Дорогие братия и сестры. Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Из двунадесятых праздников этот праздник преисполнен особой духовной строгости, праздник, в котором присутствует вместе с радостью и грусть, и скорбь, потому что Воздвижение Креста напоминает нам о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. О Его страданиях сегодня на литургии читалось и Евангелие.
После крестной смерти Господа на Голгофе сам Крест не был сразу явлен для почитания и поклонения. После рождения Церкви на земле начался период гонений, который длился до 311 года, когда эдиктом императора Константина Великого христианство было уравнено в правах со всеми другими верованиями. И вот, с начала I века до начала IV века, Церковь была в гонении, и эти гонения были особенно жестокими. Как только обнаруживалось, что тот или иной человек христианин, его сразу предавали суду. Суд или до выяснения момента принадлежности к христианской вере, или сразу после этого заключал человека в тюрьму, и судьба человека, отказавшегося принести жертву языческим богам, была очевидна — смерть: через усечение мечом, иногда через распятие на кресте вслед за смертью Иисуса Христа. Так, например, были распяты апостолы Андрей Первозванный, апостол Пётр Первоверховный вниз головой, посчитав себя недостойным быть распятым, как был распят его Божественный Учитель и Господь, и многие другие мученики в страшных злоключениях, страданиях оканчивали свою жизнь. Но они до последней капли своей крови, до последнего мгновения жизни выражали верность Христу и пламенную любовь к Нему, которая сильнее смерти.
Праздник Воздвижения Креста Господня имеет исторические основания в самом установлении этого праздника. Он связан с именем императора Константина, который неоднократно в течение своей жизни видел знамения Креста на небе и особую силу, которая исходит от этого знамения. Когда он шёл на войну с Максенцием, он видел знамение на небе в виде Креста и надпись над Крестом: «Сим победиши». После этого он повелел на воинских знамёнах изобразить символ Креста. И знамёна воинские с изображением креста, как хоругви были в войсках Константина Великого, и надежда на Крест Господень даровала блистательную победу. Он объединил Восточную и Западную части Римской империи, стал единодержавным правителем Римской империи.
Константин Великий желал обрести, найти это древо Креста, которое даровало ему такую блистательную победу. Эту миссию по нахождению древа взяла на себя его мать. Будучи в преклонных годах, она отправилась в Иерусалим и там расспрашивала местных жителей, где же было место крестной смерти, где может быть сокрыт Крест, на котором распят был Господь. И тогда один старый иудей, показал это место, на котором было уже воздвигнуто языческое капище в честь богини Венеры. На этом месте должны были находиться три креста: Господень и двух разбойников, которые были распяты с Ним.
И тогда капище было разрушено, начались раскопки и, действительно, были обретены три креста, которые были совершенно одинаковы, которые были простого, неизысканного вида. Эти кресты были грубые, наспех сколоченные, состоящие в общем-то из двух перекладин, связанных верёвками между собой или сбитых коваными гвоздями. Потому что на крестах распинали преступников, и никто не думал о комфорте, о красоте этого орудия казни, и Христос не был исключением из этого рода страшной смертной казни.
Три одинаковых креста — как же понять, какой из них принадлежал Христу? И тогда патриарх Иерусалимский Макарий проявляет удивительную глубину и силу веры. Мимо проходила погребальная процессия. Он останавливает её и, имея глубокую веру в то, что, как только мертвеца коснётся Крест Господень, он непременно воскреснет из мёртвых, повелевает к мертвецу прикладывать поочерёдно все три креста, которые были обретены. Так и случилось. Когда один из крестов коснулся погребальных носилок этого умершего человека, он воскрес из мёртвых среди всего народа в Иерусалиме, и все поняли, что это Крест, который сильнее смерти, который дарует жизнь мёртвым; это Крест, на котором Господь ради нас пострадал и спас всё человечество от греха, проклятия и смерти. И весь народ тогда в воодушевлении, религиозном порыве, конечно, хотел приложиться, а если нет, то хотя бы посмотреть, как выглядит этот Крест Господень. Из-за многолюдства это было невозможно сделать. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий при помощи духовенства стал поднимать этот Крест над народом, воздвизать, чтобы его можно было видеть со всех сторон. От этого поднятия Креста этот праздник и получил название Воздвижение (поднятие) Креста, чтобы он стал виден всем. При этом священнодействии народ восклицал непрестанно: «Господи, помилуй!»
Чин Воздвижения в таком же виде повторяется и сейчас, во время Всенощного бдения перед праздником. Только это является прерогативой архиерейского богослужения или богослужения, которое возглавляет наместник того или иного, может быть, ставропигиального монастыря или любого другого, но по благословению правящего епископа.
Дорогие братия и сестры. Крест Христов был явлен всему миру. Частицу древа Креста Животворящего царица Елена сразу забрала с собой. Она в те времена проживала в Трире, это современная Германия, там был императорский дворец. По пути она посетила остров Кипр. Там есть знаменитый монастырь Ставровуни, там и хранится теперь одна из значимых частиц Животворящего Древа Креста Господня. Другие частицы Животворящего Креста во множестве пребывают в различных местах мира, в различных церквях и даруют особую благодатную силу исцеления всем, кто с верой прибегает к нему.
В истории Церкви был интересный момент, когда, путешествуя в Святую Землю, можно было ещё обрести частичку Креста, попросить у греческих иерусалимских монахов отщипнуть немножко для дома, для святыни. Вот такие ещё времена были, начиная после царицы Елены. И вот один человек, который был очень болен, узнав, что друг его едет в Иерусалим, попросил: «Привези мне частичку Креста». А друг его посещал святые места с таким усердием, что отвлёкся немножко от цели путешествия и, уже возвращаясь на корабле обратно, вспомнил вдруг с ужасом, что забыл исполнить просьбу друга. А как же быть? И тогда он отщипнул от кормы корабля щепочку и думает: «Дай хоть эту от корабля ему привезу, может, пройдёт этот момент». И вот больной человек эту щепочку взял с таким благоговением, с такой любовью лобызал её и получил совершенное исцеление.
Очень многое в нашей жизни зависит от веры человека. Не в том плане, что возможна какая-то подмена, какая-то фальсификация, но этот случай свидетельствует о том, что Господь покрывает любовью и Свою Божественную силу даёт тем, кто этого чуда достоин, где этого чуда особо ждут.
Крест Христов просуществовал в Иерусалиме видимым образом в значительной своей части до седьмого века. В 614 году персы захватили Иерусалим, и Животворящий Крест Господень был увезён в Персию. Но затем император Ираклий I, одержав блистательную победу над персами в 627 году, возвращает Крест Животворящий в Иерусалим. Значимая часть сохранённого Креста сохраняется до сих пор на Голгофе в храме Воскресения Господня. Такова историческая канва этого праздника. Она свидетельствует о том, что Животворящий Крест — это подлинный Крест, на котором был распят Господь, и это историческая священная реликвия, которая достойна всяческого поклонения и почитания.
Крест Господень имеет через силу распятого на нём Господа огромную духовную силу. Этой силы боятся демоны, мы к этой силе Креста прибегаем постоянно, осеняя себя крестным знамением. На уровне инстинкта в любом человеке это заложено Богом. Когда страшно, умирать не хочется, человек сразу перекрестится, будь то или самолёт в зоне турбулентности, или автомобиль в аварийной ситуации. Человек всегда вспоминает, что есть средство, как спастись, как защитить, как сохранить жизнь свою в физическом плане и в плане духовном от воздействия злых духов, которые страшно боятся знамения крестного, потому что это оружие, с помощью которого власть дьявола получила совершенное низложение. «Крест – Ангелов слава и демонов язва». Демоны не могут смотреть на орудие казни Спасителя, где была сокрушена их сила и гордыня.
Дорогие братия и сестры. Праздник Воздвижения напоминает нам и о том, что мы с вами несём свой крест. Каждому Господь даёт свой крест. Крест — это характер многообразия жизни человеческой. Ещё пророк Давид говорил: «Дние лет наших, в нихже седьмдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10). Эти внешние страдания, скорби, болезни, переживания, расстройства и составляют наш крест, который состоит из лишений, из скорбей, из утрат, порой, близких и родных, через смерть их и так далее, и каждый из нас несёт этот крест. Задача христианина — нести этот крест с покорностью воле Божией. С креста не сходят, с креста снимают. Тот крест, дарованный нам Богом, мы должны донести до конца нашей жизни. Немыслимо в этом значении что-то самовольно менять в нашей жизни, сбрасывать с себя этот крест, это является бунтом и несогласием с волей Божией о cебе.
Этот крест, о котором мы с вами говорим, внешний. Но есть ещё внутренний крест, который берёт на себя христианин, сражаясь с грехом, преодолевая его, побеждая страсти и грехи, которые присоединяются к жизни и входят, срастаются с природой человека и порой отделить их очень и очень сложно. Борьба с грехом, противостояние ему и являет внутренний крест христианина. Господь говорит в Евангелии: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Кто хочет! Господь насильно никого не призывает в спасительную ограду Церкви Христовой. Кто хочет, тот пусть возьмёт крест свой с покорностью воле Божией, с благодарностью Ему и отвергнется себя.
Несение креста соединено с самоотвержением от своей греховной плоти, от своих греховных привычек, потому что крест Христов требует совершенно противоположного по отношению к тому, к чему влечёт нас наша грехолюбивая природа, склонная ко греху и страстям. Мы должны не только взять с покорностью свой крест, но и следовать за Христом. Господь не лишает внешнего креста никого, в том числе и неверующих, чуждых Церкви, отрицающих Бога.
Характер несения личного креста обеспечивает спасение человеку, а не стоическое переживание тех скорбей и болезней, которые посылает тебе Бог. Можно нести тяжелейший крест, но можно отрицать при этом Бога, можно хулить Бога, можно стоически переносить эти страдания, которые не дают никакого нравственного переосмысления, ничего не меняют в жизни человека и не приводят его к Богу. Такие скорби и страдания ничего не дают человеку, ничего доброго, спасительного, что в вечности может пойти в зачёт за прожитую жизнь. Только благодарение Богу, только жизнь с Ним и следование за Ним означает жизнь по заповедям, которые начертаны в Евангелии.
В этом смысле мы должны принимать свой крест. Нельзя брать чужой крест, самовольно на себя воздвигаемый, чтобы не было самости в духовной жизни. Например, в отношении внешней жизни, человек иногда сам для себя придумывает какие-то сложности: спонтанно бросает работу в случае малейшего конфликта. Он оказывается совсем без работы, зависает в воздухе, а у него семья и дети. В результате своей гордыни человек делает такой глупый шаг. Человек меняет кардинально свою жизнь по своей самости. Бросает, например, свою семью, идёт создавать другую семью, никого не спрашивает, живя во вражде со своими близкими и родными. Он думает, что делает что-то важное, ценное — любовь, наконец-то, накатила, пришла в его жизнь. И таких примеров очень много, когда человек себе сам усложняет жизнь.
Бывает и в духовной жизни человек тоже руководствуется самостью. Например, начинает чрезмерно поститься. На первой неделе Великого поста он ничего не ест, не пьёт неделю всю, иногда ещё какой-то подвиг присоединяет, например, кроме среды и пятницы понедельник ещё добавляет, и всё по своей самости и без всякого благословения. Находясь в браке, например, гнушается брака. И во многих других аспектах начинает, например, ночи напролёт молиться, ещё какие-то вещи в духовном плане начинает делать. Всё это надо делать по благословению, с рассуждением и духовным советом. И тогда этот крест и внешний, и внутренний принесёт подлинную пользу человеку и соединит нас со Христом, любящим нас, Который ради нас и нашего спасения пострадал за нас и даровал нам Крест Свой Животворящий, как спасительное знамение победы, в помощь нашей жизни и физической, и духовной. Аминь!
27 сентября 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Из двунадесятых праздников этот праздник преисполнен особой духовной строгости, праздник, в котором присутствует вместе с радостью и грусть, и скорбь, потому что Воздвижение Креста напоминает нам о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. О Его страданиях сегодня на литургии читалось и Евангелие.
После крестной смерти Господа на Голгофе сам Крест не был сразу явлен для почитания и поклонения. После рождения Церкви на земле начался период гонений, который длился до 311 года, когда эдиктом императора Константина Великого христианство было уравнено в правах со всеми другими верованиями. И вот, с начала I века до начала IV века, Церковь была в гонении, и эти гонения были особенно жестокими. Как только обнаруживалось, что тот или иной человек христианин, его сразу предавали суду. Суд или до выяснения момента принадлежности к христианской вере, или сразу после этого заключал человека в тюрьму, и судьба человека, отказавшегося принести жертву языческим богам, была очевидна — смерть: через усечение мечом, иногда через распятие на кресте вслед за смертью Иисуса Христа. Так, например, были распяты апостолы Андрей Первозванный, апостол Пётр Первоверховный вниз головой, посчитав себя недостойным быть распятым, как был распят его Божественный Учитель и Господь, и многие другие мученики в страшных злоключениях, страданиях оканчивали свою жизнь. Но они до последней капли своей крови, до последнего мгновения жизни выражали верность Христу и пламенную любовь к Нему, которая сильнее смерти.
Праздник Воздвижения Креста Господня имеет исторические основания в самом установлении этого праздника. Он связан с именем императора Константина, который неоднократно в течение своей жизни видел знамения Креста на небе и особую силу, которая исходит от этого знамения. Когда он шёл на войну с Максенцием, он видел знамение на небе в виде Креста и надпись над Крестом: «Сим победиши». После этого он повелел на воинских знамёнах изобразить символ Креста. И знамёна воинские с изображением креста, как хоругви были в войсках Константина Великого, и надежда на Крест Господень даровала блистательную победу. Он объединил Восточную и Западную части Римской империи, стал единодержавным правителем Римской империи.
Константин Великий желал обрести, найти это древо Креста, которое даровало ему такую блистательную победу. Эту миссию по нахождению древа взяла на себя его мать. Будучи в преклонных годах, она отправилась в Иерусалим и там расспрашивала местных жителей, где же было место крестной смерти, где может быть сокрыт Крест, на котором распят был Господь. И тогда один старый иудей, показал это место, на котором было уже воздвигнуто языческое капище в честь богини Венеры. На этом месте должны были находиться три креста: Господень и двух разбойников, которые были распяты с Ним.
И тогда капище было разрушено, начались раскопки и, действительно, были обретены три креста, которые были совершенно одинаковы, которые были простого, неизысканного вида. Эти кресты были грубые, наспех сколоченные, состоящие в общем-то из двух перекладин, связанных верёвками между собой или сбитых коваными гвоздями. Потому что на крестах распинали преступников, и никто не думал о комфорте, о красоте этого орудия казни, и Христос не был исключением из этого рода страшной смертной казни.
Три одинаковых креста — как же понять, какой из них принадлежал Христу? И тогда патриарх Иерусалимский Макарий проявляет удивительную глубину и силу веры. Мимо проходила погребальная процессия. Он останавливает её и, имея глубокую веру в то, что, как только мертвеца коснётся Крест Господень, он непременно воскреснет из мёртвых, повелевает к мертвецу прикладывать поочерёдно все три креста, которые были обретены. Так и случилось. Когда один из крестов коснулся погребальных носилок этого умершего человека, он воскрес из мёртвых среди всего народа в Иерусалиме, и все поняли, что это Крест, который сильнее смерти, который дарует жизнь мёртвым; это Крест, на котором Господь ради нас пострадал и спас всё человечество от греха, проклятия и смерти. И весь народ тогда в воодушевлении, религиозном порыве, конечно, хотел приложиться, а если нет, то хотя бы посмотреть, как выглядит этот Крест Господень. Из-за многолюдства это было невозможно сделать. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий при помощи духовенства стал поднимать этот Крест над народом, воздвизать, чтобы его можно было видеть со всех сторон. От этого поднятия Креста этот праздник и получил название Воздвижение (поднятие) Креста, чтобы он стал виден всем. При этом священнодействии народ восклицал непрестанно: «Господи, помилуй!»
Чин Воздвижения в таком же виде повторяется и сейчас, во время Всенощного бдения перед праздником. Только это является прерогативой архиерейского богослужения или богослужения, которое возглавляет наместник того или иного, может быть, ставропигиального монастыря или любого другого, но по благословению правящего епископа.
Дорогие братия и сестры. Крест Христов был явлен всему миру. Частицу древа Креста Животворящего царица Елена сразу забрала с собой. Она в те времена проживала в Трире, это современная Германия, там был императорский дворец. По пути она посетила остров Кипр. Там есть знаменитый монастырь Ставровуни, там и хранится теперь одна из значимых частиц Животворящего Древа Креста Господня. Другие частицы Животворящего Креста во множестве пребывают в различных местах мира, в различных церквях и даруют особую благодатную силу исцеления всем, кто с верой прибегает к нему.
В истории Церкви был интересный момент, когда, путешествуя в Святую Землю, можно было ещё обрести частичку Креста, попросить у греческих иерусалимских монахов отщипнуть немножко для дома, для святыни. Вот такие ещё времена были, начиная после царицы Елены. И вот один человек, который был очень болен, узнав, что друг его едет в Иерусалим, попросил: «Привези мне частичку Креста». А друг его посещал святые места с таким усердием, что отвлёкся немножко от цели путешествия и, уже возвращаясь на корабле обратно, вспомнил вдруг с ужасом, что забыл исполнить просьбу друга. А как же быть? И тогда он отщипнул от кормы корабля щепочку и думает: «Дай хоть эту от корабля ему привезу, может, пройдёт этот момент». И вот больной человек эту щепочку взял с таким благоговением, с такой любовью лобызал её и получил совершенное исцеление.
Очень многое в нашей жизни зависит от веры человека. Не в том плане, что возможна какая-то подмена, какая-то фальсификация, но этот случай свидетельствует о том, что Господь покрывает любовью и Свою Божественную силу даёт тем, кто этого чуда достоин, где этого чуда особо ждут.
Крест Христов просуществовал в Иерусалиме видимым образом в значительной своей части до седьмого века. В 614 году персы захватили Иерусалим, и Животворящий Крест Господень был увезён в Персию. Но затем император Ираклий I, одержав блистательную победу над персами в 627 году, возвращает Крест Животворящий в Иерусалим. Значимая часть сохранённого Креста сохраняется до сих пор на Голгофе в храме Воскресения Господня. Такова историческая канва этого праздника. Она свидетельствует о том, что Животворящий Крест — это подлинный Крест, на котором был распят Господь, и это историческая священная реликвия, которая достойна всяческого поклонения и почитания.
Крест Господень имеет через силу распятого на нём Господа огромную духовную силу. Этой силы боятся демоны, мы к этой силе Креста прибегаем постоянно, осеняя себя крестным знамением. На уровне инстинкта в любом человеке это заложено Богом. Когда страшно, умирать не хочется, человек сразу перекрестится, будь то или самолёт в зоне турбулентности, или автомобиль в аварийной ситуации. Человек всегда вспоминает, что есть средство, как спастись, как защитить, как сохранить жизнь свою в физическом плане и в плане духовном от воздействия злых духов, которые страшно боятся знамения крестного, потому что это оружие, с помощью которого власть дьявола получила совершенное низложение. «Крест – Ангелов слава и демонов язва». Демоны не могут смотреть на орудие казни Спасителя, где была сокрушена их сила и гордыня.
Дорогие братия и сестры. Праздник Воздвижения напоминает нам и о том, что мы с вами несём свой крест. Каждому Господь даёт свой крест. Крест — это характер многообразия жизни человеческой. Ещё пророк Давид говорил: «Дние лет наших, в нихже седьмдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10). Эти внешние страдания, скорби, болезни, переживания, расстройства и составляют наш крест, который состоит из лишений, из скорбей, из утрат, порой, близких и родных, через смерть их и так далее, и каждый из нас несёт этот крест. Задача христианина — нести этот крест с покорностью воле Божией. С креста не сходят, с креста снимают. Тот крест, дарованный нам Богом, мы должны донести до конца нашей жизни. Немыслимо в этом значении что-то самовольно менять в нашей жизни, сбрасывать с себя этот крест, это является бунтом и несогласием с волей Божией о cебе.
Этот крест, о котором мы с вами говорим, внешний. Но есть ещё внутренний крест, который берёт на себя христианин, сражаясь с грехом, преодолевая его, побеждая страсти и грехи, которые присоединяются к жизни и входят, срастаются с природой человека и порой отделить их очень и очень сложно. Борьба с грехом, противостояние ему и являет внутренний крест христианина. Господь говорит в Евангелии: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Кто хочет! Господь насильно никого не призывает в спасительную ограду Церкви Христовой. Кто хочет, тот пусть возьмёт крест свой с покорностью воле Божией, с благодарностью Ему и отвергнется себя.
Несение креста соединено с самоотвержением от своей греховной плоти, от своих греховных привычек, потому что крест Христов требует совершенно противоположного по отношению к тому, к чему влечёт нас наша грехолюбивая природа, склонная ко греху и страстям. Мы должны не только взять с покорностью свой крест, но и следовать за Христом. Господь не лишает внешнего креста никого, в том числе и неверующих, чуждых Церкви, отрицающих Бога.
Характер несения личного креста обеспечивает спасение человеку, а не стоическое переживание тех скорбей и болезней, которые посылает тебе Бог. Можно нести тяжелейший крест, но можно отрицать при этом Бога, можно хулить Бога, можно стоически переносить эти страдания, которые не дают никакого нравственного переосмысления, ничего не меняют в жизни человека и не приводят его к Богу. Такие скорби и страдания ничего не дают человеку, ничего доброго, спасительного, что в вечности может пойти в зачёт за прожитую жизнь. Только благодарение Богу, только жизнь с Ним и следование за Ним означает жизнь по заповедям, которые начертаны в Евангелии.
В этом смысле мы должны принимать свой крест. Нельзя брать чужой крест, самовольно на себя воздвигаемый, чтобы не было самости в духовной жизни. Например, в отношении внешней жизни, человек иногда сам для себя придумывает какие-то сложности: спонтанно бросает работу в случае малейшего конфликта. Он оказывается совсем без работы, зависает в воздухе, а у него семья и дети. В результате своей гордыни человек делает такой глупый шаг. Человек меняет кардинально свою жизнь по своей самости. Бросает, например, свою семью, идёт создавать другую семью, никого не спрашивает, живя во вражде со своими близкими и родными. Он думает, что делает что-то важное, ценное — любовь, наконец-то, накатила, пришла в его жизнь. И таких примеров очень много, когда человек себе сам усложняет жизнь.
Бывает и в духовной жизни человек тоже руководствуется самостью. Например, начинает чрезмерно поститься. На первой неделе Великого поста он ничего не ест, не пьёт неделю всю, иногда ещё какой-то подвиг присоединяет, например, кроме среды и пятницы понедельник ещё добавляет, и всё по своей самости и без всякого благословения. Находясь в браке, например, гнушается брака. И во многих других аспектах начинает, например, ночи напролёт молиться, ещё какие-то вещи в духовном плане начинает делать. Всё это надо делать по благословению, с рассуждением и духовным советом. И тогда этот крест и внешний, и внутренний принесёт подлинную пользу человеку и соединит нас со Христом, любящим нас, Который ради нас и нашего спасения пострадал за нас и даровал нам Крест Свой Животворящий, как спасительное знамение победы, в помощь нашей жизни и физической, и духовной. Аминь!
Предыдущая проповедь
25 сентября 2018
Следующая проповедь
28 сентября 2018
Все проповеди за 2018 год