Дорогие братия и сестры. В Никео-Цареградском Символе веры есть такие слова о Христе, что мы веруем в Него «…и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Об этом (о Втором пришествии Господа) мы услышали сейчас в Евангелии. Это пророчество, предсказание Господа о том событии, которое всех нас ожидает.
Первые христиане древней Церкви, которые были современниками жизни Христа, когда услышали слова Господа о том, что Он второй раз придёт на землю, думали, что это событие наступит очень скоро. И когда Иисус, воскресший из мёртвых, возносился с человеческой плотью на небеса, древние христиане не хотели уходить даже от горы Елеонской и думали, что это Вознесение ненадолго. Христос с прославленной человеческой плотью поднимется на небеса и встретится в человеческом образе с Богом-Отцом, и таинство искупления человеческого рода будет окончательно завершено, и Он снова придёт. И ученики, христиане никуда не уходили от Елеонской горы, так что понадобилось явление Ангела с неба, который сказал им: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Когда в древней Церкви настали гонения, когда кровь христиан полилась рекой, тогда христиане думали, что вот-вот сейчас придёт их избавление. В Апокалипсисе есть такие слова: «доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10). И Апокалипсис оканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), то есть, иди скорее, приходи, Господи, без Тебя плохо и трудно на земле.
И в этом радостном ожидании Второго пришествия Господа не было для древних христиан ничего страшного, ничего ужасного, одна радость встречи со Христом, Которого они любили больше всего в своей жизни. Но со временем, с обмирщением жизни христиан, проникновением греха в жизнь христиан, в церковную жизнь, события Страшного суда стали восприниматься по-другому. Христиане стали бояться Страшного суда. И когда об этом идёт речь в Церкви, люди, порой, не хотят об этом слушать. Но, например, как было в жизни апостола Павла, когда он пришёл в Афины и говорил о Воскресении, о Страшном суде афиняне говорили: «Послушаем об этом тебя в другой раз». Люди привыкли слушать о чём-то хорошем, добром, успокаивающем, обнадёживающем даже в Церкви.
Для нас с вами не всегда совместимо и понятно представление о Боге, Который является Любовью, Любовью в превосходнейшей степени, об этом нам сообщает Его возлюбленный ученик Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нём» (1Ин. 4;16). В нашей личной молитве мы обращаемся к Богу словами, преисполненными сыновней любви — «Отец наш». И вдруг этот Отец, любящий нас, оказывается не таким, Он оказывается грозным судьёй, Который бесповоротно и окончательно разделит всё человечество на две части: праведников поставит по правую сторону от Себя, а грешников по левую; одни наследуют Царство Небесное, Град Божий, райское блажентсво, а другие пойдут в муку вечную, в геену огненную. И Господь им произнесёт суровые слова: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
И вспоминая это, осмысливая это событие в преддверии Великого поста, каждый из нас содрогается о том, как бы не оказаться по левую сторону от Христа. И Господь поэтому, желая каждому человеку спасения, предупреждает нас о том, что этот суд непременно будет, что это не аллегория, что это не иносказание, а это реальное событие, которое завершит историю рода человеческого на земле. Оно так же достоверно, как и Его Первое пришествие, когда Он родился о Девы ради нас и нашего с вами спасения.
Как же мы можем Бога представить одновременно таким милостивым и справедливым Судией? В Священном Писании есть много моментов, когда Бог сурово наказывает грех. Ещё до сотворения мира он не пощадил Денницу вместе с другими падшими ангелами, которые организовали демоническое царство. Господь не пощадил допотопное человечество и истребил весь род человеческий в водах потопа, кроме одного семейства Ноя. Господь не пощадил древние города Содом и Гоморру и другие города, которые пребывали в беззаконной жизни и страшных грехах. Бог Отец, наконец, не пощадил Сына Своего Единородного, Который взял на Себя грехи всего мира, каждого из нас и пригвоздил их ко Кресту. Через Его мучительную смерть даровано нам прощение крестной смертью нашего Господа. Из этих примеров мы видим, что Бог одновременно и Любовь, и Праведный Судья.
Дорогие братия и сестры. Чтобы мы не боялись этого Страшного Суда и были к нему готовы, Господь как заботливый Педагог предупреждает любимых учеников, что экзамен скоро, и билет, который надо вытащить, будет лежать вот в этом месте, чтобы вы знали, как на него ответить и как подготовиться к этому самому главному экзамену. Эта подсказка дается нам в сегодняшнем Евангелии. Подсказка эта состоит в том, что кто хочет оказаться по правую сторону от Господа, должен творить дела милосердия и любви: кто накормил голодного, кто напоил жаждущего, кто одел нагого, кто посетил больного, кто принял странного в свой дом, кто посетил заключенного. С одной стороны, мы видим, какие простые советы, за которыми даже не стоит какая-то сильная финансовая трата, какая-то чрезмерная жертва. Эти дела лежат в области социально-гуманитарной помощи людям, которые терпят нужду и бедствия. И эти универсальные правила доступны для всех людей, и не только христиан. Разве мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты не могут творить эти добрые дела? Могут, и творят их. Мы знаем такие примеры из нашей жизни, когда инославные, порой, являются более добродетельными людьми, чем мы с вами.
Это обнадёживающее место Священного Писания говорит нам о том, что люди, которые не приняли Христа, могут уйти на тот свет с надеждой на милость Божию. Мы знаем много таких добродетельных людей, которые не были верующими во Христа, но которые в своей жизни творили бесконечно много добрых дел.
Что же получается? Да, действительно, Господь может спасти и действительно спасёт не только людей, принадлежащих к Церкви Христовой. Есть такие слова в Священном Писании: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). О язычниках, которые вообще не признают Бога, Господь говорит, что они имеют закон в сердцах своих, закон совести, по которому Бог будет их судить. И после этих слов представляется, что это является самым главным.
Но давайте посмотрим детально, а многих ли облагодетельствовали мы с вами? Многих ли мы ввели в свой дом, дали им всего «потребного для тела» (Иак. 2:16)? Ведь такая традиция была в ХIХ веке, до революции, когда паломников, Божиих людей, странников принимали везде, в каждой деревне, в каждом доме. И на столе что-то оставляли из продуктов, если хоть кто-то постучится, сразу пустить в свой дом и сразу накормить. Сейчас все поменялось, люди стали другими, мы стали прагматичными, недоверчивыми и корыстолюбивыми. Мы никого не впускаем в дом, потому что это бывает опасно для жизни. Нас могут затруднить, нас могут обворовать потом, нам могут причинить те или иные неудобства, грязь, вонь и так далее. Мы никого не пускаем в дом, никого с вами не кормим и никого не одеваем. Слава Богу, что при нашем храме, в том числе, в какой-то степени вашим усердием поддерживаются два прекрасных дела, о которых сегодня говорит Евангелие: это кормление бедных, нуждающихся, нищих, бомжей и раздача благотворительной одежды. Дай Бог, чтобы эти проекты, нужные людям, продолжали исполняться в нашем храме.
Посетить в темнице находящегося, порой, вообще невозможно, если человек находится под следствием до решения суда. Никого вы там не посетите и никуда вас не пустят. Только если это уже колония, отбывание срока. И пойдёте к конкретному человеку, родственнику или знакомому. Прошли те времена, когда в ХIХ веке царь, например, приходил в Пасху и облагодетельствовал, христосовался со всеми заключенными. Сейчас это абсолютно нереально.
Что же получается? Такие простые дела, которые нам понятны, но мы совершить их с вами не можем. Конечно, этими делами не ограничивается весь спектр благотворительности и любви к людям. Люди гораздо больше терпят бед и лишений. И каждый из нас, находясь на своём месте, может совершать те или иные дела милосердия.
И вот теперь возвратимся к той мысли, которая может витать в умах каждого из нас. Если Господь судит мир по таким понятным вещам: одеть, обуть, накормить — получается, зачем ходить в Церковь? Зачем она вообще нужна, зачем посты, зачем молитвы, зачем вообще все обряды, обычаи и традиции? Спасутся и язычники, и мусульмане, и буддисты, если они могут творить дела милосердия. Тогда храмы не нужны. И мы с вами тогда занимаемся абсолютно чем-то ненужным и пустым.
Дорогие братия и сестры. Церковь предупреждает нас, что всё, что мы упомянули, что для нас ценно и дорого, все эти традиции и обряды дают нам радость жизни и придаёт ей смысл. Но мы не должны на них останавливаться, они должны приводить нас к делам любви. Это самое главное. Если добрых дел нет, жизнь пуста. Она теряет всякое значение в очах Божиих.
И сегодня мы услышали в апостольском чтении слова апостола Павла в преддверии поста: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не приобретаем» (1Кор. 8:8). Пища — это вещь второстепенного порядка. Хорошо было бы услышать в эту неделю другие слова апостола Павла, его знаменитый Гимн о любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет во мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:1-3).
Без любви нет никакого смысла в нашей с вами жизни. И вот здесь ответ на вопрос, для чего нужно ходить в храм. Добрые дела, к которым призывает нас Господь, без Бога творить невозможно. Ведь, если ты не видишь в человеке Образ Христа, ты никогда не будешь творить добро. Этот ближний тебе будет чужой, он тебе будет неприятен по тем или иным причинам, ты к нему не имеешь никакого отношения. Только христианское благочестие, только традиции нашей веры укореняет нас в доброделании.
Сколько примеров видел я, как священник, когда состоятельные и богатые люди приходят в Церковь и говорят о том, что хотят помогать. Но мне не нужны ни ваши золотые кресты, ни иконы, ни облачения, ни ваши стройки, ни детские учреждения — я хочу помогать людям. Давайте объединимся, давайте помогать больным, нуждающимся, престарелым. В ответ звучит: «Прекрасно, давайте». Сооружаем что-то такое, на постоянной основе, но проходит месяц, два и человек не выдерживает и ломается. Весь потенциал доброделания иссяк и исчерпал себя.
Поэтому все эти «добрые дела» людей, неверующих во Христа, лживы и преходящи. Эти же добрые дела людей, живущих в Церкви, для них абсолютно естественны, так же как ощущать сердце, бьющееся в груди и дающее нам жизнь.
Дорогие братия и сестры, будем понуждать себя к добрым делам, которые оправдывают нашу жизнь, «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Аминь!
3 марта 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В Никео-Цареградском Символе веры есть такие слова о Христе, что мы веруем в Него «…и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Об этом (о Втором пришествии Господа) мы услышали сейчас в Евангелии. Это пророчество, предсказание Господа о том событии, которое всех нас ожидает.
Первые христиане древней Церкви, которые были современниками жизни Христа, когда услышали слова Господа о том, что Он второй раз придёт на землю, думали, что это событие наступит очень скоро. И когда Иисус, воскресший из мёртвых, возносился с человеческой плотью на небеса, древние христиане не хотели уходить даже от горы Елеонской и думали, что это Вознесение ненадолго. Христос с прославленной человеческой плотью поднимется на небеса и встретится в человеческом образе с Богом-Отцом, и таинство искупления человеческого рода будет окончательно завершено, и Он снова придёт. И ученики, христиане никуда не уходили от Елеонской горы, так что понадобилось явление Ангела с неба, который сказал им: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Когда в древней Церкви настали гонения, когда кровь христиан полилась рекой, тогда христиане думали, что вот-вот сейчас придёт их избавление. В Апокалипсисе есть такие слова: «доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10). И Апокалипсис оканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), то есть, иди скорее, приходи, Господи, без Тебя плохо и трудно на земле.
И в этом радостном ожидании Второго пришествия Господа не было для древних христиан ничего страшного, ничего ужасного, одна радость встречи со Христом, Которого они любили больше всего в своей жизни. Но со временем, с обмирщением жизни христиан, проникновением греха в жизнь христиан, в церковную жизнь, события Страшного суда стали восприниматься по-другому. Христиане стали бояться Страшного суда. И когда об этом идёт речь в Церкви, люди, порой, не хотят об этом слушать. Но, например, как было в жизни апостола Павла, когда он пришёл в Афины и говорил о Воскресении, о Страшном суде афиняне говорили: «Послушаем об этом тебя в другой раз». Люди привыкли слушать о чём-то хорошем, добром, успокаивающем, обнадёживающем даже в Церкви.
Для нас с вами не всегда совместимо и понятно представление о Боге, Который является Любовью, Любовью в превосходнейшей степени, об этом нам сообщает Его возлюбленный ученик Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нём» (1Ин. 4;16). В нашей личной молитве мы обращаемся к Богу словами, преисполненными сыновней любви — «Отец наш». И вдруг этот Отец, любящий нас, оказывается не таким, Он оказывается грозным судьёй, Который бесповоротно и окончательно разделит всё человечество на две части: праведников поставит по правую сторону от Себя, а грешников по левую; одни наследуют Царство Небесное, Град Божий, райское блажентсво, а другие пойдут в муку вечную, в геену огненную. И Господь им произнесёт суровые слова: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
И вспоминая это, осмысливая это событие в преддверии Великого поста, каждый из нас содрогается о том, как бы не оказаться по левую сторону от Христа. И Господь поэтому, желая каждому человеку спасения, предупреждает нас о том, что этот суд непременно будет, что это не аллегория, что это не иносказание, а это реальное событие, которое завершит историю рода человеческого на земле. Оно так же достоверно, как и Его Первое пришествие, когда Он родился о Девы ради нас и нашего с вами спасения.
Как же мы можем Бога представить одновременно таким милостивым и справедливым Судией? В Священном Писании есть много моментов, когда Бог сурово наказывает грех. Ещё до сотворения мира он не пощадил Денницу вместе с другими падшими ангелами, которые организовали демоническое царство. Господь не пощадил допотопное человечество и истребил весь род человеческий в водах потопа, кроме одного семейства Ноя. Господь не пощадил древние города Содом и Гоморру и другие города, которые пребывали в беззаконной жизни и страшных грехах. Бог Отец, наконец, не пощадил Сына Своего Единородного, Который взял на Себя грехи всего мира, каждого из нас и пригвоздил их ко Кресту. Через Его мучительную смерть даровано нам прощение крестной смертью нашего Господа. Из этих примеров мы видим, что Бог одновременно и Любовь, и Праведный Судья.
Дорогие братия и сестры. Чтобы мы не боялись этого Страшного Суда и были к нему готовы, Господь как заботливый Педагог предупреждает любимых учеников, что экзамен скоро, и билет, который надо вытащить, будет лежать вот в этом месте, чтобы вы знали, как на него ответить и как подготовиться к этому самому главному экзамену. Эта подсказка дается нам в сегодняшнем Евангелии. Подсказка эта состоит в том, что кто хочет оказаться по правую сторону от Господа, должен творить дела милосердия и любви: кто накормил голодного, кто напоил жаждущего, кто одел нагого, кто посетил больного, кто принял странного в свой дом, кто посетил заключенного. С одной стороны, мы видим, какие простые советы, за которыми даже не стоит какая-то сильная финансовая трата, какая-то чрезмерная жертва. Эти дела лежат в области социально-гуманитарной помощи людям, которые терпят нужду и бедствия. И эти универсальные правила доступны для всех людей, и не только христиан. Разве мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты не могут творить эти добрые дела? Могут, и творят их. Мы знаем такие примеры из нашей жизни, когда инославные, порой, являются более добродетельными людьми, чем мы с вами.
Это обнадёживающее место Священного Писания говорит нам о том, что люди, которые не приняли Христа, могут уйти на тот свет с надеждой на милость Божию. Мы знаем много таких добродетельных людей, которые не были верующими во Христа, но которые в своей жизни творили бесконечно много добрых дел.
Что же получается? Да, действительно, Господь может спасти и действительно спасёт не только людей, принадлежащих к Церкви Христовой. Есть такие слова в Священном Писании: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). О язычниках, которые вообще не признают Бога, Господь говорит, что они имеют закон в сердцах своих, закон совести, по которому Бог будет их судить. И после этих слов представляется, что это является самым главным.
Но давайте посмотрим детально, а многих ли облагодетельствовали мы с вами? Многих ли мы ввели в свой дом, дали им всего «потребного для тела» (Иак. 2:16)? Ведь такая традиция была в ХIХ веке, до революции, когда паломников, Божиих людей, странников принимали везде, в каждой деревне, в каждом доме. И на столе что-то оставляли из продуктов, если хоть кто-то постучится, сразу пустить в свой дом и сразу накормить. Сейчас все поменялось, люди стали другими, мы стали прагматичными, недоверчивыми и корыстолюбивыми. Мы никого не впускаем в дом, потому что это бывает опасно для жизни. Нас могут затруднить, нас могут обворовать потом, нам могут причинить те или иные неудобства, грязь, вонь и так далее. Мы никого не пускаем в дом, никого с вами не кормим и никого не одеваем. Слава Богу, что при нашем храме, в том числе, в какой-то степени вашим усердием поддерживаются два прекрасных дела, о которых сегодня говорит Евангелие: это кормление бедных, нуждающихся, нищих, бомжей и раздача благотворительной одежды. Дай Бог, чтобы эти проекты, нужные людям, продолжали исполняться в нашем храме.
Посетить в темнице находящегося, порой, вообще невозможно, если человек находится под следствием до решения суда. Никого вы там не посетите и никуда вас не пустят. Только если это уже колония, отбывание срока. И пойдёте к конкретному человеку, родственнику или знакомому. Прошли те времена, когда в ХIХ веке царь, например, приходил в Пасху и облагодетельствовал, христосовался со всеми заключенными. Сейчас это абсолютно нереально.
Что же получается? Такие простые дела, которые нам понятны, но мы совершить их с вами не можем. Конечно, этими делами не ограничивается весь спектр благотворительности и любви к людям. Люди гораздо больше терпят бед и лишений. И каждый из нас, находясь на своём месте, может совершать те или иные дела милосердия.
И вот теперь возвратимся к той мысли, которая может витать в умах каждого из нас. Если Господь судит мир по таким понятным вещам: одеть, обуть, накормить — получается, зачем ходить в Церковь? Зачем она вообще нужна, зачем посты, зачем молитвы, зачем вообще все обряды, обычаи и традиции? Спасутся и язычники, и мусульмане, и буддисты, если они могут творить дела милосердия. Тогда храмы не нужны. И мы с вами тогда занимаемся абсолютно чем-то ненужным и пустым.
Дорогие братия и сестры. Церковь предупреждает нас, что всё, что мы упомянули, что для нас ценно и дорого, все эти традиции и обряды дают нам радость жизни и придаёт ей смысл. Но мы не должны на них останавливаться, они должны приводить нас к делам любви. Это самое главное. Если добрых дел нет, жизнь пуста. Она теряет всякое значение в очах Божиих.
И сегодня мы услышали в апостольском чтении слова апостола Павла в преддверии поста: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не приобретаем» (1Кор. 8:8). Пища — это вещь второстепенного порядка. Хорошо было бы услышать в эту неделю другие слова апостола Павла, его знаменитый Гимн о любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет во мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:1-3).
Без любви нет никакого смысла в нашей с вами жизни. И вот здесь ответ на вопрос, для чего нужно ходить в храм. Добрые дела, к которым призывает нас Господь, без Бога творить невозможно. Ведь, если ты не видишь в человеке Образ Христа, ты никогда не будешь творить добро. Этот ближний тебе будет чужой, он тебе будет неприятен по тем или иным причинам, ты к нему не имеешь никакого отношения. Только христианское благочестие, только традиции нашей веры укореняет нас в доброделании.
Сколько примеров видел я, как священник, когда состоятельные и богатые люди приходят в Церковь и говорят о том, что хотят помогать. Но мне не нужны ни ваши золотые кресты, ни иконы, ни облачения, ни ваши стройки, ни детские учреждения — я хочу помогать людям. Давайте объединимся, давайте помогать больным, нуждающимся, престарелым. В ответ звучит: «Прекрасно, давайте». Сооружаем что-то такое, на постоянной основе, но проходит месяц, два и человек не выдерживает и ломается. Весь потенциал доброделания иссяк и исчерпал себя.
Поэтому все эти «добрые дела» людей, неверующих во Христа, лживы и преходящи. Эти же добрые дела людей, живущих в Церкви, для них абсолютно естественны, так же как ощущать сердце, бьющееся в груди и дающее нам жизнь.
Дорогие братия и сестры, будем понуждать себя к добрым делам, которые оправдывают нашу жизнь, «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Аминь!
Предыдущая проповедь
24 февраля 2019
Следующая проповедь
10 марта 2019
Все проповеди за 2019 год