, это особое действие Промысла Божьего. И чаще всего это бывает потому, что на земле остаются любящие сердца, чаще всего мать, или иные близкие родные, которые способны молиться за умершего. И молитвами матерей за умерших чад они, ушедшие туда, в иной мир преждевременно, получают вечное спасение и помилование у Господа. Скорее всего, это вечное спасение невозможно было бы для них, если бы земная жизнь их продолжилась, потому что какие-то новые истории, новые грехи, страсти, может быть, преступления ожидали их, возможно даже против их воли. Может быть, они могли попасть в какие-то компании и так далее, и невольно быть причиной смерти, например, в дорожно-транспортном происшествии, или иным каким-то образом. Это всегда некая тайна, сокрытая от нас Богом.

Но, дорогие братия и сестры, и мы, родители, порой бываем причиной преждевременной, с нашей точки зрения, смерти детей. Когда же это происходит, можете недоуменно спросить вы? А родители бывают повинны в ранней смерти детей тогда, когда бросают семьи, когда разводы случаются — второй брак, третий, четвертый. А это всегда брошенные дети, искалеченные судьбы. Не поймёшь, с кем остаётся ребенок — то ли с матерью, а мать второй раз замуж выходит, а отчиму он даром не нужен, этот ребёнок; то ли с отцом остаётся? И когда мне приходилось отпевать детей в нашем храме, чаще всего в жизни их родителей случались такие жизненные драмы. Это истории разбившихся семей, когда дети остаются абсолютно никому не нужными и когда они продолжают расти, как дикая трава под забором, попадают без контроля и без родительской любви в какие-то истории, молодежные тусовки. И тогда в их жизни появляются наркотики, алкоголь, драки и всё прочее, что бывает причиной, в общем-то, преждевременной смерти.

Поэтому, учитывая этот фактор, как мы, дорогие братия и сестры, должны беречь свои семьи,  хранить святость и чистоту брака. Как бы вот так не залюбилось ни с того, ни с сего. На отчитку надо сходить, когда такие чувства возникают, будучи в браке; больше читать молитву: «Да воскреснет Бог», тогда это чувство проходит. Потому что бывает любовь красивая и законная, а бывает незаконная любовь, которая навевается бесом блуда. Такая любовь приводит к развалу семей и трагическим, как правило, последствиям.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие напоминает нам совершенно простую истину о нашей собственной смерти, что когда-то, для кого-то может быть очень скоро: для кого-то, может быть, уже завтра, а для кого, может быть, лет через пятьдесят или больше. Но, несомненно, она придёт, потому что вечно никто не будет жить на земле. И вот, дорогие братия и сестры, что мы должны помнить в этом отношении. Мы должны жить так, чтобы в любой момент быть готовыми предстать на Суд Божий. Потому что смерть — это не просто, знаете ли, переходный возраст. Вот был ребёнок лет тринадцати-четырнадцати, потом, смотришь, гормончики заиграли, уже переходный возраст пошёл, и плавно раз — уже в юношество вступил. Нет, смерть — это не просто смена фаз, одного существования на другое. После смерти надо давать отчёт Богу за прожитую жизнь. И в зависимости от этой земной жизни человека будет ожидать та или иная вечность, и в вечности человек будет искать того, к чему он привык здесь, на земле. Если человек жил верой, если он знал Бога, молился, беседовал, жил церковной жизнью, то он будет искать продолжения в вечности. А если у него Бог, как по такому лживому утверждению современных людей, был или в душе, или в ноге, или в голове, или в руке (где именно — трудно диагностировать точно) — значит, нигде. Где же Богу-то быть, если ты в церкви не бываешь? Ведь в чём был смысл воплощения Христова, Его рождества, Его смерти, Его Воскресения? Не для того, чтобы оставить такие красивые воспоминания и праздники в честь этих событий, а для того, чтобы основать Церковь на земле, как средство спасения человека. Без Церкви спасение невозможно. Когда мы говорим об этом, то Церковь воспринимается синонимом храма, как здания, в котором собираются верующие для общения с Господом и для того, чтобы приобщиться Его Пречистых Тела и Крови.

И мы с вами должны жить в готовности дать ответ Богу. Сколько мы с вами проживём, не знает никто, только Бог знает. И Он своим правильным судом уже положил с начала нашего рождения дату нашей смерти. Мы думаем, что она где-то ещё очень далеко, где-то в глубоком пенсионном возрасте. Но и этот возраст, многие могут подтвердить, очень быстро и незаметно приходит, когда его никто не ждёт со всеми вытекающими признаками. Многие откладывают своё исправление на это время, думая, что если работать не будут, времени будет предостаточно. Но работать не будешь, так внуков, правнуков тебе подкинут, будешь вкалывать так, как в молодости не работал. Затем немощи будут подбираться, из поликлиник и больниц не будешь вылезать. И некогда будет ни в церковь ходить, ни молиться. Это иллюзия, что когда-то будет такое благоприятное время, которое мы полностью посвятим Богу и будет вполне достаточно, чтобы покаяться и исправиться и почти ангелами уйти на тот свет.

Дорогие братия и сестры, может быть, кого-то Господь и сподобит плодотворно использовать это время старости, но каждый раз, готовясь ко святому причащению, читая покаянный канон, обращали внимание или нет, кто понимает смысл этих слов; ведь там написано: «старии и младии умирают». Помните эти слова. Смерть-то она не очень разборчивая. Она забирает всех, непонятно, по каким меркам и законам — по повелению Божию. Поэтому нет абсолютно никакой гарантии, что мы с вами, все до единого, до глубокой старости доживём и с миром перейдем в жизнь вечную.

Иногда Господь посылает и молниеносную, внезапную кончину. В светском, безбожном обществе это считается лёгкой смертью, но со стороны христианского учения такая смерть настораживает. Эта смерть зловещая. Почему? Да потому, что человек не успевает подготовиться к вечности. Он уходит, не поняв, что с ним произошло, не причастившись, не исповедавшись перед смертью. Для наших благочестивых предков, например, для традиций благочестия ХIХ века, если человек умирал без причащения накануне, это считалось катастрофой, антихристовым каким-то признаком, что Господь не сподобил перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн. Блаженная Ксения Петербуржская подвиг юродства приняла именно после скоропостижной кончины мужа, потому что молниеносность смерти его шокировала Ксению, и она решила послужить Богу делами милосердия и подвигом юродства, подвигом безумия ради спасения своего любимого Андрея Федоровича.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами должны жить в ожидании смерти. И это ожидание не должно вносить панический страх в нашу жизнь, не должно делать нас клиентами   психотерапевта, а наоборот — память о смерти заставляет человека подлинно красиво, по- христиански жить, потому что каждое мгновение бесценно, и оно может в той или иной степени повлиять на вечность.

Это Евангелие напоминает нам о ещё одном страшном состоянии, когда бывает духовная смерть. Что это такое — духовная смерть? Это когда жив человек, а душа у него умерла для вечности, для святого, для Бога. Например, мы сплошь и рядом видим это состояние у наших близких, родных, которые не ходят в церковь, которые отрицают Бога. Хоть что им говори, что там и красиво, и хор поёт хорошо, и люди достойные, и интеллигенция приходит. Ничего не пробивает, абсолютно всё равно. Человека эта тема не интересует, озлобляет, иногда ненависть даже проявляется, агрессия. Но в других-то ладно, Бог с ними. Господь о каждом думает по- своему и в своё время. Но ведь и у нас бывает это состояние духовной смерти. Когда? Ну, например, когда мы многие годы в Церкви, а наша жизнь не исправляется. Мы как были когда- то на стадии обращения к вере, такими же и остались или ещё хуже стали. Почему хуже? Да потому, что с течением христианской жизни появляется самоуспокоение, самовлюбленность. Мы начинаем осуждать, критиковать других людей, учить, даже не имея на это ни права, ни благословения, ни образования духовного. И такие иногда перлы выдают, что прямо уши заворачиваются от того, что может посоветовать тот или иной верующий человек другому собрату.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны к своей душе. Зададимся  вопросом, а что в нас поменялось за год жизни христианской? А за двадцать лет? А кто с пеленок в Церкви, так за пятьдесят лет христианской жизни? Мы же должны быть святыми уже за это время. Но, обращаясь к своей совести, мы видим, что это далеко не так. Какая-то консервация происходит, в лучшем случае, того состояния, когда мы ограничиваем себя от смертных грехов, за которые правоохранительные органы в тюрьму сажают, ограничивают свободу человека. А всё остальное, вроде бы, и так сходит с рук. Батюшка милосердный, исповедует, допустит и к причащению, лишь бы так не упирался, не наглел на исповеди и с сокрушенным видом приходил.

Это очень опасное духовное состояние, поэтому Церковь и приводит нам это Евангелие для того, чтобы предупредить нас о двух моментах: об опасности соединения жизни с грехом, потому что в случае нераскаянности следует смерть, а иногда внезапная смерть; и предупредить также об этом страшном состоянии смерти души человеческой. И поэтому в акафисте Иисусу Сладчайшему есть такие глубокие слова по этому поводу: «Видя вдовицу зельне плачущую, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ей на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси». Аминь.

Предыдущая проповедь

29 сентября 2013

Неделя по воздвижении животворящего креста Господня
Следующая проповедь

27 октября 2013

Притча о сеятеле. Размышления о Священном Писании

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00