Дорогие братия и сестры! С каждым воскресным днём мы все приближаемся к особому, ответственному периоду церковной жизни — ко времени Великого Поста. Эта неделя называется мясопустной, название в меньшей степени хронологическое, в большей степени — чистая гастрономия; последний день, когда положено вкушать мясо перед наступающим Великим Постом — отпускается мясо. Больше глаза наши не будут видеть его до Пасхи Христовой. Всё, кончилось вольготная жизнь, начинается жизнь другая, масленичная неделя. Она наступает сплошная. Церковь милостиво разрешает эту сплошную неделю, отменяя пост в среду и пятницу для того, чтобы христиане без уныния вступили во время Великого Поста.
Помимо этих чисто обрядовых предписаний, сегодняшнее воскресенье посвящено событию Страшного суда. Этого события ещё не было в истории рода человеческого. Оно напоминается нам для нашего благочестивого назидания, но состоится ещё в будущем времени. Когда оно будет, Второе пришествие? Мы не знаем этого, эта тайна сокрыта от нас Богом. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Этот Евангельский стих не означает то, что для Христа неведома дата Его Второго пришествия, а просто здесь Христос называется Сыном Человеческим, то есть, дата Второго пришествия не в компетенции человеческого ума, а целиком находится во власти Божией.
Как же будет происходить этот Страшный суд? Какие признаки его скорого пришествия? Начнем с вами с рассуждения о том, какие признаки, какие критерии приближения Страшного суда Господь указал нам в Евангелии. Во-первых, это страшные катаклизмы в природе, страшные бедствия, которые от этого проистекают: моры, голод, землетрясения, бедствия, чрезвычайные происшествия, катастрофы, извержения вулканов и другие аномальные явления, то есть всё, что вы видите по телевидению каждый день, в программе новостей. Если смотреть и рассуждать о тех страшных событиях, которые творятся на Украине, то, конечно, они апокалипсического характера, когда страна находится на грани гражданской войны, когда брат брата убивает. Именно это и есть один из признаков Второго пришествия Господня. «… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:29-30), и будет «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13), как говорится в Священном Писании.
Во-вторых, одним из решающих признаков Второго пришествия являются слова Евангелия: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Опять про нас с вами сказано, о наших временах. Где же любовь между людьми? Взять хотя бы любое историческое событие, опять же Украину, например. Какая же там любовь братская между восточными православными людьми и западными украинцами? Льется братская кровь, и число жертв исчисляется многими десятками.
В третьих, ещё есть один признак близости Второго пришествия, — когда Евангелие будет проповедано по всему миру.
Дорогие братия и сестры! Из советских времен вы помните интересные известия, например, из газеты «Комсомольская правда», когда в лесу, в глухой тайге нашли семейство Лыковых, старообрядцев, которые убежали от реформ Никона и жили вне цивилизации. Наверное, есть ещё где-то такие уголки, удалённые от цивилизации, где нет ни компьютеров, ни другой страшной техники. Но всё-таки можно смело сказать, что на девяносто процентов никто из живущих в мире сем не может оправдаться перед Богом и сказать: «Господи, мы не знали, что Ты пришёл. Мы не знали и не имели Твоего Евангелия и в Интернет войти не могли; не могли почитать Евангелие, узнать его толкование». Вряд ли кто из современных людей может таким образом оправдаться перед Богом в своём неведении.
Господь о временах Своего Второго пришествия говорит ещё такие слова: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Нам кажется, что Церковь укрепляется, развивается её различное служение. Это, может быть, только кажется, потому что, коснись глубже, по своей сути наше общество остаётся совершенно чуждым Бога, безбожным. Малейшее какое-то недовольство — и от веры, и от самых святых чувств ничего не останется. Есть до сих пор в нашем обществе некоторые плацдармы атеизма и безбожия, начиная с общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и сферы культуры, которая находится под прессингом атеизма. И есть лишь некоторые счастливые исключения из этой плачевной ситуации, основанные на индивидуальностях, на подвижниках, трудящихся в той или иной сфере: или на верующем директоре школы, или на верующем директоре дома культуры. А если нет этого православия в душе, то всё продадут: и родину, и площадки предоставят для пропаганды сектантам.
Поэтому эти слова Евангелия: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» говорят о том, что вера в народе перед Вторым пришествием будет угасать. Может быть, она останется формальным выражением, проявлением такой национальной культуры, но не более того — глубины не будет. А будет перед Вторым пришествием необыкновенное оскудение веры, её качества, ну и количества тоже. Когда будет Богом определено время Второго пришествия, на небе явится знамение Второго пришествия — Животворящий Крест Господень. Такое же явление видел Константин Великий, когда шёл на битву с Максентием, с соправителем своим, чтобы объединить Византийскую империю. В канун решающей битвы он увидел знамение в виде креста, которое укрепило его в предстоящей битве. Вокруг креста была надпись: «Сим побеждай». По приказу Константина были изготовлены хоругви с этим крестным знамением, и Господь не посрамил веры равноапостольного Константина, тогда ещё язычника, и даровал ему совершенную, блистательную победу. И вот это знамение, как некий опознавательный знак для верных, когда увидите его на небе, тогда и будет Второе пришествие.
Люди, всегда, удивлялись и смущались: «Как же так, а вдруг мы не узнаем, а вдруг мы будем где-то или в командировке, или за границей, или на курорте: вдруг пропустим это знамение». В Евангелии говорится: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). Никто не останется в неведении перед этим историческим событием — Вторым пришествием Христа на землю.
Почему же пришествие называется вторым? Да потому, что первое было в Вифлеемских яслях. Первое было в состоянии необычайного смирения, по-гречески называется «кинозис», необычайное снисхождение Сына Божия для нашего спасения. А второе будет совершенно иным, во всей Его Божественной славе, в блеске, в святости, в великолепии той Божественной славы, которую избранные апостолы: Пётр, Иаков и Иоанн видели на Фаворе, когда они не могли смотреть на этот Божественный свет и не хотели в то же время уходить с Фаворской горы, говоря при этом: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и Илии» (Мф. 17:4).
После этого Всемирного явления Господа на землю состоится Страшный суд. Называется он страшным потому, что судить будет Бог, а не какие-то земные судьи, которые исполняют волю исполнительной власти в том или ином регионе: или муниципальной, или федеральной, или ещё чуть повыше, или волю самого президента. Это всё подвластно мамоне, всё подкупается. Если уж за деньги что-то невозможно купить, то за очень большие деньги всё возможно купить в современном мире, и правда давно покинула суды человеческие.
Этот суд называется Божественным, Страшным. Там нельзя взятку дать, нельзя никого подкупить, подговорить. Бог судить будет. Ему не надо ничего подсказывать, Ему не нужны ни адвокаты, ни прокуроры, ни свидетели, которых тоже можно за деньги привлечь к суду. «Ну скажи, что был, скажи, что видел, что я не виноват», дал пару тысяч рублей и всё. Дорожно-транспортное происшествие, например, уже совершенно в другом виде представляется. Вот такие наши суды.
Божественный суд не такой: Страшный, потому что от Бога ничего не скроешь. Как построены наши суды? Одно говоришь, а два в уме. И говоришь своим подопечным: ни в коем случае не скажи на суде, что ты там был, иначе по-другому будет идти процесс. Бог не нуждается в этих махинациях, в этих подсказках — Он знает всё. Поэтому этот суд называется Страшным.
Мы все с вами, дорогие братия и сестры, пытаемся быть хорошими людьми. Иногда даже такое дутое лицемерие допускаем в своей жизни, когда в обществе мы такие хорошие и пушистые, так прекрасно выглядим и одеты «с иголочки», а в семьях сущие деспоты и демоны; если не в семьях, то уж наедине с самим собой и со своей совестью.
Страшным называется суд потому, что он всё откроет о нашей с вами жизни, все тайны и сокровенные наши преступления, дела, мысли гадкие, пошлые, преступные по отношению, порой, к самым близким людям, родным. Измены супругов, предательство друзей — всё это откроется и будет, как говорится в одной из стихир, положенных в этот день, «страшное позорище».
«Позорище», вообще-то, слово славянское, означает зрелище. Но оно страшное. И действительно, позорище с русским таким оттенком, потому что перед всем миром стыдно будет каждому из нас. Священное Писание так описывает это страшное состояние стыда за свою собственную жизнь: «… и скажут горам и камням: падите на нас, и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:16-17). Люди захотели, чтобы их никто не видел; лучше, чтобы их имя и они погибли, только бы не стало известно о их страшных делах, преступлениях и нарушений заповедей Божиих.
Дорогие братия и сестры! Этим повествованием о Страшном суде Церковь напоминает нам, чтобы мы бодрствовали, чтобы всегда были готовы встретить это событие Страшного суда. Это описание очень впечатляюще воздействует на душу человеческую. Вспомним, что князь Владимир принял решение сам креститься и Русь крестить после того, как греческий проповедник показал ему сцену Страшного суда, и Владимир понял, что хорошо тем, кто окажется справа от Христа, а тем, кто слева, с червями да с драконами, да в огне плохо будет. Он поехал тогда в Византию срочно креститься, забыв даже о своих трёхстах жёнах. Вот как воздействовало это описание сцены Страшного суда.
В традициях Православной иконописи и росписи храмов было определено на западной стене храма изображать сцену Страшного суда. Очень интересное расположение. Выходишь из храма после богослужения, домой идёшь и смотришь на бесов, драконов, на адский пламень, а там описаны гордость, тщеславие, гнев, блуд, сребролюбие; на весах грехи и добродетели человеческие. Выходя из храма, человек получал это зрительное, нравственное назидание и старался жить благочестиво. В зависимости от исторической эпохи, от того периода, в который храм созидался и в ком усматривали предтечу антихриста в то или иное историческое время, иконописцы изображали то Мухаммеда, то скоморохов, то Лютера с протестантами.
Древние христиане не боялись Страшного суда, они жили в скором его ожидании. И мы знаем, что, когда Господь вознёсся на небо, первые христиане вместе с апостолами не хотели покидать Елеонскую гору. Господь вознёсся, уже скрылся из виду, а они думали, что Он пойдёт в обители Небесные, человеческая природа будет вознесена, окончательно обожена, и Он сразу придёт за ними, потому что жить без Него невозможно и страшно на этой земле. И тогда понадобилось явление Ангела, который появился по повелению Божию и сказал: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Откровение Иоанна Богослова, которое он писал на острове Патмос, где многие из вас были в этой удивительной пещере, оканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), то есть, приходи скорее со Своим Страшным судом, скорее в этот мир приходи, чтобы всё окончилось и чтобы жить с Тобою.
Но затем эта тема Страшного суда становилась какой-то непонятной, страшной, пугающей христиан, мешающей им жить полной жизнью, эта тема стала забываться, и христиане стали бояться Страшного суда. Они старались не думать о нём, чтобы продлить время своего благоденствия на земле. Но мы с вами, вспоминая это событие, напоминаем и убеждаем себя, что оно непременно будет, потому что слова Божественные — это не слова человеческие. Они непременно исполнятся, и мёртвые все воскреснут и будут представлены на суд. Их тела, воскрешённые Богом, соединятся с их бессмертными душами, и весь род человеческий предстанет на Страшном и окончательном суде .
Были разные точки зрения, а как же будет происходить этот суд? Например, величайший, яркий христианский философ V века Ориген успокаивал христиан. Он утверждал, что Господь милосерден, и все спасутся. Появилось такое учение, которое по-гречески называется «апокатастасис» – всеобщее спасение, очищение, обожение, освящение всей твари, что и дьявол сам будет помилован Богом. Это учение Оригена было осуждено на пятом Вселенском соборе.
Церковь призывает нас к бодрствованию и говорит, что не всё так просто. Господь милосерден, но и правосуден. В неделю о Страшном суде Церковь предостерегает нас с другой стороны, чтобы мы не вешали ярлыки отступников на всех подряд и не узурпировали право спасения только за собой, говоря, что все, кто вне Церкви сегодня, кто не исповедует открыто веру во Христа и не живёт по Его Евангелию, все погибнут и непременно будут в аду. Что ад будет и существует — это непреложная истина, но кто будет там, а кто нет — это тайна, сокрытая от нас и ведомая одному Богу.
В Священном Писании есть такие слова: «В чём застану, в том и судить буду». Памятуя слова, что мы не знаем, когда будет Второе пришествие, безумно откладывать исправление жизни своей на какие-то поздние сроки. Чаще всего, это ожидание пенсионного возраста, как будто наступит некое благоденствие, когда мы окончим трудовую деятельность, будем свободны и будем в храм ходить. Да это иллюзии, враньё самому себе, прежде всего. Если в молодости не приучил себя, когда сила воли ещё была, то в старости что с тобой будет? Дряхлеющий старческий организм, сидящий на пилюлях, таблетках и уколах, окутанный грелками и другими приспособлениями. Да куда ты придёшь? Да не придёшь ты никуда дальше своей кровати. И бесы не пустят при всём твоём желании. Как же они выпустят свою жертву, когда в течение пятидесяти-шестидесяти лет человек был с бесами, дружил и их волю исполнял, и вдруг на пенсию ушёл и сразу Божьим стал? Да не бывает такого никогда.
Воспоминание о Страшном суде обращается к нашей совести и направляет нас к тому, чтобы мы были готовы ко времени Второго пришествия Христа, к Его Страшному суду. А суд частный, индивидуальный открывается после смерти каждого из нас. Умер человек, и сразу суд, и никакой отсрочки. От служения в армии можно «закосить» немного, купить военный билет, а там нет. Умер — и сразу суд. И Ангел-хранитель, может быть, найдёт что-либо сказать в твоё оправдание, а может быть и нет, в зависимости от того, при каких условиях смерть твоя наступит.
На этой неделе, несколько дней назад, у нас было в храме очень скорбное отпевание, когда один молодой юноша двадцати четырёх лет, наш, Всеволожский, отсидел в тюрьме после распространения наркотиков, освободился и решил с друзьями отметить, что уже на свободе. Выпили одну бутылочку, вторую. Проспались, мамочка разбудила, опохмелиться дала. Ещё выпили, опять заснули. Один проснулся, а второй нет, уже холодненький. И всё, «со святыми упокой». А «со святыми упокой» – кощунственно звучит. Да какие святые, когда тюрьма и алкоголь. И какие же «святые», когда бесы рогатые сплошь и рядом окружают жизнь такого человека? И каяться, и умолять Бога надо родителям, матери, прежде всего. С колен не вставать, чтобы дети, ушедшие в иной мир в таких грехах, по материнским слезам только были помилованы.
Поэтому пусть эти слова: «В чём застану, в том и судить буду» нас удержат от многих безумных грехов, потому что страшно впасть в руки Бога живого.
Аминь.
23 февраля 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! С каждым воскресным днём мы все приближаемся к особому, ответственному периоду церковной жизни — ко времени Великого Поста. Эта неделя называется мясопустной, название в меньшей степени хронологическое, в большей степени — чистая гастрономия; последний день, когда положено вкушать мясо перед наступающим Великим Постом — отпускается мясо. Больше глаза наши не будут видеть его до Пасхи Христовой. Всё, кончилось вольготная жизнь, начинается жизнь другая, масленичная неделя. Она наступает сплошная. Церковь милостиво разрешает эту сплошную неделю, отменяя пост в среду и пятницу для того, чтобы христиане без уныния вступили во время Великого Поста.
Помимо этих чисто обрядовых предписаний, сегодняшнее воскресенье посвящено событию Страшного суда. Этого события ещё не было в истории рода человеческого. Оно напоминается нам для нашего благочестивого назидания, но состоится ещё в будущем времени. Когда оно будет, Второе пришествие? Мы не знаем этого, эта тайна сокрыта от нас Богом. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Этот Евангельский стих не означает то, что для Христа неведома дата Его Второго пришествия, а просто здесь Христос называется Сыном Человеческим, то есть, дата Второго пришествия не в компетенции человеческого ума, а целиком находится во власти Божией.
Как же будет происходить этот Страшный суд? Какие признаки его скорого пришествия? Начнем с вами с рассуждения о том, какие признаки, какие критерии приближения Страшного суда Господь указал нам в Евангелии. Во-первых, это страшные катаклизмы в природе, страшные бедствия, которые от этого проистекают: моры, голод, землетрясения, бедствия, чрезвычайные происшествия, катастрофы, извержения вулканов и другие аномальные явления, то есть всё, что вы видите по телевидению каждый день, в программе новостей. Если смотреть и рассуждать о тех страшных событиях, которые творятся на Украине, то, конечно, они апокалипсического характера, когда страна находится на грани гражданской войны, когда брат брата убивает. Именно это и есть один из признаков Второго пришествия Господня. «… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:29-30), и будет «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13), как говорится в Священном Писании.
Во-вторых, одним из решающих признаков Второго пришествия являются слова Евангелия: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Опять про нас с вами сказано, о наших временах. Где же любовь между людьми? Взять хотя бы любое историческое событие, опять же Украину, например. Какая же там любовь братская между восточными православными людьми и западными украинцами? Льется братская кровь, и число жертв исчисляется многими десятками.
В третьих, ещё есть один признак близости Второго пришествия, — когда Евангелие будет проповедано по всему миру.
Дорогие братия и сестры! Из советских времен вы помните интересные известия, например, из газеты «Комсомольская правда», когда в лесу, в глухой тайге нашли семейство Лыковых, старообрядцев, которые убежали от реформ Никона и жили вне цивилизации. Наверное, есть ещё где-то такие уголки, удалённые от цивилизации, где нет ни компьютеров, ни другой страшной техники. Но всё-таки можно смело сказать, что на девяносто процентов никто из живущих в мире сем не может оправдаться перед Богом и сказать: «Господи, мы не знали, что Ты пришёл. Мы не знали и не имели Твоего Евангелия и в Интернет войти не могли; не могли почитать Евангелие, узнать его толкование». Вряд ли кто из современных людей может таким образом оправдаться перед Богом в своём неведении.
Господь о временах Своего Второго пришествия говорит ещё такие слова: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Нам кажется, что Церковь укрепляется, развивается её различное служение. Это, может быть, только кажется, потому что, коснись глубже, по своей сути наше общество остаётся совершенно чуждым Бога, безбожным. Малейшее какое-то недовольство — и от веры, и от самых святых чувств ничего не останется. Есть до сих пор в нашем обществе некоторые плацдармы атеизма и безбожия, начиная с общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и сферы культуры, которая находится под прессингом атеизма. И есть лишь некоторые счастливые исключения из этой плачевной ситуации, основанные на индивидуальностях, на подвижниках, трудящихся в той или иной сфере: или на верующем директоре школы, или на верующем директоре дома культуры. А если нет этого православия в душе, то всё продадут: и родину, и площадки предоставят для пропаганды сектантам.
Поэтому эти слова Евангелия: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» говорят о том, что вера в народе перед Вторым пришествием будет угасать. Может быть, она останется формальным выражением, проявлением такой национальной культуры, но не более того — глубины не будет. А будет перед Вторым пришествием необыкновенное оскудение веры, её качества, ну и количества тоже. Когда будет Богом определено время Второго пришествия, на небе явится знамение Второго пришествия — Животворящий Крест Господень. Такое же явление видел Константин Великий, когда шёл на битву с Максентием, с соправителем своим, чтобы объединить Византийскую империю. В канун решающей битвы он увидел знамение в виде креста, которое укрепило его в предстоящей битве. Вокруг креста была надпись: «Сим побеждай». По приказу Константина были изготовлены хоругви с этим крестным знамением, и Господь не посрамил веры равноапостольного Константина, тогда ещё язычника, и даровал ему совершенную, блистательную победу. И вот это знамение, как некий опознавательный знак для верных, когда увидите его на небе, тогда и будет Второе пришествие.
Люди, всегда, удивлялись и смущались: «Как же так, а вдруг мы не узнаем, а вдруг мы будем где-то или в командировке, или за границей, или на курорте: вдруг пропустим это знамение». В Евангелии говорится: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). Никто не останется в неведении перед этим историческим событием — Вторым пришествием Христа на землю.
Почему же пришествие называется вторым? Да потому, что первое было в Вифлеемских яслях. Первое было в состоянии необычайного смирения, по-гречески называется «кинозис», необычайное снисхождение Сына Божия для нашего спасения. А второе будет совершенно иным, во всей Его Божественной славе, в блеске, в святости, в великолепии той Божественной славы, которую избранные апостолы: Пётр, Иаков и Иоанн видели на Фаворе, когда они не могли смотреть на этот Божественный свет и не хотели в то же время уходить с Фаворской горы, говоря при этом: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и Илии» (Мф. 17:4).
После этого Всемирного явления Господа на землю состоится Страшный суд. Называется он страшным потому, что судить будет Бог, а не какие-то земные судьи, которые исполняют волю исполнительной власти в том или ином регионе: или муниципальной, или федеральной, или ещё чуть повыше, или волю самого президента. Это всё подвластно мамоне, всё подкупается. Если уж за деньги что-то невозможно купить, то за очень большие деньги всё возможно купить в современном мире, и правда давно покинула суды человеческие.
Этот суд называется Божественным, Страшным. Там нельзя взятку дать, нельзя никого подкупить, подговорить. Бог судить будет. Ему не надо ничего подсказывать, Ему не нужны ни адвокаты, ни прокуроры, ни свидетели, которых тоже можно за деньги привлечь к суду. «Ну скажи, что был, скажи, что видел, что я не виноват», дал пару тысяч рублей и всё. Дорожно-транспортное происшествие, например, уже совершенно в другом виде представляется. Вот такие наши суды.
Божественный суд не такой: Страшный, потому что от Бога ничего не скроешь. Как построены наши суды? Одно говоришь, а два в уме. И говоришь своим подопечным: ни в коем случае не скажи на суде, что ты там был, иначе по-другому будет идти процесс. Бог не нуждается в этих махинациях, в этих подсказках — Он знает всё. Поэтому этот суд называется Страшным.
Мы все с вами, дорогие братия и сестры, пытаемся быть хорошими людьми. Иногда даже такое дутое лицемерие допускаем в своей жизни, когда в обществе мы такие хорошие и пушистые, так прекрасно выглядим и одеты «с иголочки», а в семьях сущие деспоты и демоны; если не в семьях, то уж наедине с самим собой и со своей совестью.
Страшным называется суд потому, что он всё откроет о нашей с вами жизни, все тайны и сокровенные наши преступления, дела, мысли гадкие, пошлые, преступные по отношению, порой, к самым близким людям, родным. Измены супругов, предательство друзей — всё это откроется и будет, как говорится в одной из стихир, положенных в этот день, «страшное позорище».
«Позорище», вообще-то, слово славянское, означает зрелище. Но оно страшное. И действительно, позорище с русским таким оттенком, потому что перед всем миром стыдно будет каждому из нас. Священное Писание так описывает это страшное состояние стыда за свою собственную жизнь: «… и скажут горам и камням: падите на нас, и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:16-17). Люди захотели, чтобы их никто не видел; лучше, чтобы их имя и они погибли, только бы не стало известно о их страшных делах, преступлениях и нарушений заповедей Божиих.
Дорогие братия и сестры! Этим повествованием о Страшном суде Церковь напоминает нам, чтобы мы бодрствовали, чтобы всегда были готовы встретить это событие Страшного суда. Это описание очень впечатляюще воздействует на душу человеческую. Вспомним, что князь Владимир принял решение сам креститься и Русь крестить после того, как греческий проповедник показал ему сцену Страшного суда, и Владимир понял, что хорошо тем, кто окажется справа от Христа, а тем, кто слева, с червями да с драконами, да в огне плохо будет. Он поехал тогда в Византию срочно креститься, забыв даже о своих трёхстах жёнах. Вот как воздействовало это описание сцены Страшного суда.
В традициях Православной иконописи и росписи храмов было определено на западной стене храма изображать сцену Страшного суда. Очень интересное расположение. Выходишь из храма после богослужения, домой идёшь и смотришь на бесов, драконов, на адский пламень, а там описаны гордость, тщеславие, гнев, блуд, сребролюбие; на весах грехи и добродетели человеческие. Выходя из храма, человек получал это зрительное, нравственное назидание и старался жить благочестиво. В зависимости от исторической эпохи, от того периода, в который храм созидался и в ком усматривали предтечу антихриста в то или иное историческое время, иконописцы изображали то Мухаммеда, то скоморохов, то Лютера с протестантами.
Древние христиане не боялись Страшного суда, они жили в скором его ожидании. И мы знаем, что, когда Господь вознёсся на небо, первые христиане вместе с апостолами не хотели покидать Елеонскую гору. Господь вознёсся, уже скрылся из виду, а они думали, что Он пойдёт в обители Небесные, человеческая природа будет вознесена, окончательно обожена, и Он сразу придёт за ними, потому что жить без Него невозможно и страшно на этой земле. И тогда понадобилось явление Ангела, который появился по повелению Божию и сказал: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Откровение Иоанна Богослова, которое он писал на острове Патмос, где многие из вас были в этой удивительной пещере, оканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), то есть, приходи скорее со Своим Страшным судом, скорее в этот мир приходи, чтобы всё окончилось и чтобы жить с Тобою.
Но затем эта тема Страшного суда становилась какой-то непонятной, страшной, пугающей христиан, мешающей им жить полной жизнью, эта тема стала забываться, и христиане стали бояться Страшного суда. Они старались не думать о нём, чтобы продлить время своего благоденствия на земле. Но мы с вами, вспоминая это событие, напоминаем и убеждаем себя, что оно непременно будет, потому что слова Божественные — это не слова человеческие. Они непременно исполнятся, и мёртвые все воскреснут и будут представлены на суд. Их тела, воскрешённые Богом, соединятся с их бессмертными душами, и весь род человеческий предстанет на Страшном и окончательном суде .
Были разные точки зрения, а как же будет происходить этот суд? Например, величайший, яркий христианский философ V века Ориген успокаивал христиан. Он утверждал, что Господь милосерден, и все спасутся. Появилось такое учение, которое по-гречески называется «апокатастасис» – всеобщее спасение, очищение, обожение, освящение всей твари, что и дьявол сам будет помилован Богом. Это учение Оригена было осуждено на пятом Вселенском соборе.
Церковь призывает нас к бодрствованию и говорит, что не всё так просто. Господь милосерден, но и правосуден. В неделю о Страшном суде Церковь предостерегает нас с другой стороны, чтобы мы не вешали ярлыки отступников на всех подряд и не узурпировали право спасения только за собой, говоря, что все, кто вне Церкви сегодня, кто не исповедует открыто веру во Христа и не живёт по Его Евангелию, все погибнут и непременно будут в аду. Что ад будет и существует — это непреложная истина, но кто будет там, а кто нет — это тайна, сокрытая от нас и ведомая одному Богу.
В Священном Писании есть такие слова: «В чём застану, в том и судить буду». Памятуя слова, что мы не знаем, когда будет Второе пришествие, безумно откладывать исправление жизни своей на какие-то поздние сроки. Чаще всего, это ожидание пенсионного возраста, как будто наступит некое благоденствие, когда мы окончим трудовую деятельность, будем свободны и будем в храм ходить. Да это иллюзии, враньё самому себе, прежде всего. Если в молодости не приучил себя, когда сила воли ещё была, то в старости что с тобой будет? Дряхлеющий старческий организм, сидящий на пилюлях, таблетках и уколах, окутанный грелками и другими приспособлениями. Да куда ты придёшь? Да не придёшь ты никуда дальше своей кровати. И бесы не пустят при всём твоём желании. Как же они выпустят свою жертву, когда в течение пятидесяти-шестидесяти лет человек был с бесами, дружил и их волю исполнял, и вдруг на пенсию ушёл и сразу Божьим стал? Да не бывает такого никогда.
Воспоминание о Страшном суде обращается к нашей совести и направляет нас к тому, чтобы мы были готовы ко времени Второго пришествия Христа, к Его Страшному суду. А суд частный, индивидуальный открывается после смерти каждого из нас. Умер человек, и сразу суд, и никакой отсрочки. От служения в армии можно «закосить» немного, купить военный билет, а там нет. Умер — и сразу суд. И Ангел-хранитель, может быть, найдёт что-либо сказать в твоё оправдание, а может быть и нет, в зависимости от того, при каких условиях смерть твоя наступит.
На этой неделе, несколько дней назад, у нас было в храме очень скорбное отпевание, когда один молодой юноша двадцати четырёх лет, наш, Всеволожский, отсидел в тюрьме после распространения наркотиков, освободился и решил с друзьями отметить, что уже на свободе. Выпили одну бутылочку, вторую. Проспались, мамочка разбудила, опохмелиться дала. Ещё выпили, опять заснули. Один проснулся, а второй нет, уже холодненький. И всё, «со святыми упокой». А «со святыми упокой» – кощунственно звучит. Да какие святые, когда тюрьма и алкоголь. И какие же «святые», когда бесы рогатые сплошь и рядом окружают жизнь такого человека? И каяться, и умолять Бога надо родителям, матери, прежде всего. С колен не вставать, чтобы дети, ушедшие в иной мир в таких грехах, по материнским слезам только были помилованы.
Поэтому пусть эти слова: «В чём застану, в том и судить буду» нас удержат от многих безумных грехов, потому что страшно впасть в руки Бога живого.
Аминь.
Предыдущая проповедь
23 февраля 2014
Следующая проповедь
9 марта 2014