Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Всех святых в земле Российской просиявших

Дорогие братия и сестры! Сегодня особый день торжества нашей Русской земли. Русская земля, Русская Церковь занимает особое место в истории Вселенского Православия и не надмевается этим фактом, но мы несомненно знаем, что Господь особенно любит русскую землю и Русскую Церковь. Она сегодня торжествует, ликует, потому что сегодня — день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Их великое множество в нашей Церкви. Так русские люди с открытым сердцем и душой восприняли благодатное семя веры Христовой от греческих истоков при равноапостольном князе Владимире. И так благодатна и восприимчива оказалась почва русского сердца, что великий сонм святых сегодня прославляется в сонме всероссийской святости. Особенно пополнился и украсился сонм святых в ХХ веке, когда миллионы новомученников российских были за имя Христово преданы смерти. В те страшные послереволюционные времена, когда русская земля была залита кровью по колено, лишь единицы русских людей отрекались от веры, от Церкви, от своих родителей, единицы. Большинство же из них сохранило верность своим заветам, которые они впитали ещё с молоком матери.

Историки свидетельствуют, что новомученников и исповедников в нашей Церкви в ХХ веке пострадало и прославленно столько, сколько за весь период бытия Вселенской Церкви в других поместных Православных Церквах, всех вместе взятых. Существует пятнадцать Православных Церквей, среди них Русская Православная Церковь занимает пятое место. Русская Православная Церковь не самая древняя и не самая знаменитая. Есть древние апостольские Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, которые основаны ещё апостолами, и с первых веков длится их славная история. И даже они и другие, вместе взятые, не могут сравняться с количеством святых Русской Церкви даже в одном ХХ веке.

Этой святости, этой мученической крови и славы, конечно, не хватало Русской Церкви. Вспомним, что созидание Иерусалимской Церкви начиналось с мученической крови, с убийства апостола Иакова, брата Господня. Антиохийская, Римская и Александрийская Церкви создавались во времена гонений от римских императоров. Русская Православная Церковь в ХХ веке вынесла тяжелейшее испытание, которое стало венцом её славы Небесной. В пространной молитве, которую мы читали сегодня во время молебна, завершая сегодняшнее богослужение, перечислялись основные разряды русской святости. Все они уникальны и неповторимы, какой бы разряд святости мы не взяли.

Великие князья. Сколько их прославлено в лике святых, которые не себе служили, но своим достоянием, воинской доблестью защищали Русь Православную. Достаточно вспомнить таких великих князей, как Александр Невский, Дмитрий Донской. Например, Александра Невского вспоминал и сам Сталин. Когда началась Великая Отечественная война, из современной истории некого было призывать, чтобы показать пример русскому народу. Своё знаменитое обращение в 1941-ом году, в год начала войны, он начал с напоминания о великих предках и, прежде всего, с имени Александра Невского. А благоверные князья Пётр и Феврония Муромские. Какой величайший подвиг они совершили, когда окружение князя Петра в Муроме не согласилось с тем, что князь может жениться на простой девушке из бедного сословия. Они предложили ему на выбор: или он останется князем, но без неё, исцелившей князя от проказы и тяжелой болезни, или он уходит с престола княжеского. Князь выбрал второй вариант и ушёл, презрев славу мира, богатство, почитание – всё, что было связано с этой высокой властью. Но потом, когда в городе начались нестроения, бояре сами призвали его на княжение и вернули ему княжеский престол. Вот поэтому Пётр и Феврония, благоверные князья, считаются покровителями семьи и брака, образцом супружеской верности и любви друг к другу на все века.  

Особый, неповторимый род святости, который просиял почти только в Русской Церкви — это блаженные и Христа ради юродивые. Блаженный Василий, московский современник Иоанна Грозного, блаженный Николай Салос, который царю Иоанну Грозному, не боясь, предлагал мясо в Великий пост и упрекал, что он мясо не ест, выстаивает долгие службы, а упивается кровью людской. Они, эти блаженные и юродивые, казавшиеся безумными для мира, сохраняли совесть русского народа и возвращали его к делам праведным, к делам богоугождения.

 Святители русские — они тоже беспримерные, неподражаемые. Святитель Димитрий Ростовский, в нашем храме его икона есть чудная. Многие наши прихожане были у его святых мощей в Ростове Великом. Необыкновенной святости жизни, он собрал все жития святых, известные в Русской Церкви, прославленные к его времени. И настолько угоден он был Богу и своим трудом, и жизнью своей святой, что святые, о которых он писал, являлись ему в видении и говорили, напоминали, например, некоторые мученики: «ты о нас ещё это не написал, мы страдали за Христа и понесли такие-то и такие-то мучения». Иоасаф Белгородский, который своими нетленными мощами почивает наряду, например, с Александром Свирским: нетленные мощи выглядят так, как будто у вчера умершего человека. Мощи Александра Свирского и Иоасафа Белгородского принадлежат Русской Православной Церкви. В иных Церквях мы можем упомянуть только мощи святителя Спиридона Тримифунтского, других нам не известно, чтобы в таком состоянии они сохранялись несколько столетий для укрепления нашей с вами веры.

Великий сонм преподобных, которые разлетались из одного какого-то родительского гнезда, например, из обители преподобного Сергия Радонежского, из обители Ефросина Псковского на Псковщине или из каких-то новгородских монастырей, и на сотни километров вокруг этих обителей устраивались новые монастыри, и новые светильники веры возжигались на нашей земле. Великий сонм преподобных, который сопоставим с древними преподобными, основателями монашеской жизни и в Египте, и в Антиохии, и в других древних Церквах. И множество других святых, ведомых одному Богу и не открытых, может быть, ещё для нашего почитания. Все они сегодня предстоят перед престолом Божиим, молятся за нас, потомков, за нас, грешных, которые продолжают земную историю Русской Православной Церкви.

Наверное, дорогие братия и сестры, грустно им взирать с Небес на нашу жизнь, скудную добродетелью. Наверное,  с упрёком и сожалением взирают они с небесных высот на каждого из нас. Почему? Да потому, что не видят в нас продолжателей их веры и их жизни. Удивляются, что на этой же земле живут эти люди, но нет того горения к Богу, верности, молитвы и других добродетелей, которые так отчётливо проявились в их жизни, в жизни святых. Когда-то их Господь призвал, как призвал апостолов, о которых мы слышали сегодня: о Петре, Андрее, Иакове, Иоанне, которых Господь призвал, и они оставили все сети и всё свое ремесло. Когда Господь позвал их, они бесповоротно за Ним последовали и стали ловцами человеков. Господь каждого из нас, здесь стоящих, тоже призвал в какой-то момент нашей жизни следовать за Ним, за нашим Господом. Но как слабо, как медленно, как робко мы идём вслед нашего Господа.

Дорогие братия и сестры! Все святые, в земле русской просиявшие, напоминают нам о нашем долге следования за Христом и необходимости сохранения верности Богу. Ведь верность Богу проявляется не только в высоких подвигах святых, в их великих разрядах святости, не только в княжеском звании можно верность Богу проявить, не только стать непременно Христа ради юродивыми и преподобными — ими нам с вами не стать. Мучениками тоже не стать. Но и в вашем состоянии, в любом том звании, в которое Господь поставил нас для нашего спасения, есть каждый день множество таких испытаний и таких ситуаций, в которых проявляется верность Богу, начиная с наших жизненных, родственных отношений. Например, нахамить в очередной раз жене или мужу или промолчать, ударить или не ударить. В таких ситуациях мы иногда не задумываемся ни о заповедях, ни о христианстве, ни о том, как Христос бы поступил. А вот так сиюминутно, вероломно поступаем, говорим или что-то делаем, ссылаемся, что у нас характер такой горячий, или играет восточная кровь, или такое воспитание, унаследованное от предков и так далее.

Никакой характер, никакая страна, никакой народ не извиняет человеческий грех, никакие знаки зодиака, ни гороскопы, ни другая нечисть бесовская ничего не извиняет. А то приходит на исповедь и говорит: «Батюшка, я лев, значит, мне простительно, я не могу по-другому, терпеть даже жену одну и ту же всю жизнь не могу, у меня львиный характер. Я родился в августе месяце». Ну и что ж, что родился — да хоть в июле, хоть в декабре, никакого значения не имеют состояние звезд и луны. Только можно смотреть на них, когда огурцы высаживать, тогда, может быть, имеет значение.

Дорогие братия и сестры! В таких мелочах, которые можно с улыбкой на устах и слезами иногда вспоминать, проявляется и наша, в том числе, верность Богу. Приходим домой с работы уставшие, с электрички, с маршрутки. Выбор: молиться или лечь спать. Что мы выбираем с вами? Конечно же, лечь спать. Сразу не заснуть, телевизор включишь. Да так иногда и забудешь его выключить, до утра будет играть и всякая нечисть вливаться в тебя. Во множестве других примеров, которые можно привести, с лёгкостью мы с вами, например, можем представить себе такую ситуацию, чтобы наши преподобные, например, Серафим Саровский, пришёл уставший  из леса и сел перед телевизором. Не берём во внимание ту ситуацию, что не было в его век телевизора, не в этом суть. А можно ли представить святых в соответствии с этим образом? По-моему, нет. Ни у князей с их богатством, с достатком, ни у юродивых, святость не соединялась с теми вещами, которыми мы себя окружаем и к которым мы  привыкли, без которых не мыслим своей жизни. А если мы себя будем сравнивать с этим сонмом русских святых или с самим Господом нашим и задумаемся, как бы они поступили на нашем месте, ответ мы безошибочно услышим немедленно устами Ангела-хранителя и нашей совести, которая ещё к радости нашей реагирует на грех и обличает его.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы по молитвам русских святых и мы стремились к святости, к которой каждый из нас призван. Ведь это милость Божия, что у Господа нет избранных в этом отношении. Он всех призывает, всех родившихся, которым Он дал жизнь, которые увидели свет Божий на этой земле. Он всех призывает и зовёт, лишь бы человек сам внял этому призыву, сам последовал ему и считал это своим призвание и смыслом жизни. Аминь.

26 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня особый день торжества нашей Русской земли. Русская земля, Русская Церковь занимает особое место в истории Вселенского Православия и не надмевается этим фактом, но мы несомненно знаем, что Господь особенно любит русскую землю и Русскую Церковь. Она сегодня торжествует, ликует, потому что сегодня — день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Их великое множество в нашей Церкви. Так русские люди с открытым сердцем и душой восприняли благодатное семя веры Христовой от греческих истоков при равноапостольном князе Владимире. И так благодатна и восприимчива оказалась почва русского сердца, что великий сонм святых сегодня прославляется в сонме всероссийской святости. Особенно пополнился и украсился сонм святых в ХХ веке, когда миллионы новомученников российских были за имя Христово преданы смерти. В те страшные послереволюционные времена, когда русская земля была залита кровью по колено, лишь единицы русских людей отрекались от веры, от Церкви, от своих родителей, единицы. Большинство же из них сохранило верность своим заветам, которые они впитали ещё с молоком матери.

Историки свидетельствуют, что новомученников и исповедников в нашей Церкви в ХХ веке пострадало и прославленно столько, сколько за весь период бытия Вселенской Церкви в других поместных Православных Церквах, всех вместе взятых. Существует пятнадцать Православных Церквей, среди них Русская Православная Церковь занимает пятое место. Русская Православная Церковь не самая древняя и не самая знаменитая. Есть древние апостольские Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, которые основаны ещё апостолами, и с первых веков длится их славная история. И даже они и другие, вместе взятые, не могут сравняться с количеством святых Русской Церкви даже в одном ХХ веке.

Этой святости, этой мученической крови и славы, конечно, не хватало Русской Церкви. Вспомним, что созидание Иерусалимской Церкви начиналось с мученической крови, с убийства апостола Иакова, брата Господня. Антиохийская, Римская и Александрийская Церкви создавались во времена гонений от римских императоров. Русская Православная Церковь в ХХ веке вынесла тяжелейшее испытание, которое стало венцом её славы Небесной. В пространной молитве, которую мы читали сегодня во время молебна, завершая сегодняшнее богослужение, перечислялись основные разряды русской святости. Все они уникальны и неповторимы, какой бы разряд святости мы не взяли.

Великие князья. Сколько их прославлено в лике святых, которые не себе служили, но своим достоянием, воинской доблестью защищали Русь Православную. Достаточно вспомнить таких великих князей, как Александр Невский, Дмитрий Донской. Например, Александра Невского вспоминал и сам Сталин. Когда началась Великая Отечественная война, из современной истории некого было призывать, чтобы показать пример русскому народу. Своё знаменитое обращение в 1941-ом году, в год начала войны, он начал с напоминания о великих предках и, прежде всего, с имени Александра Невского. А благоверные князья Пётр и Феврония Муромские. Какой величайший подвиг они совершили, когда окружение князя Петра в Муроме не согласилось с тем, что князь может жениться на простой девушке из бедного сословия. Они предложили ему на выбор: или он останется князем, но без неё, исцелившей князя от проказы и тяжелой болезни, или он уходит с престола княжеского. Князь выбрал второй вариант и ушёл, презрев славу мира, богатство, почитание – всё, что было связано с этой высокой властью. Но потом, когда в городе начались нестроения, бояре сами призвали его на княжение и вернули ему княжеский престол. Вот поэтому Пётр и Феврония, благоверные князья, считаются покровителями семьи и брака, образцом супружеской верности и любви друг к другу на все века.  

Особый, неповторимый род святости, который просиял почти только в Русской Церкви — это блаженные и Христа ради юродивые. Блаженный Василий, московский современник Иоанна Грозного, блаженный Николай Салос, который царю Иоанну Грозному, не боясь, предлагал мясо в Великий пост и упрекал, что он мясо не ест, выстаивает долгие службы, а упивается кровью людской. Они, эти блаженные и юродивые, казавшиеся безумными для мира, сохраняли совесть русского народа и возвращали его к делам праведным, к делам богоугождения.

 Святители русские — они тоже беспримерные, неподражаемые. Святитель Димитрий Ростовский, в нашем храме его икона есть чудная. Многие наши прихожане были у его святых мощей в Ростове Великом. Необыкновенной святости жизни, он собрал все жития святых, известные в Русской Церкви, прославленные к его времени. И настолько угоден он был Богу и своим трудом, и жизнью своей святой, что святые, о которых он писал, являлись ему в видении и говорили, напоминали, например, некоторые мученики: «ты о нас ещё это не написал, мы страдали за Христа и понесли такие-то и такие-то мучения». Иоасаф Белгородский, который своими нетленными мощами почивает наряду, например, с Александром Свирским: нетленные мощи выглядят так, как будто у вчера умершего человека. Мощи Александра Свирского и Иоасафа Белгородского принадлежат Русской Православной Церкви. В иных Церквях мы можем упомянуть только мощи святителя Спиридона Тримифунтского, других нам не известно, чтобы в таком состоянии они сохранялись несколько столетий для укрепления нашей с вами веры.

Великий сонм преподобных, которые разлетались из одного какого-то родительского гнезда, например, из обители преподобного Сергия Радонежского, из обители Ефросина Псковского на Псковщине или из каких-то новгородских монастырей, и на сотни километров вокруг этих обителей устраивались новые монастыри, и новые светильники веры возжигались на нашей земле. Великий сонм преподобных, который сопоставим с древними преподобными, основателями монашеской жизни и в Египте, и в Антиохии, и в других древних Церквах. И множество других святых, ведомых одному Богу и не открытых, может быть, ещё для нашего почитания. Все они сегодня предстоят перед престолом Божиим, молятся за нас, потомков, за нас, грешных, которые продолжают земную историю Русской Православной Церкви.

Наверное, дорогие братия и сестры, грустно им взирать с Небес на нашу жизнь, скудную добродетелью. Наверное,  с упрёком и сожалением взирают они с небесных высот на каждого из нас. Почему? Да потому, что не видят в нас продолжателей их веры и их жизни. Удивляются, что на этой же земле живут эти люди, но нет того горения к Богу, верности, молитвы и других добродетелей, которые так отчётливо проявились в их жизни, в жизни святых. Когда-то их Господь призвал, как призвал апостолов, о которых мы слышали сегодня: о Петре, Андрее, Иакове, Иоанне, которых Господь призвал, и они оставили все сети и всё свое ремесло. Когда Господь позвал их, они бесповоротно за Ним последовали и стали ловцами человеков. Господь каждого из нас, здесь стоящих, тоже призвал в какой-то момент нашей жизни следовать за Ним, за нашим Господом. Но как слабо, как медленно, как робко мы идём вслед нашего Господа.

Дорогие братия и сестры! Все святые, в земле русской просиявшие, напоминают нам о нашем долге следования за Христом и необходимости сохранения верности Богу. Ведь верность Богу проявляется не только в высоких подвигах святых, в их великих разрядах святости, не только в княжеском звании можно верность Богу проявить, не только стать непременно Христа ради юродивыми и преподобными — ими нам с вами не стать. Мучениками тоже не стать. Но и в вашем состоянии, в любом том звании, в которое Господь поставил нас для нашего спасения, есть каждый день множество таких испытаний и таких ситуаций, в которых проявляется верность Богу, начиная с наших жизненных, родственных отношений. Например, нахамить в очередной раз жене или мужу или промолчать, ударить или не ударить. В таких ситуациях мы иногда не задумываемся ни о заповедях, ни о христианстве, ни о том, как Христос бы поступил. А вот так сиюминутно, вероломно поступаем, говорим или что-то делаем, ссылаемся, что у нас характер такой горячий, или играет восточная кровь, или такое воспитание, унаследованное от предков и так далее.

Никакой характер, никакая страна, никакой народ не извиняет человеческий грех, никакие знаки зодиака, ни гороскопы, ни другая нечисть бесовская ничего не извиняет. А то приходит на исповедь и говорит: «Батюшка, я лев, значит, мне простительно, я не могу по-другому, терпеть даже жену одну и ту же всю жизнь не могу, у меня львиный характер. Я родился в августе месяце». Ну и что ж, что родился — да хоть в июле, хоть в декабре, никакого значения не имеют состояние звезд и луны. Только можно смотреть на них, когда огурцы высаживать, тогда, может быть, имеет значение.

Дорогие братия и сестры! В таких мелочах, которые можно с улыбкой на устах и слезами иногда вспоминать, проявляется и наша, в том числе, верность Богу. Приходим домой с работы уставшие, с электрички, с маршрутки. Выбор: молиться или лечь спать. Что мы выбираем с вами? Конечно же, лечь спать. Сразу не заснуть, телевизор включишь. Да так иногда и забудешь его выключить, до утра будет играть и всякая нечисть вливаться в тебя. Во множестве других примеров, которые можно привести, с лёгкостью мы с вами, например, можем представить себе такую ситуацию, чтобы наши преподобные, например, Серафим Саровский, пришёл уставший  из леса и сел перед телевизором. Не берём во внимание ту ситуацию, что не было в его век телевизора, не в этом суть. А можно ли представить святых в соответствии с этим образом? По-моему, нет. Ни у князей с их богатством, с достатком, ни у юродивых, святость не соединялась с теми вещами, которыми мы себя окружаем и к которым мы  привыкли, без которых не мыслим своей жизни. А если мы себя будем сравнивать с этим сонмом русских святых или с самим Господом нашим и задумаемся, как бы они поступили на нашем месте, ответ мы безошибочно услышим немедленно устами Ангела-хранителя и нашей совести, которая ещё к радости нашей реагирует на грех и обличает его.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы по молитвам русских святых и мы стремились к святости, к которой каждый из нас призван. Ведь это милость Божия, что у Господа нет избранных в этом отношении. Он всех призывает, всех родившихся, которым Он дал жизнь, которые увидели свет Божий на этой земле. Он всех призывает и зовёт, лишь бы человек сам внял этому призыву, сам последовал ему и считал это своим призвание и смыслом жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

5 июня 2011

Святых отцов I Вселенского собора в Никее
Следующая проповедь

3 июля 2011

О святости

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00