Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Всех святых, в земле Российской просиявших

«Церковь Русская, красуйся, ликуй, се бо чада твоя престолу Владычню во славе предстоят, радующеся». В этих и других словах один из выдающихся иерархов нашей Русской Церкви уже советского периода святитель Афанасий (Сахаров) почтил память русских святых. С того момента этот гимн русским святым является одним из самых любимых песнопений, в которых утверждается русская земля и в котором выражается вся сущность нашей веры в предстательство святых и которая показывает зависимость нашей жизни от веры. Оканчивается эта стихира такими словами: «Русь Святая, храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение».

И вот сегодня, дорогие братия и сестры, наша Церковь молитвенно вспоминает всех  русских святых. Это праздник особый, такой наш родной, близкий, наш собственный, особо относящийся ко всем нам и ко всей Русской земле. Сегодня мы прославляем всех святых, которые сияют в сонме Русской святости. Среди них многие обрели веру ещё до принятия Русью веры Православной, до крещения её при князе Владимире.

Первыми мучениками были святые Фёдор и Иоанн, отец и сын, варяги, пострадавшие за Христа и оросившие своей кровью нашу землю. Они были заживо сожжены в Киеве озверевшими язычниками, своими соплеменниками, которые хотели принести человеческое жертвоприношение одному из тех божеств, Перуну, которому поклонялись наши далёкие предки: язычники-славяне. Они явились предвестниками крещения Руси светом Православия

Затем княгиня Ольга Российская, которая приходилась бабкой князю Владимиру, принимает крещение от греческого патриарха. Византийский император становится её воспреемником от святой купели крещения, и она задолго ещё до крещения Руси явилась «утренней звездой», как называет её Церковь, которая восходила над нашей страной и была символом скорого просвещения всей Руси светом Христова благовестия. Благоверную княгиню Российскую Ольгу святая Церковь наша называет равноапостольной. Немногим святым присвоен был такой высокий титул, такое высокое наименование во всей Вселенской Церкви, и среди них наша русская княгиня. Она достойна этого, потому что её материнское воспитание, её вклад в дело христианского просвещения своего внука, князя Владимира принесли благодатные плоды, и князь Владимир, когда-то преуспевающий язычник, по её молитвам начал сомневаться в своих бесконечных идолах – перунах, хорсах, даждьбогах, велесах и других.

К нему приходят послы из разных стран, религиозные проповедники и философы, которые, наверное, зная об этом поиске души князя русского, приходят на нашу землю и рассказывают ему каждый о своей вере. И вот, промыслом Божиим, когда греческий проповедник показал перед князем Владимиром сцену Страшного Суда, то князь сказал: «как хорошо тем, которые будут по правую сторону от Спасителя Христа, и горе тем, которые будут находиться по левую сторону от Христа, они будут гореть в огне огненном».

Это благовестие об основах Православной веры, ожидание Страшного Суда, воздаяние, получаемое человеком от Бога, которое ждёт каждого, запало в душу князю Владимиру, и он принимает святое крещение в пределах Византийской земли. Перед Крещением он ослеп,  еще будучи язычником, хотел завоевать Константинополь, покорить его и тем самым заставить греческого патриарха, императора крестить русского князя  вынужденно, чтобы они, как рабы, преклонились перед ним.

Когда Владимир принял крещение, то глаза его прозрели, тем самым знаменуя духовное прозрение князя и просвещение через него всей Русской земли. В крещении он получил христианское имя Василий в честь правящего византийского императора Василия II. В 988 году князь Владимир на совете бояр выбирает христианство в качестве государственной религии Киевской Руси и принимает решение о крещении «по закону греческому». Когда князь возвращается на Русскую землю, он ведёт с собой множество греческих священников, которые на Днепре крестят всех пришедших туда людей. Бояре, князья, воины, простой люд по совету и по примеру своего князя принимают святое крещение и говорят, что если бы не была доброй эта вера, то наш князь не принял бы её.

Перед принятием таинства крещения князь Владимир послал в Константинополь своих послов, чтобы они на том месте, где бьётся сердце Православной Вселенной, смогли увидеть своими глазами Православные храмы и убедиться в правильном выборе их князя. И когда эти послы посетили величественный собор святой Софии, то они передали князю свои впечатления в таких словах: «Мы не помним, где были: или на небе, или на земле, настолько было величественно и необыкновенно богослужение».

Это впечатление так воздействовало на души княжеских послов, что Бог через эти все дивные события просветил наших далёких предков светом Христовой истины. Тем самым история нашего государства самым непосредственным  образом связана уже не с теми далекими малочисленными язычниками-славянами, которых иногда считали предшественниками христианства на Руси, что это была исконная религия на русской земле. Ничего подобного, дорогие братия и сестры. Русское государство окрепло и сформировалось только благодаря  вере Православной. Вся наша история со времён князя Владимира и до сегодняшнего дня связана с Русской Церковью.

Сегодня наша Русская Церковь ликует, ликует Церковь земная, стараясь подняться до уровня этого небесного духовного торжества, в котором пребывает Церковь Небесная, торжествующая. Сегодня все эти бесчисленные лики русских святых, а их миллионы, предстоят перед престолом Божиим. Историки Церкви говорят о том, что у нас, в нашей Русской Церкви святых больше, чем где бы то ни было; больше, чем во всех других Церквях Православных, вместе взятых. И даже сонм новомучеников российских, которые пострадали за Христа в послереволюционные годы в нашей стране, прославленных Церковью, имена которых знает один Бог, он уже в несколько раз превосходит все вселенские святцы. Вот настолько благодатна, настолько любима Богом Русская земля.

Конечно, Святая Земля, где жил и проповедовал Господь наш Иисус Христос — это главнейшая святыня, предмет чаяния многих христиан, место, куда устремляется благочестивое сердце всякого христианина. Посещение Святой Земли должно являться мечтой всякого верующего во Христа человека, потому что там особо чувствуется близость Бога, особо в камне, в веществе, в архитектуре, которая хранит следы Его земного пребывания. Но после Святой Земли, после Иерусалима нет на свете лучшей земли, чем Русская земля, потому что святость Русской земли выражена в её плодах. А плодами Русской земли, основой её святости является бесчисленный сонм русских святых.

Русские святые отличаются от всех других святых, которые прославляются в той или иной Церкви: греческой, сербской, в грузинской или в любой другой. Какие же есть отличительные черты, которые принадлежат только русской святости? Прежде всего, это особая любовь русских святых к Божьей Матери. Мы вспоминаем жития святых, знаем, как скудно жили наши подвижники, отшельники, например, такие светочи нашей Церкви, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Свирский и другие. В их кельях не было абсолютно ничего лишнего: один какой-то, может быть, топчан, на котором они несколько часов в сутки отдыхали от молитвенных подвигов и трудов, не имея никаких ни вещей, ни предметов. Лишь икона Божией Матери являлась в их кельях самым главным сокровищем. Без сомнения, так было и в жизни преподобного Серафима Саровского, который в своей келье молился перед образом Божией Матери «Умиление», и перед этой иконой он окончил свои дни земного пребывания. Подобно этому же было у преподобного Сергия Радонежского, необыкновенно, пламенно любившго Божию Матерь. В жизни и того, и другого святого Божия Матерь являлась более десяти раз, и Она всякий раз называла и того, и другого подвижника словами: «любимейший мой, избранничий мой». А обращаясь к тем святым, которые сопровождали Божию Матерь в том или ином видении, Она говорила им: «Этот от рода нашего», показывая на Серафима Саровского.

Именно поэтому наши русские святые, так пламенно любившие Божию Матерь, явились виновниками, явились причиной того, что Божия Матерь в ответ на эту их сыновнюю любовь,   особо возлюбила нашу землю. Сейчас с древнейших времён на канонической территории нашей Русской Церкви есть два земных удела Божией Матери: Киев и Дивеево, которые отмечены особым покровительством, особой любовью, особой милостью Пресвятой Богородицы, которая особо чувствуется в этих святых обителях. Она обещала тем избранникам, которые основывали их: Антонию и Феодосию Печерскому и Серафиму Саровскому, что Её благодать и милость никогда не отступит от тех мест. И если два удела Божией Матери, а их всего четыре, по преданию принадлежат Русской земле территориально и географически, то вся Русская земля является домом Пресвятой Богородицы, Её особым уделом.

Милость и чудеса Божией Матери всегда зримо выражались в нашей истории, в бесчисленных чудесах, которые Она источала от множества Своих икон, точнее, более трёхсот чудотворных икон Божией Матери, которые прославлены только в Русской Церкви. А ведь они прославлялись не по мановению кисти художника, не по какому-то зрительскому, эстетическому эффекту, а реально были прославлены каким-то конкретным чудом или множеством чудес, которые Божия Матерь через Свои иконы, через посредство Своего изображения изливала всегда преизобильно в народ наш. Множество этих чудотворных икон является свидетельством и залогом Её непрекращающейся милости к нам, грешным, и до наших дней.

Другой отличительной чертой русской святости являются такие необыкновенные святые страстотерпцы, прежде всего, князья Борис и Глеб, князь Игорь, а затем страстотерпцы последних, близких к нам дней и лет, царственные страстотерпцы и мученики:  царь Николай со своей благоверной супругой царицей Александрой и своими необыкновенными детьми- мучениками. Они не мучились за Христа так, как страдали древние мученики, но безмолвно отдали свои жизни ради спасения, ради умиротворения русского народа, чтобы через их смерть остановился или уменьшился поток крови, который вот-вот готов был залить русскую землю.  Царственные страстотерпцы повторили подвиг своих предшественников, родоначальников, князей Бориса и Глеба, которые тоже не страдали открыто за Христа. Их никто не заставлял отречься от веры, но они сказали, помня евангельские слова, что нет больше той любви, кто душу свою положит за друзей своих; или «взявший меч от меча и погибнет» и многие другие истины нашей веры. Такого наименования, как страстотерпцы, также нет нигде в других святцах и нигде в иной Православной Церкви.

Есть ещё одна необыкновенная черта русской святости — это обилие Христа ради юродивых и блаженных. Некоторые из них, единичные представители, были в Греческой Церкви. Для примера можно назвать Андрея Христа ради юродивого, который был свидетелем чуда Покрова Пресвятой Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, но и он был славянином по своему происхождению. А сколько было этих юродивых и блаженных на Руси? Не было такого столетия, не было даже десятилетия на Русской земле, когда в том или ином приделе в Великом Новгороде, или в Устюге, или в Пскове, или в Москве, или в иных местах не появлялись прославленные блаженные, причисленные к лику святых и ведомые одному народу, а иногда только одному Богу — это особый разряд святости, который непонятен ни для кого, который присущ только Русской земле.

Ведь эти святые, эти блаженные, Христа ради юродивые сначала были обычными в нашем понимании, нормальными людьми. Но в тот или иной момент своей жизни они услышали призыв Христа, Который призывал их к большему подвигу, иногда после каких-то скорбей и испытаний в их жизни. Как, например, блаженная Ксения, наша петербургская святая. Они понимали, что чтобы что-то спасти,  что-то изменить в жизни или своей, или своих близких, Бог от них требует большего подвига. И они шли на этот подвиг, принимая личину юродства на себя, через которую они казались своим современникам умалишенными, неполноценными людьми. А между тем, за ними скрывался высочайший разум, и они отрекались от него, тем самым отдавая Богу и жертвуя Ему самым главным даром, который Он дал человеку – разум; тем самым пресекая человеческую гордыню, которая развивается и исходит чаще всего от нашего разума — горделивого и возносящегося на Бога.

Святые Христа ради юродивые были особыми людьми, которых всегда слышал Бог. Они никого никогда не боялись: ни князей, ни царей, ни сильных мира сего. Они обличали всех тех, о жизни которых открывал им Бог, говорили в глаза правду, призывая людей к покаянию. Они неоднократно спасали наш народ то от гнева Божия, то от гнева обезумевших властителей, например, таких, как Иоанн Грозный, когда в молитвенном предстательстве и дерзновении блаженного Николая Псковского был сохранён город от смерти, были сохранены все жители, все современники тех событий в далёком  XVI веке.

Блаженные Христа ради юродивые особенно ярко выразили ещё одну такую характерную черту русской святости, как особое смирение русских святых, необыкновенное христианское терпение скорбей, бед и напастей собственной жизни; скорбей, которые посылались от ближних, которые иногда искушали, обижали, а иногда даже избивали и святых, и блаженных  Христа ради юродивых.

Дорогие братия и сестры! Все русские святые прославились в Царстве Небесном. Они выделены, они избраны Богом благодаря своему необыкновенному труду, потому что русские святые — подвижники особого горения духа и натруженных рук. Как возрождались наши русские обители? Нет такого края, нет такой области, где не было бы этих обителей, святых монастырей, которые созидались огромным трудом и духовным, и физическим наших русских близких и любимых нами русских святых.

Нам не хватит времени, чтобы перечислить и вспомнить всех святых. В православных соборах, когда в этот день на литии перечисляются списки русских святых, не считая новомученников и исповедников, это поминовение занимает около часа времени. Это целая книга, которая собирает бесчисленные имена подвижников, начиная где-то с Х века и заканчивая новомученниками и исповедниками российскими.

Дорогие братия и сестры! Сегодня святые радуются о том, что Церковь земная помнит их, и они призывают нас идти вслед за ними, в чём реально для каждого из нас повторить их подвиг: или несение семейного креста безропотно, или терпение скорбей и бед, иногда болезней, иногда каких-то нестроений, которые точно так же и они переживали в своей жизни. Они ничем не отличались от нас по своей человеческой природе. Они жили на этой же земле, то же солнце им светило, под тем же небом они ходили, но дух их горел к Богу немного по-другому. Их дух весь горел и весь обращён был и отдан к Богу. Эта любовь к Богу не разделялась, не разменивалась в их жизни ни с кем другим. Они любили Бога больше всего в своей жизни, исполняя заповедь Священного Писания: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем помышлением твоим; и ближнего твоего как  самого себя».

Когда святые приобретали эту божественную любовь, они распространяли её на всех людей, которые притекали к ним, ища помощи и утешения. Когда они открывали двери своей кельи по подобию Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Оптинских старцев, которых называли утешителями на Руси, народ русский всегда шёл туда, в эти обители и у ног этих святых черпал силы продолжать жизнь и нести свой христианский крест с терпением и благодарностью Богу.

Дорогие братия и сестры! В этот день мы должны  обратиться с вами с пламенной и чистосердечной молитвой к нашим русским избранникам, чтобы они помнили нас, сродников своих, и молились за нас, маловерных, хладнокровных и теплохладных перед престолом Божиим.

Святители земли Русской, молите Бога о нас. Аминь.

25 июня 2006

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

«Церковь Русская, красуйся, ликуй, се бо чада твоя престолу Владычню во славе предстоят, радующеся». В этих и других словах один из выдающихся иерархов нашей Русской Церкви уже советского периода святитель Афанасий (Сахаров) почтил память русских святых. С того момента этот гимн русским святым является одним из самых любимых песнопений, в которых утверждается русская земля и в котором выражается вся сущность нашей веры в предстательство святых и которая показывает зависимость нашей жизни от веры. Оканчивается эта стихира такими словами: «Русь Святая, храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение».

И вот сегодня, дорогие братия и сестры, наша Церковь молитвенно вспоминает всех  русских святых. Это праздник особый, такой наш родной, близкий, наш собственный, особо относящийся ко всем нам и ко всей Русской земле. Сегодня мы прославляем всех святых, которые сияют в сонме Русской святости. Среди них многие обрели веру ещё до принятия Русью веры Православной, до крещения её при князе Владимире.

Первыми мучениками были святые Фёдор и Иоанн, отец и сын, варяги, пострадавшие за Христа и оросившие своей кровью нашу землю. Они были заживо сожжены в Киеве озверевшими язычниками, своими соплеменниками, которые хотели принести человеческое жертвоприношение одному из тех божеств, Перуну, которому поклонялись наши далёкие предки: язычники-славяне. Они явились предвестниками крещения Руси светом Православия

Затем княгиня Ольга Российская, которая приходилась бабкой князю Владимиру, принимает крещение от греческого патриарха. Византийский император становится её воспреемником от святой купели крещения, и она задолго ещё до крещения Руси явилась «утренней звездой», как называет её Церковь, которая восходила над нашей страной и была символом скорого просвещения всей Руси светом Христова благовестия. Благоверную княгиню Российскую Ольгу святая Церковь наша называет равноапостольной. Немногим святым присвоен был такой высокий титул, такое высокое наименование во всей Вселенской Церкви, и среди них наша русская княгиня. Она достойна этого, потому что её материнское воспитание, её вклад в дело христианского просвещения своего внука, князя Владимира принесли благодатные плоды, и князь Владимир, когда-то преуспевающий язычник, по её молитвам начал сомневаться в своих бесконечных идолах – перунах, хорсах, даждьбогах, велесах и других.

К нему приходят послы из разных стран, религиозные проповедники и философы, которые, наверное, зная об этом поиске души князя русского, приходят на нашу землю и рассказывают ему каждый о своей вере. И вот, промыслом Божиим, когда греческий проповедник показал перед князем Владимиром сцену Страшного Суда, то князь сказал: «как хорошо тем, которые будут по правую сторону от Спасителя Христа, и горе тем, которые будут находиться по левую сторону от Христа, они будут гореть в огне огненном».

Это благовестие об основах Православной веры, ожидание Страшного Суда, воздаяние, получаемое человеком от Бога, которое ждёт каждого, запало в душу князю Владимиру, и он принимает святое крещение в пределах Византийской земли. Перед Крещением он ослеп,  еще будучи язычником, хотел завоевать Константинополь, покорить его и тем самым заставить греческого патриарха, императора крестить русского князя  вынужденно, чтобы они, как рабы, преклонились перед ним.

Когда Владимир принял крещение, то глаза его прозрели, тем самым знаменуя духовное прозрение князя и просвещение через него всей Русской земли. В крещении он получил христианское имя Василий в честь правящего византийского императора Василия II. В 988 году князь Владимир на совете бояр выбирает христианство в качестве государственной религии Киевской Руси и принимает решение о крещении «по закону греческому». Когда князь возвращается на Русскую землю, он ведёт с собой множество греческих священников, которые на Днепре крестят всех пришедших туда людей. Бояре, князья, воины, простой люд по совету и по примеру своего князя принимают святое крещение и говорят, что если бы не была доброй эта вера, то наш князь не принял бы её.

Перед принятием таинства крещения князь Владимир послал в Константинополь своих послов, чтобы они на том месте, где бьётся сердце Православной Вселенной, смогли увидеть своими глазами Православные храмы и убедиться в правильном выборе их князя. И когда эти послы посетили величественный собор святой Софии, то они передали князю свои впечатления в таких словах: «Мы не помним, где были: или на небе, или на земле, настолько было величественно и необыкновенно богослужение».

Это впечатление так воздействовало на души княжеских послов, что Бог через эти все дивные события просветил наших далёких предков светом Христовой истины. Тем самым история нашего государства самым непосредственным  образом связана уже не с теми далекими малочисленными язычниками-славянами, которых иногда считали предшественниками христианства на Руси, что это была исконная религия на русской земле. Ничего подобного, дорогие братия и сестры. Русское государство окрепло и сформировалось только благодаря  вере Православной. Вся наша история со времён князя Владимира и до сегодняшнего дня связана с Русской Церковью.

Сегодня наша Русская Церковь ликует, ликует Церковь земная, стараясь подняться до уровня этого небесного духовного торжества, в котором пребывает Церковь Небесная, торжествующая. Сегодня все эти бесчисленные лики русских святых, а их миллионы, предстоят перед престолом Божиим. Историки Церкви говорят о том, что у нас, в нашей Русской Церкви святых больше, чем где бы то ни было; больше, чем во всех других Церквях Православных, вместе взятых. И даже сонм новомучеников российских, которые пострадали за Христа в послереволюционные годы в нашей стране, прославленных Церковью, имена которых знает один Бог, он уже в несколько раз превосходит все вселенские святцы. Вот настолько благодатна, настолько любима Богом Русская земля.

Конечно, Святая Земля, где жил и проповедовал Господь наш Иисус Христос — это главнейшая святыня, предмет чаяния многих христиан, место, куда устремляется благочестивое сердце всякого христианина. Посещение Святой Земли должно являться мечтой всякого верующего во Христа человека, потому что там особо чувствуется близость Бога, особо в камне, в веществе, в архитектуре, которая хранит следы Его земного пребывания. Но после Святой Земли, после Иерусалима нет на свете лучшей земли, чем Русская земля, потому что святость Русской земли выражена в её плодах. А плодами Русской земли, основой её святости является бесчисленный сонм русских святых.

Русские святые отличаются от всех других святых, которые прославляются в той или иной Церкви: греческой, сербской, в грузинской или в любой другой. Какие же есть отличительные черты, которые принадлежат только русской святости? Прежде всего, это особая любовь русских святых к Божьей Матери. Мы вспоминаем жития святых, знаем, как скудно жили наши подвижники, отшельники, например, такие светочи нашей Церкви, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Свирский и другие. В их кельях не было абсолютно ничего лишнего: один какой-то, может быть, топчан, на котором они несколько часов в сутки отдыхали от молитвенных подвигов и трудов, не имея никаких ни вещей, ни предметов. Лишь икона Божией Матери являлась в их кельях самым главным сокровищем. Без сомнения, так было и в жизни преподобного Серафима Саровского, который в своей келье молился перед образом Божией Матери «Умиление», и перед этой иконой он окончил свои дни земного пребывания. Подобно этому же было у преподобного Сергия Радонежского, необыкновенно, пламенно любившго Божию Матерь. В жизни и того, и другого святого Божия Матерь являлась более десяти раз, и Она всякий раз называла и того, и другого подвижника словами: «любимейший мой, избранничий мой». А обращаясь к тем святым, которые сопровождали Божию Матерь в том или ином видении, Она говорила им: «Этот от рода нашего», показывая на Серафима Саровского.

Именно поэтому наши русские святые, так пламенно любившие Божию Матерь, явились виновниками, явились причиной того, что Божия Матерь в ответ на эту их сыновнюю любовь,   особо возлюбила нашу землю. Сейчас с древнейших времён на канонической территории нашей Русской Церкви есть два земных удела Божией Матери: Киев и Дивеево, которые отмечены особым покровительством, особой любовью, особой милостью Пресвятой Богородицы, которая особо чувствуется в этих святых обителях. Она обещала тем избранникам, которые основывали их: Антонию и Феодосию Печерскому и Серафиму Саровскому, что Её благодать и милость никогда не отступит от тех мест. И если два удела Божией Матери, а их всего четыре, по преданию принадлежат Русской земле территориально и географически, то вся Русская земля является домом Пресвятой Богородицы, Её особым уделом.

Милость и чудеса Божией Матери всегда зримо выражались в нашей истории, в бесчисленных чудесах, которые Она источала от множества Своих икон, точнее, более трёхсот чудотворных икон Божией Матери, которые прославлены только в Русской Церкви. А ведь они прославлялись не по мановению кисти художника, не по какому-то зрительскому, эстетическому эффекту, а реально были прославлены каким-то конкретным чудом или множеством чудес, которые Божия Матерь через Свои иконы, через посредство Своего изображения изливала всегда преизобильно в народ наш. Множество этих чудотворных икон является свидетельством и залогом Её непрекращающейся милости к нам, грешным, и до наших дней.

Другой отличительной чертой русской святости являются такие необыкновенные святые страстотерпцы, прежде всего, князья Борис и Глеб, князь Игорь, а затем страстотерпцы последних, близких к нам дней и лет, царственные страстотерпцы и мученики:  царь Николай со своей благоверной супругой царицей Александрой и своими необыкновенными детьми- мучениками. Они не мучились за Христа так, как страдали древние мученики, но безмолвно отдали свои жизни ради спасения, ради умиротворения русского народа, чтобы через их смерть остановился или уменьшился поток крови, который вот-вот готов был залить русскую землю.  Царственные страстотерпцы повторили подвиг своих предшественников, родоначальников, князей Бориса и Глеба, которые тоже не страдали открыто за Христа. Их никто не заставлял отречься от веры, но они сказали, помня евангельские слова, что нет больше той любви, кто душу свою положит за друзей своих; или «взявший меч от меча и погибнет» и многие другие истины нашей веры. Такого наименования, как страстотерпцы, также нет нигде в других святцах и нигде в иной Православной Церкви.

Есть ещё одна необыкновенная черта русской святости — это обилие Христа ради юродивых и блаженных. Некоторые из них, единичные представители, были в Греческой Церкви. Для примера можно назвать Андрея Христа ради юродивого, который был свидетелем чуда Покрова Пресвятой Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, но и он был славянином по своему происхождению. А сколько было этих юродивых и блаженных на Руси? Не было такого столетия, не было даже десятилетия на Русской земле, когда в том или ином приделе в Великом Новгороде, или в Устюге, или в Пскове, или в Москве, или в иных местах не появлялись прославленные блаженные, причисленные к лику святых и ведомые одному народу, а иногда только одному Богу — это особый разряд святости, который непонятен ни для кого, который присущ только Русской земле.

Ведь эти святые, эти блаженные, Христа ради юродивые сначала были обычными в нашем понимании, нормальными людьми. Но в тот или иной момент своей жизни они услышали призыв Христа, Который призывал их к большему подвигу, иногда после каких-то скорбей и испытаний в их жизни. Как, например, блаженная Ксения, наша петербургская святая. Они понимали, что чтобы что-то спасти,  что-то изменить в жизни или своей, или своих близких, Бог от них требует большего подвига. И они шли на этот подвиг, принимая личину юродства на себя, через которую они казались своим современникам умалишенными, неполноценными людьми. А между тем, за ними скрывался высочайший разум, и они отрекались от него, тем самым отдавая Богу и жертвуя Ему самым главным даром, который Он дал человеку – разум; тем самым пресекая человеческую гордыню, которая развивается и исходит чаще всего от нашего разума — горделивого и возносящегося на Бога.

Святые Христа ради юродивые были особыми людьми, которых всегда слышал Бог. Они никого никогда не боялись: ни князей, ни царей, ни сильных мира сего. Они обличали всех тех, о жизни которых открывал им Бог, говорили в глаза правду, призывая людей к покаянию. Они неоднократно спасали наш народ то от гнева Божия, то от гнева обезумевших властителей, например, таких, как Иоанн Грозный, когда в молитвенном предстательстве и дерзновении блаженного Николая Псковского был сохранён город от смерти, были сохранены все жители, все современники тех событий в далёком  XVI веке.

Блаженные Христа ради юродивые особенно ярко выразили ещё одну такую характерную черту русской святости, как особое смирение русских святых, необыкновенное христианское терпение скорбей, бед и напастей собственной жизни; скорбей, которые посылались от ближних, которые иногда искушали, обижали, а иногда даже избивали и святых, и блаженных  Христа ради юродивых.

Дорогие братия и сестры! Все русские святые прославились в Царстве Небесном. Они выделены, они избраны Богом благодаря своему необыкновенному труду, потому что русские святые — подвижники особого горения духа и натруженных рук. Как возрождались наши русские обители? Нет такого края, нет такой области, где не было бы этих обителей, святых монастырей, которые созидались огромным трудом и духовным, и физическим наших русских близких и любимых нами русских святых.

Нам не хватит времени, чтобы перечислить и вспомнить всех святых. В православных соборах, когда в этот день на литии перечисляются списки русских святых, не считая новомученников и исповедников, это поминовение занимает около часа времени. Это целая книга, которая собирает бесчисленные имена подвижников, начиная где-то с Х века и заканчивая новомученниками и исповедниками российскими.

Дорогие братия и сестры! Сегодня святые радуются о том, что Церковь земная помнит их, и они призывают нас идти вслед за ними, в чём реально для каждого из нас повторить их подвиг: или несение семейного креста безропотно, или терпение скорбей и бед, иногда болезней, иногда каких-то нестроений, которые точно так же и они переживали в своей жизни. Они ничем не отличались от нас по своей человеческой природе. Они жили на этой же земле, то же солнце им светило, под тем же небом они ходили, но дух их горел к Богу немного по-другому. Их дух весь горел и весь обращён был и отдан к Богу. Эта любовь к Богу не разделялась, не разменивалась в их жизни ни с кем другим. Они любили Бога больше всего в своей жизни, исполняя заповедь Священного Писания: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем помышлением твоим; и ближнего твоего как  самого себя».

Когда святые приобретали эту божественную любовь, они распространяли её на всех людей, которые притекали к ним, ища помощи и утешения. Когда они открывали двери своей кельи по подобию Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Оптинских старцев, которых называли утешителями на Руси, народ русский всегда шёл туда, в эти обители и у ног этих святых черпал силы продолжать жизнь и нести свой христианский крест с терпением и благодарностью Богу.

Дорогие братия и сестры! В этот день мы должны  обратиться с вами с пламенной и чистосердечной молитвой к нашим русским избранникам, чтобы они помнили нас, сродников своих, и молились за нас, маловерных, хладнокровных и теплохладных перед престолом Божиим.

Святители земли Русской, молите Бога о нас. Аминь.

Предыдущая проповедь

20 апреля 2006

Воспоминание тайной вечери
Следующая проповедь

20 января 2007

Попразднство Богоявления
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00