Дорогие братия и сестры. Поздравляю всех вас с большим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.
Сегодня наше внимание обращено к Животворящему Кресту Господню, который благоговейно, прекрасно украшается и полагается посреди храма для всеобщего поклонения и целования. Конечно, дорогие братия и сестры, не таков был крест, на котором был распят Христос, не такой благообразный, искусно сделанный, украшенный цветами. Когда распинали Христа, крест был позорным орудием казни, сделанным грубо, наспех сколоченный или связанный верёвками, потому что никакого искусства здесь не требовалось совершенно. Это было в употреблении римлян обычное, но самое жестокое орудие казни. Так казнили рабов, уголовных преступников — не граждан Рима. Граждан Рима отправляли на тот свет щадящим образом, через усечение мечом.
А распятие — это мучительная смерть. Человек, обречённый на смерть такого рода, мог несколько суток висеть и страдать ужасно. В конце концов, его смерть наступала либо от разрыва сердца, либо от удушья. У него разрывались связки рук, ног и запястий, за которые он был прибит или привязан ко кресту.
Господь претерпел эти ужасные страдания на кресте. Сегодня мы вспоминаем их в связи с прославлением Креста, потому что страдания Христа и Крест Его неотделимы друг от друга. Крест Христов силён благодатью и силой Христовой от соприкосновения с Божеством, а не сам по себе, как некий предмет или священная реликвия. От излияния Крови Богочеловека на этом Кресте он получил такое освящение и стал Животворящим Честным Крестом, который почитается прежде всякой иконы в традиции Православного благочестия. В эпитетах церковных мы обращаемся к нему, словно как к живому: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень». Это некая аллегория, некий эпитет, возвышенное обращение, потому что Крест имеет величайшее значение в жизни христианина. Без Креста нет христианства. Крест сопровождает всю жизнь человека от рождения и до смерти. На могиле крест стоит. Слава Богу, что уже, когда на кладбище бываешь, наверное, не увидишь звёзд красных, пятиконечных, какие помните, устанавливали на могилах партийных работников в советские времена. Нет сейчас. Старые сгнили, а новых уже не делают. Слава Тебе, Господи. Какое влияние веры Православной на современных людей: живых и усопших.
И когда даже это созерцаешь, понимаешь, что Европа — уже постхристианская, но Русь-то всё ещё православные традиции сохраняет. Пусть внешние, но они тоже очень важны. Вот, например, крест с рождения до смерти. Все таинства церковные Крестом совершаются. Крест венчает и украшает храм Православный. Храм, на котором нет креста, он как бы незавершённый, поруганный, несовершенный, не облагодатствованный. Крест на храме — это некая доминанта, которая сообщает освящение и благословение всему, происходящему в храме, силою Христа, на нём распятого.
Сегодняшний день христианам предписано уставом церковным соблюдать как постный день, независимо от дня, на который приходится Воздвижение Животворящего Креста, чтобы мы понимали, что Крест силен благодаря крестной смерти пострадавшего на нём Господа. Между прочим, христиане должны обращать внимание, нося крест на своей груди, чтобы на нём было распятие Господа, чтобы не просто так, с бриллиантиками, изумрудами, другими драгоценными камнями, искусно сделанный — это ювелирное украшение. Это вроде бы и крест, но какой же крест, если распятого Господа на нём нет. Значит, стыдятся его; значит, во Францию вы попали, где нельзя афишировать крест, чтобы мусульман не оскорбить, буддистов или кого-то ещё.
Поэтому, нося или даря кому-то крест, как прекрасный подарок, обращайте на это своё особое внимание. Крест без распятия можно поместить у святых икон, у божницы вашей, как некое украшение в честь Христа, но, наверное, не более того. Иногда люди смущаются. Привозят даже из святых мест: из Иерусалима, ещё откуда-то крест, а он не поймёшь, как сделан. Такой ширпотреб, что хуже Софрино бывает сделан. Поэтому не смущайтесь, когда в светских лавках, на развалах, ещё где-то продаются кресты как украшения. Это чистый бизнес. Нет там ничего святого. И это очень принципиально и важно для нас.
Но когда мы заказываем памятники на могилах наших усопших, надо тоже обращать внимание, насколько во власти нашей влиять на мнение наших близких и родных, чтобы обязательно был крест. Само слово «памятник» звучит как-то по-язычески. Какой там памятник, герой какой, что ли, или воин Спарты, или древний грек погиб или ещё что. В любом случае, даже если это так, крест венчает могилу православного христианина, крещёного человека. Это тоже очень важно. Никаких стел, никаких изваяний, это всё тешит человеческую гордыню живых, а для усопших не приносит никакой пользы.
Дорогие братия и сестры. Будем обращаться к силе Животворящего Креста Господня, призывать его, осенять себя с благоговением крестным знамением, понимая, что это сила и слава нашей веры. Не будем стыдиться Креста. Бывая в местах отдыха, на море, в бассейнах, в каких-то ещё иных местах, не будем снимать креста. Иногда, будучи в Европе, даже приятно увидеть человека с крестом. Такое впечатление, что кроме русских уже никто крестов в Европе не носит. Обратите внимание, на пляже, не говоря уже о Турции, мусульманских курортах, даже в Греции, даже в Болгарии и на Кипре порой, с крестиками тоже можно увидеть только соотечественников. Это как-то греет, радует душу и сердце, что хоть это, хоть внешнее иногда, не выраженное в жизни и в делах, но осталось в традициях нашего народа.
Пусть Господь хранит всех нас силою Животворящего Креста Господня. Будем прибегать к его спасительной силе и заступлению. Аминь.
27 сентября 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Поздравляю всех вас с большим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.
Сегодня наше внимание обращено к Животворящему Кресту Господню, который благоговейно, прекрасно украшается и полагается посреди храма для всеобщего поклонения и целования. Конечно, дорогие братия и сестры, не таков был крест, на котором был распят Христос, не такой благообразный, искусно сделанный, украшенный цветами. Когда распинали Христа, крест был позорным орудием казни, сделанным грубо, наспех сколоченный или связанный верёвками, потому что никакого искусства здесь не требовалось совершенно. Это было в употреблении римлян обычное, но самое жестокое орудие казни. Так казнили рабов, уголовных преступников — не граждан Рима. Граждан Рима отправляли на тот свет щадящим образом, через усечение мечом.
А распятие — это мучительная смерть. Человек, обречённый на смерть такого рода, мог несколько суток висеть и страдать ужасно. В конце концов, его смерть наступала либо от разрыва сердца, либо от удушья. У него разрывались связки рук, ног и запястий, за которые он был прибит или привязан ко кресту.
Господь претерпел эти ужасные страдания на кресте. Сегодня мы вспоминаем их в связи с прославлением Креста, потому что страдания Христа и Крест Его неотделимы друг от друга. Крест Христов силён благодатью и силой Христовой от соприкосновения с Божеством, а не сам по себе, как некий предмет или священная реликвия. От излияния Крови Богочеловека на этом Кресте он получил такое освящение и стал Животворящим Честным Крестом, который почитается прежде всякой иконы в традиции Православного благочестия. В эпитетах церковных мы обращаемся к нему, словно как к живому: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень». Это некая аллегория, некий эпитет, возвышенное обращение, потому что Крест имеет величайшее значение в жизни христианина. Без Креста нет христианства. Крест сопровождает всю жизнь человека от рождения и до смерти. На могиле крест стоит. Слава Богу, что уже, когда на кладбище бываешь, наверное, не увидишь звёзд красных, пятиконечных, какие помните, устанавливали на могилах партийных работников в советские времена. Нет сейчас. Старые сгнили, а новых уже не делают. Слава Тебе, Господи. Какое влияние веры Православной на современных людей: живых и усопших.
И когда даже это созерцаешь, понимаешь, что Европа — уже постхристианская, но Русь-то всё ещё православные традиции сохраняет. Пусть внешние, но они тоже очень важны. Вот, например, крест с рождения до смерти. Все таинства церковные Крестом совершаются. Крест венчает и украшает храм Православный. Храм, на котором нет креста, он как бы незавершённый, поруганный, несовершенный, не облагодатствованный. Крест на храме — это некая доминанта, которая сообщает освящение и благословение всему, происходящему в храме, силою Христа, на нём распятого.
Сегодняшний день христианам предписано уставом церковным соблюдать как постный день, независимо от дня, на который приходится Воздвижение Животворящего Креста, чтобы мы понимали, что Крест силен благодаря крестной смерти пострадавшего на нём Господа. Между прочим, христиане должны обращать внимание, нося крест на своей груди, чтобы на нём было распятие Господа, чтобы не просто так, с бриллиантиками, изумрудами, другими драгоценными камнями, искусно сделанный — это ювелирное украшение. Это вроде бы и крест, но какой же крест, если распятого Господа на нём нет. Значит, стыдятся его; значит, во Францию вы попали, где нельзя афишировать крест, чтобы мусульман не оскорбить, буддистов или кого-то ещё.
Поэтому, нося или даря кому-то крест, как прекрасный подарок, обращайте на это своё особое внимание. Крест без распятия можно поместить у святых икон, у божницы вашей, как некое украшение в честь Христа, но, наверное, не более того. Иногда люди смущаются. Привозят даже из святых мест: из Иерусалима, ещё откуда-то крест, а он не поймёшь, как сделан. Такой ширпотреб, что хуже Софрино бывает сделан. Поэтому не смущайтесь, когда в светских лавках, на развалах, ещё где-то продаются кресты как украшения. Это чистый бизнес. Нет там ничего святого. И это очень принципиально и важно для нас.
Но когда мы заказываем памятники на могилах наших усопших, надо тоже обращать внимание, насколько во власти нашей влиять на мнение наших близких и родных, чтобы обязательно был крест. Само слово «памятник» звучит как-то по-язычески. Какой там памятник, герой какой, что ли, или воин Спарты, или древний грек погиб или ещё что. В любом случае, даже если это так, крест венчает могилу православного христианина, крещёного человека. Это тоже очень важно. Никаких стел, никаких изваяний, это всё тешит человеческую гордыню живых, а для усопших не приносит никакой пользы.
Дорогие братия и сестры. Будем обращаться к силе Животворящего Креста Господня, призывать его, осенять себя с благоговением крестным знамением, понимая, что это сила и слава нашей веры. Не будем стыдиться Креста. Бывая в местах отдыха, на море, в бассейнах, в каких-то ещё иных местах, не будем снимать креста. Иногда, будучи в Европе, даже приятно увидеть человека с крестом. Такое впечатление, что кроме русских уже никто крестов в Европе не носит. Обратите внимание, на пляже, не говоря уже о Турции, мусульманских курортах, даже в Греции, даже в Болгарии и на Кипре порой, с крестиками тоже можно увидеть только соотечественников. Это как-то греет, радует душу и сердце, что хоть это, хоть внешнее иногда, не выраженное в жизни и в делах, но осталось в традициях нашего народа.
Пусть Господь хранит всех нас силою Животворящего Креста Господня. Будем прибегать к его спасительной силе и заступлению. Аминь.
Предыдущая проповедь
21 сентября 2015
Следующая проповедь
11 октября 2015
Все проповеди за 2015 год